Степик в обучении.doc
статья

Гусятинер Леонид Борисович

Кратко описан опыт использования платформы "Степик" при изучении программирования в СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение учебного процесса при подготовке техников-программистов с использованием портала Степик

Автор: преподаватель ГБОУ ВО МО «Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А. А. Леонова»  Гусятинер Л. Б. (lgusyatiner@ut-mo.ru)

7 марта 2022 г.

Цель подготовки обучающихся определена в стандарте специальности 09.02.03 ([1]). Техник-программист должен уметь решать производственные задачи (проблемы).

Для решения производственной задачи программист должен:

уметь использовать подходящий язык программирования

уметь читать и оформлять документацию

уметь использовать библиотеки и наработки

уметь планировать работу над проектом, включая оценку временной сложности

уметь работать в коллективе

разбираться в предметной области

уметь использовать подходящие алгоритмы.

В данной статье будет описан наш опыт работы для подготовки техников-программистов при изучении языка программирования.

Для изучения языка программирования, кроме традиционных лекций и лабораторных, привлекаются внешние сайты. Изначально это было вызвано тем, что преподаватель за пару не успевает посмотреть работу каждого студента. После нескольких лет экспериментов сейчас в основном используются курсы портала Степик [2].

На портале размещено много качественных бесплатных курсов. Очень важно наличие проверяющей системы и подготовленных тестов. Преподаватель отбирает курсы, подходящие для изучения дисциплин, проходит самостоятельно до начала занятий, затем включает в рабочую программу. Обучающиеся регистрируются на курсе, проходят его, получают баллы.

Самоконтроль. Благодаря наличию системы контестеров, студент сам видит не только правильность решения, но и может в некоторых случаях видеть тесты, на которых программа "валится".

Наличие баллов и сертификатов повышает состязательный интерес, который способствует большему усердию при решении задач. Каждый студент может построить индивидуальный график.

С недавнего времени на Степике появилась возможность создавать классы. По выбранным курсам создаются виртуальные классы (рис. 1, 2).

Рис.1 Общий вид экрана класса

Рис. 2. Список учащихся класса

Благодаря развитой системе отчётов, преподаватель видит сложности в решении некоторых задач (рис. 3). Если задача с первого раза не решена двумя или более студентами, преподаватель объясняет подходы или подсказывает тесты, не указанные в задании.

Рис. 3 Задача не решается с первого раза.

Класс позволяет своевременно увидеть возможность отставания студентов (рис. 4). В этом случае преподаватель прикрепляет к отстающему более сильного студента.

Рис.4 Табель успеваемости. Проблема. Неработающие студенты внизу списка

В профиле видна ритмичность работы студента над дисциплиной (рис. 5). Это усиливает контроль обучения.

Рис. 4. Проблема. Неритмичная подготовка

Использование внешнего сайта, в свою очередь, создаёт проблему «натаскивания». Студент с помощью форума под заданием или своего опыта учится быстро решать проблемы, сформулированные однотипно, не вникая в тонкости языка и даже не запоминая синтаксис. Для проверки знания синтаксиса используются традиционные задания на бумаге, а для умения читать задание просто переформулируем: можно предложить найти наибольшее из N целых чисел, а можно - прорубить дверной проем, чтобы прошли N студентов.

Конкретные иллюстрации приведём на опыте преподавания МДК.01.01 «Системное программирование» (язык Си) в группе 3 курса П2-19. Поскольку состав группы по уровню программирования неоднородный, было выбрано 3 курса по уровням 0, 1, 2.

Уровень 0 - курс [4], входной, для обучающихся без опыта программирования.

Уровень 1 - курс [2], предназначен для самоконтроля. Студент должен решить задание с первого раза, без использования дополнительных источников. Максимум, что разрешено - IDE Code::Blocks (за исключением ответа на тест «что выдаст программа?»)

Уровень 2 - курс [3], основной курс для изучения задач прикладного и системного программирования в ОС Linux Ubuntu.

Заключение. По опыту работы автор материала считает целесообразным включать работу с порталом Степик в учебный процесс.

Благодарности

Команде портала Степик за предоставленную возможность работы с курсами и классами

Разработчикам курсов Татьяне Берленко, Марку Заславскому, Кириллу Кринкину, Евгению Курмысе, Кириллу Постнову.

Источники

1.Федеральный государственный образовательный стандарт

среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 804)

https://base.garant.ru/70731880/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

Tatyana Berlenko. Тренажёр для решения задач на языке С https://stepik.org/course/44687/info
Класс П2-19 Системное-1. Учащихся - 32
https://stepik.org/join-class/83e884b3ad06d64c5e13c02bdaecff5574a2a691

Кирилл Кринкин, Mark Zaslavskiy. Основы программирования для Linux https://stepik.org/course/548/info
Класс https://stepik.org/join-class/724705780efcaf6ed0c126bcfba07a6ff66fd694

Кирилл Постнов, Евгений Курмыса. Основы программирования на C. Задачи. Вспомогательный курс для сайта YoungCoder.ru.
https://stepik.org/course/3078?search=955635744
Класс П-19 Системное-0. Учащихся - 42
https://stepik.org/join-class/882859a45b3100eb07e3497c5bda4c0083db0733

Сайт разработчика Code::Blocks https://www.codeblocks.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об

Задания на контрольную  работу по  МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях  общественного питания» для студентов СПО,  находящихся на обучении по индивидуальному плану...

Задания на контрольную работу по МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО, находящихся на обучении по индивидуальному плану обучения специальности 100114 «организация обслуживания в организациях об

Задания на контрольную  работу по  МДК 02. 01. «Организация обслуживания в организациях  общественного питания» для студентов СПО,  находящихся на обучении по индивидуальному плану...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения).

 Работа педагога по индивидуализации обучения студентов-инвалидов (применение средств электронного обучения и ДОТ, специальных средств обучения)....

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...