Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС
статья на тему
Статья на тему: "Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Лебедева Оксана Юрьевна
Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС
Рабочая программа является индивидуальным инструментом преподавателя, с помощью которого достигаются оптимальные и наиболее эффективные содержание, форумы, методы, и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения. Формируется рабочая программа на основании авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекса.
На данный момент написание рабочих программ – одна из довольно проблемных и трудоемких частей процесса подготовки необходимой рабочей документации.
Это связано с тем, что:
- оформление и содержание рабочей программы должно строго соответствовать определенным правилам.
- процесс написания рабочей программы ограничен жесткими временными рамками.
- Педагогу обычно необходимо составить несколько программ по разным дисциплинам.
- Несмотря, на наличие написанных программ, необходимо периодическая модификация, ориентированная на новые стандарты образования.
Разработка рабочей программы по учебным предметам должна заключать в своей основе материал Государственного стандарта общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) компетентными органами. Ключевыми документами для составления рабочих программ учебных курсов можно назвать:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
- Базисный учебный план образовательного учреждения;
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
В первую очередь в рабочей программе отображается целевая направленность конкретного образовательного учреждения. Основополагающей целью рабочей программы можно назвать максимально возможную реализацию специфики образовательного учреждения за счет планирования, организации и управления учебным процессом по определенной учебной дисциплине:
1. расширение заявленных тем;
2. внесение в установленный список дополнительных тем;
3. углубление изучаемых тем;
4. изменение логической составляющей освоения изучаемого материала;
5. уменьшение количества часов, выделенных на изучение материала по предмету.
Ключевыми задачами рабочей программы являются:
- Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся;
- Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета.
Основные функции, выполняемые рабочей программой:
- Нормативная функция – заключается в определении обязательности выполнения программы в полном объеме.
- Информационно-методическая функция – заключается в реализации возможности участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала по предмету, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы.
- Организационно-планирующая функция – заключается в выделении определенных этапов обучения, структурировании учебного материала, определении количественных и качественных характеристик материала на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Требования выдвигаемые к рабочей программе на основании вышеизложенных функций:
- Наличие признаков нормативного документа.
- Учет основных положений образовательной программы школы.
- Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.
- Системность и целостность содержания образования.
- Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
- Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ.
- Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Необходимо отметить, что Законом не определены требования к рабочей программе. Каждый преподаватель может самостоятельно выбирать форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с Примерной программой по предмету. Преподаватель может корректировать все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся.
Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематический план;
- требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса);
- критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;
- перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- список литературы (основной и дополнительной);
- учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Новизна и отличия рабочей программы от примерной: краткая характеристика сформированных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся на начало года;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года ;
- сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания, новизна и отличие рабочей программы от примерной;
- внесенные в примерную (авторскую) программу изменения и их обоснование; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа;
- УМК, на основе которого ведется преподавание предмета (обязательно из федерального перечня и утвержденного приказом директора ОУ);
- педагогические технологии, средства обучения, используемые прподавателем для достижения требуемых результатов обучения.
Список используемой литературы
- Положение по планированию и организации самостоятельной работы студентов, ОСА, 2012
- http://alekscdt.narod.ru/metodrek.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию и оформлению рабочей программы дисциплины в соотвествии с требованиями ФГОС
Представленнный материал содержить методические рекомендации, шаблон и пошаговую инструкцию для преподавателей колледжей по созданию и оформлению рабочей программы дисциплины в соответствии с требован...
Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования
В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....
Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "
"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....
статья "Инновационный подход к проектированию КОС в условиях реализации требований ФГОС нового поколения "
Компетентностный подход, внедряемый в образовательный процесс, влечет изменение целей и содержания КОС, методов и форм их реализации. Системно – деятельностный подход ориентирован на раз...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС СПО 3+
ГлаОсновным результатом образовательной деятельности в СПО, в частности и нашего педагогического колледжа, является качественная подготовка специалистов, при осуществлении которой необходимо учитывать...
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога в ДОО: аспекты реализации требований ФГОС
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации...
Целеполагание педагога как условие реализации требований ФГОС нового поколения
Как и любая деятельность человека, профессиональная деятельность педагога предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с учащимися как профессиональную д...