Суицид
методическая разработка по теме

Семинар для родителей по суициду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.dlya_roditeley_po_suicidudocx.docx54.68 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум "Суицид или крик души"

Цель: предупреждение случаев совершения суицидальных попыток несовершеннолетними.

Задачи: 

  1. ознакомить родителей с причинами, признаками и характером подросткового суицида;
  2. расширить знания родителей о возрастных особенностях психики подростков;
  3. формировать умения и навыки ведения конструктивного диалога с несовершеннолетним.

Оборудование: слайдовая презентация (Приложение 1), музыка для создания фона, фломастеры (ручки) по количеству участников, памятка для родителей, бланки анкеты обратной связи.

Форма проведения: практикум.

Методы: лекция, мозговой штурм, упражнение.

Участники: родители детей подросткового и старшего школьного возраста.

Подготовка: предварительно проводится анкетирование родителей (Приложение 2) и детей (Приложение 3) в том коллективе, где запланирован семинар-практикум.

План:

  1. Вступительная часть (знакомство, исторический экскурс).
  2. Информационная часть (определение причин, особенностей проявления суицидальных попыток).
  3. Практическая часть (формирование знаний, умений и навыков).
  4. Заключительная часть (рефлексия, заполнение анкет обратной связи, раздача памяток).

Ход семинара-практикума

1. Вступительная часть (знакомство, исторический экскурс).

Представление психолога. Далее каждый участник (по кругу), приветствует собравшихся и представляется.

Психолог (чтение происходит на фоне слайд-шоу):

Человеку даруется жизнь.
Перед ним открывается вечность
Находясь в теплых любящих руках родителей, ребенок учиться жить, чувствовать.
Он узнает и познает мир.
Но в жизни каждого ребенка есть слезы, обиды, разочарования.
Ребенок становиться злым, несчастным, непонятым, непринятым.
Он растет, и вместе с ним растут его слезы, обиды, разочарования.
Не понят, не принят, отвергнут.
И всего этого много, много и невыносимо тяжело.
Он ищет поддержки, заботы, любви и участия.
Отчаяние тяготит,  и он принимает решение, не найдя выхода он…
Стоя перед пропастью, он делает шаг,  и Вы, Вы шагаете вместе с ним.
Он ушел, он…а Вы…Вы остались.
(пауза)

«…Черным стал февраль в школе № 7 республики Марий Эл. Два подростка, покончили жизнь самоубийством… Родители и педагоги школы до сих пор не могут понять данный поступок…»

«…В пригороде Токио семеро подростков совершили групповое самоубийство. Тела юношей и девушек были найдены в автомобиле…За последние десять лет в Японии отмечено несколько аналогичных случаев… Похоже, групповые самоубийства превратились в страшную «моду» у  тинейджеров.»

«…В Благовещенске покончили с собой две школьницы, 14 и 16 лет, выбросившись с двенадцатого этажа многоэтажного здания… Обе девочки скончались на месте» [5].

Слыша такие новости, мы с вами впадаем в шоковое состояние, либо возмущаемся  таким фактам.

Но мало кому приходит в голову попытаться понять и принять подростков. Попытаться разобраться, а что же происходит и как помочь подростку.

Объявление темы и цели обучающего семинара-практикума

Психолог говорит, что речь пойдет о страшном явлении среди детей и подростков – о суициде, а также о том, почему это происходит, как предупредить данное явление. Мы с вами рассмотрим причины, признаки и характер подросткового суицида; задумаемся и оценим взаимоотношения со своим ребёнком; попробуем разобраться, а как это уважать личности подростка понимать его проблемы и оказывать ему первую скорую помощь.

Статистическая справка.

Для начала – сухая, безжалостная статистика: около миллиона человек ежегодно сводят счеты с жизнью, иначе, каждые сорок секунд в мире кто-то убивает себя по самым разным причинам.

В среде подростков суициды особенно распространены: у них это третья по частоте причина смерти, самоубийства уносят больше жизней детей, чем преступления.

В России частота самоубийств одна из самых высоких в мире – 38 человек на 100 тысяч населения. Причем цифра эта не меняется уже последние 10 лет. А, начиная с 2003 года наша страна стала лидером и по числу самоубийств среди юных граждан. Семь российских подростков ежедневно лишают себя жизни. Добровольно с жизнью расстаются около 2500 несовершеннолетних россиян в год.

По данным комитета по здравоохранению (озвучивается информация, полученная из местного комитета).

2. Информационная часть

Дискуссия по теме: «Предпосылки и причины возникновения суицидальных попыток?»

Психолог: Почему это происходит с нашими детьми? Что влияет на детскую несформированную психику, душу подростка? (Обсуждение схемы).

Влияние на формирующуюся, неустойчивую психику подростка:

– множественных стрессогенных ситуаций;

– психологических (характер, темперамент и т.д.), социальных (наличие в семье или роду данного негативного опыта и т.д.) факторов;

– длительное депрессивное состояние психики;

– как следствие суицид.

Мозговой штурм.

Цель: выявление знаний родителей о причинах совершения несовершеннолетними суицидальных попыток. (Выслушиваются и обсуждаются ответы родителей).

  1. Непонимание родителей
  2. Любовь
  3. Учеба
  4. Мода и подражание
  5. Одиночество
  6. Психические заболевания и расстройства личности.
  7. Другие причины. Юбилейные самоубийства. Самоубийство-убийство. Самоубийства, связанные с недовольством собой. Самоубийства, связанные с причастностью подростка к религиозным сектам.

Психолог завершает характеристику вероятных причин подростковых суицидов. Но не стоит, однако, забывать, что все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, таким образом, есть множество тревог, проблем, непонимания которые, накапливаясь, подводят подростка до негативных поступков.

Мозговой штурм. «Суицид»

Цель: изучение уровня информированности родителей о суициде – как негативном явлении общества.

Суицид – сознательный акт самоуничтожения, по собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.

Психолог задает вопрос родителям о том, как суицидальные наклонности могут проявляться в поведении подростков? (Выслушиваются ответы родителей, с комментариями психолога).

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей:

  1. Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
  2. Предпочтение траурной или скорбной музыки.
  3. Раздача личных вещей, упаковка вещей, составление завещаний.
  4. Фантазии на тему о своей смерти.
  5. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства (отравляющие вещества и т. п.).
  6. Приобретение средств для совершения суицида.
  7. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.
  8. Написание прощальных писем.
  9. Странное для окружающих «прощальное» поведение с людьми.
  10. Несвойственная молчаливость или высказывания со скрытым вторым смыслом, связанным со смертью, символичные высказывания.
  11. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.
  12. Проявление признаков депрессии.

Особенности психоэмоционального состояния:

  1. Пониженное настроение, глубокая печаль.
  2. Резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность и эмоциональная лабильность, раздражительность, слабость, плаксивость.
  3. Потеря аппетита; переедание.
  4. Повышенная сонливость; бессонница.
  5. Снижение энергетического тонуса организма, усталость, недомогание.
  6. Снижение внимания.
  7. Нерешительность.
  8. Апатия, потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим активный интерес.
  9. Социальная самоизоляция, отход от друзей, семьи, молчаливость.
  10. Негативный фон отношения к себе: чувства вины, стыда, растерянности.
  11. Пессимистическое отношение к будущему, негативное восприятие прошлого.

К словесным признакам относятся:

  1. Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
  2. Прямые высказывания типа «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».
  3. Косвенные высказывания типа «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания.
  4. Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
  5. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
  6. Много шутить на тему самоубийства [7].

Для какого возраста характерен детский суицид?

Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не делают. Однако это совсем не означает, что их не посещают трагические фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Вот, например, жалобы Маргариты, мамы шестилетней Ирины: Иногда, настаивая на своих желаниях, она откровенно нас шантажирует, заявляя что-нибудь типа: «Вот превращусь в капельку и испарюсь, и тогда Меня у вас не будет!» А с некоторых пор арсенал ее угроз стал более жестким и реальным: «Вот засуну голову в газовую духовку – будете тогда знать…»; «выброшусь с балкона»; «брошусь под машину».

Пик суицидной активности (насильственного прекращения жизни) приходится на старший подростковый возраст (14 – 16 лет). Многие специалисты даже считают, что суициды – это типичная реакция подростков на кризисные ситуации в их жизни – непонимания.

Психолог возвращает, родителей к обсуждению отношений с подростками в семье. Кто же, как не родители способны распознать, понять и помочь своему ребенку? Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком.

Мини-лекция «А какой он подросток?» (техника: погружение) (Приложение 4).

Цель: ознакомление с возрастными особенностями личности подростков.

Психолог доносит до родителей, что подростковый возраст очень сложен и опасен. «…Наполненный энергией, одержимый возникшей потребностью в независимости и взрослости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у родителей.

Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.

Чтобы успешно пережить все злоключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. Постоянно возникающие проблемы, которые необходимо решать, требуют от подростка больших усилий, порой сопряженных с риском.

Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. Родители должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать и любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье – любовь или страх.

Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли нам подходящие алгоритмы их решений. Если мы знаем выход из ситуации – половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, родителям стоит понаблюдать за подростком…» [3].

Взрослые должны желать помочь ребенку в его трудной жизненной ситуации. Многие родители стремятся к этому, но недостаточные навыки общения с подростком и недостаток знаний делают их беспомощными перед проблемами подростка.

«…Подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитое чувство самооценки и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае.

Можно считать, что подростковый период завершился успешно, если человек входит в мир взрослых с чувством собственного достоинства, обладая способностью устанавливать близкие отношения с людьми, умением отвечать за свои поступки. Конец подросткового возраста – это начало взрослой жизни..»

Рефлексия.

Уважаемые родители, а как вы оцениваете свои отношения с ребенком?

Как вы думаете, а как ваши дети относятся к обсуждаемому нами вопросу? (выслушивание ответов родителей)

Анализ анкет учащихся и родителей.

Психолог озвучивает результаты проведенного социологического опроса. Результаты анкетирования представлены в виде таблицы.

Упражнение «Свободный микрофон»

Цель: рефлексия взаимоотношений родитель-ребенок.

Инструкция: родителям предлагается обменяться мнением.

Психолог рассказывает о том, чтобы заложить основы будущих перемен в ваших отношениях, мы можем предложить следующее:

  1. Вы, родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
  2. Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
  3. Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.

Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых, конструктивных форм поведения.

Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в своих проблемах. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит окружающих.

Психолог: Как оказывать помощь детям?

3. Практическая часть.

Упражнение «Чтобы сохранить детскую жизнь…»

Цель: выработка новых навыков ведения конструктивного диалога с подростком. Обучение техники активного слушания.

Инструкция: родители делятся на две группы, каждой группе раздаются листы формата А4, и просят разработать памятку  «Тактика поведения родителей в разговоре с подростком». 

Информирование родителей: психолог знакомит  с тем, какое может быть слушание – пассивное (безмолвное) и активное (рефлексивное). Безмолвное слушание – минимизация ответных реакций («Да, да», «Я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. Если ребенку важно высказаться и быть выслушанным, такого слушания может быть вполне достаточно. Психолог рассказывает о важности активного слушания как способа решения проблем ребенка, о его приемах (пересказ, уточнение, отражение чувств и т.д.) и о последствиях. Активное слушание создает отношения теплоты; родители могут «влезть в шкуру» ребенка; облегчается решение проблем ребенка; у детей появляется желание прислушаться к мнению родителей.

Психолог знакомит с правила активного слушания:

  1. слушай внимательно, обращай внимание не только на слова, но и на невербальные проявления подростка (мимика, позы, жестикуляция);
  2. проверяй, правильно ли ты понял слова ребенка, используя, если это необходимо, приемы активного слушания;
  3. не давай советов;
  4. не давай оценок [6].

Рефлексия.

– Какие были трудности при выполнении задания?

– Кто из Вас хотел бы внести дополнения в свои памятки?

Упражнение «Скорая помощь ребенку»

Цель: научиться способам эффективной коммуникации для поддержания диалога с подростком.  Обучение технике «Я-сообщение».

Инструкция: родителям предлагается, применяя полученные знания, составить высказывания для поддержания диалога с подростком.

Рефлексия.

– Какие сложности у Вас возникли при составлении высказываний?

– Почему?

4. Заключительная часть.

Звучит музыка. Психолог: 10 сентября – Всемирный день предотвращения самоубийств.

Молитва дитяти

Молись, дитя: сомненья камень.
Твоей груди не тяготит;
Твоей молитвы чистый пламень
Святой любовию горит.
Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может ангел, твой хранитель,
Все эти слезы соберет
И их в подзвездную обитель
К престолу Бога отнесет.
Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог, в пору поздних лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на Божий свет
Но если жизнь тебя измучит
И ум и сердце возмутит,
Но если жизнь роптать научит,
Любовь и веру погасит, –
Приникни с жаркими слезами,
Креста подножье обойми:
Ты примиришься с небесами,
С самим собою и с людьми.
И вновь тогда из райской сени
Хранитель ангел твой сойдет
И за тебя, склонив колени,
Молитву к Богу вознесет.

И.С. Никитин, 1853 г.

Упражнение «Пожелание».

Цель: оказание участникам психоэмоциональной поддержки.

Инструкция: участников просят обменяться мнением и пожеланиями.

Психолог: С чем уходите. Что удивило, понравилось или не понравилось?

Спасибо! Заполнение анкеты обратной связи (Приложение 5).  

Раздача памяток для родителей (Приложение 6).

До встречи!

Приложение 2

Бюджетное Учреждение «Центр социальной помощи

семье и детям «ПОЛЕЛЯ»

Социологический опрос с целью изучения отношения населения Нефтеюганского района к суицидальному поведению в обществе

(анкета для взрослых)

Суицид – сознательный акт самоуничтожения по собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.

1. Возраст___________Пол:   муж     жен   (нужное подчеркнуть)

2. Возраст вашего ребенка______пол_____

3. Участвуете ли Вы в жизни своего ребенка  (совместное посещение бассейна, просмотр семейного кино и др.)? (нужное подчеркнуть)

а) Каждый день

б) Два, три раза в неделю

в) По запросу ребенка

4. Как Вы считаете, понимаете ли Вы своего ребенка?

                                       Да                                  Нет

На сколько процентов?

10%   20%   30%   40%   50%   60%   70%   80%   90%   100%

5. Как часто, ваш ребенок находится в ситуации эмоционального напряжения, беспомощности, потери интереса, апатии, чувства потерянности, глубокой печали? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда  

б) Редко        

в) Иногда      

г) Часто        

д) Всегда

6. Высказывал ли Ваш ребенок в слух мысли («Все безнадежно и бессмысленно», «Всем было бы лучше без меня!», «Ненавижу всех…», «Вы не понимаете меня!» и т.д.) о попытках причинения себе вреда? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда  

б) Редко        

в) Иногда      

г) Часто        

д) Всегда

7. Есть ли друзья у вашего ребенка? (нужное подчеркнуть)

а) Мало

б) Как у всех

в) Много

8. Рассказывал ли Вам ваш ребенок о  попытках  совершения суицида сверстниками? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда

б) Редко

в) Иногда

г) Часто

д) Всегда

9. Есть ли у Вас возможность беседовать со своим ребенком по душам? (нужное подчеркнуть) 

а) Да

б) Нет

Как часто?    (нужное подчеркнуть) 

а) Каждый день  

б) Два, три раза в неделю  

в) По мере возникновения проблем

10. Знаете ли Вы,  что планирует ваш ребенок, о чем мечтает?   (нужное подчеркнуть)

Да    

Нет

11. По вашему мнению, чувствует ли Ваш ребенок себя счастливым? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда  

б) Редко        

в) Иногда      

г) Часто        

д) Всегда

12. Как вы думаете, что толкает людей на то чтобы покончить жизнь самоубийством?___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. По вашему мнению, люди имеют право убить себя? Почему?        ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

14. На сколько процентов Вы любите жизнь? (нужное подчеркнуть)

10%   20%   30%   40%   50%   60%   70%   80%   90%   100%

Спасибо!

Приложение 3

Бюджетное Учреждение «Центр социальной помощи

семье и детям

«ПОЛЕЛЯ»

Социологический опрос с целью изучения отношения населения Нефтеюганского района к суицидальному поведению в обществе

(анкета для детей подросткового и юношеского возраста)

Суицид – сознательный акт самоуничтожения по собственной воле, в связи с эмоциональным кризисом или многосторонним недомоганием человека, ни одна из потребностей которого не удовлетворена.

1. Возраст________пол:    муж     жен     (нужное подчеркнуть)

2. Есть ли среди ваших знакомых люди,  пытавшиеся совершить самоубийство? (нужное подчеркнуть)

а) Да

б) Нет

3. Как Вы относитесь к проблемам и чувствам своих сверстников? (нужное подчеркнуть)

а) равнодушно

б) сдержанно

в) участвую-поддерживаю

4. Как Вы считаете, понимают вас сверстники? (нужное подчеркнуть) 

а) Никогда

б) Редко

в) Иногда

г) Часто

д) Всегда

5. Как Вы считаете, понимают ли Вас родители? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда

б) Редко

в) Иногда

г) Часто

д) Всегда

6. Участвуют ли родители в вашей жизни? (нужное подчеркнуть)

10%   20%   30%   40%   50%   60%   70%   80%   90%   100%

7. Есть ли в Вашей жизни непреодолимые трудности? (нужное подчеркнуть)

а) Да

б) Нет

8. Испытываете ли Вы чувства отчаяния, безнадежности, обреченности, душевных страданий? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда

б) Редко

в) Иногда

г) Часто

д) Всегда

9. Можете ли Вы  изменить свою жизнь и справиться с проблемами? (нужное подчеркнуть)

Да                               Нет

 

10. Подвергали ли Вы себя смертельной опасности? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда

б) Редко

в) Иногда

г) Часто

д) Всегда

11. На сколько процентов Вы любите жизнь? (нужное подчеркнуть)

10%   20%   30%   40%   50%   60%   70%   80%   90%   100%

12. Люди имеют право убить себя? (нужное подчеркнуть) 

а) Да

б) Нет

Почему?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------___________________________________________________________________________

13. Посещала ли Вас мысль о суициде-самоубийстве? (нужное подчеркнуть)

а) Никогда

б) Редко

в) Иногда

г) Часто

д) Всегда

14. Как вы думаете, что толкает людей на то чтобы покончить жизнь самоубийством?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Спасибо!

Используемая литература, при составлении мини-лекции

«А какой он подросток?»

Юлия Борисовна Гиппенрейтер

«Общаться с ребенком. Как?»: Изд. Сфера; М.: - 2003.

«Продолжаем общаться с ребенком. Так? »: АСТ, Астрель; М.: - 2008.

Быть подростком очень тяжело. Наполненный энергией, одержимый возникшей потребностью в независимости и взрослости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают подростки у родителей.

Родители должны понимать и внезапные перемены настроения подростка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.

Чтобы успешно пережить все злоключения подросткового возраста, и родителям, и подросткам нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. Постоянно возникающие проблемы, которые необходимо решать, требуют от подростка больших усилий, порой сопряженных с риском.

Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы подросткового возраста. Родители должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать и любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье - любовь или страх.

Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли нам подходящие алгоритмы их решений. Если мы знаем выход из ситуации - половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, родителям стоит понаблюдать за подростком.

Многие взрослые, даже стремясь быть понимающими и чутки ми, продолжают занимать авторитарную позицию по отношению к детям.

Когда мы любим человека, то хотим, чтобы в наших глазах он выглядел совершенным. Но как часто попытки что-либо изменить кончаются грубым вмешательством, которое, конечно, не нравится никому. Конструктивные способы общения помогут вам. Вы должны научиться останавливать себя, когда начинаете втор гаться в «запретные зоны» жизни других людей.

Подростковый период будет считаться успешно завершенным только в том случае, если подросток сможет, когда надо, проявлять независимость, чувствовать общность с другими людьми, иметь развитое чувство самооценки и хорошо представлять себе, как правильно поступить в том или ином случае.

Можно считать, что подростковый период завершился успешно, если человек входит в мир взрослых с чувством собственного достоинства, обладая способностью устанавливать близкие отношения с людьми, умением отвечать за свои поступки. Конец подросткового возраста - это начало взрослой жизни. То, что еще не завершилось, завершится позже. Мне хочется, чтобы родители могли чутко и мудро руководить своими детьми-подростками и помогли им стать полноценными людьми, способными создать такой мир, в котором жизнь человека будет радостной, насыщенной и счастливой

Уважаемые родители!
Благодарим Вас за оказанное доверие, гарантируем анонимность Вашего обращения.
Для повышения эффективности работы психолога, просим заполнить анкету, ответив на вопросы.

1. Вы присутствовали на родительском собрании...

______________________________________________________

(тема)

2. На сколько вы оцениваете степень активности вашего внимания  во время встречи? (нужное подчеркнуть)

1- минимальное; 10 – максимальное

1     2     3     4     5     6     7     8     9     10

3. На сколько вы оцениваете полезность данной встречи?

1     2     3     4     5     6     7     8     9     10

4. Существует ли данная проблема в вашей семье?

Да                     Нет

5. Оцените деятельность  психолога.

1     2     3     4     5

6. Ваши пожелания или предложения психологу.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уважаемые родители!
Благодарим Вас за оказанное доверие, гарантируем анонимность Вашего обращения.
Для повышения эффективности работы психолога, просим заполнить анкету, ответив на вопросы.

1. Вы присутствовали на родительском собрании...

______________________________________________________

(тема)

2. На сколько вы оцениваете степень активности вашего внимания  во время встречи? (нужное подчеркнуть)

1- минимальное; 10 – максимальное

1     2     3     4     5     6     7     8     9     10

3. На сколько вы оцениваете полезность данной встречи?

1     2     3     4     5     6     7     8     9     10

4. Существует ли данная проблема в вашей семье?

Да                     Нет

5. Оцените деятельность  психолога.

1     2     3     4     5

6. Ваши пожелания или предложения психологу.


Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

Важно соблюдать следующие правила:

-будьте уверены, что вы в состоянии помочь;

- будьте терпеливы;

- не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря «пойди и сделай это»;

- не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что...»;

- не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря:

«Ты не можешь убить себя, потому что...;

- делайте все от вас зависящее.

И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!

гп Пойковский. ЦСПСиД «Полеля»

Контактные телефоны: 215-175,  218-571.

Составитель:  психолог О.В. Куркина.

Приложение 6

Бюджетное учреждение

ХМАО - Югры

«Центр социальной помощи

семье и детям «ПОЛЕЛЯ»

Памятка для родителей

           

                     

Суицид может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что самоубийцы никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  1. утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  2. пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  3. появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  4. резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  5. внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  6. плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  7. склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  8. проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  9. безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  10. стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  11. самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
  12. шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство самоубийц - психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

Если замечена склонность несовершеннолетнего к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Суицид – мольба о помощи, которую никто не услышал»

В данной работе рассмотрены такие вопросы проблема суицида сегодня, взгляд известных психологов на проблему суицида, рекомендации родителям, взаимодействие родителей и образовательного учреждения....

Листовка для педагогических работников "Суицид"

По мировым данным, большой процент суицидальных попыток совершаются в молодом возрасте...

Памятка для воспитателей "Профилактика суицида".

Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств....

Рекомендации родителям подростков, склонных к суициду

Аннотация   Самое важное в жизни каждого человека – жизнь его ребенка. Горе родителя, пережившего смерть сына или дочери, не сравнить ни с каким другим. Еще страшнее, когда подросток сам сде...

Профилактика суицида среди подростков

Презентация предназначена для педагогов в целях предотвращения суицида среди подростков...

Семинар для педагогов. Суицид в подростковой среде: как предотвратить беду.

Цель: Профилактика суицидального поведения у учащихся школыЗадачи:Формирование представлений об особенностях и причинах появления суицидального поведения у детей и подростковРазвитие навыков кон...