Информационные войны
методическая разработка

Екатерина Владимировна Лавренцова

Все развитие человечества неразрывно связано с войнами. Историки подсчитали, что в каждом столетии человечество существовало в мире всего одну неделю. От войны к войне идет непрерывный процесс совершенствования вооружений. Наступившая цифровая эпоха изменила сущность и содержание войн, объективной и повседневной реальностью стала информационная война, которая все более активно используется в качестве инструмента внешней политики. Современные технологии информационной войны способны нанести противнику не меньший ущерб, чем средства вооруженного нападения, при этом по критерию «эффективность — стоимость» существенно их превосходят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_voyny.docx44.09 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные войны

Актуальность выбранной темы. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что отдельный человек самостоятельно разобраться в нем не в состоянии. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее представление – важная задача всей системы СМИ, что, естественно, открывает широкие возможности для манипулирования массовым сознанием. СМИ имеют огромные возможности в сфере политических манипуляций и воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении. Особенно актуальной эта проблема стала для России, страны, в которой грамотность населения в сфере массовых коммуникаций низка, а темпы развития информационных и политических технологий значительно опережают развитие законодательной базы в области информационной политики, ограничивающей возможности использования СМИ в манипулятивных целях. В информационном обществе власть знаний и информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. Хотя масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные, часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для их достижения различные методы. Влияние на политику СМИ осуществляют, прежде всего, через воздействие на информационный процесс, что в свою очередь позволяет определенным образом формировать общественное мнение. Непосредственное обладание такой властью – прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения, поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а также выступают их комментаторами 5 и распространителями. Основой политического манипулирования является создаваемая СМИ виртуальная реальность, которая может в корне изменить пропорции подлинной модели мира. Важной предпосылкой для манипуляции можно считать также и тот факт, что, обладая монополией на информацию, СМИ задают приоритеты событий. В мире происходят миллионы событий, но обсуждается только та их часть, которую СМИ вводят в сферу внимания респондента. Наряду с фактором отбора информации существует не менее важное средство манипулятивной силы СМИ – слово. Возможность выражать мысль с помощью различных словосочетаний позволяет одному человеку воздействовать на восприятие окружающей действительности другим человеком. Современные информационные технологии преобразовали почти каждую сферу человеческой деятельности, в том числе они произвели революцию и в военном искусстве. Традиционная война дополняется принципиально новыми формами противоборства, в которых победа будет достигаться не только с помощью классического или даже ядерного оружия и привычных способов ведения войны, а путем массированного использования новых средств информационного оружия. Сегодня это оружие приобретает свойства, позволяющие ему заменить и даже превзойти оружие массового поражения. Во всем мире налицо очередная «гонка вооружений», только уже информационных. Намечается тенденция по более активному противодействию – разрабатываются способы обороны в информационной войне, появляются сторонники идеи ограничения распространения информационного оружия на международном уровне. Информационные войны заставляют по-новому взглянуть на профессию журналиста и функционирование масс-медиа в обществе. Целью дипломной работы является изучение природы и технологии 6 информационной власти над людьми на примере освещения в СМИ украинских событий. Цель работы - выявить сущность, виды и цели современных информационных войн (на примере российско-украинского конфликта 2013- 2014). Задачи работы: - раскрыть сущность и особенности информационной войны, - определить методы и приемы информационной войны, - раскрыть цели информационной войны, - представить образ России в конфликте в зеркале западных СМИ, - изучить методы манипулирования общественным сознанием противоборствующих сторон в информационной войне, - рассмотреть противостояние России информационной войне. Объектом исследования являются комплексные информационные потоки, представляющие основу такого явления как современные информационные войны. Предметом изучения являются новейшие коммуникационные технологии, используемые в качестве средства ведения информационных войн в современном обществе. Следует отметить, что сегодня в отечественной и зарубежной научной литературе изложено значительное количество идей и обоснованных предложений теоретического и практического характера, касающихся проблем целенаправленного использования информации, информационных средств и технологий в ходе достижения политических, экономических, социальных, военных и других целей. Особенно важной для меня стала книга И. Панарина «Информационная война и геополитика», в которой автор утверждает, что «сейчас идет пятая мировая война - информационноинтеллектуальная»1 . Третьей он назвал «холодную войну» с Западом, которую Россия проиграла, а четвертой - войну с терроризмом, которую 1 Панарин И. Информационная война и геополитика. М., 2006.- С.7. 7 цивилизованный мир выиграл. Методологическая основа дипломной работы: политологический метод, общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, системный и структурно-функциональный подходы, исторический и логический методы. Степень разработанности темы. Для изучения возникновения и сущности информационных конфликтов в основу работы были также положены работы отечественных и зарубежных авторов в области истории и социологии масс-медиа в ХХ веке (Я. Засурский, С. Беглов, Е. Прохоров, Е. Корнилов). Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться при подготовке материалов для семинаров, лекций, диспутов по данной теме. Гипотеза исследования заключается в предположении, что методы и приемы ведения информационной политической войны в международных делах губительно воздействует на социум, порождая ненависть между народами. Приемы психологического давления разные, но их политический смысл имеет один общий знаменатель: удержание власти любой ценой. Структура работы отвечает поставленным задачам и состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, метод изучения информационных конфликтов. Основная часть разрешает поставленные задачи с опорой на материалы СМИ. В заключении сделаны основные выводы по результатам выполненного исследования. 8 Глава 1. Теоретические подходы к определению сущности феномена информационная война 1.1 Сущность и особенности информационной войны Идеи нового индустриального общества (Дж. Гелбрейт2 ) в социогуманитарной науке постепенно модифицировались в концепции постиндустриальной (информационной) цивилизации (Д. Белл3 , Э. Тоффлер4 , Д. Рисмэн5 ). Интенции функционирования информационного общества («общества знаний», «информационной экономики») предполагают активное использование информации и информационно-коммуникативных технологий в различных сферах жизнедеятельности общества. Информация как комплекс сведений и знаний об окружающем мире, методика ее передачи (технологии), а также процедура ее распространения (СМИ) становятся важнейшим инструментом функционирования общества. Как отмечается в Окинавской Хартии глобального информационного общества (2000), «революционное воздействие информационнокоммуникативных технологий касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества» 6 . Вместе с тем активное формирование современных информационных технологий и информационного общества в целом способствует не только модернизации межкоммуникационных взаимодействий и развитию интегративных функций социальной системы, но и структурному изменению разрешения противоречий, возникающих в процессе социального 2 Cм.: Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969. 3 Cм.: BellD. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. New York, 1965; Id em. The coming of postindustrial society: A venture of social forecasting. New York, 1973. 4 Cм.: Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. М., 2010. 5 Cм.: The Lonely Crowd: a Study of the Changing American Character (with R. Denney, N. Glazer). New Haven, 1950. 6 Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 52. 9 взаимодействия индивидов (конфликт). Обладание информацией, а также ее использование и применение сторонами конфликта при столкновении интересов либо возникновении противоречия представляется уже сформировавшимся и естественным инструментом разрешения конфликтной ситуации, вследствие чего на первый план выходят методы и формы обнародования и распространения информации для массовой аудитории. Функцию донесения информации до заинтересованной аудитории выполняют средства массовой информации (СМИ) и социальные медиа. В современных условиях научно-технического прогресса, развития информационных технологий и средств коммуникации в социогуманитарных науках происходит теоретико-методологическое изменение концепта политического конфликта, его основных форм и инструментов. Объективно складывающиеся реалии социально-политических процессов обусловили также видоизменение и модификацию содержания политического конфликта, методов и средств, используемых в политических противостояниях. Так, например, активное использование инструментария и технических возможностей Интернета позволило обеспечить управление политическими противостояниями и конфликтами посредством социальных сетей Twitter и Facebook в период «Арабской весны» 2010–2011 гг. Активная деятельность сотрудников информационного ресурса WikiLeaks, опубликовавших в открытом доступе документы дипломатической переписки внешнеполитических ведомств ряда государств, вызвала неоднозначную реакцию мирового сообщества. Информационное противоборство с применением инструментария новейших информационных технологий (использование ресурса социальных сетей Facebook, Тwitter, применение «эффекта СNN» в информационной кампании телевизионных каналов и т. д.) можно было наблюдать при освещении мировыми СМИ пятидневной войны в Южной Осетии (7–12 августа 2008 г.). Новой формой современных социально-политических конфликтов выступают информационные угрозы как элемент давления и социально- 10 психологического воздействия на государство и индивида в условиях политического противостояния. Активная фаза противостояния сопровождается проведением агрессивной информационной кампании, направленной на «достижение и удержание информационного превосходства одной из сторон над другой путем оказания специфического информационно-психологического и информационно-технического воздействия на государственную систему принятия решений» 7 . Ресурсы СМИ и социальных медиа (блогосфера, социальные сети, онлайн-чаты) активно используются противоборствующими сторонами в социально-политическом конфликте. Начальной фазой информационного противостояния выступает увеличение материалов и иных форм информационной активности (нагнетание обстановки) с целью привлечения внимания к возникающему противоречию или проблемной ситуации. Следующим этапом выступает «завоевание аудитории» либо консолидация потребителей информационного продукта вокруг рассматриваемого противоречия. Третий этап заключается в массированной информационной обработке аудитории, насыщении информационного пространства материалами и сведениями, позволяющими привлечь часть аудитории на свою сторону. Заключительным этапом является управляемая стороной конфликта реакция аудитории, направленная противоборствующей стороной в необходимое русло с целью обеспечения господства в информационном пространстве. Главенствующее положение в информационном поле позволяет доминирующей стороне управлять развитием конфликтной ситуации либо способствует ее разрешению и урегулированию. Феномен информационного воздействия в социогуманитарной науке, а также информационных угроз и противостояний выступает объектом изучения ряда исследователей. Необходимо отметить, что само понятие 7 Модестов С. А. Информационное противоборство как фактор геополитической конкуренции. М., 1999. С. 64. 11 «информационная война», равно как и производных от него дефиниций («информационное противоборство», «информационно-психологическая война», «информационное противостояние», «информационное воздействие», «информационно-психологическая операция» и т. д.), представляется довольно размытым в теоретическом плане и не до конца проработанным по своему функциональному назначению. Сам термин «информационная война» появился в период холодной войны стран Запада и СССР в 1970-х гг. В научной среде теоретическую концептуализацию данного понятия принято связывать с именем Т. Рона, который определял информацию в качестве самого слабого звена вооруженных сил и обороны. Впервые термин «информационная война» был употреблен им в отчете «Системы оружия и информационная война» в 1976 г. для компании «Боинг» 8 . В публичной сфере использование и применение данного понятия связано с директивой министра обороны США № 3600 от 21 декабря 1992 г. В научной среде на сегодняшний день не сформировано единого мнения относительно самого научно-теоретического концепта информационных войн, а также основных методик, форм и методов их проведения. Сравнительно недолгое существование в научной среде и практике применения информационных технологий как метода воздействия на сознание, поведение и общественное мнение не позволяет считать исследование данного феномена исчерпанным. Немаловажную роль играет также тот факт, что в связи с развитием информационных технологий, равно как и с общим процессом научно-технического прогресса, мы можем наблюдать эволюцию и введение принципиально новых инновационных приемов, используемых в современных информационных противостояниях в политической сфере. Процесс применения информационнокоммуникативных форм воздействия является динамическим. Фактически с каждым относительно небольшим отрезком времени происходит теоретико- 8 Cм.: Thomas P. Rona. Weapon Systems and Information War. Boeing Aerospace Co., Seattle, WA, 1976. 12 методологическое и структурное видоизменение уже имеющегося инструментария концепта информационных войн. Теоретические и концептуальные основы информационного общества как принципиально новой фазы общественного и цивилизационного развития, где знания и обладание информацией будут играть фундаментальную и основополагающую роль в построении общественной и социальной структуры, заложены в трудах М. Кастельса9 , Д. Белла10, Г. Бехманна11, М. Маклюэна12, Ф. Махлупа13, Э. Тоффлера14, Н. Лумана15 , Ф. Уэбстера16. Исследования данных ученых носят социально-философский характер и посвящены формированию научно-теоретической парадигмы постиндустриального общества знаний (сетевого общества). Следующим этапом научно-теоретического осмысления выступает попытка теоретико-методологической концептуализации понятия информационного противоборства как формы воздействия на общественное сознание. В качестве теоретического обозначения данного феномена, как правило, используется термин «психологическая война», где основной целью агрессора (инициатора ведения психологической войны) выступает подавление воли (деморализация) и разрушение сформировавшихся ценностных установок и ориентаций. Описательный анализ форм и методов ведения психологической войны нашел отражение в работах П. Лайнбарджера17, В. Г. Крысько18, Г. Г. Почепцова19, А. Г. Караяни20 . 9 Cм.: Castells M. The Informational City: Information Technology, Economic Restructuring, and the Urban Regional Process. Oxford, UK; Cambridge, MA: Blackwell, 1989. 10 Cм.: БеллД. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 330–342. 11 Cм.: Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / пер. с нем. А. Ю. Антоновского и др. 2-e изд. СПб., 2010. 12 Cм.: McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. New York, 1964. 13 Cм.: Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton, 1962. 14 Cм.: Тоффлер Э. Указ. соч. 15 Cм.: Niklas L. Die Realipat der massenmedien. GWV fachverlage Gmbh Wiesbaden, 2004. 16 Cм.: Webster F. Theories of the Information Society. Second Edition. London; New York, 2002. 17 Cм.: Лайнбарджер П. Психологическая война. М., 1962. 13 Роль средств массовой информации в общем функционировании информационного поля в условиях политического противостояния рассматривается такими учеными, как П. Бурдье21, Б. А. Грушин22 , Г. Н. Вачнадзе23, И. М. Дзялошинский24, Г. Шиллер25, М. Фаслер26. Эти авторы изучают аспекты манипулятивного воздействия на массовое сознание посредством проводимой национальными СМИ информационной политики. Манипуляция как социально-психологический феномен, представляющая собой форму контроля и управления поведением личности посредством заведомо ложной либо иллюзорной информации, выступает основополагающим теоретическим конструктом в трудах названных авторов. Средства массовой информации, медиасреда конституируются в качестве самостоятельной структурно оформленной ветви власти в структуре управления. Манипулятивный контекст изучения информационного противоборства в политической сфере нашел научно-теоретическое продолжение и развитие в работах И. Н. Панарина27, С. В. Ткаченко28 , А. М. Цуладзе29, Г. В. Грачева30, И. К. Мельника31. Данная группа исследователей рассматривает инструмент политических манипуляций при проведении 18 Cм.: Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск, 1999. 19 Cм.: Почепцов Г. Г. Психологические войны. М.; Киев, 2000. 20 Cм.: Караяни А. Г. , Зинченко Ю. П. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика. М., 2009. 21 Cм.: Бурдье П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой. М., 2002. 22 Cм.: Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования / под ред. Б. А. Грушина, Л. А. Оникова. М., 1980. 23 Cм.: Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации – их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси, 1989. 24 Cм.: Дзялошинский И. М. , Дзялошинская М. И. Российские СМИ: как создается образ врага. Статьи разных лет. М., 2007. 25 Cм.: Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: пер. с англ. М., 1980. 26 Cм.: Faβler M . (Hrsg.) Alle möglichen Welten: virtuelle Realität – Wahrnehmung – Ethik der Kommunikation. München, 1999. 27 Cм.: Панарин И. Н. Первая мировая информационная война. Развал СССР. СПб., 2010. 28 Cм.: Ткаченко С. В. Информационная война против России. СПб., 2011. 29 Cм.: Цуладзе А. М. Политическая мифология. М., 2003. 30 Cм.: Грачев Г. В. , Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 1999. 31 Там же. 14 информационного воздействия. Отмечаются попытки теоретикометодологической концептуализации понятия информационной войны и информационного воздействия в политической сфере. Манипуляторные технологии, как отмечают И. Н. Панарин и С. В. Ткаченко, сыграли решающую роль при ликвидации советского геополитического пространства. Причем рассматривается феномен информационных войн исключительно как целенаправленная акцентированная акция внешних геополитических противников Российской Федерации. Попытку комплексного научно-теоретического осмысления информационной войны как использования информации в качестве воздействия на индивидуальное и массовое сознание с целью получения контроля над поведением или общественным мнением предприняли В. А. Лисичкин, Л. А. Шелепин32 , А. В. Манойло, А. И. Петренко, Д. Б. Фролов33 , С. П. Расторгуев34, С. Н. Гриняев35. Несмотря на глубину теоретического анализа и синтеза феномена информационных войн, среди ученых отмечаются значительные расхождения при концептуализации дефиниции. Предложенные научно-теоретические трактовки понятия по своему содержанию варьируются от абстрактно-обширных до узкоспециальных, значительно ограничивающих и детализирующих предметно-объектную сферу определения. Так, по мнению С. П. Расторгуева, информационная война представляет собой «открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере» 36. С. Н. Гриняев определяет информационную войну как «широкомасштабную информационную борьбу с применением способов и средств информационного воздействия на противника в интересах достижения целей 32 Cм.: Лисичкин В. А. , Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 1999. 33 Cм.: Манойо А. В. , Петренко А. И. , Фролов Д. Б. Государственно-информационная политика в условиях информационно-психологической войны. 2-е изд., стер. М., 2009. 34 Cм.: Растортоуев С. П. Философия информационной войны. М., 2003. 35 Cм.: Гриняев С. Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. М., 1999. 36 Расторгуев С. П. Указ. соч. С. 35. 15 действующей стороны» 37. Предложенные учеными понятия, на наш взгляд, довольно абстрактно передают содержание и не в полной мере отражают сущность и назначение современных информационных войн. Более детализированное и концептуализированное понятие информационной войны предлагают А. В. Манойло, А. И. Петренко и Д. Б. Фролов. Как отмечают исследователи, информационную войну можно представить в качестве «соперничества социальных систем в информационно-психологической сфере по поводу влияния на те или иные сферы социальных отношений и установления контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одни участники соперничества получают преимущества, необходимые им для дальнейшего развития, а другие их утрачивают» 38. Эвристическая сторона предложенной формулировки заключается в конкретизации сферы распространения воздействия информационной войны и научно-теоретическом междисциплинарном подходе к содержанию понятия (информационнопсихологическая сфера). Также необходимо отметить работу бывшего вицепрезидента США лауреата Нобелевской премии А. Гора39 , определявшего информационную войну как «атаку на разум». В работе подчеркивается роль информационного воздействия на принятие политических решений, а также особенности поведенческой реакции индивидов на «информационный бум» со стороны заинтересованных лиц. Дадим подробное определение понятию «информационная война». Информационная война (англ. Information war) — термин, имеющий два значения: 1) Воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» был заимствован в русский язык из словаря военных кругов США. Перевод этого термина 37 Гриняев С. Н. Указ. соч. С. 97. 38 Манойло А. В. , Петренко А. И. , Фролов Д Б. Указ. соч. С. 17. 39 Cм.: Гор А. Атака на разум. СПб., 2008. 16 («information and psychological warfare») с английского языка может звучать и как «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации. В этом смысле также используется термин психологическая война — психологическое воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства с целью достижения политических или чисто военных целей. 2) Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем40 . Это определение является основой для следующих утверждений. Информационная война - это комплексное совместное применение сил и средств информационной и вооруженной борьбы. Информационная война - это действие, направленные на достижения информационного превосходства, поддержку национальной военной стратегии посредством воздействия на информацию и информационные системы противника при одновременном обеспечении безопасности и защиты собственника информации. Информационная война - только средство, а не конечная цель, аналогично тому, как бомбардировка - средство, а не цель. Информационную войну можно использовать как средство для проведения стратегической атаки или противодействия. В гуманитарном смысле "информационная война" понимается как те или иные активные методы трансформации информационного пространства. В информационных войнах этого типа речь идет об 40 Белоножкин В. И., Остапенко Г. А. Информационные аспекты противодействия терроризму. — М.: Горячая линия - Телеком, 2009. — С.112. 17 определенной системе (концепции) навязывания модели мира, которая призвана обеспечить желаемые типы поведения. Основными формами ведения технической ИВ являются радиоэлектронная борьба, война с использованием средств электронной разведки и наведения, нанесения удаленных точечных ударов с воздуха, психотропная война, борьба с хакерами, кибернетическая война. Информационная война – это целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем41 . Поле действия информационных войн при таком определении оказывается достаточно широким и охватывает следующие области: 1) инфраструктуру систем жизнеобеспечения государства - телекоммуникации, транспортные сети, электростанции, банковские системы и т.д.; 2) промышленный шпионаж - хищение патентованной информации, искажение или уничтожение особо важных данных, услуг; сбор информации разведывательного характера о конкурентах и т.п.; 3) взлом и использование личных паролей VIP - персон, идентификационных номеров, банковских счетов, данных конфиденциального плана, производство дезинформации; 4) электронное вмешательство в процессы командования и управления военными объектами и системами, "штабная война", вывод из строя сетей военных коммуникаций; 5) всемирная компьютерная сеть Интернет, в которой, по некоторым оценкам, действуют 150.000 военных компьютеров, и 95% военных линий связи проходят по открытым телефонным линиям. 41 Белоножкин В. И., Остапенко Г. А. Информационные аспекты противодействия терроризму. — М.: Горячая линия - Телеком, 2009. — С.112. 18 Какой бы смысл в понятие "информационная война" ни вкладывался, оно родилось в среде военных и обозначает, прежде всего, жесткую, решительную и опасную деятельность, сопоставимую с реальными боевыми действиями. Военные эксперты, сформулировавшие доктрину информационной войны, отчетливо представляют себе отдельные ее грани: это штабная война, электронная война, психотропная война, информационно-психологическая война, кибернетическая война и т. Итак, информационная война - это такая форма конфликта, в которой происходят прямые атаки на информационные системы для воздействия на знания или психику противника, с целью его подавления или уничтожения. 1.2 Методы и приемы информационной войны Спецификой информационной войны является комбинированный характер. Основные боевые действия ведутся в социо-культурной сфере, включая: экономику, образование, СМИ, науку, охрану природы, силовые ведомства, органы управления государством. Для закрепления контроля применяются различные методы: 1. Экономический контроль за счёт создания искусственных финансовых кризисов – выход, получение "льготных" кредитов, которые выделяются МВФ. Для получения кредита нужно выполнить ряд обязательств, как правило, заведомо невыполнимых. (Венесуэла и др. государства). 2. Скрытие существенной информации. Этот метод состоит в умалчивании информации, существенно влияющей на принятие решения или просто интересной обществу. Монополия на этот метод принадлежит, конечно же, государству. "Она утонула" - более современный пример применения того же метода. В телеэфире этот метод применяется при рекламе чудодейственных лекарств, о чьих побочных эффектах рекламодатели сообщить забывают. 19 3. Информационный мусор. Этот метод состоит в том, что, если спрятать совсем нужную информацию нельзя, ее погружают в огромный поток пустой информации. "Где умный человек прячет лист? В лесу". Так писал Честертон довольно давно, но принцип этот до сих пор с успехом применяется в информационных войнах. Если вы не хотите, чтобы человек имел доступ к качественной информации, а скрыть ее не можете, забейте его информационные каналы мусором. Отсюда фактическое поощрение мусора в почтовых ящиках, спама, телефонного обзвона с рекламными предложениями. Сюда же примыкает обилие бессмысленных репортажей и шоу на телевидении. Вещать надо много часов, качественную информацию делать трудно, вот и гонят, что попало. Идеальным примером применения этого метода является ежегодное общение Президента с народом через средства массовой информации. Заранее формируется пакет безобидных вопросов, на которые Президент с явным удовольствием подготавливает пространные ответы, а реальные вопросы не проходят через кордоны милиции. 4. Смещение понятий. Этот метод состоит в том, что общепризнанный термин используется не по назначению, и его смысл в общественном сознании смещается. 5. Отвлечение внимания. Этот метод состоит в том, что внимание человека, выбирающего информацию, привлекается к незначимым событиям, отвлекая его от существенных событий. Этот принцип взят на вооружение желтой (и не только) прессой для привлечения внимания аудитории к незначимым новостям за счет броских заголовков и тем самым отвлечения внимания от реально значимых новостей. Хрестоматийный пример – "Наташа Королева сбита автомобилем". Это - заголовок статьи про то, что жительница Томска с этими, вполне 20 распространенными, именем и фамилией действительно попала под машину. Но заголовок на первой странице, а новость – внутри газеты. Купи – и прочти. В эту же категорию попадают бесконечные новости по телевидению о пожарах, наводнениях и переворотах во всех странах, кроме одной (угадайте, какой именно). 6. Применение ничего не значащих понятий. Этот метод состоит в использовании понятий, находящихся на слуху, но не имеющих определения, и, в сущности, не имеющих смысла. "Духовность" - классический пример. Вообще говоря, бездуховных людей не бывает. Имеется ли в виду под "бездуховностью" необразованность, невоспитанность, атеизм или еще что-то, непонятно. Наиболее вероятно, что так клеймится приверженность к позиции, отличной от позиции говорящего, но звучит красиво. Непревзойденным виртуозом потока бессмысленной информации был во времена своего генсекства М.С. Горбачев. 7. Негативная информация сама себя продает, а за позитивную кто-то должен платить. Этот метод состоит в том, что негативная информация получает приоритет над позитивной. Он практически приведет к самоуничтожению СМИ как источника информации. Напомню, что в конце 70-х никто СМИ за серьезный источник информации не считал, и даже ярый диссидент Солженицын с придыханием описывал в "В круге первом", как его герой умел извлекать информацию из межстрочных промежутков газеты "Правда". Сегодня по инерции, полученной в эпоху гласности, некоторым кажется, что сейчас информация в СМИ есть. Спешу их разочаровать. Никакая достоверная позитивная информация, не связанная с государственными органами, сегодня в СМИ попасть по определению не может. Эпоха джинсы научила работников пера и камеры, что за публикацию позитивных сведений с их героев можно (а, значит, и нужно) брать деньги. Достоверность 21 информации к этому процессу отношения не имеет и отбрасывается в первую очередь. Реальный случай, когда бизнесмен заказал в популярной газете "Московский Богомолец" негативную статью о своем бизнесе, поскольку понимал, что на позитивную никто не обратит внимания. Все это к тому, что реальную позитивную информацию на телевидение не пропихнешь по определению. За эфир позитивной информации надо платить, что в случае достоверной информации – практически нонсенс. С другой стороны, негативная информация идет на ура и бесплатно. Считается, что народу интересно знать и видеть ужасы катастроф, стихийных бедствий и так далее. 8. Ссылка на несуществующие основания. Этот метод состоит в том, что информация представляется достоверной на основании, которое не имеет никакого реального смысла. Шампунь хорош, потому что увеличивает шелковистость волос на 34% - типичный пример. Кто и как меряет шелковистость, остается на совести рекламщиков, а звучит – красиво. Известны случаи формирования профессиональных ассоциаций с красивыми названиями только для того, чтобы их рекомендации прозвучали в рекламе. Никакого реального тестирования свойств продукта при этом даже не предусматривается. Отдельного обсуждения заслуживают рейтинги. Жульничество, в них заложенное, заметно невооруженным глазом. Пострадавших сторон две – PR бюджеты больших компаний, покупающиеся на эти рейтинги (да и Бог с ними), и, что гораздо обиднее, ни в чем не повинные зрители. Им не только приходится смотреть на все телебезобразие, но и, кроме того, размышлять, что же с ними не так, если всем передача нравится, а их она коробит. Забавный пример этого метода я вижу в книжных магазинах, где с недавних пор появилась полка бестселлеров. Большинство книг, на ней располагающихся, по-моему, просто невозможно читать – не из-за содержания, а из-за неимоверных усилий, которые требуется для продирания 22 через новорусский язык, на котором они написаны. Яркий представитель таких бестселлеров книги О.Робски. Если бы они не лежали на полке бестселлеров, их никто не купил бы. Но человеку свойственна неуверенность в своем вкусе. 9. Информационные табу. Этот метод состоит в том, что информация по некоторым вопросам считается запрещенной по определению. Он отличается от умалчивания тем, что о наличии такой информации всем известно, но сама она скрывается. 10. Прямая ложь. Этот метод состоит в распространении информации, заведомо ложной даже с точки зрения ее распространителя. Особо популярна так называемая "ложь во спасение". Например, народ не надо волновать тысячью заложников, поэтому дадим цифру поменьше. Итак, информационно-психологическая война – американское изобретение: сначала как дополнительный инструмент к обычной войне, а в последствие как самостоятельная геополитическая стратегия, затяжная продолжительная невидимая война, способная разрушать государства изнутри. 1.3 Цели информационной войны Существуют следующие цели информационной войны и психологической обработки населения: - контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий (контринформация); - использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага; - повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций. 23 Приведем наглядный пример применения информационной атаки при выполнении ВВС стратегической атаки. Предположим, что мы хотим ограничить стратегические возможности врага по переброске войск путем уменьшения запасов топлива. Сначала мы должны выявить нефтеперегонные заводы, которые будут наиболее подходящими целями при этой атаке. Потом нужно установить, какие заводы производят больше всего топлива. Для каждого завода нам надо выявить местоположение перегонных емкостей. Мы организуем атаку и, при значительной экономии сил, выводим заводы из строя, взрывая их только перегонные емкости, и оставляя все остальное оборудование нетронутым. Это классический пример стратегической атаки. Теперь посмотрим, как надо добиться той же цели в информационной войне. Все современные нефтеперегонные заводы имеют большие автоматизированные системы управления. Эти информационные функции являются потенциальной целью в информационной войне. На ранней стадии конфликта мы выполнили разведывательную информационную операцию по проникновению и анализу системы управления нефтеперегонным заводом. В ходе анализа мы обнаружили несколько уязвимых информационных зависимостей, дающих нам средства воздействия на работу нефтеперегонного завода в нужное нам время. Позднее, в ходе конфликта, в ходе одной из операций по блокированию вражеской группировки мы использовали одно из уязвимых мест. Мы просто остановили эти заводы. Это, тоже классический пример стратегической атаки42 . Следует отличать информационную войну от компьютерной преступности. Любое компьютерное преступление представляет собой факт нарушения того или иного закона. Оно может быть случайным, а 42 Крутских А., Федоров А. О международной информационной безопасности. / А. Крутских, А. Федоров - М.: Слово, 2008, - С.118. 24 может быть специально спланированным; может быть обособленным, а может быть составной частью обширного плана атаки. Напротив, ведение информационной войны никогда не бывает случайным или обособленным (и может даже не являться нарушением закона), а подразумевает согласованную деятельность по использованию информации как оружия для ведения боевых действий - будь то на реальном поле брани, либо в экономической, политической или социальной сферах. Театр информационных боевых действий простирается от секретного кабинета до домашнего персонального компьютера и ведется на различных фронтах. Электронное поле боя представлено постоянно растущим арсеналом электронных вооружений, преимущественно засекреченных. Говоря военным языком, они предназначены для боевых действий в области командования и управления войсками, или "штабной войны". Последние конфликты уже продемонстрировали всю мощь и поражающую силу информационных боевых действий - война в Персидском заливе и вторжение на Гаити. Во время войны в Персидском заливе силы союзников на информационном фронте провели комплекс операций в диапазоне от старомодной тактики разбрасывания пропагандистских листовок до вывода из строя сети военных коммуникаций Ирака с помощью компьютерного вируса. Атаки инфраструктуры наносят удары по жизненно важным элементам, таким как телекоммуникации или транспортные системы. Подобные действия могут быть предприняты геополитическими или экономическими противниками или террористическими группами. Примером служит вывод из строя междугородной телефонной станции компании AT&T в 1990 году. В наши дни любой банк, любая электростанция, любая транспортная сеть и любая телевизионная студия представляют собой потенциальную мишень для воздействия из 25 киберпространства43 . Промышленный шпионаж и другие виды разведки грозят великим множеством тайных операций, осуществляемых корпорациями или государствами в отношении других корпораций или государств; например, сбор информации разведывательного характера о конкурентах, хищение патентованной информации и даже акты саботажа в форме искажения или уничтожения данных. Иллюстрацией этой угрозы служит документально доказанная деятельность французских и японских агентов на протяжении восьмидесятых годов. Сбор разведывательной информации также выходит на новые рубежи. Лаборатория Линкольна в Массачусетском технологическом институте разрабатывает аппарат для воздушной разведки размером с пачку сигарет. Другая лаборатория работает над химическими веществами, которые можно ввести в провизию неприятельских войск, чтобы позволить датчикам отслеживать их перемещение по дыханию или выделению пота. Помимо этого уже имеются спутниковые системы слежения, имеющие разрешающую способность в несколько сантиметров. Конфиденциальность все более уязвима по мере появления возможности доступа к постоянно растущим объемам информации в постоянно растущем числе абонентских пунктов. Важные персоны, таким образом, могут стать объектом шантажа или злобной клеветы, и никто не гарантирован от подложного использования личных идентификационных номеров. Как бы то ни было, термин "информационная война" обязан своим происхождением военным и обозначает жестокую и опасную деятельность, связанную с реальными, кровопролитными и разрушительными боевыми действиями. Военные эксперты, сформулировавшие доктрину информационной войны, отчетливо 43 Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / пер. с нем. А. Ю. Антоновского и др. 2-e изд. СПб., 2010. – С.45. 26 представляют себе отдельные ее грани: это штабная война, электронная война, психологические операции и так далее. Следующее определение вышло из стен кабинета Директора информационных войск Министерства обороны: «Информационная война состоит из действий, предпринимаемых для достижения информационного превосходства в обеспечении национальной военной стратегии путем воздействия на информацию и информационные системы противника с одновременным укреплением и защитой нашей собственной информации и информационных систем»44 . Информационная война представляет собой всеобъемлющую, целостную стратегию, призванную отдать должное значимости и ценности информации в вопросах командования, управления и выполнения приказов вооруженными силами и реализации национальной политики. Информационная война нацелена на все возможности и факторы уязвимости, неизбежно возникающие при возрастающей зависимости от информации, а также на использование информации во всевозможных конфликтах. Объектом внимания становятся информационные системы (включая соответствующие линии передач, обрабатывающие центры и человеческие факторы этих систем), а также информационные технологии, используемые в системах вооружений. Информационная война имеет наступательные и оборонительные составляющие, но начинается с целевого проектирования и разработки своей "Архитектуры командования, управления, коммуникаций, компьютеров и разведки", обеспечивающей лицам, принимающим решения, ощутимое информационное превосходство во всевозможных конфликтах. Многие ведущие стратеги полагают, что противостояние армий, погибающих на полях генеральных сражений, очень скоро займет свое место на свалке истории рядом со шпорами и арбалетами. Высшая форма 44 Почепцов Г.Г. Информационная война: определения и базовые понятия // Пси-фактор. 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для корнкурса "Забытая война" Методическая разработка занятия по истории для 1 курса на тему "Первая мировая война"

Данная разработка применяется на занятии 1 курса СПО при изучении(обобщении)  материала  о 1 мировой войне. Занятие построено в виде лекции с элементами дискуссии, т.к. предполагается, ...

Конкурс "Забытая война" . Информационно-психологическое воздействие на войска и население противника в годы Первой мировой войны

Информационно-психологическое воздействие на войска и население противника в годы Первой мировой войны ...

Конкурс "Забытая война", посвящённый 100-летию Первой мировой войны

С 2010 года в Калязинском краеведческом музее работает молодежный образовательный проект "По пути времени..". Сезон 2014 года посвящен событиям Первой мировой. Студент Вирченко Руслан, является участн...

Презентация на областной конкурс информационных технологий на тему: "Юность, опаленная войной"

Презентация на областной конкурс информационных технологий на тему: "Юность, опаленная войной". Материал о сахалинских детях-героях великой отечественной войны....

Формы и методы информационных и психологических войн

Методическая рекомендация по программе обучения «Основ жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности». Предназначена для подготовки преподавателей к занятиям....

Урок «Гибридные конфликты» «Информационная война против России»

11 марта 2022 года в группе № 49  по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания прошел урок на тему: «Гибридные конфликты», посвящённые внешним угрозам, а именн...

Творческо-информационный проект: «Не забыть нам этой даты ..», посвященный Великой Отечественной войне

Создание проекта « Не забыть нам этой даты…» направлено на работу по воспитанию у студентов чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, ...