Использование компьютерных технологий в учебном процессе
статья
содержит информацию о средствах электронных ресурсах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologiy.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компьютерных технологий в учебном процессе
Использование компьютерных технологий в учебно-педагогическом процессе представляет, по мнению специалистов, качественно новый этап в теории и практике педагогики. Умея работать с необходимыми в повседневной жизни информационными и вычислительными системами, базами данных и электронными таблицами, персональными компьютерами и информационными сетями, человек информационного общества приобретает не только инструменты деятельности, но и новое видение мира.
Мультимедийные технологии и компьютеризация обучения
«Мультимедиа» - в переводе с английского «многие среды». Мультимедиа – бурно развивающаяся область информатики, отличительными ее чертами являются:
1. Интеграция информации, порожденной различными источниками. Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.
2. Мультимедиа - средства по природе своей интерактивны, т.е. и зритель и слушатель мультимедиа- продуктов не остается пассивным, а участвует активно в процессе восприятия.
Каждый урок должен быть интересен и понятен обучающемуся. Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно высокого уровня эффективности уроков, позволяет значительно расширить возможности активизации деятельности обучающихся, способствует повышению динамизма, ведет к формированию положительного отношения к изучаемому материалу.
Данный опыт может быть применен всеми педагогами на уроках различных типов. Эффективность применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе зависит не только от качества и дидактических возможностей аппаратных и программных средств, но и от мастерства педагога, его компетентности и готовности к практическому их применению в процессе преподавания.
Компьютеризация обучения позволит эффективно использовать следующие важнейшие преимущества новых информационных технологий:
- возможность построения такой системы образования, которая обеспечит каждому обучающемуся собственную траекторию самообучения;
- эффективная организация познавательной деятельности обучаемых;
- учебный процесс на базе информационных технологий предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения;
- позволяет реализовать личностно- ориентированный подход к деятельности обучающегося;
- возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу.
Использование информационных технологий в процессе обучения требует от учителя больших усилий, высокой степени профессиональной компетентности, а именно информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе его подготовки и организационных и мобилизационных умений на этапе педагогической реализации.
Развитие цифровых технологий поставило перед образованием задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить обучающихся такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему минимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей обучающихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.
Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач.
Повышение активности обучающихся, формирование положительной мотивации к учению, развитие способности к активной практической деятельности достигается использованием новых информационных технологий на уроках.
Принципы построения урока с использованием информационных
Технологий
Конструирование урока с использованием информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в общей дидактике, и которые наполняются новым содержанием при использовании информационных технологий.
Наиболее важным является принцип системности. Проектируемый урок должен рассматриваться как элемент общей системы обучения. Именно с этих позиций определяются цель и задачи урока. На первый план выходят связи, которые реализуют изначальную заданную (преимущественно стандартом профессионального образования) целевую функцию – фактические требования к знаниям, умениям и навыкам.
С учетом принципа развития в проектируемый урок должна закладываться возможность постоянного расширения и обновления его системы задач (развивающих, обучающих, воспитательных) и средств достижения.
Актуальность принципа информативности объясняется рядом факторов. С точки зрения информатики как науки, изучающей законы и принципы поиска, сбора, хранения, обработки, преобразования, распределения и использования информации, использование средств новых информационных технологий (НИТ) в учебном процессе принципиально изменило подход к оценке информационных умений педагога, которые до недавнего времени преимущественно связывали со способностью транслировать информацию обучаемым.
На сегодняшний день уровень информационных умений определяется возможностями использования компьютера в качестве источника. При этом информация должна оцениваться исходя из общих дидактических принципов научности и доступности ее представления, адаптивности к индивидуальным возможностям обучаемого.
Следующий принцип – принцип индивидуализации – базируется на педагогической закономерности, согласно которой в педагогическом процессе достигается тем большая эффективность в развитии личности, чем более эффективно осуществляется индивидуализация деятельности обучающихся в процессе обучения.
Этапы конструирования урока
Можно выделить следующие этапы конструирования урока с использованием информационных технологий.
Концептуальный. На данном этапе определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение результатов:- формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний; формирование умений; контроль усвоения.
Аргументируется необходимость использования средств НИТ в образовательном процессе. К основным причинам можно отнести:
- дефицит источников учебного материала;
- возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (схем, примеров документов, бланков, фотографий)
- визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
- формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности.
Технологический. На данном этапе педагог прогнозирует эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяет методику их проведения и проектирует основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе:
- Проводится многофакторный анализ и отбор образовательных электронных ресурсов.
- Выбирается форма урока: урок – презентация, практикум, тематический проект и т.д.
- Проводится анализ и выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (преподаватель – обучающийся – ОЭР - учебный материал), их функциональные взаимосвязи на каждом из этапов урока.
Именно на этом этапе преподаватель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, компьютер, программные средства, мультимедийный проектор, организационная техника).
Операциональный. На данном этапе проводится детализация функций, которые можно возложить на средства ИКТ, способы их реализации; осуществляется поэтапное планирование урока. Определяется:
- цель;
- длительность этапа;
- форма организации деятельности обучающихся;
- функции преподавателя и основные виды его деятельности на данном этапе;
- форма промежуточного контроля.
Формы урока с использованием информационных технологий:
- презентации,
- исследования,
- виртуальные экскурсии,
- практикумы,
- тематические проекты,
- мультимедиа-энциклопедии,
- уроки с использованием компьютерных дисков,
- компьютерное тестирование.
Уроки с применением программы-презентации.
Большой интерес вызывают уроки-презентации, обладающие широким спектром демонстрационных возможностей.
При проведении таких уроков целесообразнее воспользоваться мультимедийным аппаратом. Преподаватель в данном случае является диспетчером, распределяющим временные ресурсы урока.
При отсутствии мультимедийного аппарата урок – презентации можно проводить в кабинете информационных технологий, где презентация устанавливается на каждое рабочее место. Диспетчером является ответственный обучающийся, который строго выполняет все требования преподавателя. Неэффективность данного способа заключается в том, что может нарушиться синхронность в работе обучающихся. Но с другой стороны, обучающийся может в любое дополнительное время воспользоваться кабинетом для повторения, закрепления данного материала.
Компьютерное тестирование
Обучение - многогранный процесс, и контроль знаний- лишь одна из его сторон. Компьютерному тестированию в процессе работы над контролем знаний отводится ведущая роль. Можно выделить следующие положительные стороны при использовании компьютерного тестирования:
- постоянный индивидуальный объективный контроль качества знаний на каждом этапе обучения;
- индивидуализация обучения, в том числе индивидуальный темп обучения;
- учет исходного уровня подготовленности учащихся;
- оперативный сбор и анализ данных о результативности обучения.
Однако, составление тестовых заданий затрудняет работу преподавателя из-за отсутствия простых и нетрудоемких методик.
Деятельность педагога должна быть направлена на развитие потребности у учащихся расширять и углублять свои знания, умения и навыки в интересующей области; активизировать познавательные интересы и творческую деятельность; получать эмоциональное удовлетворение, побуждающее к длительным занятиям интересующим видом деятельности. Развитие умений целеполагания, анализа, сопоставления формирует у школьников готовность к профессиональному самоопределению.
Учитывая все изложенное, можно с уверенностью сказать, что при использовании в процессе обучения компьютерных технологий и возможностей повышается эффективность и качество процесса обучения; изменяется роль преподавателя: из первичного источника знаний он превращается в один из ресурсов, выступает в роли помощника; применение компьютерных программ и уроков-презентаций на занятиях позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности, эмоционального фона, значительно расширяет возможности развития познавательного интереса учащихся, что, в конечном счете, способствует их профессиональному росту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Информационно-компьютерные технологии в учебном процессе»
Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации...
Отчет о регулярном использовании современных образовательных технологий в учебном процессе учителя биологии Кравчина Елены Петровны
Отчет о регулярном использовании современных общеобразовательных технологий в учебном процессе учителем биологии...
Использование кейс - технологий в учебном процессе
В учреждениях профессионального образования России происходит внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и кейс-технологии. Основной целью данной технологии является активизация об...
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях....
Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку.
Использование компьютерных технологий в процессе обучения иностранному языку....
Статья "Использование информационно-компьютерных технологий в учебном процессе", 2019 г.
Современные информационно-компьютерные технологии (ИКТ) позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития творческих способностей студентов, организации...