Технологическая карта урока по информатике "Геоинформационные системы"
план-конспект урока
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Тема «Геоинформационные системы»
Цель занятия – способствовать формированию информационной компетентности и навыков работы по созданию геоинформационных моделей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока по информатике Геотнформационные системы | 39.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Предмет: Информатика и ИКТ.
Курс 1
Тема «Геоинформационные системы»
Продолжительность занятия – 90 минут
Место проведения занятия: компьютерный класс
Цель занятия (для преподавателя) – организовать работу по формированию информационной компетентности и навыков работы по созданию геоинформационных моделей.
Цель занятия (для студентов) – изучить понятия геоинформационной модели и геоинформационной системы (ГИС) структуру и сферы их применений
Задачи для преподавателя :
- формирование представлений о геоинформационных системах и навыков работы с сервисом GoogleEarth
- создание условий для развития готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
- создание условий для формирования умений работы в команде, умения аргументировать свою точку зрения, слушать и понимать позицию других.
Задачи для студентов:
- изучение теоретического материала по теме «Геоинформационные системы»;
- представить результаты изучения теоретического материала в виде информационной схемы с помощью онлайн сервисов
- создание геоинформационной системы по заданным условиям
Формируемые ОК:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
По окончанию занятия студент должен
знать:
- понятие геоинформационной модели и геоинформационной системы (ГИС);
- структуру и сферы применения ГИС;
уметь:
- находить объекты по заданным координатам в сервисе GoogleEarth;
- строить маршрут в сервисе GoogleEarth;
Тип занятия: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый, исследовательский
Основные понятия: модель, система, геоинформационная модель, геоинформационнная система.
Межпредметные связи: математика, география
Средства обучения: мультимедийный проектор, экран, презентация, ПК с выходом в интернет, раздаточный материал, задания.
1http://window.edu.ru/resource/012/41012/files/dvgu133.pdf . А.С. Самардак. Геоинформационные системы (ЭОР)
2.http://maps.google.ru/ Интерактивная карта Земли.
3. http://present.griban.ru/file/54-geoinformacionnye-sistemy-gis.html Молчанова С.Н. Геоинформационные системы (ЭОР)
Формы урока: индивидуальная, групповая.
Технология: проблемное обучение
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока Миницель урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Применяемые методы | Планируемые результаты |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся и настраивает их на работу. | Слушают учителя. Настраиваются на работу. | Техническая пятиминутка | Готовность к совместной деятельности |
2 | Актуализация знаний. Мотивация и целеполагание Миницель: сформулировать тему, цель и задачи урока | Предлагает учащимся ответить на вопросы.
Выявляет проблему и способы её решения. После этого совместно со студентами озвучивает тему урока и, исходя из темы, определяет цель и задачи урока. | Отвечают на вопросы,
Участвуют в формулировании темы занятия и в постановке цели и задач. | Частично-поисковый метод | Определение уровня знаний студентов по теме «Геоинформационные системы» |
3 | Открытие нового знания и его первичное закрепление Миницель: изучить теоретический материал по теме и создать схему | Выдает учащимся задание, предварительно оговаривая критерии оценки задания 1. Используя источники информации изучить теоретический материал и ответить на вопросы
2. Составить схему с помощью mindomo.com. Критерии оценивания 0 – задание не выполнено; 1 – задание выполнено не полностью (не установлены связи между основными понятиями); 2 – задание выполнено полностью (выделены опорные понятия и установлены связи между ними). | 1. Разбиваются на пары. 2. Изучают теоретический материал, используя источники информации:
http://window.edu.ru/resource/012/41012/files/dvgu133.pdf
3. Используя сервисы web 2.0 mindomo.com создают схему по теме «Геоинформационные модели» | Частично – поисковый Творческая деятельность | Формирование представления о ГИС и задачах, решаемых с их помощью; умение выбора способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение извлекать информацию, преобразовывать один вид информации в другой |
4 | Представление и оценка схемы Миницель : представить результат работы, аргументировать свою точку зрения. | Организует представление и оценку результатов работы учащихся. | 1. Каждая группа представляет созданную схему. 2. Совместно с учителем оценивают свой результат 3. Заносят результаты в бланк оценивания (приложение 3) | Метод критического подхода к своим знаниям и умениям Метод обратной связи | Умение находить и исправлять ошибки, адекватно оценивать результаты работы, аргументировать свою точку зрения. |
5 | Первичное закрепление, работа на ПК Миницель: выполнить практическую работу и оценить результат работы | Предлагает учащимся выполнить задание на ПК (приложение 1). Предлагает учащимся оценить результаты работы в соответствии с предложенными критериями и занести результаты в бланк. (приложение 3) | Выполняют задание на ПК, используя Microsoft Excel и сервис Google Earth. Осуществляют самооценку. | Метод педагогического сотрудничества Метод самоконтроля | Формирование навыков работы с сервисом Google Earth; совершенствование навыков работы в табличном процессоре. Умение осуществлять анализ и оценку правильности выполнения действий (на основе данных критериев) |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (первичный контроль знаний) | Предлагает учащимся ответить на вопросы теста (Приложение 2) и сравнить с эталоном В случае если учащийся получает менее 3 баллов, то ему выдается дополнительное домашнее задание. | Отвечают на вопросы теста. Сравнивают с ключом, заносят результаты в бланк ответов | Метод самоконтроля Метод обратной связи | Демонстрация знаний видов, областей применения и структуры ГИС. Умение устанавливать причинно-следственные связи, осознание качества и уровня усвоения знаний |
7 | Рефлексия, подведение итогов, запись домашнего задания | Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы, затем записать домашнее задание. 1) Сегодня на уроке мне понравилось______ 2) Для меня было сложным ___________ 3) Сегодня на уроке мне не понравилось _______________ Домашнее задание: Основное: 1) Заполнить таблицу «Программное обеспечение современных ГИС платформ»: - название программного продукта; - фирма изготовитель, страна; - функции. Дополнительное (для учащихся, получивших за тест менее 3 баллов): составить сканворд по теме «Геоинформационные модели». | Анализируют бланк ответов, оценивают полученные результаты, сопоставляют их с целью и задачами урока. Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | Педагогика сотрудничества. Метод обратной связи Метод слуховой передачи информации | Умение достаточно полно и точно выражать мысли. Умение анализировать результаты деятельности |
Приложение 1
Представьте, что вы работаете в крупном международном агентстве менеджером по перевозкам. Вам нужно подобрать маршрут следования для труппы туристов и организовать их поездку разными видами транспорта. Представитель турагентства сообщил только географические координаты мест, куда направляется группа, вид транспорта и пункт отправления - Москва.
Задание. Используя сервис Google Earth (http://maps.google.ru/) постройте геоинформационную модель маршрута
Google Планета Земля (Google Earth)- проект компании Google, в рамках которого в сети Интернет были размещены спутниковые фотографии всей земной поверхности.
Общие сведения о Google Earth представлены на сайте http://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Earth
Ход работы
- На основе предоставленных координат определите пункты остановок предполагаемого маршрута и занесите их названия в бланк отчета.
Координаты:
1 | -17.918289, 25.845369 |
2 | -23.493477, 31.552734 |
3 | -4.105858, 11.885052 |
4 | 36.818114, -2.693044 |
Поиск объектов по координатам:
- Введите координаты в строку поиска
- Нажмите кнопку найти
Заполните таблицу
Координаты | Название места, с указанием страны |
2. Проложите путь с учетом полученных в первом задании результатов, и определите его длину. Скопируйте полученное изображение в бланк ответов
Измерение расстояния пути:
1) В меню "Инструменты" выберите "Линейка".
2) Выберите тип фигуры Путь.
3) Выберите единицы измерения для длины.
4) Нажмите кнопку мыши, чтобы установить начальную точку пути и продолжайте нажимать до тех пор, пока путь не охватит требуемый регион.
3. На основе полученных данных определите и примерную длительность поездки (количество дней), учитывая следующие условия:
- для осмотра достопримечательностей в каждом пункте туристам необходимо максимум 4 часа;
- для отдыха туристам необходимо 8 часов.
- до первого пункта назначения туристы добираются самолетом, а потом они путешествует на машине. Из последнего пункта назначения туристы также добираются до Москвы самолетом.
(Продумайте структуру таблицы для расчета количества дней и представьте результаты, используя табличный процессор. )
Примечание: средняя скорость самолета 800 км/ч + 3 часа на регистрацию, средняя скорость машины 80 км/ч.
Приложение 2.
Тест по теме «Геоинформационные системы»
Вопрос 1. Что такое геоинформационная система (ГИС)? (Выберите несколько правильных вариантов ответа)
1) ГИС –карты стран и городов.
2) ГИС – компьютерная информационно-справочная система, содержащая информацию «привязанную» к карте местности.
3) ГИС – это компьютерная система, в которой можно изменять масштаб изображения местности .
4) ГИС – современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.
Вопрос 2. Перечислите элементы, входящие в структуру ГИС? (Выберите правильные варианты ответов)
1) GPRS;
2) методы и технологии;
3) географические данные
4) описательные данные;
5) программное и аппаратное обеспечение
Вопрос 3. Где применяется геоинформационная система?: (Выберите несколько правильных вариантов ответа)
1) управление школой или предприятием;
2) земельный кадастр и землеустройство;
3) обеспечение деятельности правоохранительных органов и силовых структур;
4) наук аи образование;
5)территориальные службы жизнеобеспечения;
6) картографирование
Вопрос 4. Расположите последовательно этапы создания ГИС: (Установите правильную последовательность)
1) создание меток;
2) поиска места по параметрам (названию или координатам);
3)прокладывание маршрута;
4)поиск дополнительной информации
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ | 2,4 | 2,3,4,5 | 2,3,4,6 | 2,1,3,4 |
Кол-во баллов за ответ | 1 | 1 | 2 | 2 |
Приложение 3
Бланк оценивания
Задание 1.
1. Количество баллов за создание схемы ______________________
(запишите количество баллов, полученных во время защиты схемы)
Задание 2.
2. Количество баллов за поиск объектов по координатам________________
(количество баллов установите в соответствии с критериями оценивания и ключом)
Критерии оценивания:
0 – задание не выполнено, страны не определены;
1 – задание выполнено не полностью, имеются ошибки в определении стран или пунктов назначения;
2 – задание выполнено полностью и правильно
Ключ:
Координаты | Название страны |
-17.918289,25.845369 | Граница Замбии и Зимбвабве. Национальный парк Виктория |
-23.493477,31.552734 | ЮАР, Крюгер Парк |
-4.105858,11.885052 | Конго, Пуэнт-Нуар |
36.818114,-2.693044 | Испания, Ботанический сад Ла-Риохи |
3. Количество баллов за создание модели и определение длины пути _____
Критерии оценивания:
0 – задание не выполнено (путь не проложен);
1 – задание выполнено не полностью (не определена длина пути);
2 – задание выполнено полностью.
4. Количество баллов за расчет количества дней путешествия _________
Критерии оценивания:
0 – задание не выполнено (таблица не построена);
1 – задание выполнено не полностью (правильно определено количество дней путешествия, но таблица построена не рационально);
2 – задание выполнено с ошибками (таблица построена правильно, но имеются ошибки в расчетах);
3 – задание выполнено полностью.
3. Результаты теста
5 Количество баллов за тест ________________________________
Итого баллов ___________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"
Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1
Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...
Технологическая карта урока "Технологический процесс восстановления, регулировки и сборки несущей системы подвески
урок производственного обучения...
Технологическая карта урока «Техническое обслуживание и ремонт рулевых механизмов с системами усиления. Контрольно-диагностические работы. Заполнение диагностической карты технического обслуживания»
урок учебной практики...
Технологическая карта теоретического занятия в системе дистанционного обучения Moodle ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»
В марте 2020 г. в соответствии с рекомендациями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (приказ № 397 от 14.03.2020) в целях обеспечения безопасности обучающихся и сотрудников в ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Планеты солнечной системы"
Разработка технологической карты урока с использованием образовательной онлайн-платформы , где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме....