Методическая последовательность изучения основных алгоритмических конструкций
методическая разработка

Рассмотрена последовательность изучения алгоритмических конструкций. Предложена и обоснована концепция последовательности преподавания алгоритмических конструкций в курсе информатики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_posledovatelnost.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский промышленно-экономический техникум»

Методическая последовательность изучения основных алгоритмических конструкций

Хабаровск

2021

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут применяться  преподавателями информатики для преподавания этого раздела, студентами всех специальностей, изучающих дисциплину «Информатика».

Составитель: Волкова И.Б., преподаватель информатики.

Оглавление

Введение        4

Глава 1. Теоретические основы изучения алгоритмических конструкций в курсе информатики        5

1.1. Содержательный аспект изучения алгоритмических конструкций в курсе информатики        5

2.1 Методический аспект изучения алгоритмических конструкций в курсе информатики        13

2.2. Методические материалы для проведения уроков по изучению алгоритмических конструкций в курсе информатики        15

Заключение        25

Библиографический список        26


Введение        

Алгоритмизация является основным элементом содержания курса информатики. Изучение алгоритмизации имеет два неотъемлемых аспекта: развивающий и программистский. Развивающий аспект связан с необходимостью развития алгоритмического мышления современного человека. Программистский аспект связан с показом учащимся содержания деятельности программиста, где учащиеся получают представление о программе и языках программирования. Основные алгоритмические конструкции реализуются в среде программирования. С помощью конструкций помимо организации алгоритмического мышления можно описывать различные процессы.  Возникновение алгоритмов прослеживается в различных сферах  жизнедеятельности человека. Таким образом, алгоритм – это механизм, способствующий функционированию и развитию любой системы. Человеком самостоятельно осваивается ряд алгоритмов, но есть алгоритмы, требующие обучения.  Алгоритмизация является средством развития мышления ученика.

Изучение алгоритмов включает большой объем материала, связанный с определением понятия алгоритма, построением алгоритмических конструкций, применением и работой языков программирования. Возникает множество вопросов преподавания относительно содержания, методов и средств, используемых для этого. Изучать основные базовые конструкции можно по-разному: с помощью исполнителей, учебных алгоритмических языков, языков программирования.

Различные авторы учебных программ подходят к построению алгоритмической учебной линии по-разному. В том числе по иному решаются проблемы содержания теоретической и практической частей авторами программ.

В связи с вышесказанным рассмотрена тема «Методическая последовательность изучения основных алгоритмических конструкций».

Объект данной  работы – процесс обучения информатике.

Предмет – методическая последовательность изучения основных алгоритмических конструкций в курсе информатики.

Цель работы – раскрыть методическую последовательность изучения основных алгоритмических конструкций в курсе информатики и предложить методические разработки для преподавания темы в курсе информатики.

Исходя из цели и предмета, определены следующие задачи исследования:

  • ознакомиться  с содержательным аспектом изучения алгоритмических конструкций в курсе информатики;    
  • построить план последовательности изучения основных алгоритмических конструкций в курсе;
  • разработать конспект урока по изучению темы;

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут применяться  преподавателями информатики для преподавания этого раздела, студентами всех специальностей, изучающих дисциплину «Информатика».

Глава 1. Теоретические основы изучения алгоритмических конструкций в курсе информатики

1.1. Содержательный аспект изучения алгоритмических конструкций в курсе информатики

Алгоритмы представляются как некоторые структуры, состоящие из основных (базовых) элементов. Элементарные шаги объединяются в алгоритмические конструкции.

Алгоритмы разделяются на следующие группы:

  1. линейные (последовательные);
  2. разветвляющиеся;
  3. циклические;
  4. рекурсивные.

Важно знать структуру алгоритма и принципы составления. Для решения любой задачи могут быть построены несколько алгоритмов, приводящих к получению результата решения. Из возможных алгоритмов необходимо выбирать лучший по следующим критериям: по точности решения задачи, временным затратам, количеству и простоте этапов в алгоритме.

Линейная алгоритмическая конструкция

Линейным называется алгоритм, в котором все этапы решения задачи выполняются один раз строго последовательно. Последовательный алгоритм выполняется в естественном порядке его написания, не содержит разветвлений и повторений. Например, алгоритм отпирания дверей – достать ключ, вставить ключ в замочную скважину, открыть замок; алгоритм заваривания чая − достать чайник, насыпать в него чай, залить кипятком, настоять 5 мин.

Линейный алгоритм используется при вычислении арифметического выражения с простейшими алгебраическими действиями. Структура алгоритма (табл. 1).

Таблица 1 – Линейные алгоритмы

Алгоритмический язык

Язык блок-схем

действие1
действие2
……………
действие n

Прямоугольник может представлять как одну команду, так и множество действий, необходимых для обработки данных.

Итак, при разработке линейного алгоритма необходимо учитывать:

  1. вид алгоритма является простейшим;
  2. алгоритм используется для реализации простых вычислений по формулам;
  3. инструкции выполняются последовательно.

Разветвляющаяся алгоритмическая конструкция

На практике чаще всего встречаются задачи, содержащие условие, появляется ветвление.

В разветвляющейся (ветвящейся) конструкции обеспечивается выбор одной из альтернатив в зависимости от значения данных на входе.

Или разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность команд. Например, если идет дождь, то необходимо открыть зонт; если билет в кино стоит не более двухсот рублей, то купить билет и занять место, иначе (если стоимость билета больше 200 рублей) вернуться домой. Количество ветвей в такой конструкции не обязательно равно двум. При каждом конкретном наборе входных данных разветвляющийся алгоритм сводится к линейному алгоритму.

Варианты структуры ветвления следующие:

  1. полное ветвление;
  2. неполное ветвление.

Полное ветвление предполагает выполнение действий для обеих ветвей:

Если [условие], то [действие 1], иначе [действие 2]

Представим структуру (табл. 2).

Таблица 2 – Полная форма ветвления

Алгоритмический язык

Язык блок-схем            

если-то-иначе

 если условие

    то действия 1

  иначе действия 2

 все

        

Неполное ветвление

Действие выполняется на одной ветви алгоритма (вторая ветвь отсутствует):

Если [условие], то [действие]

Структура такого алгоритма представлена в виде таблицы (табл. 3).

Таблицы 3 – Неполное ветвление

Школьный алгоритмический язык

Язык блок-схем

Если – то

если условие

   то действия

 все

Итак, при разработке разветвляющегося алгоритма учитывается, что:

  1. данный вид алгоритма применяется при наличии операций условного перехода;
  2. алгоритм используется для вычислений функций, заданных несколькими арифметическими выражениями (формулами);
  3. инструкции в данной конструкции выполняются в зависимости от значения условия.

Выбор (табл. 4).

Выбор

при условие1: действия1

при условие2: действия2

…………………………….

при условие N: действия N

иначе действия N+1

Все

Таблица 4 – Команда выбор

Алгоритмический язык

Блок-схема

 выбор

   при условие 1: действия 1

   при условие 2: действия 2

   . . . . . . . . . . . .

   при условие N: действия N

 все

Циклическая алгоритмическая конструкция

Алгоритмы, в которых действия многократно повторяются, называются алгоритмами циклической структуры, которая позволяет сократить объем алгоритма, представить его в компактной форме путем организации повторений большого числа одинаковых вычислений над разными данными для получения требуемого результата.

В циклической конструкции идущая подряд группа действий (шагов) выполняется несколько раз, в зависимости от входных данных или условия задачи.

Совокупность повторяющихся действий алгоритма называют циклом, т. е. циклические алгоритмы включают в себя циклы.

Группа повторяющихся действий на каждом шагу цикла называется телом цикла.

Примеры циклических алгоритмов: покраска стен, прием документов учащихся при поступление в образовательное учреждение.

Циклический алгоритм включает в себя:

  1. команды, связанные с заданием исходных данных, используемых в цикле;
  2. тело цикла для вычисления искомых данных, подготовку значений для повторного выполнения шагов в теле цикла;
  3. команды, определяющие необходимость дальнейшего выполнения тела цикла.

Циклы, для которых число повторений определяется в ходе выполнения цикла, называются итерационными (циклы с неизвестным числом повторений). В этом случае одно повторение цикла называется итерацией. Для лучшего понимания их основных отличий друг от друга рассмотрим каждый тип отдельно.

Арифметический цикл (цикл с параметром)

Предполагает, что число итераций заранее известно. Предписывает выполнять тело цикла для всех значений некоторой переменной (параметра цикла) в заданном диапазоне.

Цикл типа Для:

Для всех [параметр цикла] повторять [действие]

[параметр цикла] − счетчик количества повторений;

[действие] – тело цикла (последовательность команд, шагов).

Количество повторений однозначно определяется правилом изменения параметра, которое задается с помощью начального и конечного значений параметра и шагом его изменения.

Структура цикла с параметром представлена в таблице (табл. 5).

Таблица 5 – Цикл с параметром

Цикл типа Для. Предписывает выполнять тело цикла для всех значений некоторой переменной (параметра цикла) в заданном диапазоне.

нц для i от i1 до i2

тело цикла (последовательность действий)

кц

Цикл с предусловием

Цикл типа Пока:

Пока <условие> выполнять [действие]

<условие> – некоторое проверяемое логическое условие;

[действие] – тело цикла (последовательность команд, действий).

Условие записывается в виде логического выражения, в нем определяется значимость дальнейшего выполнения повторяющихся шагов.

Оператор цикла с предусловием выполняется следующим образом:

  1.  проверяется условие цикла;
  2. если условие истинно, тогда выполняется тело цикла;
  3. проверяется условие продолжения цикла и т. д.;
  4. если условие продолжения цикла ложно, тогда следует выход из цикла.

При  изначально ложном условии тело цикла не выполнится вообще.

Структура цикла с предусловием представлена в таблице (табл. 6).

Таблица 6 – Цикл с предусловием

Алгоритмический язык

Язык блок-схем

Цикл типа Пока. Предписывает выполнять тело цикла до тех пор, пока выполняется условие, записанное после слова пока.

нц пока условие

   тело цикла (последовательность действий)

кц

Цикл с постусловием

Так же, как и в цикле с предусловием, число итераций заранее не определено и зависит от входных данных задачи. Но, в отличие от него, значение условия проверяется после выполнения очередного шага цикла.

Цикл типа До:

Выполнять [действие] до тех пор пока <условие> ложно

<условие> – некоторое проверяемое логическое условие;

[действие] – тело цикла (последовательность команд, действий)

Условие записывается в виде логического выражения, в нем определяется необходимость дальнейшего выполнения повторяющихся действий.

Оператор цикла с постусловием выполняется следующим образом:

− сначала выполняется тело цикла;

− затем проверяется условие продолжения цикла;

− если условие является истинным, тогда выполняется тело цикла, далее идет проверка условия и т. д.;

− если условие цикла ложно, тогда происходит выход из цикла.

Цикл выполнится хотя бы один раз до того, как проверяется условие.

Вспомогательный алгоритм – это блок последовательных действий в основном алгоритме, который выделен в качестве самостоятельного алгоритма, имеющего свое имя [3]. Вспомогательный алгоритм является вложенным при включении в другой алгоритм. Пока вложенной конструкции не дано имя, она не является вспомогательным алгоритмом. Вспомогательный алгоритмам относится к процедуре, которая описывается перед выполнением основной программы и служит для выполнения одинаковых действий с различными параметрами.

При разработке алгоритма необходимо пройти две стадии – сначала алгоритм должен быть понятен разработчику, затем алгоритм следует преобразовать с учетом специфики среды.

Глава 2 Методические особенности изучения алгоритмических конструкций в курсе информатики

2.1 Методический аспект изучения алгоритмических конструкций в курсе информатики

Большую сложность вызывает изучение алгоритмических конструкций. Подробно необходимо остановить на каждой конструкции.

Линейные структуры воспринимаются легче всего.

В ряде учебников первой изучаемой конструкцией после линейной конструкции рассматривается цикл, что сокращает запись алгоритма. Это конструкция «повторить n раз». Такой подход затрудняет освоение циклов как структуры организации действий. Циклы с предусловием и с постусловием (цикл «пока», цикл с параметром, цикл «до») воспринимаются как изолированные друг от друга. Не уделено внимание учащихся на умения, необходимые при разработке циклов: выделение условия продолжения или окончания цикла, необходимое выделение тела цикла. Проверка условия в цикле «повторить n раз» практически не видна, и циклический алгоритм часто продолжает восприниматься учениками как алгоритм следования, только иначе оформленный, это порождает неправильный стереотип у учеников в общем восприятии циклов.

Методически правильным является вначале изучить команды ветвления, в которой используется условие.

При разборе конкретного разветвляющегося алгоритма на схеме необходимо отметить разными цветами два возможных способа выполнения команды, точку входа и выхода из команды. Обязательно вслух проговаривается алгоритм с использованием ключевых слов «если», «то», «иначе» для лучшего усвоения данной структуры и пропедевтики записи алгоритма с помощью псевдокода. Команда ветвления заканчивает свою работу, как только выполнится одно из двух предложенных действий.

Следует обсуждать с учащимися необходимость использования команды ветвления. Для этого необходимо задать вопросы: почему алгоритм решения задачи не может иметь линейную конструкцию? Какое условие необходимо проверить при выполнении алгоритма? Какие действия выполняются при соблюдении условия, а какие выполняются при несоблюдении условия? Какая форма команды ветвления применена в задаче? Для каких задач используется данная конструкция алгоритма?

С понятием «цикл» преподаватель знакомит после введения понятия «условный оператор». Необходимо направить учащихся на правильный выбор той или иной циклической структуры.

Необходимо сказать, что операторы цикла используются в том случае, если возникает необходимость неоднократно выполнить некоторые операторы. В языке Паскаль различают операторы цикла: while, repeat, for.

Если число повторений оператора (составного оператора) заранее неизвестно, а задано лишь условие его повторения (или окончания), используются операторы while, repeat. Оператор for используется, если число повторений заранее известно.

Проанализировав учебную и методическую литературу, мы пришли к выводу, что методически целесообразно изучение команды повторения следует начинать с введения цикла с постусловием. В этом случае учащемуся дается возможность вначале осмыслить команды, входящие в цикл, и только после этого сформулировать условие повторения этих команд. Методически неверной будет последовательность ввода цикла с предусловием. Учащемуся придется выполнять одновременно оба этих действия. Это снизит эффективность проведения урока. В то же время цикл с постусловием рассматривается в качестве подготовки восприятия цикла с предусловием. Необходимо обратить внимание на то, что виды цикла отличаются по месту проверки условия, по условию возврата к повторению выполнения тела цикла. Если в команде повторения с постусловием тело цикла выполняется хотя бы один раз, то в команде повторения с предусловием тело цикла может не выполняться ни разу.

Тему вспомогательные алгоритмы методически целесообразно рассматривать после трех базовых структур. Знакомство с основными алгоритмическими конструкциями  позволяет ввести понятия вложенности структур алгоритма и функционального блока. Все это позволяет определить построение вспомогательного алгоритма. Вспомогательный алгоритм строится как комбинация элементарных функциональных блоков, то есть комбинация базовых структур.

2.2. Методические материалы для проведения уроков по изучению алгоритмических конструкций в курсе информатики

Предлагаем конспект урока по теме «Циклические алгоритмы».

Цели урока

Учебная:

  • познакомить учащихся с понятием, структурой, способами записи циклического алгоритма;
  • сформировать умения использования циклических конструкций при решении задач.

Воспитательная:

  • воспитывать внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость;
  • способствовать воспитанию ответственности.

Развивающая:

  • развивать алгоритмическое мышление;
  • способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операций.

Основные понятия: циклический алгоритм, цикл, тело цикла, условие цикла.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент (1 мин.)

Преподаватель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

Актуализация знаний (4 мин.)

– Перед тем, как мы приступим к изучению нового материала, вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.

Фронтальный опрос (позволяет увидеть владение материалом из предыдущих уроков):

– Ребята, что из названного является алгоритмом: план перехода через проезжую часть дороги, сочинение, режим дня, расписание уроков, описание приготовления какого-либо напитка?

Дают ответ по поднятой руке.

Алгоритмами могут быть план перехода через проезжую часть дороги,  описание приготовления  напитка.

– Какие алгоритмы мы изучили на прошлых уроках?

– Линейные и разветвляющиеся алгоритмы.

– Перечислите блоки, входящие в построение блок-схем линейного и разветвляющегося алгоритмов? Каково назначение блоков?

Двое учащихся выходят к интерактивной доске. Один перечисляет блоки, входящие в линейный алгоритм, второй –  в разветвляющийся алгоритм. Вписывают в блоках назначения. Учащиеся с мест помогают, указывая на ошибки.

– А теперь, ребята, назовите структуру алгоритма, представленного на блок-схеме, и угадайте зашифрованную пословицу:

– «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (ветвление, неполная форма).

– «Болен – лечись, а здоров – берегись»   (разветвляющийся алгоритм, полная форма ветвления).

Подготовка к изучению новой темы (3 мин.)

Преподаватель ставит задачу: составить блок-схему алгоритма для поговорки «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Учащиеся составляют блок-схему решения данной задачи в тетрадях, один из учащихся записывает решение на доске.

– Мы видим, что блок-схема получится очень большая, с вложенными ветвлениями. Какие действия выполняются несколько раз подряд?

– Сколько раз необходимо записать эти действия?

– Так как согласно условию требуется применить одни и те же действия несколько раз, то для решения мало имеющихся у нас знаний. Поэтому необходимо пополнить знания, изучив новую конструкцию, которая называется «Цикл».

– вывод сообщения «Отмерь» и присваивание I:=I+1.

– Семь раз.

Формирование новых знаний и умений (15 мин.)

– Тема урока «Циклические алгоритмы».

– Цель занятия – рассмотреть команду цикл, научиться составлять алгоритмы с командой цикл. Давайте начнем с определения.

   Алгоритм, который предусматривает многократное повторение одного и того же действия, называется циклическим. Последовательность многократно выполняемых команд называется телом цикла.

– Любой цикл состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовка цикла, в которую входят начальные присвоения;
  2. Тело цикла – команды повторения цикла;
  3. Условие – обязательная часть цикла.

Цикл, как и любая другая алгоритмическая структура, может быть:  

  • записан на естественном языке;
  • изображен в виде блок-схемы;
  • записан на алгоритмическом языке;
  • закодирован на языке программирования.

Записывают конспект в тетрадях (обозначено курсивом).

– Остановимся на графической форме представления алгоритма – блок-схеме.

Вот как записывается цикл с постусловием на языке блок-схем:

         

Переносят блок-схему в тетрадь.

– Составим блок-схему к нашей задаче.

Преподаватель составляет блок-схему на доске, обсуждая с учащимися блоки и команды, входящие в алгоритм.

Вместе с преподавателем составляют блок-схему в тетради.

–  Цикл реализуется на языке Паскаль следующим образом:

Repeat

< оператор 1 >;
< оператор 2 >;


< оператор n >;
until <условие >

Записывают операторы языка программирования в тетрадь.

А теперь давайте составим программу, соответствующую нашему алгоритму (преподаватель составляет программу на компьютере, обсуждая ход ее составления с учащимися, демонстрирует результат ее работы):

Program z1;

var I:integer;

begin

I:=0

      REPEAT

           writeln ('отмерь');

           I:=I+1;

      UNTIL I=7;

  writeln ('отрежь’);

readln

end.

Записывают программу в тетрадь.

Преподаватель задает вопросы на проверку понимания программы:

– Назовите команды, входящие в тело цикла в программе.

– Какие действия будут выполняться при ложном условии?

– До каких пор выполняется условие?

– I:=I+1 и writeln ('отмерь').

– Если условие (I=7) ложно, вновь выполняется тело цикла.

– Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие не станет истинным.

Домашнее задание (3 мин.)

– Запишите задание. Прочитать конспект. Блок-схемой изобразить решение задачи, в которой требуется посчитать сумму чисел до первого введенного отрицательного числа.

Записывают (выделено курсивом).

Решение задачи может быть реализовано несколькими способами:

Формирование навыков и умений (17 мин.)

На экране задача.

Составить блок-схему алгоритма и программу для вывода стоимости товаров в чеке до первой суммы, превышающей 2000 рублей.

Один учащийся выходит к доске, составляет блок-схему с помощью преподавателя и учащихся.

Учащийся у доски составляет блок-схему, остальные записывают в тетрадь. Пример блок-схемы:

- А теперь вы сядете за компьютеры, самостоятельно составите программу и протестируете ее.

По готовой блок-схеме, записям к предыдущей задаче составляют программу и запускают ее на выполнение.

Program z2;

var s:real;

begin

      REPEAT

           readln ('S');

      UNTIL S>2000;

  writeln ('S’);

readln

end.

Подведение итогов (2 мин.)

  • Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • В каких случаях необходимо применять циклическую конструкцию?
  • Из каких этапов состоит цикл?

Отметки за урок… Всем спасибо за работу.


Заключение

Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Наибольшим потенциалом для формирования алгоритмического мышления учащихся среди естественнонаучных дисциплин обладает информатика. Выбор и разработка алгоритма имеет важнейшее значение для успешной работы над программой. Правильно проработанный алгоритм решения задачи – необходимое условие эффективной работы по составлению алгоритма.

Рассмотрена последовательность изучения алгоритмических конструкций, что позволяет сделать следующие выводы:

  • предложена и обоснована концепция последовательности преподавания алгоритмических конструкций в курсе информатики;
  • разработан конспект урока «Циклические алгоритмы».

Можно сделать вывод о том, что поставленная в начале цель раскрыть методическую последовательность изучения основных алгоритмических конструкций в курсе информатики и предложить методические разработки для преподавания темы в курсе информатики была достигнута.

 

Библиографический список

  1. Аляев Ю. А. Практикум по алгоритмизации и программированию на языке Паскаль : учебное пособие / Ю. А. Аляев, В. П. Гладков, О. А. Козлов. – М. : Финансы и статистика, 2004. – 528 с.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8-9 классов. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 263 с.
  3. Бочарова Т.А. Основы алгоритмизации: учеб. пособие/ Т.А. Бочарова, Н.О. Бегункова. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун – та, 2011. – 64 с.
  4. Изучение информатики и вычислительной техники: пособие для учителей / А.П. Ершова, В.М. Монахова. – М., 2003.
  5. Информатика и информационные технологии / Ю. Д. Романовой. – М. : Эксмо, 2005. – 592 с.
  6. Князева М. Д. Алгоритмика: от алгоритма к программе: учеб. пособие / М.Д. Князева. – М. : КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006. – 191 с.
  7. Кормен Т. Алгоритмы: построение и анализ / Т. Кормен, Ч. Лейзерсон, Р. Ривест. – М. : МЦНМО, 2002. – 955 с.
  8. Лапчик М.П. Методика обучения информатики / Лапчик М.П. – М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы

Данная разработка способствует:1)      сформировать представление об алгоритме как особой форме записи;2)      повторить основные алгоритмические конс...

Рабочая тетрадь №1 "Основные алгоритмические конструкции" ОД.06 "Основы программирования"

Рабочая тетрадь №1 "Основные алгоритмические конструкции" по дисциплине ОД.06 "Основы программирования" составлена в соответствии с рабочей учебной программой, разработанной на основе Федерально госуд...

Презентация "Основные алгоритмические конструкции"

ПРезентация №1 "Основные алгоритмические конструкции" по дисциплине Од.06 "Основы программирования" составлена в соответствии с рабочей учебной программой, разработанной на основе Федерального образов...

Инструкционная карта по изучению основных режимов работы на ККМ «ШТРИХ М: КАССИР» (POS-терминал)

Пошаговая инструкция (алгоритм действий) для изучения основных операций в режиме "Кассир"...

ЗАНЯТИЕ №2 Тема: Изучение основных положений в греко-римской борьбе, простых захватов и освобождений от них, изучение приемов в партере: переворот захватом рук сбоку.

Задачи: 1) изучить основные положения в греко-римской борьбе, передвижения по ковру, простые захваты и освобождения от них;2) изучить прием в партере: переворот захватом рук сбоку....

Открытое занятие «Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей»

Представлена методическая разработка для проведения открытого занятия «Изучение основных признаков семейств: розоцветные, бобовые, сельдерейные на примере их отдельных представителей»по ди...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА 1 «КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ» МДК 01 «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ» ПМ.01 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 23.02.03 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА» ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ&ra...