Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС
статья на тему

Лебедева Оксана Юрьевна

Статья на тему: "Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Лебедева Оксана Юрьевна

Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС

            Рабочая программа является  индивидуальным инструментом преподавателя,  с помощью которого достигаются оптимальные и наиболее эффективные содержание, форумы, методы, и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. Формируется рабочая программа на основании авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекса.

       На данный момент написание рабочих программ – одна из довольно проблемных и трудоемких частей процесса подготовки необходимой рабочей  документации.

Это связано с тем, что:

  1.  оформление и содержание рабочей программы должно строго соответствовать определенным правилам.
  2.  процесс написания рабочей программы ограничен жесткими временными рамками.
  3.  Педагогу обычно необходимо составить  несколько программ по разным дисциплинам.
  4.  Несмотря, на наличие написанных программ, необходимо периодическая модификация, ориентированная на новые стандарты образования.

        Разработка рабочей программы по учебным предметам должна заключать в своей основе материал Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами. Ключевыми документами для составления рабочих программ учебных курсов можно назвать:

  1. Закон «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт;
  3. Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
  4. Базисный учебный план образовательного учреждения;
  5. Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

     В первую очередь в рабочей программе отображается целевая направленность конкретного образовательного учреждения. Основополагающей целью рабочей программы можно назвать максимально возможную реализацию специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине:

1.  расширение заявленных тем;

2.  внесение в установленный список дополнительных тем;

3. углубление изучаемых тем;

4.  изменение логической составляющей  освоения изучаемого материала;

5. уменьшение количества часов, выделенных на изучение материала по предмету.

Ключевыми задачами рабочей программы являются:

  1. Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся;
  2. Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета.

Основные функции, выполняемые рабочей программой:

  1. Нормативная функция – заключается в определении обязательности выполнения программы в полном объеме.
  2. Информационно-методическая функция – заключается в реализации возможности участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала по предмету, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы.
  3. Организационно-планирующая функция – заключается в выделении определенных этапов обучения, структурировании учебного материала, определении количественных и качественных характеристик материала на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Требования выдвигаемые к рабочей программе на основании вышеизложенных функций:

  1. Наличие признаков нормативного документа.
  2. Учет основных положений образовательной программы школы.
  3. Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
  4. Системность и целостность содержания образования.
  5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
  6. Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.
  7. Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

     Необходимо отметить, что Законом не определены требования к рабочей программе. Каждый преподаватель может самостоятельно выбирать форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Преподаватель может корректировать все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся.    

     Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  1. титульный лист;
  2. пояснительная записка;
  3. содержание учебного предмета, курса;
  4. тематический план;
  5. требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);
  6. критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;
  7. перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  8. список литературы (основной и дополнительной);
  9. учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

     Новизна и отличия рабочей программы от примерной: краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года;

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года ;
  • сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной;
  • внесенные в примерную (авторскую) программу изменения и их обоснование; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;
  • УМК, на основе которого ведется преподавание предмета (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ);
  • педагогические технологии, средства обучения, используемые прподавателем для достижения требуемых результатов обучения.

Список используемой литературы

  1. Положение по планированию и организации самостоятельной работы студентов, ОСА, 2012
  2. http://alekscdt.narod.ru/metodrek.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию и оформлению рабочей программы дисциплины в соотвествии с требованиями ФГОС

Представленнный материал содержить методические рекомендации, шаблон и пошаговую инструкцию для преподавателей колледжей по созданию и оформлению рабочей программы дисциплины в соответствии с требован...

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования

В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....

Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "

"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере  уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....

статья "Инновационный подход к проектированию КОС в условиях реализации требований ФГОС нового поколения "

  Компетентностный подход, внедряемый в образовательный процесс, влечет изменение целей и содержания КОС, методов и форм их реализации. Системно – деятельностный подход ориентирован на раз...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО 3+

ГлаОсновным результатом образовательной деятельности в СПО, в частности и нашего педагогического колледжа, является качественная подготовка специалистов, при осуществлении которой необходимо учитывать...

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС

Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации...

Целеполагание педагога как условие реализации требований ФГОС нового поколения

Как и любая деятельность человека, профессиональная деятельность педагога предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с учащимися как профессиональную д...