Использование мультимедийныхсредств в учебном процессе: дидактические основы проектирования
материал

Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привелик тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: работник теперь должен не только хорошо выполнять функциональные обязанности, но и уметь проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Таким образом, существует реальная потребность в использовании мультимедиа в профессиональном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabota.docx49.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное профессиональное учреждение Саратовской области «Базарнокарабулакский техникум агробизнеса» Вольский филиал

Использование мультимедийных

средств в учебном процессе:

дидактические основы проектирования.

Выполнил преподаватель: Матвеева Вероника Геннадьевна

                                                                               

г. Вольск

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Использование мультимедийных средств в учебном процессе

1.1Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе

1.2 Проектирование мультимедийного урока

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: работник теперь должен не только хорошо выполнять функциональные обязанности, но и уметь проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Таким образом, существует реальная потребность в использовании мультимедиа в профессиональном учреждении.

Значение современной информационной революции определяется совместимостью компьютеров, телекоммуникаций и аудиовизуальных технологий, а также громадным ростом возможностей обработки данных. Такая совместимость способствовала появлению новых педагогических подходов, основанных на интерактивном обучении. С помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) можно не только представлять информацию, используя все существующие аудиовизуальные форматы, но и получать данные от пользователя. С помощью ИКТ процесс обучения можно сделать более увлекательным, а образовательную систему более гибкой и разнообразной, особенно на уровне среднего, высшего и непрерывного образования.

Основной целью информатизации учебно-воспитательного процесса в профессиональной школе является создание единого информационного пространства на основе использования новейших интеллектуальных информационных технологий, информационных сетей, введение в общеобразовательный процесс информационно-коммуникационных средств обучения, оснащение современным программным обеспечением и компьютерным оборудованием, что, несомненно, способствует повышению качества профессионального образования. Одними из основных информационно-коммуникационных средств, используемых в образовательном процессе, выступают мультимедийные дидактические средства.

Мультимедийные дидактические средства, используемые в обучении, можно условно разделить на информационные (презентационные) и интерактивные. Информационные, или презентационные, дидактические средства обучения предназначены для более эффективного и наглядного представления обучающего материала. Чаще всего подобным средством обучения выступает мультимедийная (слайдовая) презентация, которая используется при организации и проведении лекционного занятия. Дидактические материалы для слайдовой лекции готовятся в соответствии с общими дидактическими принципами отбора содержания учебного материала - целенаправленность, научность, доступность, систематичность и последовательность изложения. Кроме того, необходимо учитывать требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе, эргономические требования. А с другой стороны, желательно максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства современных информационно-коммуникационных технологий. Отталкиваться, естественно, следует от дидактических и познавательных целей и задач учебного занятия, ибо средства ИКТ - это лишь средство реализации дидактических задач.

        

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Основной целью информатизации учебно-воспитательного процесса в профессиональном учреждении является создание единого информационного пространства на основе использования новейших интеллектуальных информационных технологий, информационных сетей, введение в образовательный процесс информационно-коммуникационных средств обучения, оснащение современным программным обеспечением и компьютерным оборудованием, что, несомненно, способствует повышению качества профессионального образования.

Одними из основных информационно-коммуникационных средств, используемых в образовательном процессе, выступают мультимедийные дидактические средства.

Мультимедийные дидактические средства можно использовать на различных видах занятий: лекционных, для повторения изученного материала, для обобщения и систематизации заданий по теме или разделу, как дополнительный материал к самостоятельным заданиям студентов.

Мультимедийные дидактические средства, используемые в обучении, можно условно разделить на информационные (презентационные) и интерактивные (электронные обучающие программы различных видов: электронные учебники, электронные учебные издания, электронные справочники и энциклопедии, тестирующие и контролирующие программы).

Рассмотрим дидактические требования, предъявляемые к мультимедийным дидактическим средствам.

1.Требование научности обучения с использованием мультимедийных дидактических средств означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала. Процесс усвоения учебного материала с помощью мультимедийных дидактических средств должен строиться в соответствии с современными методами научного познания: эксперимент, сравнение, наблюдение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, метод моделирования, метод системного анализа.

2. Требование доступности обучения, осуществляемого посредством мультимедийных дидактических средств, означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Не допустимы чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала, при которых овладение этим материалом становится непосильным для обучаемого.

3. Требование обеспечения проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда студент сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает.

4. Требование обеспечения наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей и их личное наблюдение студентов. Требование обеспечения наглядности в случае мультимедийных дидактических средств реализуется на принципиально новом, более высоком уровне.

5. Требование сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого предполагает обеспечение мультимедийными дидактическими средствами самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности. При этом осознанным для обучаемого является то содержание, на которое направлена его учебная деятельность.

6. Требование систематичности и последовательности обучения при использовании мультимедийных дидактических средств означает обеспечение последовательного усвоения студентами определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Важно, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке и находили применение в жизни. Для этого при проектировании дидактических материалов необходимо:

* предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;

* учитывать как ретроспективы, так и перспективы формируемых знаний, умений и навыков при организации каждой порции учебной информации;

* учитывать межпредметные связи изучаемого материала;

* тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и обучающих воздействий, аргументировать каждый шаг по отношению к обучаемому;

* строить процесс получения знаний в последовательности, определяемой логикой обучения;

* обеспечивать связь информации, предъявляемой мультимедийным дидактическим средством, с практикой путем увязывания содержания и методики обучения с личным опытом обучаемого, подбором примеров, создания содержательных игровых моментов, предъявления заданий практического характера, экспериментов, моделей реальных процессов и явлений.

7.Требование прочности усвоения знаний при использовании мультимедийных дидактических средств: для прочного усвоения учебного материала наибольшее значение имеют глубокое осмысление этого материала, его рассредоточенное запоминание.

8.Требование единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения в мультимедийных дидактических средствах.

Кроме традиционных дидактических требований, к интерактивным дидактическим средствам предъявляются специфические требования:

1.Требование адаптивности. Оно означает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого.

2.Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой обучающей программой, предполагает анализ возможностей современных средств отображения информации (компьютеров, мультимедийных проекторов, средств виртуальной реальности и возможностей современного программного обеспечения) по сравнению с качеством представления учебной информации в обучающей программе.

3.Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала.

1.1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО УРОКА

В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке преподаватель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации. В любой момент преподаватель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.

Урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально тщательной разработки.

Прежде чем начать проектировать подобный урок, необходимо знать, что:

  1. Информационные технологии – совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
  2. Компьютерные технологии обучения – совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
  3. Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного ПО. Под средствами мультимедиа обычно понимают графику, гипертекст, звук, анимацию, видео. Мультимедиа широко используется в рекламном бизнесе, компьютерных играх.
  4. Программное обеспечение – совокупность программ, хранящихся на данном компьютере. Оно делится на системное и прикладное. Прикладное ПО – программы, с помощью которых пользователь непосредственно решает свои информационные задачи. Это текстовые, графические редакторы, табличные процессоры,  коммуникационные программы. Мультимедийные программы – программы, в которых объединена графическая, звуковая и видеоинформация.

Прежде чем приступать к разработке какого-либо урока, необходимо :

1. Определить контингент слушателей, учесть возрастную группу; учесть уровень компьютерной грамотности.

2. Определив целевую группу студентов, нужно понять и сформулировать, какие цели и задачи мы ставим перед ними, какие навыки планируем у них сформировать, чему хотим обучить на данном конкретном уроке, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

- для изучения нового материала, предъявления новой информации;

- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

- для обобщения, систематизации знаний.

Следует сразу определить: благодаря чему будет усилен обучающий и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало просто данью новомодным увлечениям. Исходя из этого, преподавателю необходимо подобрать формы и методы обучения, формы организации учебного процесса, образовательные технологии, приемы педагогической техники.

3.Определив целевую аудиторию и сформулировав цели, необходимо отобрать тематическое содержание урока, которое позволит данной фокусной группе достичь вышеназванных целей.

То есть нужно сформулировать основные критерии отбора темы, которые, по сути, будут являться кратчайшим путем достижения целей.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов. Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод. Разработчик должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.

Мультимедийные дидактические средства можно использовать на различных видах учебных занятий. Однако обычно только лекционные аудитории оснащены проекционным оборудованием, поэтому особенно целесообразно применять мультимедийные дидактические средства, в частности, мультимедийные (слайдовые) презентации, на лекционных занятиях. При проведении лекции можно использовать различные приемы, в частности, не обязательно лекция должна сопровождаться непрерывным воспроизведением презентации. На каждом этапе занятия сложились определенные приемы работы с мультимедийной (слайдовой) презентацией. Так, на этапе объяснения нового материала на слайды презентации может выноситься информация для указания темы и цели занятия, для постановки проблемы, для иллюстрации. Слайды при объяснении нового материала выполняют главным образом иллюстративную функцию, помогая студентам воспринимать учебный материал, так как создают более полное наглядное и логическое представление об изучаемом объекте.

Отсутствие пояснительного текста или информативную незаконченность слайда можно использовать для создания проблемной ситуации, когда соответствующий комментарий преподавателя не содержит полной информации. Ввиду того, что на слайдах может присутствовать не только текст, но и видеоматериалы, презентации могут использоваться в качестве средства инструктирования. Использование презентации для повторения изученного материала, например, при демонстрировании отдельных слайдов из презентации прошлых лекций для отображения совокупности фактов, иллюстрации сложного явления, конкретизации понятий (событий). Использование презентации для обобщения и систематизации знаний по теме или разделу учебного материала. При этом демонстрирование отдельных слайдов может применяться для:

- выделения главного материала;

- установления взаимосвязи между отдельными элементами;

- отображения структуры учебного материала;

- демонстрации материала в определенной системе.

Мультимедийная (слайдовая) презентация может применяться не только при изучении и закреплении нового материала, систематизации знаний, но и для углубления знаний по определенным темам. Так, презентации могут быть использованы как дополнительный материал к самостоятельным заданиям студентов, при проверке самостоятельных работ учащихся и даже как средство для изготовления раздаточного дидактического материала. Эффективность мультимедийных презентаций зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация мультимедийных презентаций (как на этапе проектирования презентации, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современную лекцию с использованием мультимедийных презентаций. При создании мультимедийной презентации нужно учитывать не только соответствующие принципы классической дидактики, но и специфические принципы использования компьютерных мультимедийных презентаций. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности интерактивных курсов. Для того чтобы разработать учебную мультимедийную презентацию, требуется большая подготовительная работа. Во-первых, необходимо определиться с темой презентации и отобрать для нее учебный материал. Содержание материала должно быть целенаправленным, доступным, систематично и последовательно изложенным, согласно теме и цели занятия. При неправильно подобранном материале нарушается эффективность восприятия данного материала учащимися, затрудняется его понимание. Во-вторых, нужно составить план презентации и разработать сценарий. Если материал изложен без определенной последовательности, то демонстрация слайдов будет затруднена, так как преподавателю придется перескакивать с одного слайда на другой в поисках нужного ему слайда. При разработке сценария необходимо установить последовательность расположения материала на слайдах, порядок появления материала при демонстрации слайда, способы вызова других материалов с помощью гиперссылок или управляющих кнопок, появление слайдов-закладок и резюме.

Таким образом, при создании учебной мультимедийной презентации можно рекомендовать следующий алгоритм разработки сценария:

* проведение разбивки занятия на небольшие смысловые части - модули;

* подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявление обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию);

* моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами );

* проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществление обратной связи (подбор задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, разработка способов анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составление подсказок (help);

* составление текстов, разработка рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда согласно требованиям эргономики; компоновка модулей каждого раздела урока с эргономической точки зрения.

При создании мультимедийных презентаций необходимо учитывать особенности восприятия информации с экрана компьютера. Необходимо поддерживать единый стиль представления информации для всего занятия и стремиться к унификации структуры и формы представления учебного материала (унификация пользовательского интерфейса, использование графических элементов, создание шаблонов). Вторая разновидность мультимедийных дидактических средств - мультимедийные интерактивные средства обучения - предоставляет возможность реагировать на действия обучаемого в соответствии с определенным алгоритмом. К таким средствам можно отнести электронные обучающие программы различных видов: электронные учебники, электронные учебные издания, электронные справочники и энциклопедии, тестирующие и контролирующие программы. Для обеспечения дидактических функций электронных обучающих программ к ним предъявляются следующие требования.

1. Текстовые фрагменты могут сопровождаться аудио- или видеоинформацией для выделения смысловых акцентов. Для представления разнородной или гипертекстовой информации рекомендуется использовать многооконный интерфейс.

2. Кроме обязательного для изучения учебного материала, в электронный обучающий курс может включаться дополнительный - справочный и хрестоматийный материал для углубленного изучения темы.

3. Наиболее важные элементы обучающего курса должны иметь подсказки или пояснения.

4. После изучения каждой структурной единицы учебного материала в электронной обучающей программе содержится материал для обобщения, представляющий изученный материал в более кратком виде.

5. Электронная обучающая программа должна быть открыта для развития.

Содержание и оформление мультимедийного интерактивного средства обучения должны обеспечить повышение уровня мотивации обучения и поддержание высокой степени работоспособности обучаемого за счет грамотной организации диалога и дружественного интерфейса. Так же как и при обыкновенном диалоге, когда смысловую нагрузку несут не только слова, но и жесты, мимика и др., так и в компьютерном диалоге применяются похожие элементы, например, значки (пиктограммы) вопроса, восклицания, запрета или др., выделение отдельных слов цветом или начертанием символов, применение различного цветового оформления. При этом излишняя пестрота отвлекает и может ухудшить восприятие, поэтому необходимо выбирать оптимальное сочетание цветового оформления и выделенных элементов. Изображение информации в мультимедийных средствах обучения должно соответствовать требованиям к цветовой гамме, разборчивости, четкости и контрастности изображения, эффективности считывания, изображению знаковой информации (размер и яркость свечения), к пространственному размещению информации на экране в соответствии с гигиеническими требованиями и санитарными нормами работы с вычислительной техникой. Преподаватель должен иметь возможность контролировать устойчивость электронного мультимедийного средства обучения к ошибочным и некорректным действиям обучаемого, соответствие функционирования программы описанию в эксплуатационной документации, защиту от несанкционированных действий, минимизацию времени на действия пользователя, эффективное использование технических ресурсов, восстановление системной области после завершения работы программы. Процесс создания мультимедийных дидактических средств должен отвечать системе психолого-педагогических, технико-технологических, эстетических и эргономических требований. Кроме традиционных дидактических требований, к интерактивным дидактическим средствам предъявляются специфические требования, обусловленные использованием ИКТ при создании подобных разработок, к которым можно отнести следующие. Требование адаптивности подразумевает приспособляемость интерактивного дидактического средства к индивидуальным возможностям обучаемого. Оно означает приспособление, адаптацию процесса обучения к уровню знаний и умений, психологическим особенностям обучаемого. Различают три уровня адаптации. Первым уровнем адаптации считается возможность выбора учащимся наиболее подходящего для него индивидуального темпа изучения материала. Второй уровень адаптации подразумевает диагностику состояния обучаемого, на основании результатов которой предлагаются содержание и методика обучения. Третий уровень адаптации базируется на открытом подходе, который не предполагает классифицирования возможных пользователей и заключается в том, что авторы программы стремятся разработать больше вариантов ее использования для как можно большего контингента возможных обучаемых.

Требование интерактивности обучения означает, что в процессе обучения должно иметь место взаимодействие учащегося с дидактическим средством. Обратная связь осуществляет контроль и корректирует действия учащегося, дает рекомендации по дальнейшей работе, осуществляет постоянный доступ к справочной и разъясняющей информации. При контроле с диагностикой ошибок по результатам учебной работы обратная связь выдает анализ работы с рекомендациями по повышению уровня знаний.

Требование реализации возможностей компьютерной визуализации учебной информации, предъявляемой обучающей программой, предполагает анализ возможностей современных средств отображения информации (компьютеров, мультимедийных проекторов, средств виртуальной реальности и возможностей современного программного обеспечения) по сравнению с качеством представления учебной информации в обучающей программе.

Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с обучающей программой предполагает формирование стилей мышления (алгоритмического, наглядно-образного, теоретического), умения принимать оптимальное решение или вариативные решения в сложной ситуации, умений по обработке информации (на основе использования систем обработки данных, информационно-поисковых систем, баз данных и пр.).

Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала.

Интерактивные дидактические средства, т.е. электронные обучающие и контролирующие программы, также могут использоваться на различных видах учебных занятий. Интерактивные дидактические средства, применяемые на лекциях, должны обеспечивать возможность иллюстрации излагаемого материала видеоизображением, анимационными роликами с аудиосопровождением, предоставлять педагогу средства демонстрации сложных явлений и процессов, визуализации создаваемых на лекции текста, графики, звука. Интерактивные дидактические средства, применяемые на лабораторных занятиях, должны содержать средства автоматизации подготовки обучаемого к работе, допуска к работе, выполнения эксперимента (в том числе с удаленным доступом), обработки экспериментальных данных, оформления результатов лабораторной работы, защиты работы. Интерактивные дидактические средства должны предоставлять возможность варьирования темпа самостоятельной работы обучаемого. Кроме того, желательно наличие встроенных средств автоматизации контроля знаний, умений и навыков обучаемых. Интерактивные дидактические средства, применяемые на практических занятиях, должны предоставлять обучаемому сведения о теме, цели и порядке проведения занятия; контролировать знания каждого обучаемого; выдавать обучаемому информацию о правильности ответа; предъявлять необходимый теоретический материал или методику решения задач; оценивать знания обучаемых; осуществлять обратную связь в режиме «педагог-программа-обучаемый». Содержание и структура интерактивных дидактических средств, применяемых для организации самостоятельной работы студентов, должны соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины с одновременной ориентацией на углубленное изучение теории. Такие дидактические средства должны обладать более детальной системой контекстно-зависимых справок, комментариев и подсказок.

При создании интерактивных мультимедийных дидактических средств необходимо учитывать следующие требования.

Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего занятия. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентами. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки учащегося.

Постановка учебной цели. Студент с самого начала работы с мультимедийным дидактическим средством должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в ходе занятия.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для студента).

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

Оценка. В ходе работы с мультимедийным дидактическим средством студенты должны знать, как они справляются с учебным материалом. Наиболее важным является организация коммуникаций «студент- преподаватель - студент». Для этих целей рекомендуется организация работы студентов в проектах или «обучение в сотрудничестве», дискуссии.

Возможность интерактивной работы с любым программным средством дает использование электронной интерактивной доски на учебном занятии.

Электронная интерактивная доска - это устройство, которое может выступать в различных качествах: поверхности для отображения информации и маркерной доски. Интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видеосигнала), с которым теперь можно работать прямо на поверхности доски.

Запись на интерактивной доске ведется специальным электронным пером. Преподаватель с помощью маркера может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства улавливают прикосновения и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки.

Доска позволяет показывать слайды мультимедийной презентации, видеоролики, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Дидактические материалы для показа на интерактивной доске (обучающие и проверочные упражнения, задания, аудио-, видеоматериалы) можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции.

Использование электронной доски предоставляет следующие возможности:

· соблюдение хорошего темпа занятия;        

· подключение аудио- и видеооборудования;

· структурирование материала по страницам;

· сохранение файлов для открытого доступа к ним в сети;

· перемещение любого объекта;

· использование подписей и выделения текста.

Использование наглядности тем более актуально, что в ОУ, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В таком случае проектор может оказать неоценимую помощь. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявлению наглядности.

  1. Узнаваемость наглядности, которая должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации.
  2. Динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.
  3. Продуманный алгоритм видеоряда изображений. Средства мультимедиа представляют учителю возможность представить необходимое изображение с точностью до мгновения. Учителю достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.
  4. Оптимальный размер наглядности. Причем это касается не только минимальных, но и максимальных размеров, которые тоже могут оказывать негативное воздействие на учебный процесс, содействовать более быстрой утомляемости учеников. Учителю следует помнить, что оптимальный размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора.
  5. Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.

При подготовке учебного эпизода перед преподавателем обязательно станет проблема предъявления печатного текста. Необходимо обратить на следующие требования к тексту:

- структура;

- объем;

- формат.

Текст с экрана должен выступать как единица общения. Он носит или подчиненный характер, помогающий  усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую преподаватель умышленно не озвучивает.

Занимаясь подготовкой мультимедийного урока, разработчик должен иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме, что может успешно сказаться на проектировании цветового сценария учебного эпизода. Не следует пренебрегать рекомендациями психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора.

Немаловажное значение имеет использование на уроке звука. Звук может играть роль

- шумового эффекта;

- звуковой иллюстрации;

- звукового сопровождения.

В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внимания обучающихся, переключения на другой вид учебной деятельности. Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. К примеру, в случае проведения мультимедийной обучающей игры отрывистый шумовой эффект может стать сигналом к началу обсуждения поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению обсуждения и необходимости предъявления ответа. Очень важно, чтобы обучающиеся были приучены к этому, чтобы звук не вызывал у них излишнего возбуждения.

Важную роль играет звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации. К примеру, наглядное изображение животных или птиц может сопровождаться их рычанием, пением и т.д. Рисунок или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью.

 Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой учебный фрагмент, в наибольшей степени способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения. Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов.

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как преподаватель подготовится к нему. Виртуозное проведение такого занятия сродни работе шоумена какой-нибудь телепередачи. Преподаватель должен не только, и не столько (!), уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс студентов. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.

Таким образом, предоставляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедийные дидактические средства обеспечивают качественно новый уровень обучения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, следует то, что компьютер может и должен рассматриваться как орудие деятельности в первую очередь преподавателя остающегося, "лидером" педагогического процесса. Человек может играть роль субъекта или (и) объекта воздействия компьютеризированной системы.

Также кроме разгрузки умственной деятельности от рутинных компонентов можно выделить следующие психологические преимущества использования мультимедиа-ресурсов в процессе обучения:

1. Визуализация. Работа с графической информацией позволяет мобилизовать ресурсы образного мышления даже при работе со знаковым материалом.

2. Ускорение процесса экстериоризации замысла, его материализация в виде рисунка или схемы.

3. Ускорение и увеличение полученных от компьютера результатов шаблонных преобразований ситуации.

4. Расширение возможностей осуществления пробующих поисковых действий, которые теперь совершаются компьютером.

5. Возможность вернуться к промежуточным этапам сложной деятельности (используя память компьютера).

6. Возможность одномоментного рассмотрения одного и того же объекта с нескольких точек зрения, сравнение нескольких вариантов преобразования объекта.

7. Экономия урочного времени, динамичность хода урока.

8. Повышенные требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

9. Улучшение эмоциональной атмосферы на уроке за счет большей заинтересованности обучающихся в учебном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». (Электронный ресурс: ifa p.ru/lib rary/)

2.  Козлов О.А. Информационные и коммуникационные технологии как  фактор повышения эффективности образовательного процесса // Информатика и образование. -- 2008. -- № 10. -- С. 3-9.

3.  Мосина М. Мультимедийный проект -- средство интерактивного общения // Высшее образование в России. -- 2008. --№ 6. -- С. 68-72.

4.  Руденко Т.В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. Учеб.-метод. комплекс. -- Томск, 2006. (Электронный ресурс: ed u.ts u.ru)

5.  Новые информационные технологии в учебном процессе.  

Мультимедийные обучающие программы. Кручинина Г.А. Нижний Новгород, 2000.

  1. Основы web-технологий. Курс лекций. П.Б. Храмцов, С.А. Брик, А.М. Русак, А.И. Сурин. Интернет-Университет Информационных Технологий, 2003
  2. Настольная книга web-мастера: эффективное применение HTML, CSS И
  3. Электронный источник: admin@km-school.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вебинаров в учебном процессе.

В условиях информатизации общества все более насущной становится проблема подготовки молодежи к использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Для успешного электронного обуче...

Использование ГИС-технологий при проектировании учебного процесса в профессиональном образовании

Рассмотрены вопросы использования ГИС-технологий при проектировании учебного процесса в профессиональном образовании, на примере Лисинского лесного колледжа....

Использование ИКТ в учебном процессе

Выступление на педагогическом совете. Анализ использования ИКТ в учебном заведении....

ПРАКТИКУМ (методическое учебно-практическое издание) по проведению учебно-практического занятия по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооружений Тема 2.1 Основы проектирования строительных конструкций т.4 Основы расчета строит

ПРАКТИКУМ адресован будущим техникам строителям. В издании приведена методика расчета стальных колонн. Приведены необходимые извлечения из нормативной документации, требуемые к расчету таблицы. Привед...

Учебно-методическое пособие "Основы проектирования баз данных!

Для закрепления теоретических знаний, навыков и умений предусматривается проведение практических занятий.Данное пособиеуказания содержат 16 практических занятий. Каждое практическое занятие состоит из...

Использование ЦОР в учебном процессе

У цифровых учебных материалов огромные потенциальные возможности, создающие условия для успешного решения дидактических задач. ЦОР...

Использование ПК в учебном процессе.

Теоретический и практический материал по работе на компьютере для тех, кто не уверен в своих знаниях. дефрагментация диска: что это и как выполнить. как правильно сохранять свои файлы. как грамотно со...