ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА дисциплина ОУД.10. Информатика, специальность СПО 22.02.06 Сварочное производство
методическая разработка

Тема: «Текстовый процессор MS Word»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ood_.docx73.54 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

(разработка Коноплёва Д.С., преподавателя ГАПОУ «Казанский политехнический колледж»)

дисциплина ОУД.10. Информатика, специальность СПО Сварочное производство

Тема: «Текстовый процессор MS Word»

Урок направлен на достижение образовательных результатов:

предметных: использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки, владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере; сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;

метапредметных: умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;умение публично представлять результаты собственного исследования, вестидискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;

личностных: осознание своего места в информационном обществе; готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий; умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;

Урок способствует овладению следующими ОК, ПК и ЛР:

ОК-2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК-7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задний.

ОК-9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ЛР10: Способный в информационной среде использовать различные цифровые средства, позволяющие в взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей; стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».

ЛР15: Способныйпри взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей; стремящийся к формированию в металлообрабатывающей отрасли личностного роста как профессионала.

Цели урока:

обучения: закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме “Текстовый процессор MS Word”;

развития: развитие компьютерной грамотности, внимания, формирование профессионального самоопределения, объективной самооценки, развитие навыков самостоятельной работы.

воспитания: воспитание информационной культуры, воспитание у учащихся умение работы в коллективе, умение слушать преподавателя, формирование культуры речи и уверенности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы: обучения: эвристический; преподавания: побуждающий; учения: поисковый.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Ресурсы: Компьютеры, мультимедийный проектор, smart доска, мобильные телефоны.

Межпредметные связи: математика, Информационные технологии
в профессиональной деятельности

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапов урока

1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения учебной деятельности («хочу» – «надо» – «могу»).

Организационный момент: приветствие, проверка студентов по списку, деление на рабочие группы, выбор в каждой группе ответственного.

– Сегодня мы проводим урок по новой теме, для лучшего усвоения повторим материал о многогранниках, изученный на предыдущих уроках.

– Ответственные в группе на онлайн sboard доске выбирают фигуру (прямоугольная пирамида, треугольная призма, усеченная пирамида), студенты со своих смартфонов дистанционно характеризуют соответствующую фигуру. Ответственные объявляют у доски свои ответы, могут дополнять ответы других групп.

– В следующем задании вам предлагается соотнести архитектурные сооружения с соответствующими многогранниками в программе на мультимедийной доске. Студенты по желанию соединяют архитектурные сооружениями с соответствующим многогранниками, которые они напоминают. Программа выдает по окончанию правильные ответы.

Преподаватель демонстрирует 5 моделей нового типа многогранников, правильных многогранников (для перехода к новой теме через решение проблемной ситуации).

– Какими признаками вы можете охарактеризовать новые фигуры? Чем они отличаются? Что в них общего? Какой определяющий общий термин можно к ним подобрать?

В результате беседы приходим к единому мнению: многогранники равносторонние, правильные.

– Как называется тема сегодняшнего урока?

Студенты формулируют тему урока «Правильные многогранники», фиксируют в тетради.

– Для чего надо знать новый тип выпуклых многогранников и их свойства? (В сварочных работах встречаются выпуклые многогранники).

– Хотите ли вы узнать о выпуклых многогранниках, что именно? (Свойства правильных многогранников, особенности).

– Можете ли вы изучить самостоятельно материал о правильных многогранниках, каким образом? (С помощью материала учебника, материала преподавателя, самостоятельно изучив информацию для выполнения домашнего задания).

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий организовать каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии (воспроизведение и фиксирование знаний, умений для построения нового способа действий; активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; попытка самостоятельного выполнения индивидуального задания на применение нового знания; фиксирование возникших трудностей в выполнении пробного действия или его обоснования).

– Предлагаю рассмотреть материал учебника о правильных многогранниках, далее заполните таблицу и попробуйте доказать теорему Эйлера. Изучая многогранники, целесообразно подсчитать количество граней, рёбер и вершин. Результаты заполняются в таблицу (раздаточный материал).

Студенты работают в группах, на листах бумаги записывают характеристики правильных многогранников в таблицу. Далее зачитываются ответы, сравниваются полученные результаты, фиксируются затруднения.

Правильный многогранник

Кол-во граней

Кол-во вершин

Кол-во ребер

Г+В-Р

Тетраэдр

Куб

Октаэдр

Додекаэдр

Икосаэдр

(Студенты запутались в названиях правильных многогранников, не смогли у каждого правильно вписать количество граней, вершин и ребер, соответственно и доказать теорему Эйлера).

3. Этап выявления места и причины затруднений.

Цель этапа: организовать анализ ситуации и на этой основе выявить место и причины затруднения (пошаговый анализ, что и как делали обучающиеся с опорой на знаковую запись и проговаривание вслух; фиксирование операций, на которых возникли затруднения; соотнесение своих действий с изученными способами и выявление знаний/умений, которых не достает для решения исходных задач).

– Согласованы ли ваши характеристики? (Нет).

– Следовательно, что вы не смогли сделать? (Не смогли составить одинаковую характеристику по фигурам, доказать теорему Эйлера).

– Почему не смогли выполнить в согласованном варианте? (Не было четкого алгоритма действий, плана работы).

– Значит, что мы не знаем, а нам надо узнать? (Изучить каждый правильный многогранник по отдельности, Характеристику правильных многогранников и теорему Эйлера: число граней плюс число вершин минус число рёбер в любом многограннике равно 2. Г + В - Р = 2).

4. Этап построения проекта выхода из затруднений.

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации (формулирование цели будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения; выбора способа и (или) средств для построения нового знания).

– Какую цель мы поставим сегодня на уроке? Определите каждый для себя цель урока! (Знать характеристику правильных многогранников, свойства, уметь характеризовать правильные многогранники, представлять фигуры в пространстве, отличать от других фигур и др.).

На слайде представлены педагогические цели урока, студенты соотносят с собственными целями урока.

– Предлагаю к просмотру видеоролик «История правильных многогранников». (О вкладе в изучение многогранников Пифагора, Платона, Кеплера и др.).

Объяснение нового материала с иллюстрацией слайдами презентации.

– Из представленных определений на слайде, выберите наиболее точно характеризующее «правильный многогранник»!

  1. Многогранник называется правильным, если все его грани – равные правильные многоугольники и в каждой вершине сходится одно и то же число граней.
  2. Правильным многогранником называется выпуклый многогранник, все грани которого являются одинаковыми правильными многоугольниками и все двугранные углы попарно равны.

Вывод формулируют студенты. Многогранник называется правильным, если он выпуклый; все грани являются равными правильными многоугольниками; в каждой вершине сходится одинаковое число граней; все двугранные углы равны.

Виды правильных многогранников (с определениями): тетраэдр, гексаэдр (куб), октаэдр, икосаэдр, додекаэдр. Названия многогранников происходят из Древней Греции, в них указывается число граней: «эдра» - грань, «тетра» - 4, «гекса» - 6, «окта» - 8, «икоса» - 20, «додека» - 12.

Характеристика или теорема Эйлера: число граней плюс число вершин минус число рёбер в любом многограннике равно 2. Г + В - Р = 2

– Хорошо, молодцы. Это мы выяснили. Чтобы хорошо разбираться в этой теме нам нужно составить характеристику этих фигур.

– Какой пункт плана определим первым? Вторым? Третьим? (Характеристику можно построить в виде таблицы).

Таким образом, студенты под руководством преподавателя, исходя из своего опыта, выстраивают пункты плана, демонстрация слайда с правильным планом.

5. Этап реализации построенного проекта.

Цель этапа: построение обучающимися нового способа действий и формирование умений его применять (выдвижение и обоснование гипотезы на основе выбранного метода; использование предметных действий со схемами, таблицами; применение нового способа действий для решения затруднения; фиксирование в обобщенном виде нового способа действий с речью и знаками; фиксирование преодоления возникшего ранее затруднения).

Студенты составляют характеристику по плану. Затем представляют свои результаты, фиксируют в тетради.

Преподаватель оказывает консультативную помощь, стимулирует деятельность студентов. Студенты меняются с соседом по парте ответами, сверяют с ответом на слайде презентации.

Правильный многогранник

Кол-во граней

Кол-во вершин

Кол-во ребер

Г+В-Р

Тетраэдр

4

4

6

2

Куб

6

8

12

2

Октаэдр

8

6

12

2

Додекаэдр

12

20

30

2

Икосаэдр

20

12

30

2

Подводится итог проделанной работы. Ответы студентов о возникших затруднениях и способах преодоления.

– Все ли мы выполнили? Что было самым трудным?

Физкультминутка.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач (решение нескольких типовых заданий на новый способ действия; проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование).

Студенты выполняют задания на закрепление нового материала (определение межпредметных связей).

Соотнести, к какому правильному многограннику относятся представленные на слайдах примеры (фотографии). Преподаватель по каждому рисунку, по очереди, начиная с первой команды, задает вопрос:

– Что нарисовано? И с каким правильным многогранником можно соотнести?

Скелет одноклеточного организма феодарии (Circjgjnia icosahtdra) по форме напоминает икосаэдр, кристаллы поваренной соли (NaCl) имеют форму куба,

При производстве алюминия пользуются алюминиево-калиевыми кварцами (K[Al(SO4)2] ⋅ 12H2O), монокристалл которых имеет форму правильного октаэдра.

В разных химических реакциях применяется сурьменистый сернокислый натрий (Na5(SbO4(SO4)) – вещество, синтезированное учёными. Кристалл сурьменистого сернокислого натрия имеет форму тетраэдра.

Получение серной кислоты, железа, особых сортов цемента не обходится без сернистого колчедана (FeS). Кристаллы этого химического вещества имеют форму додекаэдра. Последний правильный многогранник – икосаэдр передаёт форму кристаллов бора (В). В своё время бор использовался для создания полупроводников первого поколения.

Решение задачи. Необходимо сварить ящик кубической формы, сторона которого равна 40 см. Сколько электродов поместится в этот ящик, если 1 электрод занимает объем 0,39 см3. (Демонстрируются ящик, электрод).

Выполняет желающий студент, преподаватель обговаривает, анализирует задачу вместе с остальными студентами.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях (организация самостоятельного выполнения типовых заданий на новый способ действия; самопроверка решений по эталону; создание ситуации успеха для каждого студента; предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления).

Самостоятельное выполнение разноуровневых заданий в рабочей тетради на применение новых знаний с самопроверкой по эталону:

– для слабых – аналогичное этапу 6;

– для сильных – задание повышенной сложности;

По окончании работы фронтально выявляются причины ошибок, исправляются допущенные ошибки.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель этапа: выявление границы применимости нового знания и его использования в системе изученных ранее знаний (выявление и фиксирование границ применимости нового знания и использования его в системе изученных ранее знаний, доведения его до уровня автоматизированного навыка; повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности).

Выполнение самостоятельной работы для контроля степени усвоения материала, самокоррекции возможных ошибок.

На экране интерактивной доски представлена Игра-викторина в приложении с вариантами ответов. Правильный ответ выбирается студентами нажатием кнопки на экране смартфонов.

– Проверьте себя по эталонному ответу. У кого есть ошибки?

Что неправильно? Почему вы ошиблись?

– Молодцы! Вы поняли причины своих ошибок и исправили.

– У кого нет ошибок? Отлично!

– Почему изученные на уроке многогранники называют правильными?

– Почему в теореме Эйлера именно эти величины?

- Как правильные многогранники связаны с будущей профессией?

Показ видеофрагмента о применении правильных многогранников в профессии.

– Каким образом знания данной темы могут помочь сварщику в его профессиональной деятельности?

Студенты выдвигают версии и поясняют последствия игнорирования знаний.

– Приведите примеры необходимости знаний о многогранниках для работы сварщика!

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: самооценка обучающимися своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия (организация рефлексии и самооценки учебной деятельности на уроке; соотнесение цели и результатов своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия; наметки целей дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки).

Оценку обучающихся проводят ответственные в группе в соответствии предлагаемыми критериями оценки в баллах. При необходимости оценку корректирует преподаватель.

– Проведем рефлексию. Оцените каждый свою учебную деятельность, достигли ли вы поставленную в начале урока цель? Что получилось хорошо и над чем надо дополнительно поработать самостоятельно дома?

Прошу на SMART доске дописать хэштеги к нашему уроку.

1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока?

2. Было бы хорошо, если бы…

3. Урок мне понравился, но хотелось бы еще…

4. Меня особенно удивило и поразило то, что…

5. Что дал мне сегодняшний урок…

6. В специальности сварщик мне пригодятся знания: …

Хорошо, спасибо за вашу активную работу на уроке. Для закрепления знаний по теме необходимо выполнить творческое домашнее задание:

– склеить модели правильных многогранников на выбор и написать в тетради примеры имеющихся дома предметов-правильных многогранников;

– придумать задачу аналогичную решенной на занятии, например, сварить бак для воды и т.д.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-конспект открытого урока производственного обучения по специальности "Портной"

Овладение технологическими приемами и методами обработки узлов и деталей....

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебная дисциплина ОУД 02 Иностранный язык (английский) Специальность СПО 22.02.06 Сварочное производство

Календарно – тематический план (далее - КТП) – составная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины, профессионального модуля. Форма КТП является единой для преподавателей ГАПОУ КТиХО. В ...

План- конспект открытого урока по информатике (10 класс) на тему: "Электронные таблицы Exsel"

Разработка открытого урока по информатике "Электронные таблицы Exsel"...

План-конспект открытого урока. Специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) Тема урока: «Создание сайта с использованием HTML + CSS»

Тема  программы: «Создание гипертекстовых документов».  Вид занятия: Урок учебной практике.Тип и вид урока: Комбинированный урок обучения умениям и навыка.Методы обучения: нагляд...

План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Иностранный язык (английский) для студентов 2 курса специальности "Дошкольное образование" "Образование в Великобритании"

План-конспект открытого урока по учебной дисциплине "Иностранный язык (английский) для студентов 2 курса специальности "Дошкольное образование" "Образование в Великобритании"....

План-конспект открытого урока по предмету «Специальная технология». Профессия: 13786 машинист (кочегар) котельной

Тема занятия: Приборы для измерения давления. Мастера  производственного  обучения: Пименова Виктора Петровича. п.г.т. Сосновый Бор 2022 г....

План-конспект занятия по дисциплине «Основы философии» для специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.Тема 3.1 Философская антропология

РАЗДЕЛ 3 ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Тема 3.1 Философская антропологияОбучающийся должениметь представление:О месте человека в истории философии;О наборе социальных ролей;О взаимосвязи и ...