Открытый урок "Системы счисления"
план-конспект урока

Уртаева Мадина Мурзабековна

Задачи урока:

I. Формирование предметной компетенции:

Познавательные - повторить понятия «система счисления», определение «позиционные и непозиционные СС»; повторить правила перевода чисел из одной СС в другую и наоборот.

II. Формирование метапредметных компетенций:

Регулятивные компетенции - определять отличие схемы от рисунка - развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, творческие умения;

Коммуникативные  компетенции - работать в коллективе, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

III. Воспитательные задачи:

Вызвать интерес к изучению информатики как науке, изучающей хранение, передачу и обработку информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_sistemy_schisleniya.doc618 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №8»

«Утверждаю»

Методист ГБПОУ «ПУ №8»

Гуцунаева Э.Р.

_____________________

«______» _______________2019 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ОУД.09 Информатика

 Обобщающий урок по теме «Системы счисления»

Группа 1П 29.01.07 Портной

Преподаватель информатики ГБПОУ ПУ №8,

Уртаева Мадина Мурзабековна

Беслан, 2019

Дата: 21.12.2019

Дидактическая цель урока: создать условия для повторения и освоения  системы знаний по теме «Системы счисления»

Задачи урока:

I. Формирование предметной компетенции:

Познавательные - повторить понятия «система счисления», определение «позиционные и непозиционные СС»; повторить правила перевода чисел из одной СС в другую и наоборот.

II. Формирование метапредметных компетенций:

Регулятивные компетенции - определять отличие схемы от рисунка - развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, творческие умения;

Коммуникативные  компетенции - работать в коллективе, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

III. Воспитательные задачи: 

Вызвать интерес к изучению информатики как науке, изучающей хранение, передачу и обработку информации.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов действий

Методы обучения: проблемное обучение, проектный метод, здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Дидактический материал: карточки с заданиями, текст стихотворения

Оборудование: раздаточный материал, АРМ учителя, проектор, презентация, телефоны.

Этапы

Время

Действия преподавателя

Действия обучающихся

Организационный момент

7 мин

Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочего места обучающихся к учебному занятию

Приветствуют преподавателя, проверяют наличие дидактических материалов для работы на занятии, слушают преподавателя

Основная часть

Актуализация знаний

Постановка цели и задач урока

Закрепление, систематизация и контроль знаний и способов действий

Физкультминутка

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

70 мин

Задает вопросы

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу

актуализирует внимание учащихся на экран, задает вопросы

организует небольшой перерыв, просит учащихся выполнить упражнения для глаз

организует групповую работу, проверяет работы

Отвечают на вопросы

Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока

работают самостоятельно, выполняют задания в рабочей тетради

выполняют упражнение для глаз

выполняют задания, сдают работы.

Подведение итогов

5-7 минут

подводит итоги

слушают преподавателя

Информация о домашнем задании

5 мин

формулирует домашнее задание

записывают домашнее задание

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

Преподаватель: Приветствует учащихся, проверяет готовность рабочего места школьников к учебному занятию

- Здравствуйте. Сегодня нам понадобятся рабочие тетради, ручки, ноутбуки и сотовые телефоны.

Обучающиеся: Приветствуют преподавателя, проверяют наличие дидактических материалов для работы на занятии, слушают преподавателя.

  1. Актуализация знаний

Преподаватель:

- Урок мы начнем с небольшого стихотворения (Слайд 1):

         Читает стихотворение:

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила —

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно,

Но станет все совсем обычным,         

Когда поймете наш рассказ

Преподаватель: задает вопросы по стихотворению, актуализирует внимание учащихся

- Скажите, пожалуйста, что в этом стихотворении необычного?

-Что необходимо сделать, чтобы стихотворение стало понятным?

Обучающиеся: слушают учителя, отвечают на вопросы

- Перевести числа из двоичной системы счисления в десятичную.

Преподаватель (слайды 2-3): 

  • Вспомним определение системы счисления.
  • На какие группы делятся системы счисления?
  • В чем различие между позиционной и непозиционной системами счисления?
  • Назовите основные системы счисления?
  • Что такое Алфавит СС?
  • Расскажите алфавит двоичной, десятичной, троичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления и их основания.
  • Что значит основание СС.

Преподаватель:

- Как вы уже сказали, чтобы стихотворение стало понятным, переведем числа из двоичной системы счисления в десятичную.

- Читаем первую строчку: Ей было тысяча сто лет. Как мы переведем число из двоичной СС в десятичную.

- Вспомним правила перевода вместе. Вы работаете в тетрадях, а я у доски.

(Преподаватель на доске переводит первое число из двоичной системы счисления в десятичную).

- Итак, девочке было 12 лет.

А теперь каждый из вас самостоятельно переведет все остальные числа в десятичную систему счисления (у вас есть ровно 3 минуты).

(обучающиеся работают в тетрадях)

Преподаватель (слайд 4):

Итак, проверяем:

- В какой класс ходила девочка? (5),

- Сколько книг она носила? (4)

- Сколько было ног, рук, ушей и глаз у девочки? (2)

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Преподаватель:  Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу:

- Мы с вами вспомнили правила перевода из двоичной СС и десятичную.

- А как перевести числа из 8 и 16 СС в десятичную? Точно также.

- Итак, вы уже, наверное догадались чем мы сегодня на уроке будем заниматься.

Обучающиеся: Слушают учителя, формулируют учебную задачу урока

 - На уроке мы будем повторять тему «системы счисления»

Преподаватель (слайд 5): Разъясняет условия и последовательность работы

- Правильно. Сегодня мы проведем урок – обобщение и систематизация знаний по теме «системы счисления». Мы повторим привила перевода из одной СС в другую.

Итак, открываем тетради и записываем дату и тему урока «Системы счисления».

III. Закрепление, систематизация и контроль знаний и способов действий.

Преподаватель: актуализирует внимание учащихся на экран (слайд 6)

Переведите числа из одной СС в другую:

  1. Переведите число 12 из десятичной в ДВОИЧНУЮ
  2. Переведите число 1011 из ДВОИЧНОЙ в десятичную
  3. Переведите число 47 из десятичной в ВОСЬМЕРИЧНУЮ
  4. Переведите число 65 из ВОСЬМЕРИЧНОЙ в десятичную
  5. Переведите число 91 из десятичной в ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНУЮ
  6. Переведите число 5C из ШЕСТНАДЦАТЕРИЧНОЙ в десятичную

Обучающиеся: работают самостоятельно, выполняют задания в рабочей тетради

Преподаватель:  организует фронтальную работу проверки задания        

- Итак, что у вас получилось?

- Хорошо, мы повторили перевод чисел из одной  СС в другую и обратно.

Физкультминутка (Слайд 7)

         Преподаватель организует небольшой перерыв, просит учащихся выполнить упражнения для глаз (Презентация)

IV.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Преподаватель:  организует групповую работу.

 - Сейчас мы еще раз убедились, на сколько это трудоемкий процесс с использованием только математических навыков. Для перевода чисел из одной системы счисления в другую и проведения вычислений в различных системах счисления можно использовать приложения, которые обычно называются научными или инженерными калькуляторами.

Для следующего задания воспользуемся калькуляторами Систем счисления которые мы заранее скачали на телефоны (Приложение 1)

Обучающиеся: выполняют задания, сдают работы.

(Если остается достаточно времени воспользоваться дополнительными карточками Приложение 2).

Преподаватель: Проверяет работы

V.  Подведение итогов.

- Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Особенно активными были…

VI. Информация о домашнем задании

Преподаватель: формулирует домашнее задание

- Выполните творческое задание (Приложение 2) – раскрасьте рисунок, определив его цвета, с помощью перевода чисел в десятичную систему счисления.

Обучающиеся: записывают домашнее задание.

Приложение №1

Задание №1

Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

X

100002

11102

11102

11002

11002

11012

11102

11102

1116

1416

1416

1516

Y

1002

1002

102

102

10102

11002

10102

101102

1816

1616

А16

С16

продолжение таблицы

 

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

X

1616

1616

1416

248

228

228

208

208

218

228

228

Y

А16

216

216

48

48

28

28

128

148

128

48


Задание №2

Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

X

10102

10002

100102

100102

11102

228

128

128

228

Y

102

10002

1102

101102

101012

248

208

148

108

продолжение таблицы

 

10

11

12

13

14

15

X

168

1216

1216

16

16

А16

Y

168

1416

616

816

216

216


Задание №3

Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

X

100002

100002

10102

100002

11002

208

168

228

Y

102

1002

1002

10102

10102

168

168

248

продолжение таблицы

 

9

10

11

12

13

14

15

16

X

268

248

1816

1416

16

1416

1416

1016

Y

168

168

А16

А16

416

416

216

216


Задание №4

Координаты точек представлены в недесятичной системе счисления. Выполните перевод координат в десятичную систему счисления и отметьте точки на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, получите некий рисунок.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

X

1102

10102

100002

100102

1416

1616

1416

1316

1A16

Y

11102

100002

11102

11112

F16

E16

E16

D16

816

продолжение таблицы

 

10

11

12

13

14

15

16

17

18

X

1D16

348

348

328

158

138

11002

10002

1102

Y

916

78

48

68

118

108

10102

11002

11102

Приложение 2

Дополнительные задания*

№1

X

Y

1

1101

11

2

1111

110

3

1011

1110

4

1001

10010

5

1010

10110

6

1110

11000

7

10011

10101

8

10100

10001

9

10010

10001

10

10001

1101

11

10010

100

12

1110

1

13

10

1

14

11

10

15

111

10

16

100

101

17

110

1001

18

1000

1001

19

111

1011

20

11

1001

21

110

1101

22

101

10000

23

11

1111

24

1

10000

25

100

10100

26

100

10110

27

101

10100

28

111

10011

29

1011

1110


№2

X

Y

1

110

101

2

0

101

3

0

100

4

10

11

5

11

1

6

1110

1

7

10000

101

8

10011

1000

9

1100

101

10

110

101

11

1010

110

12

1110

1000

13

1111

1001

14

10000

1011

15

10000

1110

16

1111

10000

17

1011

10010

18

11

10011

19

1000

1111

20

1001

1011

21

1000

1000

22

110

101

23

11

10011

24

11

10110

25

110

10101

26

11

10100

27

110

10100

28

110

10110

29

11

10110


№3

X

Y

1

1

100

2

1

11

3

11

1

4

1000

1

5

111

10

6

110

10

7

111

100

8

1000

101

9

1010

1

10

1011

1

11

1010

11

12

1010

110

13

1011

111

14

1100

111

15

1101

1000

16

1101

1001

17

1100

1010

18

1011

1100

19

1010

1101

20

1011

1001

21

1001

1101

22

1001

1100

23

1010

1010

24

1001

1001

25

1000

1000

26

110

111

27

11

110

28

10

11

29

1

100


№4

X

Y

1

1000

1

2

1000

0

3

111

0

4

1000

1

5

1001

1

6

1100

11

7

1110

1000

8

1101

111

9

1110

1001

10

1101

1000

11

1110

1010

12

1100

1000

13

1001

111

14

101

1000

15

101

1011

16

100

1101

17

100

1100

18

11

1101

19

11

1100

20

10

1101

21

10

1011

22

1

1010

23

10

1010

24

11

1001

25

11

111

26

100

100

27

101

11

28

111

10

29

1000

1


№5

X

Y

1

100

1

2

110

1

3

110

110

4

1001

111

5

1100

110

6

1110

111

7

1110

110

8

1111

100

9

1111

10

10

1110

1

11

10000

1

12

10010

111

13

10010

11

14

10011

100

15

10011

1001

16

10001

1011

17

1000

1011

18

101

1110

19

101

1111

20

100

1110

21

11

1110

22

10

1101

23

0

1101

24

0

1100

25

11

1011

26

101

111

27

101

10

28

100

1


№6

X

Y

1

10

1

2

11

10

3

11

111

4

10

1001

5

1

1100

6

100

1001

7

1000

1001

8

1001

1100

9

1001

1110

10

1010

10000

11

1011

10010

12

1100

10000

13

1101

10010

14

1110

10000

15

10000

1111

16

1111

1110

17

10001

1100

18

10001

1011

19

10010

1011

20

10010

1000

21

10000

111

22

1110

110

23

1110

111

24

1011

1001

25

1101

1

26

1010

1

27

1001

100

28

101

110

29

101

1

30

10

1


№7

X

Y

1

101

0

2

110

10

3

110

1000

4

101

1001

5

101

1111

6

100

10000

7

1

10000

8

0

10010

9

11

10010

10

11

10011

11

101

10011

12

101

10100

13

110

10011

14

1000

1101

15

10101

1101

16

11010

111

17

10110

1010

18

10110

111

19

11000

10

20

10111

0

21

10101

0

22

10110

10

23

10101

101

24

10010

1000

25

1000

111

26

1000

10

27

111

0

28

101

0

№8

X

Y

1

100

1101

2

111

1101

3

1000

1010

4

111

1000

5

100

1000

6

11

1010

7

100

1101

8

10

1011

9

10

1010

10

1

1000

11

10

111

12

11

111

13

101

100

14

100

1

15

10

10

16

1

1

17

10

0

18

101

0

19

1010

100

20

1101

10

21

1100

1

22

1010

10

23

1001

1

24

1010

0

25

1111

0

26

10100

110

27

10010

101

28

1110

1000

29

1011

1000

30

111

1101


№9

X

Y

1

0

100

2

110

110

3

1000

11

4

1000

0

5

1010

11

6

1001

111

7

1101

1011

8

1111

1110

9

1110

10101

10

10000

10111

11

1111

10111

12

1101

11000

13

1011

11000

14

110

11100

15

100

11100

16

11

11011

17

1

11011

18

0

11010

19

11

11000

20

111

10001

21

1000

1100

22

111

1001

23

10

1000

24

0

100


№10

X

Y

1

1000

0

2

111

100

3

111

1110

4

100

100000

5

11

100000

6

0

100001

7

0

100010

8

10

100010

9

100

100011

10

100

100100

11

101

100011

12

110

100010

13

111

11100

14

1011

10011

15

10001

10001

16

10011

1110

17

10001

10000

18

10001

1110

19

10011

1001

20

10100

0

21

10011

0

22

10010

110

23

10000

1010

24

1100

1010

25

1010

1001

26

1001

0

27

1000

0


№11

X

Y

1

1

111

2

11

101

3

101

100

4

110

1

5

1001

1

6

1001

10

7

111

10

8

1001

100

9

1100

10

10

1111

10

11

10000

1

12

10010

1

13

10010

10

14

10000

10

15

10001

100

16

10100

101

17

10100

110

18

10010

110

19

10001

1000

20

10001

111

21

10000

1000

22

10000

111

23

1111

101

24

1000

110

25

101

101

26

1

111


№12

X

Y

1

100

0

2

111

0

3

101

1

4

101

11

5

110

1000

6

111

1000

7

1000

1010

8

1000

1101

9

111

10001

10

1010

10010

11

1000

10010

12

111

10011

13

101

10010

14

110

10000

15

110

1101

16

100

10000

17

0

1110

18

1

1101

19

0

1100

20

1

1100

21

0

1011

22

10

1011

23

1

1010

24

10

1010

25

1

1001

26

11

1001

27

100

1000

28

100

0

Приложение №3

Творческое домашнее задание

Возьмите цветные карандаши (6 цветов) с номерами в десятичной системе счисления. Задание: раскрасить рисунок соответствующим цветом.

100 – ЗЕЛЕНЫЙ

101 – ГОЛУБОЙ

110 - КРАСНЫЙ

111 – ЖЕЛТЫЙ

1000 – КОРИЧНЕВЫЙ

1001 – ЧЕРНЫЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностирующая работа по информатике для учащихся 10 класса по теме Системы счисления

Тестовая работа с ответами и подробным решением заданий.Работу можно провести при изучении темы «Системы счисления» в 10 классе, а также при повторении и подготовке к итоговой аттестации.Время н...

система счисленя

лекции и практические задания по системе счисления...

Презентации к уроку "Системы счисления"

Презентации, использованные при проведении урока на тему "Системы счисления"...

«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую»

Маетриал содержит задания по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую». Представлены 10 вариантов заданий. Для удобства проверки преподавателю прикрепляю на последних ...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разных системах счисления"

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Информатика по теме "Представление информации в разныз системах счисления"...