Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы
методическая разработка на тему
Данная разработка способствует:
1) сформировать представление об алгоритме как особой форме записи;
2) повторить основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические;
3) изучить новый вид конструкции – вспомогательный алгоритм и обучить применению его при решении задач;
4) закрепить представление об алгоритме и его основных алгоритмических конструкциях;
5) совершенствовать навыки самостоятельного получения информации через решение упражнений и задач;
6) выявить и проанализировать ошибки, допущенные при изучении вопросов данной темы для последующей коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_2011.rar | 162.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОУ СПО «Кунгурский техникум-интернат» Минздравсоцразвития России
Методическое обеспечение
учебного занятия
по дисциплине «Основы информатики»
Тема: «Основные алгоритмические конструкции.
Вспомогательные алгоритмы»
Преподаватель
информатики и математики
Цыбина И.М.
п.Садоягодное, 2011
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
Специальность - 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Курс -1
Группа – Б-11-10
Тема занятия: «Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы»
Тип занятия: урок изучения нового материала
Вид занятия: обучающая работа
Форма проведения занятия: комбинированный урок
Мотивация выбора темы и формы проведения занятия:
- тема выбрана в соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно-тематическим планом. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса обучающихся и закреплению изученного материала;
- выбор формы проведения занятия помогает осуществить применение личностноориентированных технологий: мотивационно - потребностных, самообразовательных, деятельностных, развивающих, здоровьесберегающих.
Продолжительность занятия: 45 минут
Место проведения: ауд. № 12
Цели занятия: Усвоение новых знаний и способов действий, демонстрация различных форм контроля знаний и умений, его целостности и системности
- дидактические
- систематизация знаний по алгоритмизации;
- повторение основных понятий алгоритма, основные алгоритмические конструкции;
- знакомство с новой алгоритмической конструкцией – вспомогательный алгоритм;
- активизация мыслительной деятельности студентов;
- формирование навыков самообразовательной работы.
Задачи:
- сформировать представление об алгоритме как особой форме записи …
- повторить основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические;
- изучить новый вид конструкции – вспомогательный алгоритм и обучить применению его при решении задач;
- закрепить представление об алгоритме и его основных алгоритмических конструкциях;
- совершенствовать навыки самостоятельного получения информации через решение упражнений и задач;
- выявить и проанализировать ошибки, допущенные при изучении вопросов данной темы для последующей коррекции.
- развивающие
- развитие логического и критического мышления, интуиции;
- развитие познавательных интересов и положительных мотивов учебной деятельности;
- расширение кругозора;
- формирование понимания роли, которую играет информатика в культуре человека;
- развитие самостоятельности при изучении нового материала, потребности в самообразовании.
Задачи: развивать умения
- осознанного умения пользоваться понятийным аппаратом;
- осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- находить нестандартные способы решения задачи;
- умение выдвигать гипотезы, отвечать на незапланированные вопросы;
- умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль;
- умение ставить цель и оценивать самостоятельность в работе;
- умение представлять результаты работы в удобной для восприятия форме.
- воспитательные
- воспитание эстетического восприятия мира;
- воспитание убеждения о том, что учиться правильно и доказательно мыслить – необходимая черта современного человека;
- воспитания убеждения, что алгоритмизация вездесуща.
Задачи:
- воспитывать трудолюбие, ответственность, честность;
- воспитывать организационно - деятельностную культуру, коммуникативную культуру;
- побуждать студентов осознавать и оценивать свои знания, умения и возможности.
Междисциплинарные связи: «Математика», «Физика», «Химия», «Русский язык», «ОБЖ» и др.
Внутридисциплинарные связи: Раздел «Программирование».
Учебное оборудование:
- Компьютер,
- проектор,
- интерактивная доска,
- презентация,
- дидактический материал для контроля знаний,
- комплект дидактических материалов для студентов для изучения нового материала,
- раздаточный материал.
Метод: видеометод, контроль, самоконтроль.
Деятельность студентов и преподавателя:
- исследовательская;
- коммуникативная;
- исполнительская;
- рефлексивная.
Опережающие задания студентам:
- повторить темы: «Понятие алгоритма и его свойства. Формы записи алгоритмов», «Линейные алгоритмы», «Разветвляющиеся алгоритмы», «Циклические алгоритмы»;
- сформулировать индивидуальную цель для занятия.
Критерии оценки работы на занятии:
а) оптимальный уровень (оценка «отлично»)
- студент решает все поставленные задачи;
- правильно употребляет термины;
- излагает свои мысли четко, понятно и логично;
- не допускает ошибок.
б) достаточный уровень (оценка «хорошо»)
- студент решает большинство из поставленных задач;
- обладает необходимыми умениями и знаниями, но они недостаточно сформированы;
- допускает незначительные оговорки и вычислительные ошибки;
- высказывается достаточно понятно, но не всегда четко и логично.
в) удовлетворительный уровень (оценка «удовл.»)
- студент испытывает затруднения при самостоятельном исследовании, но участвует при выполнении предложенных заданий.
г) неудовлетворительный уровень (оценка «неудовл.»)
- студент отказывается от работы
Критерии и методы диагностики эффективности занятия:
k=
Уровни проведения занятия:
Высший > 84% Высокий от 64%-84%
Средний от 45% - 64% Низкий до 45%
Методическое обеспечение занятия:
- карточка для постановки индивидуальных целей;
- задания на определение уровня сформированности мыслительных общеучебных умений и навыков;
- приложение для конспекта занятия;
- приложение – задачник;
- приложение с домашним заданием;
- приложение с оценкой эффективности занятия.
Технологическая карта занятия
«Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы»
№ | Структурные элементы занятия | Содержание деятельности преподавателя и студента | Средства | Методическое обеспечение | Хронометраж (мин) | |
форма | Метод, прием | |||||
Подготовительный этап | ||||||
1 | Оргмомент | Приветствие, подготовка необходимых принадлежностей | беседа | Компьютер, проектор, доска, тетради, раздаточный материал | 1’ | |
Организация целевого пространства (вводно-мотивационный этап) | ||||||
2 | Актуализация опорных знаний | Фронтальная работа, решение заданий | Инструктаж преподавателя, индивидуальная работа, взаимоконтроль | Приложение №1 Приложение №2 | до 10’ | |
3 | Мотивация, целеполагание, постановка проблемы | Фронтальная и индивидуальная работа | Метод стимулирования и мотивации интереса к познанию | Презентация, слайд №1 и №2 | до 7’ | |
Организация образовательного пространства (операционно-познавательный этап) | ||||||
4 | Усвоение новых знаний | Фронтальная работа | Объяснительно-иллюстративный метод | Презентация, swf-файл | Приложение №3 | до 7’ |
5 | Применение новых знаний | Практическая работа | Самоконтроль усвоения и осмысления нового материала, репродуктивный метод | Приложение №4 | до 15’ | |
Организация рефлексивного пространства (контрольно-оценочный этап) | ||||||
6 | Обобщение и систематизация знаний, подведение итогов | Обзор изученных понятий, решение проблемных ситуаций | Обзор полученных оценок, расчет эффективности занятия | до 2’ | ||
7 | Информация о д/з | инструкция | сообщение | Приложение №5 | 1’ | |
9 | Рефлексия | Рефлексивный анализ | Приложение №6 | до 2’ |
Приложение №2
Дисциплина «Основы информатики»
Тема «Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы»
Карточка постановки индивидуальных целей
Предмет Содержание предмета Мотив
Что? Сколько? Для чего?
-вспомогательный - определение - для систематизации и
алгоритм - описание и углубления знаний
- обозначение в - свойства - для развития практических
блок-схеме и на АЯ - применение умений
- для получения хорошей
оценки
- для возможности гордиться своими успехами в учебе
Я хочу осознать …
Я хочу выяснить….
Я хочу систематизировать…
Я хочу разобраться ….
Я хочу повысить …
Я хочу сделать вывод ….
Я хочу осмыслить …
Приложение №1
Дисциплина «Основы информатики»
Тема «Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы»
Задания на определение уровня сформированности мыслительных
общеучебных умений и навыков
1. Сопоставьте понятие и определение
1. Алгоритм | 1. В алгоритме каждая команда должна определять однозначное действие. |
2. Дискретность | 2. Это алгоритм, в котором команды выполняются последовательно одна за другой. |
3. Понятность | 3. В зависимости от условия выполняются одни или другие действия. |
4. Точность | 4. Это многократное повторение одних и тех же действий. |
5. Конечность | 5. В алгоритме должны быть команды, понятные исполнителю. |
6. Линейный алгоритм | 6. Алгоритм должен закончиться за конечное число шагов. |
7. Ветвление | 7. Это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую к конечному результату. |
8. Цикл | 8. Алгоритм разбит на последовательность отдельных шагов. |
Ответы: 1- 7, 2-8, 3-5, 4-1, 5-6, 6-2,7-3, 8-4.
2. Напишите, что означают эти геометрические фигуры и структуры в блок-схемах:
1. | ____________________ | 6. | ____________________ |
2. | ____________________ | ||
3. | ____________________ | ||
4. | ____________________ | 7. | ____________________ |
5. | ____________________ | ||
8. | ____________________ |
Ответы: блок нач\кон, ввод\вывод данных, описание простых команд (шагов), блок проверки условия, линейный алгоритм, полное ветвление, цикл, неполное ветвление.
Приложение 3.
Дисциплина «Основы информатики»
Тема «Основные алгоритмические конструкции.
Вспомогательные алгоритмы»
Конспект занятия
Определение | Вспомогательный алгоритм – это ____________, по которому решается некоторая _______________ из основной задачи и которая выполняется ___________________. многократно, алгоритм, подзадача |
Запись на АЯ | Сделай <имя вспомогательного алгоритма> - обращение к вспомогательному алгоритму Процедура <имя вспомогательного алгоритма> - запись вспомогательного алгоритма |
Блок | |
а) б) в) г) | Что можно использовать в качестве вспомогательного алгоритма на этих рисунках? Изобразите геометрическую фигуру, которая соответствует процедуре. а) ________________________ б) _______________________ в) ________________________ г)________________________ |
Практические задания | Составим вспомогательный алгоритм чистки картошки
Данный алгоритм не приводит нас к достижению главной цели – приготовить картошку для еды. Для этого нам нужно составить главный алгоритм. |
Приложение 4.
Дисциплина «Основы информатики»
Тема «Основные алгоритмические конструкции.
Вспомогательные алгоритмы»
- Найти площадь многоугольника
Решение:
начало
Ввод a,b,c
X=a, Y=b
MAX
X=max, Y=c
MAX
Вывод MAX
конец
Найти максимум из 3 чисел, произвольно введенных с клавиатуры.Решение:
Приложение 5.
Дисциплина «Основы информатики»
Домашнее задание
1. Решить задачу:
1. Есть исполнитель «Перевозчик», который перевозит через реку волка, козу и капусту. Напишите алгоритм с обязательным использованием подпрограммы перевоза через реку волка, козы и капусты, если система команд исполнителя «Перевозчика» содержит 5 команд: ВЗЯТЬ КОЗУ, ВЗЯТЬ ВОЛКА, ВЗЯТЬ КАПУСТУ, ВЫСАДИТЬ, ПЕРЕПЛЫТЬ. В лодку может поместиться только один предмет или животное. Нельзя оставлять на берегу одних волка с козой и козу с капустой. |
|
- Конспект в тетради
Приложение 6.
Дисциплина «Основы информатики»
Тема «Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы»
Оценка эффективности занятия студентом
Ф.И._________________________________
Уровень мыслительных способностей (прилож.1) | Уровень осознания новой темы | Умение применить знания в решении задач | Умение организовать свою работу на занятии | Выполнение своих целей | Настроение | Кол-во баллов | |
Я доволен своими успехами… | |||||||
Я понял, что мне надо поработать над …. | |||||||
Я доволен оценкой за …. |
Напишите, пожалуйста, пожелание себе и преподавателю:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритмическая структура "Цикл" в языке Ассемблер
К изучению языка Ассемблер учащиеся подходят, как правило, имея начальные знания в области программирования. Поэтому им проще будет понять, как реализуются основные алгоритмические структуры в А...
Рабочая тетрадь №1 "Основные алгоритмические конструкции" ОД.06 "Основы программирования"
Рабочая тетрадь №1 "Основные алгоритмические конструкции" по дисциплине ОД.06 "Основы программирования" составлена в соответствии с рабочей учебной программой, разработанной на основе Федерально госуд...
Презентация "Основные алгоритмические конструкции"
ПРезентация №1 "Основные алгоритмические конструкции" по дисциплине Од.06 "Основы программирования" составлена в соответствии с рабочей учебной программой, разработанной на основе Федерального образов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж
Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...
ВКР: Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни
Дорогие друзья! В выпускной квалификационной работе (ВКР) «Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей...
Методическая последовательность изучения основных алгоритмических конструкций
Рассмотрена последовательность изучения алгоритмических конструкций. Предложена и обоснована концепция последовательности преподавания алгоритмических конструкций в курсе информатики....
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Понятие сложности алгоритма
Конспект темы по информатике для 1 курсов. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Понятие сложности алгоритмаСамостоятельная работа после изучения темы...