ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья
C каждым годом в наши образовательные учреждения приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или с инвалидностью. И это связанно не с увеличением количества детей, имеющих те или иные заболевания, а с тем, что образовательная среда становится более доступной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 320.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ермакова Ольга Викторовна,
преподаватель Волгоградского филиала МГГЭУ
C каждым годом в наши образовательные учреждения приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или с инвалидностью. И это связанно не с увеличением количества детей, имеющих те или иные заболевания, а с тем, что образовательная среда становится более доступной.
Абитуриенты могут иметь как небольшие нарушения: неврозы, нарушения концентрации и удержания внимания, плохую память, повышенную утомляемость, так и гораздо более серьезные проблемы (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). На представленной схеме видно, что большое количество обучающихся с ОВЗ получают знания вместе с другими детьми в неспециализированных образовательных организациях.
В связи с этим ключевым вопросом становится подготовка педагогов, способных организовать образовательный процесс в условиях сложившейся ситуации. Педагог должен не только знать все особенности психолого-педагогического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, но и должен уметь на практике использовать специальные программы, методики, технические ресурсы, а самое главное, он должен быть нацелен на успех.
Прежде всего для студентов с ОВЗ адаптируются учебные программы, позволяющие им включится в образовательный процесс. И часто в таких программах активно используются информационные технологии, позволяющие получать знания в доступной форме. Использование информационного-коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет визуализировать материал, наглядно увидеть различные явления, которые затруднено увидеть собственными глазами, особенно обучающимися с ОВЗ.
Информационно-коммуникативные технологии в инклюзивном образовании выполняют три главные роли:
- компенсаторная – техническая помощь для облегчения традиционных для образования видов деятельности: чтения и письма;
- дидактическая – процесс использования ИКТ в целом и изменение в связи с этим подходов к обучению;
- коммуникационная – для коммуникационных технологий – часто относящаяся к использованию систем поддерживающей альтернативной коммуникации.
Техническая помощь – это специальные возможности и технологии, помогающие педагогам предоставить обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам одинаковые возможности. Что позволяет обрабатывать большие объемы информации наравне с остальными обучающимися. Эти технические возможности делают процесс обучения более комфортным, предоставляют равные возможности для всех обучающихся. К основной технической помощи можно отнести специальные средства для работы с персональным компьютером, это электронная клавиатура, экранный диктор, экранная лупа, настройка мыши, звука и цветов на экране монитора.
Для детей, имеющих нарушение зрения разработаны специальные клавиатуры с насечками, облегчающие поиск нужного символа. Для тех, кто имеет отклонения в моторике существуют специальные увеличенные клавиатуры, в которых расстояние между буквами больше обычного. Это сделано для того, чтобы избежать случайного нажатия клавиш, находящихся рядом.
Для удобства ввода информации разработано устройство в виде педалей, заменяющее нажатие клавиш Alt, Shift и Ctrl. Обычные компьютерные мыши заменяют на шаровые манипуляторы, имеющие клавиши, перемещающие курсор в определенном положении. Существуют так называемые головные мыши – мыши, управляемые движением головы, для тех людей, которые не могут работать руками. Но часть подобных технологий используется мало из-за высокой стоимости.
Дидактическая роль информационных технологий в образовании реализуется чаще всего в виде демонстрации презентаций по различным темам, видеофильмов, электронных учебников, а также для реализации тестирования, что позволяет в быстрой форме опросить большое количество обучающихся и проанализировать результат. Таким образом, информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно значимы при обучении детей со специальными образовательными потребностями.
В отечественном образовании для обучения детей с ОВЗ часто практикуется надомное обучение. Значительная часть таких студентов часто очень продолжительное время не выходит из дома. В такой ситуации информационные технологии становятся незаменимыми.
Прежде всего к таким информационным технологиям можно отнести системы дистанционного обучения. Разработанные системы позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Преподаватели помещают в систему разработанные обучающие курсы, содержащие не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, вопросы. Системы дистанционного обучения позволяют легко определять роли участников процесса обучения, определять траектории обучения. Часто такие системы имеют следующие блоки: информационная часть, практикум, проверка полученных знаний и анализ результатов. Блок информационной части содержит как текстовый материал, так и аудио и видеоматериал, предоставляющий всю необходимую информацию по изучаемой теме. Практикум может содержать пошаговую инструкцию к выполнению практического задания, скачиваемый файл, в котором необходимо выполнить задание и отправить преподавателю или некую симуляцию, позволяющую отработать полученные знания. Проверочный блок, как правило, содержит задания, в системе возможно реализовать задания различного уровня. Задания могут быть в тестовой форме или в форме вопросов, на которые нужно найти ответы. Блок результаты позволяет сделать выводы, определить темы, на которые нужно обратить внимание. Как правило, в любой момент дистанционного обучения студент может задать вопросы преподавателю.
На схеме наглядно показана система образования студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе технологий дистанционного обучения.
Для стимуляции педагогов проводятся различные конкурсы дистанционных обучающих проектов, что повышает уровень владения педагогов различными технологиями. В некоторых ВУЗах, осуществляющих подготовку будущих педагогов, ввели дисциплину «Информатика и ИКТ в инклюзивном образовании». В результате возникло такое понятие как педагогический дизайн дистанционных курсов. Согласно этому понятию при разработке дистанционных курсов, важны также, как и при очном обучении: цели, систематизация поступающего материла, но становятся важными и такие понятия как навигация, грамотная визуализация объектов, цветовая гамма.
Развивать творческие способности обучающихся можно используя специальные интернет-сервисы для совместной работы над сетевыми проектами. Что позволяет не только запоминать полученную информацию и выдавать ее, но и анализировать, обобщать, делать выводы. Подобные работы способствуют самореализации, увеличению круга общения, а также формируют навык самостоятельного приобретения знаний, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ. Проекты могут быть реализованы как по отдельным дисциплинам, так и по нескольким.
Большой популярностью пользуются дистанционные олимпиады и конкурсы, позволяющие студентам, не выходя из дома, показать свои знания, способности и таланты. Также следует отметить виртуальные путешествия, позволяющие оказаться в интересных уголках нашей планеты, получить новые эмоции и расширить кругозор.
Использование компьютера может повысить мотивацию к учебе, позволяя преодолеть трудности в формировании внимания, развитии памяти, используя специальное программное обеспечение; преодолеть замедленность, неточность координации с помощью вспомогательных устройств.
Причина недостаточной эффективности применения информационных технологий может быть связана с несогласованным функционированием учебной платформы с вспомогательными программно-аппаратными средствами. А чаще всего с отсутствием необходимых знаний у педагогов, которое может привести к первому неудачному опыту и как следствие негативному отношению к подобной практике в дальнейшем.
Использование информационных технологий в инклюзивном образовании не решит всех проблем, но обеспечит кардинальное улучшение доступа к информации и поддержке коммуникаций и может стать мощным дидактическим и коммуникационным средством, которое в свою очередь закладывает основание существенного прогресса в личном развитии, позволяя людям с особыми образовательными потребностями полноценно участвовать в жизни общества.
Список литературы
- Гаврилова Е.А. Из опыта инклюзивного обучения средствами ИКТ// Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: Материалы Четырнадцатой открытой Всеросс. конф. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016. – C. 187-188.
- Романова, Г. А. Моделирование инклюзивной образовательной среды вуза и ее проблемы [Текст] // Инклюзия в образовании. - 2017. - Т.2. - № 2. - С. 48-56.
- Дорошина, О. П. Особенности обучения студентов с ограниченными возможностями: опыт кафедры бухгалтерского учета и налогообложения университета управления «ТИСБИ» [Текст] // Инклюзия в образовании. - 2017. -Т.2. - № 2. - С. 21-26.
- Инклюзивное образование: Методическое пособие для непрерывного обучения дидактических кадров, работающих в области инклюзивного образования детей / под ред. А. Ефтоди, А. Балан. – Кишинев: Б. и., 2016. - С. 35.
- Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Адаптивные информационные и коммуникационные технологии индивидуализации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в профессиональных образовательных организациях // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 36-39;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11719 (дата обращения: 11.01.2020). - Шафикова, З. Х. Обучение рабочим профессиям учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии [Текст] // Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 121-123. Иванова, Н. Ю. Адаптивные технологии компании «АЙ ПИ ЭР Медиа». Электронно-библиотечные системы IPRbooks и «Библиокомплектатор» для поддержки внедрения инклюзивного образования [Текст] // Инклюзия в образовании. - 2017. - Т.2. - № 3.- С. 12-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-61077-1350626201.jpg)
Информационные технологии в профессиональном образовании
Информатизация создаёт дополнительные возможности для стимулирования у студентов творческого мышления, усиливает значимость их самостоятельной работы, упрощаются контроль и самоконтроль самостоятельно...
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современный этап развития общества характеризуется рядом особенностей, к которым следует, прежде всего, отнести: возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информа...
ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.
Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/20/picture-93189.jpg)
Современные технологии инклюзивного образования
В настоящее время в рамках реформы российского образования осуществляется реализация инновационных подходов к обучению, воспитанию и социализации детей с ограниченными возможностями развития в условия...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/03/picture-1044738-1562181925.jpg)
Тема выступления :Использование средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном профессиональном образовании инвалидов и лиц ОВЗ
Договор оказания услуг по раработке образовательного контента для проведения семинара " Использование средств электронного обучени и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном професс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-713404-1448121643.jpg)
Педагогические технологии инклюзивного образования
Идеи инклюзии соответствуют задачам Национальной доктрины образования до 2025 года, где указана необходимость обеспечения доступности образования для всех категорий детей, включение специализированной...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674212-1443255507.jpg)
статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. В настоящее время педагогические коллективы образовательных учреждений ин...