"Алгоритмы и способы их описания"
методическая разработка
Методическая разработка "Алгоритмы и способы их описания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmy_i_sposoby_ih_opisaniya.pptx | 727.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ГОСТ 19.701-90 Единая система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения
i =0 , i <10 действия a > b действия да нет a > b действия да нет Арифметический цикл Цикл с предусловием Цикл с постусловием Стандартные конструкции
Правила оформления блок-схем Блок-схема никак не связана с каким-либо языком программирования. В блок-схемах нельзя использовать элементы языка программирования. в качестве оператора присваивания в блок-схемах используется двухсимвольный знак ":=" в качестве оператора логического сравнения на равенство используется одинарный символ знак "=" в качестве оператора логического сравнения используется одинарный символ "≥ " , "≤" в качестве логических операторов используются слова AND , OR математические выражения записываются согласно всем правилам математики. Особенно это касается выражений с дробями , а не x1=(-b- sqrt (b*b-4*a*c))/(2*a)
Диаграмма Насси — Шнейдермана ( англ. Nassi — Shneiderman diagram ) — это графический способ представления структурированных алгоритмов и программ, разработанный в 1972 году американскими аспирантами Беном Шнейдерманом и Айзеком Насси
Диаграмма Насси — Шнейдермана Диаграммы Насси — Шнейдермана получили распространение в некоторых странах, особенно в Германии, где для них даже был разработан стандарт Немецким институтом по стандартизации: DIN 66261
Диаграмма Насси — Шнейдермана Диаграммы Насси — Шнейдермана имеют ряд преимуществ перед блок-схемами при разработке структурированных алгоритмов и программ: Запись является более компактной ( в первую очередь за счёт отсутствия стрелок между элементами ) Диаграммы Насси — Шнейдермана удобнее использовать для пошаговой детализации задачи, так как диаграмма представляет собой один прямоугольник ( исходная задача ), затем в нём рисуется некоторая структура управления, в которой имеется несколько прямоугольников ( подзадач исходной задачи ), и далее с каждым прямоугольником (подзадачей) может быть проделана та же операция
Диаграмма Насси — Шнейдермана Простое ветвление Структура простого ветвления изображается в виде прямоугольника, разделённого горизонтальной чертой на две части. В верхней части располагается заголовок ветвления (в заголовке рисуются две линии, ведущие от верхних углов к началу линии, разделяющей ветви ) , а в нижней — две ветки ветвления , разделённые вертикальной чертой. < условие > ложь истина
Диаграмма Насси — Шнейдермана Повтор с предусловием Структура повтора с условием в начале изображается как прямоугольник, внутри которого в правой нижней части нарисован ещё один прямоугольник. Над внутренним прямоугольником записывается заголовок цикла, а внутри него — тело цикла < заголовок цикла > < тело цикла >
Диаграмма Насси — Шнейдермана Повтор с постусловием Отличается от цикла с предусловием только тем, что внутренний прямоугольник рисуется в правой верхней части внешнего, а заголовок записывается снизу < заголовок цикла > < тело цикла >
Диаграмма связей Диагра́мма свя́зей , известная также как интелле́кт-ка́рта , ка́рта мыслей ( англ. Mind map ) или ассоциати́вная ка́рта — метод структуризации концепций с использованием графической записи в виде диаграммы Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия , связанные ветвями , отходящими от центрального понятия или идеи
Диаграмма связей Достоинством метода является структурированность информации и легкость получения общего представления о заложенных в диаграмму знаниях. К недостаткам следует отнести ограниченную масштабируемость и сфокусированность на единственном центральном понятии
ДРАКОН
ДРАКОН Визуальный алгоритмический язык программирования и моделирования. Язык построен за счёт формализации и эргономизации блок-схем алгоритмов, описанных в ГОСТ 19.701-90 и ISO 5807-85
ДРАКОН Правила языка ДРАКОН по созданию диаграмм разрабатывались с учётом требований эргономики (изначально оптимизированы для восприятия алгоритмов человеком с использованием технологий компьютерной графики). При этом язык рассчитан на создание программ, которые можно было бы просматривать как модели, содержащие код на текстовом языке
ДРАКОН В 1983 году разработчики космического корабля Буран обратились в Институт прикладной математики с просьбой помочь в разработке бортового программного обеспечения и программного обеспечения наземных испытаний корабля
Алгоритм – это Алгоритм – это строго определенная последовательность действий при решении задачи. Шаг алгоритма – это каждое отдельное действие алгоритма. Исполнитель – это объект выполняющий определенный набор действий.
Классификация алгоритмов по форме представления :
Основные условные обозначения в блок-схемах Условное обозначение Назначение блока Начало или конец алгоритма Ввод или вывод данных Процесс Проверка условия Направление
Название Обозначение Назначение Линия Связывает части блок-схемы Соединитель Организует связь групп символов между собой при их разбиении Терминатор Символизирует начало и конец алгоритма Название Обозначение Назначение Данные Символизирует устройство ввода-вывода информации Процесс Обработка данных Подготовка Организаци я арифметических циклов Выбор Альтернативный выбор (проверка условия)
Установите соответствие между символами и их названиями Данные Терминатор Соединитель
Установите соответствие между символами и их назначением Проверка условия Арифметические циклы Обработка данных
Классификация алгоритмов по структуре:
Линейный алгоритм – это алгоритм, шаги которого выполняются последовательно друг за другом Линейный алгоритм
Базовая структура линейного алгоритма: Начало Серия команд 1 Серия команд N Серия команд 2 Конец
№ 1 И спользуя блок-схему алгоритма , вычислите значение функции Y при X=2 , начало X = 2 Z = 8 * 2 = 16 Z = √16 = 4 Z = 4 – 1 = 3 Y = 3 * 2 = 6 Y = 6 / 3 = 2 Y=2 конец начало ввод: X вывод: Y конец Z = 8 * X Z = Z - 1 Y = 3 * X Z = Y = Y / Z РЕШЕНИЕ:
Задача Какова средняя скорость передачи данных ( в битах в секунду), если файл размером 2 0 0 байт был передан за 16 с? Решение: единицы измерения? = = 2 0 0 байт 16 с = = 1 00 бит /c 2 0 0∙ 8 бит 16 с
Задача Какова средняя скорость передачи данных (в битах в секунду), если файл размером 2 0 0 байт был передан за 16 с? Решение: 1 этап : 2 этап: Постановка задачи. Исходные данные : V – размер файла, t – время передачи файла Математическая модель .
Начало Ввод V, t Ʋ =V / t Вывод Ʋ Конец 3 этап: Составление алгоритма
Задание на СП Конспект Составить алгоритм поиска информационного объема графического файла
Автомат получает на вход четырёхзначное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам. 1. Складываются первая и вторая, а также третья и четвёртая цифры исходного числа. 2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке убывания (без разделителей). Пример. Исходное число: 3165. Суммы: 3 + 1 = 4; 6 + 5 = 11. Результат: 114. Укажите наименьшее число, в результате обработки которого, автомат выдаст число 1311.
Решение: единственный способ разбить запись 1311 на два числа – это 13 и 11 (числа 131 и 311 не могут образоваться в результате сложения значений двух десятичных цифр) сумма первой и второй цифр должна быть наименьшей (тогда и число будет меньше!), она равна 11; тогда сумма значений двух последних цифр равна 13 для того чтобы всё число было минимально, числа, составленные из первых двух и последних двух цифр должны быть минимальными соответственно для сумм 11 и 13 минимальное двузначное число, у которого сумма значений цифр равна 11, - это 29, с этих двух цифр начинается исходное четырёхзначное число сумма двух последних цифр – 13 минимальное двузначное число с такой суммой цифр – 49. Ответ: 2949
Предложено три цифры. Необходимо сначала найти сумму первой и второй цифр, потом – сумму второй и третьей цифр. Затем полученные числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (правое число меньше или равно левому). Пример. Исходные цифры: 6, 3, 9. Суммы: 6 + 3 = 9; 3 + 9 = 12. Результат: 129. Укажите, какая из следующих последовательностей символов может быть получена в результате. 1) 1915 2) 1815 3) 188 4) 1518
Решение: число записано в десятичной системе счисления, поэтому все цифры меньше или равны 9, так что при сложении двух таких чисел может получиться сумма от 0 до 18 в первом варианте ответа 4 цифры, это два двузначных числа, записанные подряд; заметим, что первое число – 19, такая сумма не могла получиться, поэтому это неправильный ответ в ответе 4 тоже две суммы, 15 и 18, но они стоят в порядке возрастания, поэтому это тоже неверный ответ в ответах 2 и 3 два числа стоят в порядке убывания (18 и 15 в ответе 2, 18 и 8 в ответе 3), это соответствует условию чтобы выбрать между ответами 2 и 3, нужно вспомнить, что вторая цифра по условию входит в обе суммы если сумма равна 18, то обе цифры (в том числе вторая) равны 9, поэтому другая сумма не может получиться меньше 9; это означает, что ответ 3 (188) неверный Ответ: 2
Автомат получает на вход два двузначных шестнадцатеричных числа. В этих числах все цифры не превосходят цифру 6 (если в числе есть цифра больше 6, автомат отказывается работать). По этим числам строится новое шестнадцатеричное число по следующим правилам. 1. Вычисляются два шестнадцатеричных числа – сумма старших разрядов полученных чисел и сумма младших разрядов этих чисел. 2. Полученные два шестнадцатеричных числа записываются друг за другом в порядке возрастания (без разделителей). Пример . Исходные числа: 66, 43. Поразрядные суммы: A, 9. Результат: 9A. Определите, какое из следующих чисел может быть результатом работы автомата. 1) 9F 2) 911 3) 42 4) 7A
Решение: по условию обе цифры числа меньше или равны 6, поэтому при сложении двух таких чисел может получиться сумма от 0 до 12 = C 16 делаем вывод, что цифры F в записи числа быть не может, вариант 1 не подходит каждая из двух сумм находится в интервале 0..12, поэтому записывается одной шестнадцатеричной цифрой, так что результат работы автомата всегда состоит ровно из двух цифр следовательно вариант 2, состоящий из трех цифр, не подходит по условию цифры записаны в порядке возрастания, поэтому вариант 3 не подходит Ответ: 4) 7 A остается вариант 4, в котором все условия соблюдаются
Что будет выведено в результате следующего алгоритма? начало a = 93 b = 74 a > b вывод (3*b – a) вывод ( a+b ) да нет конец Ничего 129 -19 167
Что будет выведено в результате следующего алгоритма? начало a = 4 9 b = 35 ( a≠0 ) and ( b≠0 ) a >b a = a - b b = b - a ( a+b ) конец да нет да нет НОД 7 14 0
Что будет выведено в результате работы алгоритма для следующего ряда данных: 7, 43, 8, 91, 38, 15, 123, 32, 18 0 2 7 9 начало Ввод n , k i =0 , i
Инструменты для работы с блок-схемами draw.io Этот сервис позволит создавать не только блок-схемы, но и UML , диаграммы сущность-связь, сетевые диаграммы, электрические схемы, каркасные схемы и модели. Интуитивный интерфейс и большая библиотека элементов позволят работать легко и комфортно. Важно также и то, что над одним проектом могут работать сразу несколько человек. Результат можно сохранить в форматах PNG / JPG / XML / SVG / PDF . Имеется интеграция с Google Drive .
Инструменты для работы с блок-схемами gliffy.com Gliffy предоставляет схожий набор инструментов и возможностей: большая библиотека элементов, удобный интерфейс, возможность коллективной работы, интеграция с Google Drive , работа с документами Visio , готовые цветовые темы для проектов
Инструменты для работы с блок-схемами gomockingbird.com Программа имеет простой и понятный UI , работает в браузере, есть возможность работы в команде. Также, добавив ссылки, можно объединять несколько проектов в один
Инструменты для работы с блок-схемами lucidchart.com Онлайн-сервис, который облегчит создание скетчей и диаграмм. Совместим с G Suite и документами Microsoft Visio . После окончания работы можно экспортировать файл в различных форматах, либо отправить на публикацию
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Техкарта урока информатики по теме "Алгоритмы и способы их описания"
Техкарта урока информатики по теме "Алгоритмы и способы их описания" с заданием для интерактивной доски...
Алгоритмы, их типы и способы записи
Рассказывается о типах алгоритмов, приведены примеры записи...
Технологическая карта занятия. Тема занятия. Отработка алгоритмов наружного и ингаляционного способов введения лекарственных средств. (раздел 4, учебная практика№49).
ПМ 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»МДК04.03 «Технология оказания медицинских услуг»Специальность 34.02.01«Сестринское...
Занятие 2. 30/11/2021Краткое описание работы и условий для св аппарата полуавтоматической сварки,занести в конспект способы настройки аппарата( миг 2500)его устройство , использовать ресурсы интернета..
Сварка полуавтоматом Теоретическая часть: Устройство аппарата полуавтоматической сварки Выбираем газ для сварки полуавтоматом Проволока для сварки полуавтоматом Сварка полуавтоматом без...
Доклад на тему "Описание эффективных способов вовлечения обучающихся в учебный процесс, повышение внимания, интереса".
Существует множество способов вовлечения детей в учебный процесс и стимулирования их интереса и внимания. Важно создать увлекательную и поддерживающую образовательную среду, где дети будут чувствовать...
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Понятие сложности алгоритма
Конспект темы по информатике для 1 курсов. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Понятие сложности алгоритмаСамостоятельная работа после изучения темы...