Конспект занятия на тему: «Знакомство с эффектами в среде программирования «Scratch»
методическая разработка
Занятие на тему «Знакомство с эффектами в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с визуально-блочной средой программирования, созданной для детей и подростков, с целью создания игр и анимации. Изучение среды программирования Scratch способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала. Занятие носит поисково-исследовательский характер и направлено на решение различных задач по программированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_2023_iyun.docx | 133.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)
Конспект занятия на тему:
«Знакомство с эффектами
в среде программирования «Scratch»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Год обучения: второй
Разработал: педагог
дополнительного образования
Викторова Юлия Тенгизовна
Гатчина
2023 год
Пояснительная записка
Занятие на тему «Знакомство с эффектами в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет познакомить обучающихся с визуально-блочной средой программирования, созданной для детей и подростков, с целью создания игр и анимации. Изучение среды программирования Scratch способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала. Занятие носит поисково-исследовательский характер и направлено на решение различных задач по программированию.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 8-11 лет второго года обучения.
Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.
Методические рекомендации:
Обучающимся необходимо сообщить предстоящее задание: какие спрайты будут использованы и что они должны делать. В данном случае спрайт может быть любым. Также следует обращать внимание детей на то, что ненужные блоки нужно сразу убирать, перетаскивая их в ту часть окна, где находятся блоки программы.
В ходе выполнения практической работы, обучающимся следует выполнять большую её часть самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога. Если кто-то из ребят справится быстрее, можно предложить добавить персонаж в анимацию, придумать ему аналогичный или чуть скорректированный скрипт и запрограммировать его.
Дополнительно можно внести изменения в скрипты программ: размер персонажа, скорость, диалоговые фразы, фон, цветовое изменение спрайтов и линий, координаты расположения.
Можно предложить ребятам сделать запись анимации с экрана компьютера посредством специальной программы, например, "Скриншотер". Сохранить полученное видео на личную флеш-карту и показать результат работы родителям.
При решении кроссворда можно предложить ребятам решать индивидуально или коллективно, записывая ответы на маркерной доске.
В конце занятия можно предложить каждому обучающемуся высказать свое отношение к выполненному заданию, рассказать о ходе его выполнения. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.
Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:
Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми второго года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии будет желание заниматься средой программирования Scratch на домашнем компьютере.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: практическое.
Форма организации работы: индивидуально-групповая.
Состав учебной группы: до 14 обучающихся в возрасте 8-11 лет второго года обучения.
Место занятия в ДОП: раздел «Программно-образовательные комплексы».
Степень сложности занятия: средний уровень сложности.
Цель: создание различных простых компьютерных анимаций в среде программирования Scratch.
Задачи:
- обучающие:
- научить создавать различные простые компьютерные анимации в среде программирования Scratch;
- научить использованию встроенных библиотек персонажей, фонов;
- актуализировать знания обучающихся по владению компьютером.
- развивающие:
- развивать познавательные способности;
- развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;
- развивать логическое, пространственное и творческое мышление;
- развивать словарный запас и навыки общения;
- развивать умения работать индивидуально и в команде.
- воспитательные:
- воспитать бережное отношение к оборудованию;
- воспитывать ответственность за результат труда;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
- формирование интереса к общей теме занятия;
- развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по овладению средой программирования Scratch;
- понимания роли компьютера в жизни современного человека в качестве инструмента для решения задач моделирования процессов и явлений.
- метапредметные:
- умение понять задание при создании компьютерных программ в среде программирования Scratch;
- умение осуществлять самонаблюдение, самооценку, самоконтроль;
- умение планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты;
- формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для создания анимационных моделей;
- развитие внимания, усидчивости, логики.
- предметные:
- формирование представлений о программной среде Scratch, её интерфейсе;
- умение использовать полученные знания при работе в среде программирования Scratch;
- понимание задания и выполнение его при работе в среде программирования Scratch.
Методы обучения:
- информационно-рецептивный, репродуктивный.
Технологии:
- информационно-коммуникационные.
Дидактический материал:
- распечатанная цветная инструкция «Знакомство с эффектами в программе Scratch» (Приложение 1);
- распечатанный кроссворд на каждого обучающегося (Приложение 2).
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с установленной программной средой Scratch;
- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);
План занятия:
- Организационная часть (5 мин).
- Выполнение практического задания (20 мин).
- Интеллектуальная разминка (15 минут)
- Подведение итогов (5 мин).
Общая продолжительность занятия: 30 минут.
Ход учебного занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационная часть | Приветствует ребят Сообщает тему занятия | Рассаживаются за компьютерные столы |
Выполнение практического задания | Раздаёт цветную распечатанную инструкцию каждому ребёнку. Координирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением заданий | Включают компьютеры. Запускают на компьютере среду программирования Scratch. Начинают выполнять задание по распечатанной инструкции. |
Интеллектуальная разминка | Педагог раздаёт каждому ребёнку распечатанный кроссворд. При необходимости помогает в его решении | Рассаживаются за отдельные столы. Решают кроссворд. Показывают педагогу отгаданное слово. |
Подведение итогов | Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации. В течение занятия проверяет правильность составления анимации | Каждый обучающийся запускает поочередно компьютерную анимацию. По желанию вносит изменения и коррективы в спрайты, скрипты, фон сцены. |
Список литературы
- Мажед Маржи. «Scratch для детей. Самоучитель по программированию». Пер. с англ. М.Гескиной и С. Таскаевой – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 288 с.
- Голиков Д.В. «Scratch для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2020. – 168 с.: ил.
- https://scratch.mit.edu/download
Приложение 1
Знакомство с эффектами в программе Scratch
- Цветовой эффект
При нажатии клавиши Пробел Кот меняет цвет.
Вернуть Коту первоначальный вид можно, используя блок.
- Эффект рыбьего глаза
При нажатии клавиши Пробел Кот …превратиться в колобка.
Вернуть Коту первоначальный вид можно, используя блок.
- Эффект завихрения
При нажатии клавиши Пробел Котика закрутит.
Вернуть Коту первоначальный вид можно, используя блок.
- Эффект укрупнения пикселей
При нажатии клавиши Пробел Котик постепено исчезнет.
Вернуть Коту первоначальный вид можно, используя блок.
- Эффект мозаики
При нажатии клавиши Пробел Кот будет превращаться в мозаику.
Вернуть Коту первоначальный вид можно, используя блок.
- Эффект яркости
При нажатии клавиши Пробел Кот постепенно исчезнет.
Вернуть Коту первоначальный вид можно, используя блок.
- Эффект прозрачности
При нажатии клавиши Пробел Кот постепенно станет невидимым.
Вернуть Коту первоначальный вид можно, используя блок.
Приложение 2
- Клавиша ….. – промежуток между словами. Это самая длинная кнопка, находится под буквами.
- Клавиша ….. - используется для печати заглавных букв. Нажмите эту клавишу один раз и отпустите. Теперь все буквы будут печататься большими. Чтобы отменить эту функцию, еще раз нажмите на клавишу. Буквы, как и прежде, будут печататься маленькими.
- Клавиша ….. – используется в сочетании с другими клавишами. В Windows при помощи нее выделяют объекты: для этого клавишу зажимают и кликают левой кнопкой мыши по нужным файлам/папкам.
- Клавиша ….. – используется в сочетании с другими клавишами
- Клавиша ….. – используется для подтверждения действия.
- Клавиша ….. – стирает буквы и знаки, которые напечатаны перед мигающим курсором. Находится эта кнопка с правой стороны, сразу после цифр/знаков. Часто на ней вообще нет надписи, а просто нарисована стрелка, направленная влево.
- Клавиша ….. – используется для печати больших букв и знаков. Находится перед нижним рядом букв – слева и справа. На некоторых клавиатурах она не подписана, а обозначена стрелкой, направленной вверх. Если нажать ее в сочетании с буквой, то буква напечатается прописной. А если с цифрой (в верхнем ряду), то знак, изображенный на клавише.
Ответы: Space, CapsLock, Ctrl, Alt, Enter, Backspace, Shift. Главное слово: SCRATCH)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной игры «Ракетка и мяч» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной игры «Ракетка и мяч»в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей програ...
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной игры «Кот бегает за мячиком» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной игры «Кот бегает за мячиком»в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающе...
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Кот рисует фигуры» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Кот бегает за мячиком»в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвив...
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Акула и рыбка» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Акула и рыбка»в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей пр...
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Погоня» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Погоня» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей про...
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Рисование фигур» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Рисование фигур» в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвив...
Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Открытка ко Дню Матери» в среде программирования «Scratch»
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Открытка ко Дню Матери» в среде программирования «Scratch» в среде программирования «Scratch» является послед...