система счисленя
план-конспект урока по теме
лекции и практические задания по системе счисления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekcii_i_prakticheskie_po_sistemam_schisleniya.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СИСТЕМАМ СЧИСЛЕНИЯ. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ
Понятия о системах счисления. Исторические сведения.
«Все есть число» - говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
Известно множество способов представления чисел. В любом случае число изображается символом или группой символов.
Например:
Задолго до нашей эры люди считали мешки с зерном, и за каждый мешок чертили черточку. Когда этих черточек становилось много, люди боялись ошибиться в счете, что напишут лишнюю или не допишут.
Люди вынуждены стали группировать, как вы это сейчас делаете, сотнями, десятками, единицами.
Древнеегипетская система счисления выглядела так:
ζζζυυυ⎪⎪⎪⎪⎪ (335)
Египтяне записывали ζζζ - это были сотни, υυυ - десятки, ⎪⎪⎪⎪⎪- единицы, вот так они группировали.
В Вавилонской 60- ричной системе счисления единицу обозначали - , десятку - .
В Римской СС в качестве «цифр» использовались следующие заглавные латинские буквы:
I V X L C D M
1 5 10 50 100 500 1000
Алфавит системы счисления – это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления.
Цифры – это любой символ (знак), входящий в алфавит данной системы счисления.
И для того, чтобы правильно читать и записывать числа были придуманы СС
Система счисления – это совокупность приемов и правил для обозначения и наименования чисел.
Виды систем счисления: позиционные и непозиционные.
Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления. В них величина, обозначаемая цифрой, зависит от позиции цифры в числе. Например число 555: цифра 5 встречается трижды, причём самая правая обозначает пять единиц, вторая – пять десятков и, наконец, третья – пять сотен.
Система счисления называется непозиционной – когда значения цифры не зависит от её положения в числе. Например, в римской системе счисления число XXX (30) цифра X встречается трижды, и в каждом случае обозначают одну и ту же величину – число 10, три раза по 10 в сумме дают 30. Величина в непозиционной СС определяется как сумма или разность цифр в числе. Если меньшая цифра стоит слева от большей, то она вычитается, если справа – прибавляется. Например: IV=4 (V-I), VI=6 (V+I).
Перевод чисел в позиционных системах счисления
Преобразование из 10- ой в двоичную систему счисления:
Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых частных на 2 до тех пор пока частное от деления не окажется равным нулю. Получить искомое двоичное число, для чего записать полученные остатки в обратной последовательности. Например:
2
22
1
45
2
11
0
1
2
5
1
2
2
1
0
2
1
45= 101101
Преобразование из 2-й в 10-ую систему счисления:
Числа в двоичной системе в развёрнутой форме записываются в виде суммы ряда степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которого выступают цифры 0 или 1.
Например: 101,01= 1*2+0*2+1*2+0*2+1*2
Преобразование из двоичной системы счисления в десятичную выполняем по следующему правилу: записываем двоичное число в развёрнутой форме и вычисляем его значение.
Например: 10,11=1*2+0*2+1*2+1*2=1*2+0*1+1*0,5+1*0,25=2,75
Самостоятельная работа № 1 по теме: «Перевод чисел в позиционных системах счисления»
Вариант 1
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10001012 = _________ 11001112 = _________
10111102 = _________ 11110102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
5510 =__________ 7810 = _________
6510 =__________ 7010 = _________
Вариант 2
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11011002 = _________ 11001012 = _________
11100002 = _________ 10100102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
3510 =__________ 3210 =__________
4910 = _________ 4010 = _________
Вариант 3
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11001012 = _________ 10101002 = _________
10001112 = _________ 11010102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
4410 =__________ 3110 =__________
9910 = _________ 8110 = _________
Вариант 4
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11000002 = _________ 11001002 = _________
11000002 = _________ 10111102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
9510 =__________ 7210 =__________
6010 = _________ 4210 = _________
Вариант 5
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11100012 = _________ 11001012 = _________
10011102 = _________ 10010102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
8510 =__________ 4510 =__________
7210 = _________ 1810 = _________
Вариант 6
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11111002 = _________ 11001112 = _________
11101012 = _________ 10100112 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
1610 =__________ 6410 =__________
5110 = _________ 4910 = _________
Вариант 7
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10011012 = _________ 10001102 = _________
10110102 = _________ 10110102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
2510 =__________ 1510 =__________
5010 = _________ 5810 = _________
Вариант 8
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11100002 = _________ 11011002 = _________
10100102 = _________ 10000102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
6610 =__________ 9210 =__________
1910 = _________ 4310 = _________
Вариант 9
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10001002 = _________ 11001002 = _________
10100102 = _________ 10110102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
5310 =__________ 7210 =__________
9310 = _________ 3810 = _________
Вариант 10
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10011012 = _________ 11001112 = _________
10100112 = _________ 10100102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
8510 =__________ 4310 = _________
6210 =__________ 4110 = _________
Вариант 11
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10001112 = _________ 11011112 = _________
10110102 = _________ 10010112 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
5910 =__________ 6910 =__________
7710 = _________ 7110 = _________
Вариант 12
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11001002 = _________ 11011012 = _________
11100012 = _________ 10101102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
9510 =__________ 3810 =__________
8110 = _________ 4610 = _________
Вариант 13
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10011012 = _________ 11001102 = _________
10101112 = _________ 10010102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
5710 =__________ 6810 =__________
5010 = _________ 3810 = _________
Вариант 14
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10011102 = _________ 11011112 = _________
11000102 = _________ 10111102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
3410 =__________ 4810 =__________
6910 = _________ 4710 = _________
Вариант 15
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
10001112 = _________ 11011112 = _________
10110102 = _________ 10010112 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
1610 =__________ 6410 =__________
5110 = _________ 4910 = _________
Вариант 16
1. Переведите числа из «2» системы счисления в «10»-ную
11001012 = _________ 10101002 = _________
10001112 = _________ 11010102 = _________
2. Переведите числа из «10» системы счисления в «2»-ную
5910 =__________ 6910 =__________
7710 = _________ 7110 = _________
Самостоятельная работа № 2 по теме: «Перевод чисел в позиционных системах счисления»
КАРТОЧКА № 1
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2→10, расшифруйте приведенное слово: 11012 01002 10102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: _____________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: _____________
КАРТОЧКА № 2
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2→10, расшифруйте приведенное слово: 10112 11002 01002 10002 11102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ___________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ___________
КАРТОЧКА № 3
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2→10, расшифруйте приведенное слово: 11002 01002 01012 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ____________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: _____________
КАРТОЧКА № 4
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2→10, расшифруйте приведенное слово: 00102 10112 10002 11102 00102 10112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 5
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2→10, расшифруйте приведенное слово: 00112 01102 10112 11012
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 6
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2→10, расшифруйте приведенное слово: 10002 10012 11012 00012 10102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 7
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2→10, расшифруйте приведенное слово: 11112 00012 10102 01002 10002 11102
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
КАРТОЧКА № 8
- Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел 2→10, расшифруйте приведенное слово: 01112 10002 00012 00112
Буква | А | В | Д | Е | Ж | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | Ь | Ш |
10-тичный код | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ: ______________
- Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.
Ответ: ______________
Самостоятельная работа № 3 по теме: «Перевод чисел в позиционных системах счисления»
1.Переведите числа из 2-ой с/с в 10-ую с/с:
- 00101110
- 100000111
- 11001011
- 000111011
- 1011001011
- 110011001011
- 110101
- 100111
- 1101100
- 1011101
- 11011101
- 10010100
- 111001010
- 110001011
- 1100011011
- 1100010011
Ответ: ______________
2.Переведите числа из 10-ой с/с в 2-ую с/с:
- 6910
- 1981
- 5412
- 8493
- 1274
- 1955
- 2896
- 5130
- 6001
- 7202
- 7310
- 1131
- 2031
- 3511
- 6912
- 4561
Ответ: ______________
3. Переведите числа из 10-ой с/с в 2-ую с/с (до пяти знаков после запятой):
- 69,10
- 19,81
- 54,12
- 84,93
- 12,74
- 19,55
- 28,96
- 51,30
- 60,01
- 72,02
- 73,10
- 11,31
- 20,31
- 35,11
- 69,12
- 45,61
Ответ: ______________
Сложение двоичных чисел
Способ сложения столбиком в общем-то такой же как и для десятичного числа. То есть, сложение выполняется поразрядно, начиная с младшей цифры. Если при сложении двух цифр получается СУММА больше девяти, то записывается цифра=СУММА- 10, а ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ (СУММА /10), добавляется в старшему разряду. (Сложите пару чисел столбиком вспомните как это делается.) Так и с двоичным числом. Складываем поразрядно, начиная с младшей цифры. Если получается больше 1, то записывается 1 и 1 добавляется к старшему разряду (говорят "на ум пошло").
Выполним пример: 10011 + 10001.
| 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
| 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Первый разряд: 1+1 = 2. Записываем 0 и 1 на ум пошло.
Второй разряд: 1+0+1(запомненная единица) =2. Записываем 0 и 1 на ум пошло.
Третий разряд: 0+0+1(запомненная единица) = 1. Записываем 1.
Четвертый разряд 0+0=0. Записываем 0.
Пятый разряд 1+1=2. Записываем 0 и добавляем к шестым разрядом 1.
Переведём все три числа в десятичную систему и проверим правильность сложения.
10011 = 1*24 + 0*23 + 0*22 + 1*21 + 1*20 = 16 + 2 + 1 =19
10001 = 1*24 + 0*23 + 0*22 + 0*21 + 1*20 = 16 + 1 = 17
100100 = 1*25 + 0*24 + 0*23 + 1*22 + 0*21 + 0*20 =32+4=36
17 + 19 = 36 верное равенство
Примеры для самостоятельного решения:
а) 11001 +101 = _______________
б) 11001 +11001 = _____________
в) 1001 + 111 = _________________
г) 10011 + 101 = _______________
д) 11011 + 1111 = ________________
е) 11111 + 10011 = _____________
Вычитание двоичных чисел
Вычитать числа, будем также столбиком и общее правило тоже, что и для десятичных чисел, вычитание выполняется поразрядно и если в разряде не хватает единицы, то она занимается в старшем. Решим следующий пример:
| 1 | 1 | 0 | 1 |
- |
| 1 | 1 | 0 |
|
| 1 | 1 | 1 |
Первый разряд. 1 - 0 =1. Записываем 1.
Второй разряд 0 -1. Не хватает единицы. Занимаем её в старшем разряде. Единица из старшего разряда переходит в младший, как две единицы (потому что старший разряд представляется двойкой большей степени ) 2-1 =1. Записываем 1.
Третий разряд. Единицу этого разряда мы занимали, поэтому сейчас в разряде 0 и есть необходимость занять единицу старшего разряда. 2-1 =1. Записываем 1.
Проверим результат в десятичной системе:
1101 - 110 = 13 - 6 = 7 (111) Верное равенство.
Выполните вычитания.
а) 11001-1001 = ______________ б) 1011-110= ____________________
в) 10001-101=______________ г) 10101-11= _____________________
д) 101001-1111 = ___________ е) 111111-101010 = ___________
Умножение в двоичной системе счисления
Для начала рассмотрим следующий любопытный факт. Для того, чтобы умножить двоичное число на 2 (десятичная двойка это 10 в двоичной системе) достаточно к умножаемому числу слева приписать один ноль.
Пример. 10101 * 10 = 101010
Проверка.
10101 = 1*24 + 0*23 + 1*22 + 0*21 +1*20 = 16 + 4 + 1 = 21
101010 =1*25 + 0*24 + 1*23 + 0*22 +1*21 +0*20 = 32 + 8 + 2 = 42
21 * 2 = 42
Если мы вспомним, что любое двоичное число разлагается по степеням двойки, то становится ясно, что умножение в двоичной системе счисления сводится к умножению на 10 (то есть на десятичную 2), а стало быть, умножение это ряд последовательных сдвигов. Общее правило таково: как и для десятичных чисел, умножение двоичных выполняется поразрядно. И для каждого разряда второго множителя к первому множителю добавляется один ноль справа. Пример (пока не столбиком):
1011 * 101 Это умножение можно свести к сумме трёх порязрядных умножений:
1011 * 1 + 1011 * 0 + 1011 * 100 = 1011 +101100 = 110111 В столбик это же самое можно записать так:
|
| 1 | 0 | 1 | 1 |
| * |
| 1 | 0 | 1 |
|
| 1 | 0 | 1 | 1 |
| 0 | 0 | 0 | 0 |
|
1 | 0 | 1 | 1 |
|
|
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
Примечание: Кстати таблица умножения в двоичной системе состоит только из одного пункта 1 * 1 = 1
Проверка:
101 = 5 (десятичное) 1011 = 11 (десятичное)
110111 = 55 (десятичное) 5*11 = 55 верное равенство
Решите самостоятельно:
а) 1101 * 1110 = _________________ б) 1010 * 110 = __________________
в) 1011 * 11 = _______________ г) 101011 * 1101 = _______________
д) 10010 * 1001 = __________________
Деление в двоичной системе счисления
Мы уже рассмотрели три действия и думаю уже понятно, что в общем-то действия над двоичными числами мало отличаются от действий над десятичными числами. Разница появляется только в том, что цифр две а не десять, но это только упрощает арифметические операции. Так же обстоит дело и с делением, но для лучшего понимания алгоритм деления разберём более подробно. Пусть нам необходимо разделить два десятичных числа, например 234 разделить на 7. Как мы это делаем.
2 | 3 | 4 | 7 |
|
|
|
|
|
|
Мы выделяем справа (от старшего разряда) такое количество цифр, чтобы получившееся число было как можно меньше и в то же время больше делителя. 2 - меньше делителя, следовательно, необходимое нам число 23. Затем делим полученное число на делитель с остатком. Получаем следующий результат:
| 2 | 3 | 4 | 7 |
|
- | 2 | 1 |
| 3 |
|
|
| 2 | 4 |
|
|
Описанную операцию повторяем до тех пор, пока полученный остаток не окажется меньше делителя. Когда это случится, число полученное под чертой, это частное, а последний остаток - это остаток операции. Так вот операция деления двоичного числа выполняется точно также. Попробуем
Пример: 10010111 / 101
1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ищем число, от старшего разряда которое первое было бы больше чем делитель. Это четырехразрядное число 1001. Оно выделено жирным шрифтом. Теперь необходимо подобрать делитель выделенному числу. И здесь мы опять выигрываем в сравнении в десятичной системой. Дело в том, что подбираемый делитель это обязательно цифра, а цифры у нас только две. Так как 1001 явно больше 101, то с делителем всё понятно это 1.
Итак, остаток от выполненной операции 100. Это меньше чем 101, поэтому чтобы выполнить второй шаг деления, необходимо добавить к 100 следующую цифру, это цифра 0. Теперь имеем следующее число:
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
- |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 | 0 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
- |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
| 1 | 0 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
| - |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 0 |
|
|
|
|
|
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
- |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
| 1 |
|
|
|
| 1 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
1000 больше 101 поэтому на втором шаге мы опять допишем в частное цифру 1 и получим следующий результат (для экономии места сразу опустим следующую цифру).
Полученное число 110 больше 101, поэтому и на этом шаге мы запишем в частное 1. Получиться так:
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
- |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
| 1 | 0 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
| - |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
| - | 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 |
|
|
|
|
Полученное число 11 меньше 101, поэтому записываем в частное цифру 0 и опускаем вниз следующую цифру. Получается так:
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
- |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 0 |
|
|
| 1 | 0 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - | 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
Полученное число больше 101, поэтому в частное записываем цифру 1 и опять выполняем действия. Получается такая картина:
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
- |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
|
| 1 | 0 | 0 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - |
| 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - | 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 1 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - | 1 | 0 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 | 0 |
|
|
|
|
|
|
Полученный остаток 10 меньше 101, но у нас закончились цифры в делимом, поэтому 10 это окончательный остаток, а 1110 это искомое частное.
Проверим в десятичных числах
10010011 = 147 101 = 5
10 = 2 11101 = 29
| 1 | 4 | 7 | 5 |
|
- | 1 | 0 |
| 2 | 9 |
|
| 4 | 7 |
|
|
| - | 4 | 5 |
|
|
|
|
| 2 |
|
|
На этом мы заканчиваем описание простейших арифметических операций, которые необходимо знать, для того, чтобы пользоваться двоичной арифметикой, и теперь попробуем ответить на вопрос "Зачем нужна двоичная арифметика". Конечно, выше уже было показано, что запись числа в двоичной системе существенно упрощает арифметические операции, но в то же время сама запись становится значительно длиннее, что уменьшает ценность полученного упрощения, поэтому необходимо поискать такие задачи, решение которых существенно проще в двоичных числах.
Самостоятельная работа № 4
1. Выполните сложение, вычитание, умножение в двоичной системе счисления:
1.1111 и 1011; | ||||
2.1001 и 110; | ||||
3.11001 и 10111; | ||||
4.111 и 101; | ||||
5.10011 и 1101; | ||||
6.10011 и 1001; | ||||
7.110110 и 11111; | ||||
8.10011001 и 1101; | ||||
9.10101 и 1101; | ||||
10. 10111и 111; | ||||
11.11001и 111; | ||||
12.10111 и 111100; | ||||
13.11000 и 1101; | ||||
14.1011и 111. | ||||
15.1100100 и 100011; | ||||
16.101101 и 1101; | ||||
Ответ: __________________
2. Выполните деление в двоичной системе счисления:
- 10100101: 1011=
- 10100101:1111=
- 110110:110=
- 110110:1001=
- 1000111111:11001=
- 1000111111:10111=
- 11110111:10011=
- 11110111:1101=
- 10101011: 10011=
- 10101011: 1001=
- 10100001:111=
- 10100001:10111=
- 10101111:111=
- 10101111:11001=
- 1001101:1011=
- 1001101:111=
Ответ: __________________
Контрольная работа по теме «Системы счисления»
В-1.
№ 1.
Представьте в развернутой форме:
а) 4563; б) 100101;
№ 2.
Переведите число 75 из десятичной системы счисления в двоичную.
№ 3.
Выполните действия:
а) 11001101011 + 1110000101; б) 101011 – 10011; в) 1011 · 101.
В-2.
№ 1
Представьте в развернутой форме:
а) 1563; б) 100111;
№ 2.
Переведите число 67 из десятичной системы счисления в двоичную.
№ 3.
Выполните действия:
а) 11001101111 + 1110000101; б) 10111 – 10011; в) 1111 · 101.
В-3.
№ 1
Представьте в развернутой форме:
а) 2563; б) 110101;
№ 2.
Переведите число 59 из десятичной системы счисления в двоичную.
№ 3.
Выполните действия:
а) 11111101011 + 1110000111; б) 11111 – 10011; в) 10011 · 101.
В-4.
№ 1
Представьте в развернутой форме:
а) 2573; б) 1010101;
№ 2.
Переведите число 95 из десятичной системы счисления в двоичную.
№ 3.
Выполните действия:
а) 11111101001 + 1110000111; б) 11101 – 10011; в) 10111 · 101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностирующая работа по информатике для учащихся 10 класса по теме Системы счисления
Тестовая работа с ответами и подробным решением заданий.Работу можно провести при изучении темы «Системы счисления» в 10 классе, а также при повторении и подготовке к итоговой аттестации.Время н...
Презентации к уроку "Системы счисления"
Презентации, использованные при проведении урока на тему "Системы счисления"...
Структурный конспект по теме "Системы счисления"
Данный структурный конспект является частью рабочей тетради по предмету "Информатика и ИКТ", Он помогает сделать работу преподавателя и студентов на занятии более эффективной, что позволяет: раци...
«Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую»
Маетриал содержит задания по теме «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую». Представлены 10 вариантов заданий. Для удобства проверки преподавателю прикрепляю на последних ...
Презентация на тему: "Системы счисления"
Презентация "Системы счисления" кратко рассказывает о разновидностях систем счисления, о способах перевода чисел в позиционных системах счисления....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Тема: Системы счисления. Работа с системами счисления
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА...