Текстовый редактор Microsoft Excel
методическая разработка
Изучение данной темы в курсе "Информатики и ИКТ" студентами 1 курса колледжа связано с тем, что Ехсеl является наиболее распространенным редактором таблиц. Он позволяет создавать таблицы, рассчитывать формулы, строить графики по данным, занесенным в таблицу на профессиональном уровне.
Данная тема изучается одной из первых в курсе освоения наиболее необходимых приложений для Windows. Она изучается либо параллельно с текстовым редактором Word, либо сразу после него.
Изучив основные функции редакторов Word и Ехсеl можно приступать к изучению остальных приложений Мicrosoft, так как они имеют схожие функции работы с текстом, графикой и т.п
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab.docx | 276.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по информатике «Текстовый редактор Microsoft Excel»
Материалы предоставил: преподаватель информатики и ИКТ Левицкий Кирилл Алексадрович «Автодорожного колледжа»
Введение
Microsoft Excel – мощный редактор таблиц, предназначенный для выполнения всех процессов обработки таблиц: от создания табличных документов, до расчета математических функций и построения к ним графиков, а также вывода их на печать.
Он работает со многими шрифтами, как с русским, так и с любым из двадцати одного языка мира. В одно из многих полезных свойств Excel входит автоматическая коррекция текста по ячейкам, автоматический перенос слов и правка правописания слов, сохранение текста в определенный устанавливаемый промежуток времени, наличие мастеров стандартных таблиц, заготовок и шаблонов, позволяющих в считанные минуты создать авансовый отчет, балансовый отчет, карточку табельного учета, счет фактуру, финансовые шаблоны и многое другое. Excel обеспечивает поиск заданного слова или фрагмента текста, замену его на указанный фрагмент, удаление, копирование во внутренний буфер или замену по шрифту, гарнитуре или размеру шрифта, а так же по надстрочным или по подстрочным символам.
В этом Excel во многом схож с текстовым редактором Microsoft Word, но у него есть и свои особенности: для каждой ячейки можно задать числовые форматы, выравнивание, объединение ячеек, направление текста под любым градусом и др. При помощи макрокоманд Excel позволяет включать в таблицы объекты графики, картинки, музыкальные модули в формате *. wav.
Для ограничения доступа к документу можно установить пароль на таблицы, который Excel будет спрашивать при загрузке таблиц для выполнения с ними каких-либо действий. Excel позволяет открывать много окон для одновременной работы с несколькими таблицами.
Поэтому данная тема имеет большое значение в курсе изучения приложений для Windows. Данная тема подготавливает студентов к изучению других приложений фирмы Microsoft, таких как Word и PowerPoint, так как они имеют похожий интерфейс и одинаковые функции для работы с текстом и графикой.
Дидактический анализ темы учебного предмета
Время и сроки изучения темы
Изучение темы "Редактор электронных таблиц Microsoft Excel" по времени занимает не менее 14 часов с учетом проведения практических работ по усвоению и закреплению лекционного материала. Кроме того, студентам предлагается задание на дом, но небольшое, которое позволит самостоятельно изучить одну – две функции редактора Excel. Также студентам дают задание повторить изученный материал, и на следующем занятии проводится тест.
Характер учебного материала
Учебный материал, используемый преподавателем при изучении такой темы как "Текстовый редактор Microsoft Excel", носит комбинационный характер, так как включает в себя описательный, информационный, обобщающий и теоретический типы. Он преподает нам описание различных пунктов меню, снабжает нас информацией о функциональных возможностях редактора, обеспечивает студентов самостоятельной работой после изучения нового материала и домашним заданием, подводит обобщающие и итоговые цели каждого проведенного урока.
Обучающие | Воспитательные | Развивающие |
- познакомиться и частично освоить программу Excel 2003 для Windows научиться подготавливать простейшие таблицы в редакторе Excel научиться получать справку о системе команд редактора Excel научиться работать с ячейками и ее данными научиться осуществлять поиск в документе научиться считывать с диска и записывать на диск документы научиться форматировать строки, колонки и ячейки научиться осуществлять в документе замену научиться устанавливать режимы печати научиться распечатывать документ на принтере освоить возможности редактора по совмещению в документе текстовой и графической информации | - воспитать внимательность, усидчивость, работоспособность воспитание у учеников интереса к изучению информатики воспитание ответственного отношения к учёбе воспитание аккуратности и бережного отношения к технике воспитание самостоятельности воспитание дисциплинированности | - развитие памяти развитие навыков работы с клавиатурой и мышью развитие умения самостоятельно добывать знания развитие умения пользоваться полученными знаниями |
Опорные знания
Для успешного освоения данного курса необходимы определенные базовые знания и навыки работы с персональным компьютером. Эти знания помогут быстрее разобраться с данной темой и не останавливаться на элементарных вещах, которые должны быть усвоены заблаговременно при прохождении предыдущих тем.
Знать три основные операции работы с мышью (одиночный щелчок, двойной щелчок и перемещение);
Уметь запускать Windows и завершать работу с Windows;
Знать, что указатель мыши меняет свою форму в зависимости от выполняемых действий;
Уметь запускать и завершать программу;
Знать три варианта представления окна (пиктограмма, окно нормального размера, полноэкранное окно). Уметь пользоваться соответствующими кнопками;
Уметь перемещать окно;
Уметь выбирать пункты горизонтального меню и команды ниспадающего меню;
Знать основные элементы диалогового окна (командные кнопки, переключатели, поля выбора, списки, поля ввода и т.д.) и уметь с ними работать;
Знать, как выглядит текстовый курсор, и уметь устанавливать его вместо ввода текста при помощи мыши (подвести указатель мыши к нужному месту, убедится, что он принял форму текстового курсора и нажать левую клавишу мыши);
Уметь пользоваться клавишами {Delete} и {Backspace};
Уметь пользоваться полосами прокрутки;
Уметь выбирать инструменты панели инструментов (на примере Paintbrush) и применять их для рисования фигур, выбора типа линии и заливки.
Основные поняти
После изучения данной темы у студентов должен сформироваться определённый требуемый объём знаний по данному разделу курса.
Студенты должны научиться:
– работать с редактором Excel для Windows, освоить основные пункты меню и пиктографических панелей инструментов;
– подготавливать простейшую таблицу в редакторе Excel;
– редактировать текст и значения в ячейках, изменять шрифт и стили в готовом тексте;
– работать с выделенными фрагментами;
– осуществлять поиск и замену фрагментов данных в документе;
– открывать и сохранять файлы с документами;
– совмещать в документе значение таблицы и графическое их решение;
– уметь совмещать таблицы Excel с документами Word;
– использовать привязки к вставляемым документам из Excel в Word;
– научится использовать математические функции, встроенные в Microsoft Excel;
– устанавливать режимы печати и распечатывать документ на принтере.
Тема урока: Обработка числовой информации в Excel.
Цели урока:
- образовательные:
- закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
- практическое применение изученного материала;
- приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
- развивающие:
- развитие познавательного интереса, речи и внимания студентов;
- развитие способности логически рассуждать;
- развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;
- воспитательные:
- воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;
- профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.
Оборудование урока: компьютеры с ОС MS Windows, программа Microsoft Excel, компьютерная презентация, раздаточный материал, принтер, мультимедийный проектор.
План урока
- Оргмомент – 1 мин.
- Постановка темы и целей урока – 5 мин.
- Проверка знаний – 15 мин.
- Закрепление темы практически – 20 мин.
- Заключение – 3 мин.
- Задание на дом –1 мин.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Формулировка темы урока с помощью ребусов и определение целей урока.
- Начать сегодняшний урок мне бы хотелось со слов одного из самых знаменитых людей в истории человечества Блеза Паскаля (Слайд 1):
«Человек, несомненно, сотворен,
чтобы мыслить: в этом главное его
достоинство и главное дело жизни…»
Действительно, только мыслящий и думающий человек может верно обработать данную ему информацию. Ведь информатика, как известно, - это не только «про компьютер», так же как арифметика – не «про калькулятор», а музыка – не «про пианино».
- А о чем сегодня пойдет речь определите именно вы, разгадав несложные ребусы.
(С помощью ребусов можно активизировать деятельность обучаемых, актуализировать знания студентов. Но, прежде всего, они могут быть использованы для мотивации студентов при введении того или иного понятия.
Как и во многих учебных предметах, в информатике очень много разнообразных понятий, что дает возможность широкого использования ребусов на этапе мотивации. Через занимательную подачу материала студенты быстро мобилизуются и включаются в учебную деятельность.)
Учащимся раздаются карточки с ребусами и отводится определенное время на решение заданий. Правильные ответы (Слайд 2):
а) формула; г) строка;
б) диаграмма; д) столбец;
в) ячейка; е) выражение
- Итак, как вы видите, все зашифрованные понятия связаны с табличным процессором Excel. И речь на уроке пойдет об обработке числовой информации в Excel (Слайд 3).
Хотелось бы, чтобы в процессе нашей деятельности были достигнуты следующие цели (Слайд 4):
- закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;
- практическое применение изученного материала;
- приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;
- развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, ее оформить и распечатать на принтере;
- формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;
- А урок давайте начнем со следующих слов (Слайд 5):
Да будь я старушкой преклонных годов,
И то, без унынья и лени,
Программу Excel изучу я за то,
Что очень люблю вычисленья!
III. Проверка знаний работы табличного процессора, правил записи содержимого ячеек.
Актуализация опорных знаний.
— Области применения электронных таблиц весьма разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. Это: наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, проектирование, моделирование.
Сегодня на уроке мы попробуем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач. Но вначале проверим знания принципов работы табличного процессора, правил записи формул.
Повторение проводится с использованием презентации и мультимедийного проектора в игровой форме: из нескольких закрашенных ячеек электронной таблицы составлен вопросительный знак (Слайд 6):
Студент выбирает любую ячейку и отвечает на скрытый в ней вопрос, появляющийся по гиперссылке. Если студент не отвечает на выпавший ему вопрос или отвечает неполно, другие могут ответить или дополнить его ответ. (Каждый вопрос размещается на отдельном слайде). Причем за одной из ячеек скрыт «бонус», т.е. возможность получить 1 балл, не отвечая и имеется ячейка, выбрав которую студент теряет право ответа на вопрос.
За правильный и полный ответ студент получает 1 или 2 фишки, в зависимости от сложности вопроса.
Итак, начнем работать.
Вопросы для повторения:
- Каково главное назначение электронных таблиц? (Выполнение расчетов) – 1 балл
- Файл, с каким расширением является документом электронной таблицы? (xls) - 1 балл
- Что является основным элементом электронной таблицы? (Ячейка) – 1 балл
- Как называется группа ячеек, представленных на рисунке? (Диапазон, блок ячеек) – 1
- Укажите адрес данной группы ячеек. (A1:C3) – 1 балл
- В электронной таблице выделен блок ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон? (6 ячеек) – 2 балла
- Какие вы знаете правила записи формул в электронной таблице? (Всегда начинается со знака равенства, содержит знаки математических операций, имена функций, адреса ячеек, числа) -2 балла
- Что такое относительный адрес (ссылка)? (Используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула). -2 балла
- Что такое абсолютный адрес (ссылка)? (Используется для указания фиксированного адреса ячейки) – 2 балла
- Дан адрес ячейки — А$6. Какой параметр адреса будет меняться при копировании? (Столбец А) -1 балл
- Что будет результатом вычислений в ячейке С1? (Число 15) -1 балл
- Надо ли набирать формулы в каждой из ячеек В3 и В4 или можно занести их в эти ячейки как-то быстрее? (Нет, нужно использовать копирование) -1 балл
- Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылки формула, записанная в ячейку С1, после ее копирования в ячейку С2? (=$A$1*B2) – 1 балл
- Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее формулы из ячейки С1? (75) – 2 балла
15. Укажите правильную запись формулы в ячейке С2 математического выражения x + 3y и предскажите результат. (=A2+3*B2, 25) -2 балла
- Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно? (8; 10) – 2 балла
IV. Закрепление. Работа на компьютере. Ролевая игра.
Каждый студент будет представлять одну из фирм: «Богатый урожай», «Мой дом».
Студентам раздаются таблички с названиями фирм, карточки с заданиями (запросами клиента).
Представители фирм оформляют таблицу, вводят в неё информацию и распечатывают результат (чек для оплаты в кассу; чек должен быть красиво и эффективно оформлен; в роли кассира выступает учитель).
Если работа над задачей вызывает затруднения, студент может воспользоваться помощью преподавателя.
Ролевая игра проводится в течение 20 мин.
Фирма «МОЙ ДОМ»
Фирма «Мой дом» занимается поставкой стройматериалов и помогает клиенту рассчитать расход и стоимость материалов для ремонта помещения. В наличие фирмы имеется следующий набор стройматериалов:
Материал для пола | Материал для стен | Материал для потолка |
Ламинат 1 м2 120 руб. | Обои Ширина 1 м Длина рулона 12 м 100 руб. | Водоэмульсионная краска 250 г на 1 м2 150 руб. Масса в упаковке – 3 кг |
Ленолиум 1 п. м (длина) 420 руб. | Стеклообои Ширина 1,5 м Длина рулона 10 м 180 руб. | Натяжной потолок 1 м2 220 руб. |
Паркет дубовый 1 м2 195 руб. | Панели пластиковые Ширина 0,25 м Длина 3 м 150 руб. | Потолочные плитки 0,5 х 0,5 м 10 руб. |
Для формирования таблиц используются данные о стоимости, массе стройматериалов в упаковке и их расходе при использовании.
Клиент указал размеры помещения под офис — высота – 3 м, периметр стен – 84 м, общая площадь помещения - 360 м2 , общая площадь окон и дверей – 72 м2. (Площадь стен =Периметр стен*Высота)
Вывод
В результате грамотного и успешного изучения редактора таблиц Excel у студентов очень сильно развивается техническое мышление, абстрактно-логическое мышление, память, и вследствие этого повышается уровень интеллекта. Ко всему прочему опыт работы с редактором таблиц Microsoft Excel очень сильно и неоднократно пригодится им в дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
Целью данной методической разработки являлся обмен опытом преподавания с использованием новых методик. Комбинированное использование различных компьютерных программ позволяет преподавателю повысить эффективность обучения, привить интерес к преподаваемой дисциплине, активизировать деятельность обучающихся на занятиях и добиться высоких результатов в образовательном процессе.
Литература
- Гейн А.Г. Информатика. 10-11 кл. - М: Просвещение, 2000;
- С.В. Киселев Оператор ЭВМ. Учебник для НПО, М. И.Ц. «Академия». 2008;
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 9 класса М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
- Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие, составитель М. Н. Бородин.
Электронные ресурсы:
- http://www.niro.nnov.ru/
НИРО Кафедра теории и методики обучения информатики
- http://www.niro.nnov.ru/?id=608
- http://www.ktimoi.edusite.ru/
методические рекомендации о преподавании образовательной области «Информатика и
ИКТ» в 2011-2012 гг
- Федеральные стандарты образования http://standart.edu.ru/
- Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
- Методическая копилка учителя информатики http://infojournal.ru/journal/school/
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Интернет-педсовет http://pedsovet.org/
- Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/subjects/11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание баз данных в табличном редакторе Microsoft Office Excel 2007.Часть вторая
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине «Информационные технологиив профессиональной деятельности»...
СЕМЬ ШАГОВ В ИЗУЧЕНИИ ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА MICROSOFT WORD
Учебно-методическое пособие соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту начального профессионального образования по профессиям 1.9 «...
Игра крестики-нолики на бесконечном поле в табличном редакторе Microsoft office Excel
В методической разработке описана пошаговая реализация древнейшей логической игры "Крестики-нолики" на бесконечном поле в табличном редакторе Microsoft office Excel. Данная методическая разр...
Создание кроссворда в табличном редакторе Microsoft office Excel
На многих внеаудиторных мероприятиях в учебных заведениях бывают различные конкурсы между обучающимися (сделать стенгазету, или плакат, подготовить проект на конкурс и т.д.) Один из самых распространё...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ по дисциплине: Информатика Тема: «Создание документов в текстовом редакторе Microsoft Word»
методическая разработка предназначена для подготовки к практическому занятию преподавателей информатики на тему «Создание и редактирование текстового документа»...
Текстовый процессор Word: Вставка объектов: рисунков, клипов, формул, диаграмм, организационных схем и т. д. Создание и редактирование иллюстраций средствами встроенного графического редактора Microsoft Office
Текстовый процессор Word: Вставка объектов: рисунков, клипов, формул, диаграмм, организационных схем и т. д. Создание и редактирование иллюстраций средствами встроенного графического редактора M...
Лекция. Текстовый редактор Microsoft Word
Общие сведения о текстовом редакторе Word, основные приемы форматирования текста, настройка страницы....