Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
статья
Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Коваль Л.А.
мастер производственного обучения
ГБПОУ РХ «Техникум коммунального хозяйства и сервиса» г. Абакан
Подготовка нового поколения специалистов, обладающих профессиональными навыками и системным мышлением, отвечающих требованиям работодателей, нацеленных на профессиональный и карьерный рост, способных работать в команде и руководить коллективом, является важнейшей задачей современного профессионального образования. Для решения этой задачи и достижения результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО педагогам нужны новые формы и методы обучения, внедрение в образовательные учреждения современных технологий. Выбор технологий определен целевой функцией образовательного процесса, которая в современных условиях представляет собой планируемые результаты образования в виде общих и профессиональных компетенций.
Всем известно, что хороший работник – это здоровый работник. Однако, по данным системы здравоохранении, в настоящее время состояние здоровья подростков снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с подростками, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, получили название «здоровьесберегающие технологии». Для нас педагогов целью здоровьесберегающих технологий является не только обеспечение условий возможности сохранения здоровья у обучающихся, но и формирование у них необходимых знаний и умений для сохранения здоровья. Поэтому традиционные педагогические технологии дополняются задачами здоровьясбережения, они взаимосвязаны [1].
Принципы здоровьесберегающих технологий:
• принцип «Не навреди!»
• принцип сознательности и активности;
• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности и индивидуальности;
• принцип всестороннего и гармонического развития личности;
• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
• принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса [4].
Нам, педработникам СПО, необходимо продолжать с подростками и их родителями начатую работу еще в дошкольных учебных заведениях, только дополнительно предстоит работа по содействию становления культуры профессионального здоровья, здорового образа жизни и безопасного поведения в семье и обществе [2].
Я не буду останавливаться на медико-профилактических, физкультурно-оздоровительных технологиях, технологии психологического благополучия подростка, эти технологии внедряют и проводят квалифицированные специалисты, я, как руководитель группы, выполняю только контролирующую функцию, т.е., отслеживаю, чтобы обучающиеся выполняли все необходимые мероприятия.
Я работаю с группой по специальности мастер столярного и мебельного производства. Всем известно, что по роду деятельности эта профессия связана с обработкой древесины и древесностружечного материала. Вроди бы экологически чистые материалы, но при несоблюдении элементарных правил по охране труда: т.е не своевременная уборка и проветривание мастерских и цехов; не выполнение правил личной гигиены т.е отсутствие сменной рабочей одежды и содержание ее в чистом состоянии; не соблюдение графика рабочего дня может привести к печальным последствиям - профессиональным заболеваниям. Поэтому с первых дней обучения в техникуме, с первых уроков производственного обучения в мастерских содействуем в получении знаний для сохранения профессионального здоровья, проводим инструктажи по охране труда, классные часы, экскурсии на производство.
Обучающиеся группы ММП начали работать над долгосрочным проектом «Экологическая игрушка и предметы быта для детей из древесины и древесных материалов», в рамках проекта разработали и изготовили детскую лошадку-качалку, детский стульчик, а в данное время работают над разработкой детской кроватки из древесины.
В последнее время особое внимание уделяем экологической оценке проектов, обоснованию того, что: изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлечет за собой нарушений жизнедеятельности человека.
Здоровый человек – должен быть здоров не только физически, но и быть личностью во всех отношениях. Поэтому очень важно в работе с подростками создавать условия для воспитания у обучающихся духовно-нравственной гражданственности, социально-активной, гуманной личности. Поэтому с группой выбрали тему долгосрочного проекта по воспитательной работе «Воспитание нравственных чувств и этического сознания». Задачи проекта:
- Формирование нравственных основ личности: доброта, забота, милосердие, уважение;
- Формирование сознания в необходимости здорового образа жизни;
- Формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
- Развитие творческого отношения к труду, к избранной профессии.
В рамках проекта проводим профилактические классные часы, участвуем в акциях, спортивно- массовых мероприятиях проводимых в техникуме и на городском уровне.
В подростковом возрасте важно формировать у обучающихся уважительное отношение к семье, своему дому, воспитывать культуру взаимоотношений родителей и детей, заботливое отношение к родным и близким. Подростки должны понимать социальную значимость семьи. Ведь наши обучающиеся подошли к возрасту первых отношений с девушками и они должны знать, что эти отношения должны быть чистыми и морально устойчивыми. Первым мероприятием в рамках проекта был разработан и проведен классный час посвященный празднику «День матери».
На родительских собраниях затрагиваем темы профилактической направленности, ведь родители являются первым образцом для своих детей ведения здорового образа жизни, устойчивой морали, взаимоуважения и родителям тоже необходимо просвещение во многих вопросах.
Молодежь- это трудовой и интеллектуальный потенциал государства. Только использование инновационных образовательных и здоровьесберегающих технологий в обучении будет способствовать в дальнейшем подготовке не только высокопрофессиональных, но и физически здоровых кадров. Неблагоприятную тенденцию ухудшения здоровья студентов можно улучшить, с одной стороны формируя положительно мотивированную позицию молодежи на активно - деятельностное отношение к самоорганизации здорового образа жизни. С другой, опираясь на предлагаемую государством модель улучшения здоровья обучающихся, разрабатывать и в полной мере использовать различные инновационные технологии по здоровьесбережению молодого поколения в учебных заведениях [3].
Библиографический список
1. Агарков Н.М., Акинина Н.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в ВУЗах / Н.М. Агарков, Н.В. Акинина // Вестник новых медицинских технологий. - 2011. - Т. 18, - № 1.-С.177. URL: http: //elibrary.ru/download/45573403.pdf (дата обращения 24.01.16).
2. Виленский, М.Я. Физическая культура: учебник/ коллектив авторов; под ред. М. Я. Виленского. - М.: КНОРУС, 2012. - 424с.
3. Мунтян, В.С. Анализ факторов, определяющих здоровье человека и оказывающих на него влияние / В.С. Мунтян // Физическое воспитание студентов. -2010. -№6. – С. 45. URL: http: //elibrary.ru/download/49819619.pdf (дата обращения 24.01.16).
4. Интернет- рерурс https://studfiles.net/preview/5723082/page:2/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов его психофизиологического потенциала. Все стороны современной жизни: производственно-трудовой, социально-экономической, политич...
Использование кейс - технологий в учебном процессе
В учреждениях профессионального образования России происходит внедрение новых эффективных методов обучения, в том числе и кейс-технологии. Основной целью данной технологии является активизация об...
Оценочная карта использования здоровьесберегающих технологий на учебном занятии
Согласно данной технологической карте в нашем колледже анализируются как теоретические, так и практические занятия, что позволяет структурировать деятельность преподавателя по формированию здоровьесбе...
Презентация к выступлению "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ОГАПОУ "Алексеевский колледж"
В презентации представлено теоретическое и практическое обоснование возможности использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, реализующего ...
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма, масштабов его психофизического потенциала. Все стороны современной жизни: производственно-трудовой, социально-экономической, политической, семей...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА»
В статье рассмотрены вопросы использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе медицинского колледжа, обосновывается роль здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятел...