«Суицид – мольба о помощи, которую никто не услышал»
статья по теме
В данной работе рассмотрены такие вопросы проблема суицида сегодня, взгляд известных психологов на проблему суицида, рекомендации родителям, взаимодействие родителей и образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suicid_kuznecova.doc..docx | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ровеньский политехнический техникум
п. Ровеньки Белгородской области
Тема: «Суицид – мольба о помощи, которую никто не услышал»
Кузнецова А.В.
педагог-психолог
2012г. Ровеньки
Содержание:
- Проблема суицида сегодня.
- Теории психологов о суициде.
- Факторы суицидов.
- Что должно насторожить родителей.
- Взаимодействие образовательного учреждения и родителей.
- Заключение.
- Литература.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
«Крик о помощи». Именно так называют на Западе подростковые самоубийства. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре - к такому аргументу, который, по его мнению, не может быть не услышан. Подросток добровольно уходит из жизни... Что может быть трагичней и парадоксальней. Кому; как ни подростку, жить и творить в будущем, кто как ни он - основа дальнейшей жизни на этой земле? Сколько их шагнуло в эту бездну, где пустота, небытие... И очень часто мы взрослые не слышим, или не хотим слышать этот крик о помощи. А они – наши дети с мольбой в глазах ждут от нас помощи, и не получив ее, они решаются на этот шаг, потому что они уверены что только после их смерти, о них вспомнят, их пожалеют, и будут помнить всегда…
1. С подростковыми суицидами начинают бороться, только когда кто-то шагнет с крыши.
Вы верите в цифры? Если да, то они вас явно не обрадуют. Статистика показывает, что по числу подростковых самоубийств Россия сегодня стоит едва ли не на первом месте в мире. Ежегодно сводят счеты с жизнью около двух тысяч несовершеннолетних.
В Америке по этой теме выходят научные трактаты посвященные суициду. А у нас - одна-две публикации в год. Как бороться с этим явлением, начинают размышлять только после того, как очередной мальчик или девочка прыгнет с крыши. Потом все снова затихает до следующего раза. Сейчас предлагают ввести в школах курс лекций для подростков и закрыть в Интернете "клубы самоубийств". Это, конечно, хорошо. Для детей, склонных к суициду, подобные сайты могут послужить детонатором, подсказкой для выхода из тупика. Но, закрыв несколько сайтов в Интернете, мы вовсе не решим проблему.
Необходимо исследовать, какие факторы влияют на самоубийство. Тут множество нюансов. Есть разница между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Есть закономерности, которые иногда объяснимы, а иногда нет.
Какое количество ваших друзей, родственников и близких людей готовы вас поддержать, имеют с вами эмоциональные связи? Как влияет генетика, а как средства массовой информации? Суициды заразны. В психологии существует так называемый эффект Вертера - по названию романа Гете "Страдания юного Вертера", в котором герой кончает жизнь самоубийством. В XVIII веке, когда книга вышла, по Европе прокатилась волна самоубийств среди молодежи. Потому что множество людей юного возраста, переживавших аналогичные проблемы, узнали способ их решения.
Национальность также имеет значение. Со всеми этими группами необходимо по-разному работать. А иначе можно принести только вред. Нужно продумывать, как подросткам конфиденциально обратиться к специалисту, чтобы было не стыдно. Вы гордо всем жалуетесь, что вам вырезали аппендицит. А скажете, что лечитесь у психиатра? В школе у детей с этим большие проблемы.
Но многие ли пойдут? Наверняка многие и хотели бы, но боятся или стесняются. Школьное сообщество, сами подростки - достаточно злые. И если назовут человека "психом" - это прозвище так за ним и будет идти.
Между тем проблема с ростом нервно-психических заболеваний среди детей огромная.
2. С точки зрения теории самоубийство как предмет изучения и сегодня еще пропитан ложными сведениями и предубеждениями. Поэтому ученые посвящают свои труды выяснению его психологии и психопатологии, с тем, чтобы помочь выявлению и пониманию людей с суицидальными тенденциями. Следует заметить, что по вопросу о суицидах не существует полного согласия даже между крупными теоретиками. Представители различных научных направлений, последователи многочисленных психологических школ рассматривают его под различными углами зрения.
Зигмунд Фрейд
27 апреля 1910г. на заседании Венского психоаналитического общества состоялась дискуссия на тему “Самоубийство у детей”. Фрейд утверждал, что в своем стремлении отучить детей от их опыта ранней сексуальной жизни педагоги часто бросают еще не зрелых учеников на произвол судьбы перед суровыми испытаниями дальнейшей жизни. Он говорил, что, хотя о самоубийстве известно мало, но, по-видимому, оно действительно является отрицанием жизни из-за страстного желания смерти. Это замечание предвещало позднейшее положение Фрейда о существовании инстинкта смерти.
Работа Фрейда “Печаль и меланхолия” посвящена его теории суицида.
Есть два вида влечений: один из них - инстинкт жизни, Эрос, другой - это влечение к смерти, разрушению и агрессии, Танатос. Для Фрейда смерть является чем-то большим, чем просто событием телесной жизни. Смерть бывает желаема. Существуют постоянные колебания между силой этих двух противоположных инстинктов. Эрос со временем стареет, вечный же Танатос остается в высшей степени напористым “до самого конца, на всем протяжении жизни человека, достигая своей цели лишь приводя его к смерти”.
Суицид и убийство представляют собой проявления импульсивного и разрушительного влияния Танатоса. Убийство - это агрессия, устремленная на других, а суицид - это агрессия, направленная на себя. Очень важно, подчеркивал Фрейд, что убийство нельзя оправдать, и оно может быть предотвращено. Суицид также, по сути, является убийством наизнанку, не должен быть оправдан и может быть предотвращен.
Альфред Адлер
“Быть человеком - означает ощущать свою неполноценность”. Этот тезис является основным положением “индивидуальной психологии” Альфреда Адлера. Стремление разрешить определенные жизненные проблемы побуждает людей к преодолению своей неполноценности. Но, если некоторым индивидам это не удается, они начинают испытывать потребность уничтожить окружающих. Суицид в этом контексте становится скрытой атакой на других людей. Посредством саморазрушения человек стремится вызвать сочувствие к себе и осуждение тех, кто ответственен за его сниженную самооценку. Адлер описывал чувства собственной неполноценности у суицидальных людей, которые “вредят другим своими мечтаниями о ранах или наносят их себе”.
Карл Юнг
Касаясь вопроса о самоубийстве, Юнг указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению. Оно может стать важной причиной смерти от собственных рук. Люди не только желают уйти от невыносимых условий настоящей жизни, совершая самоубийство.
Кроме того, они торопятся со своим метафорическим возвращением в чрево матери. Только после этого они превратятся в детей, вновь рожденных в безопасности. В образном языке символической мудрости веков (“архетипах”) есть знаменитое Распятие: после смерти человека ожидает награда в виде новой жизни вследствие воскресения.
Можно долго исследовать мнения психологов и известных людей с множеством и разнообразием их исследований и доводов, меня больше заинтересовала теория Карен Хорни.
Она считала, что если бы детям обеспечили окружение, свободное от тревоги, то они бы росли и процветали. Однако культура, религия, политика и другие общественные силы вступают в сговор с целью искажения развития личности ребенка.
Чувствуя себя в опасном окружении, дети рассматривают мир как враждебную среду для жизни. Это вызывает у них появление описанной Хорни “основной тревоги”. Суицид может возникнуть как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что Хорни называет “идеализированным образом”, имеющимся у человека о самом себе. Самоубийство может быть также “суицидом исполнения”, из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом. В соответствии со взглядами Хорни, суицид является результатом сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды.
3. Факторов внутренней и внешней среды, повышающих вероятность суицидального поведения, достаточно много. Так, на попытку самоубийства влияют индивидуальные психологические особенности человека и национальные обычаи, возраст и семейное положение, культурные ценности, уровень алкоголизации населения, время года и т.д. С определенной долей условности известные к настоящему времени факторы суицидального риска можно разделить на:
1) социально-демографические,
2) природные,
3) медицинские,
4) индивидуально-психологические.
Установлено, что женщины чаще совершают попытки самоубийства, избирая при этом менее мучительные и болезненные способы, чем мужчины; однако у мужчин суицид чаще носит завершенный характер. Объяснение этого факта, возможно, таится в методах самоубийства: женщин обычно больше интересует вопрос о том, что произойдет с их телом после смерти, их больше волнует эстетика самоубийствами.
Известно, что состоящие в браке реже совершают самоубийства, чем холостые, вдовы и разведенные. Выше суицидальный риск у бездетных, а также живущих отдельно от родственников. Предлагается также следующая градация риска самоубийств: наибольшему риску суицида подвергаются люди, которые никогда не состояли в браке, вслед за ними — овдовевшие и разведенные; далее — состоящие в бездетном браке; и, наконец, супружеские пары, имеющие детей.
В большинстве исследований указывается на увеличение частоты самоубийств весной. По-видимому, данная закономерность не распространяется на лиц, находящихся в условиях изоляции, и больных с тяжелыми соматическими заболеваниями. Предпринимались попытки установить зависимость частоты самоубийств от дня недели (чаще в понедельник и постепенное снижение к концу недели) и от времени суток (чаще вечером, в начале ночи и ранним утром), но данные в этом отношении противоречивы. Авторы, изучавшие зависимость между географической широтой, фазой Луны, изменением интенсивности земного магнетизма, количеством пятен на Солнце и частотой суицидальных актов, пришли к отрицательным выводам.
Острые и хронические соматические заболевания обнаруживают у многих суицидентов, причем на первом месте стоят заболевания органов дыхания, затем пищеварительного тракта, аппарата движения и опоры, а также травмы. Около 20% обследованных лиц с суицидальным поведением страдают разнообразными соматическими расстройствами, ограничивающими их социально-профессиональную, деятельную активность. Незадолго до совершения суицидального акта суициденты часто обращаются к врачам — терапевтам, хирургам и т.п. (почти 50 % суицидентов).
Личностные и характерологические особенности часто играют ведущую роль в формировании суицидального поведения. Однако поиски связей между отдельными чертами личности и готовностью к суицидальному реагированию, как и попытки создания однозначного «психологического портрета суицидента», не дали результатов. Решающими в плане повышения суицидального риска, вероятно, являются не конкретные характеристики личности, а степень целостности структуры личности, «сбалансированности» ее отдельных черт, а также содержание морально-нравственных установок и представлений.
Повышенный риск самоубийства характерен для дисгармоничных личностей, при этом личностная дисгармония может быть вызвана как утрированным развитием отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, так и их недостаточной выраженностью.
К индивидуальным факторам суицидального риска следует отнести и содержание морально-этических норм, которыми личность руководствуется. Высокая частота суицидальных поступков наблюдается в тех социальных группах, где существующие моральные нормы допускают, оправдывают или поощряют самоубийство при определенных обстоятельствах.
4. Что в поведении подростка должно насторожить родителей?
- Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь ваше внимание к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца.
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
- Резкое изменение поведения. Например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей.
- У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность.
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
- Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
Что делать родителям, если они обнаружили опасность
- Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно.
- Обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.
Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида
- Сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей.
Для этого:
- расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
- помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
- Говорите о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему составить конкретный (и реалистичный) план действий.
- Говорите с ребенком на серьезные темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? Что такое дружба, любовь, смерть, предательство? Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно. Говорите о том, что ценно в жизни для вас. Не бойтесь делиться собственным опытом, собственными размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем «чтение лекций», родительские монологи о том, что правильно, а что неправильно. Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.
- Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Если ценность социального успеха, хороших оценок, карьеры доминирует, то ценность жизни самой по себе, независимо от этих вещей, становится не столь очевидной. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Лучший способ привить любовь к жизни – ваш собственный пример. Ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.
- Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха. Рассказывайте чаще о том, как вам приходилось преодолевать те или иные трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным в собственных силах и устойчивым. И наоборот: привычка к успехам порою приводит к тому, что человек начинает очень болезненно переживать неизбежные неудачи.
- Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка. Подросток делает вид, что вы совсем не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности к нему. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
- Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.
- Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.
5. Первый уровень – общая профилактика. Цель - повышение групповой сплоченности в ОУ, психологическое просвещение. Реализация осуществляется через такие общешкольные мероприятия, как: создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация профилактической внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство. В реализации данного уровня задействованы учителя, социальные педагоги, медики, обслуживающие образовательные учреждения. Субъектом деятельности являются обучающиеся и их родители.
Особо важная роль в общей профилактике принадлежит школьному психологу. На данном этапе психолог изучает особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении. Организует систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации. Составляются программы или план работы по профилактике суицидального поведения учащихся, с целью формирования позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей. В рамках программ реализуются мероприятия, направленные на привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Социальный педагог и школьный инспектор милиции организуют работу по привлечению различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
Второй уровень – первичная профилактика. Цель - выявление групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Чрезвычайно сложная задача, выявить подростков с повышенным риском суицидальности. Здесь не может быть готовых рецептов на все случаи жизни. Вместе с тем, зная о том, что индивидуально-психологическими факторами риска суицида могут быть следующие особенности:
- условия семейного воспитания (отсутствие отца в раннем детстве; матриархальный стиль отношений в семье; воспитание в семье, где есть алкоголики, психически больные; отверженность в детстве; воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т.д.);
- активное употребление алкоголя и наркотиков;
- совершение суицидальных попыток;
- акцентуация характера;
- изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;
- разрыв высоко значимых любовных отношений;
- недостатки физического развития (заикание, картавость, и др.);
- совершение уголовно наказуемого поступка;
- длительные соматические заболевания;
- затруднённая адаптация к деятельности и др.,
социальные педагоги, учителя, школьные инспектора милиции определяют группы дезадаптивных детей, из которых педагог-психолог по результатам диагностики суицидального поведения выявляет детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. Если таковые имеются, то оказывается экстренная первая помощь, обеспечивающая безопасность ребенка, снятие его стрессового состояния через индивидуальные консультации, беседы. Осуществляется комплексная работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
С детьми группы риска по суициду педагогами-психологами образовательных учреждений проводятся индивидуальные и групповые занятия по обучению приемам проблемно-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки и ее восприятия, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Среди общепрофилактических мероприятий наиболее распространены такие формы работы как классные часы, круглые столы, стендовая информация, телефон доверия с целью повышения осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
На втором уровне психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками проводится просветительская работа с педагогами в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Педагог-психолог знакомит родителей на родительских собраниях с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабжает рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
С детьми ведутся необходимые беседы с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации, так как известно, что подростки в таких случаях чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.
На уровне администрации образовательного учреждения разрабатывается план действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
Третий уровень – вторичная профилактика. Цель - предотвращение самоубийства.
Если появляется риск самоубийства, то, как правило, педагог-психолог берет на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта; того, кто решится вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага, либо осуществляет запрос помощи. В составе городской ПМПК работает клинический психолог, который выезжает по запросам педагогов-психологов или родителей на место происшествия для предотвращения самоубийства детей (на сегодня по всем фактам выезда суицидальные попытки предотвращены), а также осуществляет психотерапевтическую помощь детям, родителям, испытавшим горе.
Четвертый уровень – третичная профилактика. Цель - снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. Данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов. Задачи школьного педагога-психолога - оказание экстренной первой помощи: снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы), через беседы, специальные тренинги (тренинг «Психологическая поддержка как фактор профилактики суицидального поведения», тренинг эмоционального выгорания…)
Суицид – исключительно человеческий акт. Его совершают люди, осознавшие безысходность ситуации, отсутствие жизни в будущем.
Что же должен испытывать ребенок, решившийся на подобный акт?
Чтобы не испытывать в последствие чувство вины в произошедшем, мы, взрослые, окружающие детей и подростков, должны создать атмосферу принятия, сопереживания, любви и поддержки!
Заключение.
Загадка смерти всегда будет волновать человечество. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека.
Одна смерть - это смерть, а тысячи смертей это статистика. Конечно, добровольный уход из жизни человека его неповторимая личная трагедия. Но когда уходят из жизни гениальные люди, олицетворяющие эпоху, это трагедия и всего общества в целом. Таким образом, "качественное наполнение" приведенных статистикой ужасных цифр делает их еще страшнее. Да, хотя среди самоубийц много людей опустившихся, подверженных алкоголю и наркомании, просто психически больных, но в первую очередь от нас уходят люди порядочные, с сохранившимся чувством чести, долга, собственного достоинства. Можно ли что-то сделать, чтобы как-то удержать человека у последней черты? Можно. Изменить условия жизни людей. Перейти от бесконечных разговоров о равных возможностях для каждого к созданию реальных условий, эти возможности обеспечивающих. Добиться того, чтобы в своей стране, на своей улице, в своем доме человек чувствовал себя защищенным. Люди просто не верят, что их кто-то или что-то защитит. Самоубийство - свидетельство все возрастающей разобщенности людей. Когда связи человека с миром слабеют, один ищет компенсации в алкоголе, другой в наркотиках, а третий начинает думать, что он этому миру больше не нужен. И уходит из него. Потеря эта невосполнима, ведь с каждым человеком исчезает безвозвратно целая Вселенная.
Список литературы
1.Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологии. - Баку –1987г.,289c.
2.Арефьева Т. Социологический этюд. М., 1998. 205с.
3.Горин.К Самоубийство…Убийство? // Газета "Аргументы и факты" - 1996- № 17
4.Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд // М.: Мысль, 1994г.,480с.
5.Красненкова И.П. Качество веры как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида. // "Идея смерти в российском менталитете". – СПб: Изд-во "Русский гуманитарный христианский институт", 1999г.
6.Красненкова И.П. Философский анализ суицида. // "Идея смерти в российском менталитете". – СПб: Изд-во "Русский гуманитарный христианский институт", 1999г.
7.Сладков Л.С. Плюс минус жизнь. М.: Молодая гвардия, 1990г.,269с.
8.Трегубов Л, Вагин Ю. Эстетика самоубийства. - Пермь, 1993г., 319с.
9.Доклад Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации "О современном состоянии смертности населения Российской Федерации". (Компьютерная программа «Консультант плюс»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Понять и услышать ближнего"
Классный час "Понять и услышать ближнего"Классный час "Понять и услышать ближнего"Классный час "Понять и услышать ближнего"Классный час "Понять и услышать ближнего"...
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО…
Современную молодежь часто упрекают в том, что она не знает историю нашей страны, в том числе и историю Великой Отечественной войны. Для многих нынешних подростков эта война и в самом деле далекая ист...
Стихотворение «Мольба»
Стихотворение составлено в виде диалога между молящей женщины и Божьей Матери....
Классный час, посвященный Дню Победы. Никто не забыт, ничто не забыто!
Классный час, посвященный Дню Победы.Никто не забыт, ничто не забыто!Цель: Воспитание патриотических чувств у обучающихся, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины.Задачи:Способст...
Голосовые средства с помощью которых достигаются цели
В процессе работы над постановкой голоса мы должны учитывать и развивать те механизмы формирования голоса певца, которые в дальнейшем позволят ему петь высоко, сильно, долго, каждый день, и без ...
Методическая разработка классного часа на тему «НИКТО НЕ ЗАБЫТ – НИЧТО НЕ ЗАБЫТО». посвященного памятной дате России — Дню неизвестного солдата
Классный час на тему "Никто не забыт - ничто незабыто" приуроченный ко Дню неизвестного солдата подходит для проведения классных часов как в отдельной небольшой группе учащихся, так и для об...
Театрализованное представление «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Театрализованное, костюмированное представление о Великой Отечественной войне. ...