ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья
C каждым годом в наши образовательные учреждения приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или с инвалидностью. И это связанно не с увеличением количества детей, имеющих те или иные заболевания, а с тем, что образовательная среда становится более доступной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ermakova_o.v._kruglyy_stol.docx | 320.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ермакова Ольга Викторовна,
преподаватель Волгоградского филиала МГГЭУ
C каждым годом в наши образовательные учреждения приходит все больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или с инвалидностью. И это связанно не с увеличением количества детей, имеющих те или иные заболевания, а с тем, что образовательная среда становится более доступной.
Абитуриенты могут иметь как небольшие нарушения: неврозы, нарушения концентрации и удержания внимания, плохую память, повышенную утомляемость, так и гораздо более серьезные проблемы (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). На представленной схеме видно, что большое количество обучающихся с ОВЗ получают знания вместе с другими детьми в неспециализированных образовательных организациях.
В связи с этим ключевым вопросом становится подготовка педагогов, способных организовать образовательный процесс в условиях сложившейся ситуации. Педагог должен не только знать все особенности психолого-педагогического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, но и должен уметь на практике использовать специальные программы, методики, технические ресурсы, а самое главное, он должен быть нацелен на успех.
Прежде всего для студентов с ОВЗ адаптируются учебные программы, позволяющие им включится в образовательный процесс. И часто в таких программах активно используются информационные технологии, позволяющие получать знания в доступной форме. Использование информационного-коммуникативных технологий (ИКТ) позволяет визуализировать материал, наглядно увидеть различные явления, которые затруднено увидеть собственными глазами, особенно обучающимися с ОВЗ.
Информационно-коммуникативные технологии в инклюзивном образовании выполняют три главные роли:
- компенсаторная – техническая помощь для облегчения традиционных для образования видов деятельности: чтения и письма;
- дидактическая – процесс использования ИКТ в целом и изменение в связи с этим подходов к обучению;
- коммуникационная – для коммуникационных технологий – часто относящаяся к использованию систем поддерживающей альтернативной коммуникации.
Техническая помощь – это специальные возможности и технологии, помогающие педагогам предоставить обучающимся с ОВЗ и детям-инвалидам одинаковые возможности. Что позволяет обрабатывать большие объемы информации наравне с остальными обучающимися. Эти технические возможности делают процесс обучения более комфортным, предоставляют равные возможности для всех обучающихся. К основной технической помощи можно отнести специальные средства для работы с персональным компьютером, это электронная клавиатура, экранный диктор, экранная лупа, настройка мыши, звука и цветов на экране монитора.
Для детей, имеющих нарушение зрения разработаны специальные клавиатуры с насечками, облегчающие поиск нужного символа. Для тех, кто имеет отклонения в моторике существуют специальные увеличенные клавиатуры, в которых расстояние между буквами больше обычного. Это сделано для того, чтобы избежать случайного нажатия клавиш, находящихся рядом.
Для удобства ввода информации разработано устройство в виде педалей, заменяющее нажатие клавиш Alt, Shift и Ctrl. Обычные компьютерные мыши заменяют на шаровые манипуляторы, имеющие клавиши, перемещающие курсор в определенном положении. Существуют так называемые головные мыши – мыши, управляемые движением головы, для тех людей, которые не могут работать руками. Но часть подобных технологий используется мало из-за высокой стоимости.
Дидактическая роль информационных технологий в образовании реализуется чаще всего в виде демонстрации презентаций по различным темам, видеофильмов, электронных учебников, а также для реализации тестирования, что позволяет в быстрой форме опросить большое количество обучающихся и проанализировать результат. Таким образом, информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно значимы при обучении детей со специальными образовательными потребностями.
В отечественном образовании для обучения детей с ОВЗ часто практикуется надомное обучение. Значительная часть таких студентов часто очень продолжительное время не выходит из дома. В такой ситуации информационные технологии становятся незаменимыми.
Прежде всего к таким информационным технологиям можно отнести системы дистанционного обучения. Разработанные системы позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Преподаватели помещают в систему разработанные обучающие курсы, содержащие не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, вопросы. Системы дистанционного обучения позволяют легко определять роли участников процесса обучения, определять траектории обучения. Часто такие системы имеют следующие блоки: информационная часть, практикум, проверка полученных знаний и анализ результатов. Блок информационной части содержит как текстовый материал, так и аудио и видеоматериал, предоставляющий всю необходимую информацию по изучаемой теме. Практикум может содержать пошаговую инструкцию к выполнению практического задания, скачиваемый файл, в котором необходимо выполнить задание и отправить преподавателю или некую симуляцию, позволяющую отработать полученные знания. Проверочный блок, как правило, содержит задания, в системе возможно реализовать задания различного уровня. Задания могут быть в тестовой форме или в форме вопросов, на которые нужно найти ответы. Блок результаты позволяет сделать выводы, определить темы, на которые нужно обратить внимание. Как правило, в любой момент дистанционного обучения студент может задать вопросы преподавателю.
На схеме наглядно показана система образования студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе технологий дистанционного обучения.
Для стимуляции педагогов проводятся различные конкурсы дистанционных обучающих проектов, что повышает уровень владения педагогов различными технологиями. В некоторых ВУЗах, осуществляющих подготовку будущих педагогов, ввели дисциплину «Информатика и ИКТ в инклюзивном образовании». В результате возникло такое понятие как педагогический дизайн дистанционных курсов. Согласно этому понятию при разработке дистанционных курсов, важны также, как и при очном обучении: цели, систематизация поступающего материла, но становятся важными и такие понятия как навигация, грамотная визуализация объектов, цветовая гамма.
Развивать творческие способности обучающихся можно используя специальные интернет-сервисы для совместной работы над сетевыми проектами. Что позволяет не только запоминать полученную информацию и выдавать ее, но и анализировать, обобщать, делать выводы. Подобные работы способствуют самореализации, увеличению круга общения, а также формируют навык самостоятельного приобретения знаний, что особенно важно для обучающихся с ОВЗ. Проекты могут быть реализованы как по отдельным дисциплинам, так и по нескольким.
Большой популярностью пользуются дистанционные олимпиады и конкурсы, позволяющие студентам, не выходя из дома, показать свои знания, способности и таланты. Также следует отметить виртуальные путешествия, позволяющие оказаться в интересных уголках нашей планеты, получить новые эмоции и расширить кругозор.
Использование компьютера может повысить мотивацию к учебе, позволяя преодолеть трудности в формировании внимания, развитии памяти, используя специальное программное обеспечение; преодолеть замедленность, неточность координации с помощью вспомогательных устройств.
Причина недостаточной эффективности применения информационных технологий может быть связана с несогласованным функционированием учебной платформы с вспомогательными программно-аппаратными средствами. А чаще всего с отсутствием необходимых знаний у педагогов, которое может привести к первому неудачному опыту и как следствие негативному отношению к подобной практике в дальнейшем.
Использование информационных технологий в инклюзивном образовании не решит всех проблем, но обеспечит кардинальное улучшение доступа к информации и поддержке коммуникаций и может стать мощным дидактическим и коммуникационным средством, которое в свою очередь закладывает основание существенного прогресса в личном развитии, позволяя людям с особыми образовательными потребностями полноценно участвовать в жизни общества.
Список литературы
- Гаврилова Е.А. Из опыта инклюзивного обучения средствами ИКТ// Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: Материалы Четырнадцатой открытой Всеросс. конф. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2016. – C. 187-188.
- Романова, Г. А. Моделирование инклюзивной образовательной среды вуза и ее проблемы [Текст] // Инклюзия в образовании. - 2017. - Т.2. - № 2. - С. 48-56.
- Дорошина, О. П. Особенности обучения студентов с ограниченными возможностями: опыт кафедры бухгалтерского учета и налогообложения университета управления «ТИСБИ» [Текст] // Инклюзия в образовании. - 2017. -Т.2. - № 2. - С. 21-26.
- Инклюзивное образование: Методическое пособие для непрерывного обучения дидактических кадров, работающих в области инклюзивного образования детей / под ред. А. Ефтоди, А. Балан. – Кишинев: Б. и., 2016. - С. 35.
- Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Адаптивные информационные и коммуникационные технологии индивидуализации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в профессиональных образовательных организациях // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 7. – С. 36-39;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11719 (дата обращения: 11.01.2020). - Шафикова, З. Х. Обучение рабочим профессиям учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии [Текст] // Педагогика. - 2017. - № 2. - С. 121-123. Иванова, Н. Ю. Адаптивные технологии компании «АЙ ПИ ЭР Медиа». Электронно-библиотечные системы IPRbooks и «Библиокомплектатор» для поддержки внедрения инклюзивного образования [Текст] // Инклюзия в образовании. - 2017. - Т.2. - № 3.- С. 12-16.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии в профессиональном образовании
Информатизация создаёт дополнительные возможности для стимулирования у студентов творческого мышления, усиливает значимость их самостоятельной работы, упрощаются контроль и самоконтроль самостоятельно...
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современный этап развития общества характеризуется рядом особенностей, к которым следует, прежде всего, отнести: возросшую значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информа...
ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.
Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...
Современные технологии инклюзивного образования
В настоящее время в рамках реформы российского образования осуществляется реализация инновационных подходов к обучению, воспитанию и социализации детей с ограниченными возможностями развития в условия...
Тема выступления :Использование средств электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном профессиональном образовании инвалидов и лиц ОВЗ
Договор оказания услуг по раработке образовательного контента для проведения семинара " Использование средств электронного обучени и дистанционных образовательных технологий в инклюзивном професс...
Педагогические технологии инклюзивного образования
Идеи инклюзии соответствуют задачам Национальной доктрины образования до 2025 года, где указана необходимость обеспечения доступности образования для всех категорий детей, включение специализированной...
статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. В настоящее время педагогические коллективы образовательных учреждений ин...