«Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»
статья
«Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_simonenko_e.e.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Симоненко Елена Евгеньевна
преподаватель информатики Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Пищевой колледж № 33»
8-917-585-64-11
Секция 1. Информатика. Современные тенденции в преподавании информатики.
«Современные формы и методы организации урока с использованием интернет-технологий»
Аннотация публикации: в статье рассмотрены различные формы и методы организации урока с использованием ИКТ-технологий, классификация ЭОР.
Ключевые слова: ИКТ- технологии; ЭОР.
"Modern forms and methods of organization of lesson using Internet technologies"
Author: Simonenko Elena computer science teacher, State budget vocational educational institution of Moscow city "Food College № 33"
Abstract publications: the article describes the various forms and methods of organization of lesson using ICT technologies, the classification of electronic educational resources.
Keywords: Information and communication technology; electronic educational resources.
В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:
- содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
- деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
- процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.
Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.
Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:
- компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
- учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской;
- рабочие места школьной администрации с подключением к Интернет и необходимым программным обеспечением;
- медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:
- офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
- образовательные ресурсы сети Интернет;
- электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.
ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.
Классификация ЭОР:
- Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
- Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
- Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
- Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
- Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа .
В настоящее время существует несколько различных возможностей для повышения компьютерной грамотности: курсы повышения квалификации за пределами колледжа, внутриколледжные компьютерные курсы, взаимообучение и самообразование. Освоение преподавателем ИКТ осуществляется в несколько этапов:
знакомство – освоение общих приёмов использования ИКТ;
использование – применение готовых электронных образовательных ресурсов для решения отдельных задач;
интеграция – изменение технологии преподавания за счет применения ИКТ; преобразование – изменение содержание образования, разработка собственных электронных образовательных ресурсов .
Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:
- развитию информационной компетентности учащихся;
- реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;
- развитию учебной мотивации;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- развитию способности к самостоятельной работе;
- развитию навыков работы в коллективе;
- развитию коммуникативных навыков;
- корректировке самооценки учащихся;
- укреплению веры ученика в свои силы;
- развитию оценочных умений и др.
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:
- представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
- изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
- организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
- использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
- решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
- формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
- осуществление объективного и оперативного оценивания и др.
Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках
Тип урока | Варианты использования ИКТ на различных этапах урока |
Урок усвоения новых знаний | Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты) |
Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа | Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты) |
Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа | Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации |
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия | Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д. |
Урок обобщения, систематизации | Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот). |
Урок контроля и коррекции | Тестовые программы, электронные дидактические материалы. |
Исходя из технического обеспечения, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:
- фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
- индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.
Формы организации уроков с помощью ИКТ.
Форма организации | Цель | Содержание | Деятельность | Вид ППО | Техническое обеспечение | Руководство |
Индивидуальная, фронтальная | Контроль знаний, повторение, закрепление | Одинаково для усвоения всеми (стандарт), возможность решения заданий повышенной сложности (индивидуально) | Автоматизация процесса и экономии времени обработки данных | Контролирующие и тестирующие программы | Компьютерный класс (сетевая версия), компьютер учителя (для фронтального контроля, коллективная работа) | Сам ученик, учитель (мотивация, поощрения, корректировка ответов) |
Фронтальная, индивидуальная | Объяснение нового материала, повторение и закрепление | Одинаково для всех | Обучение | Обучающие программы | Компьютер учителя, проектор; компьютерный класс | Учитель |
Фронтальная | Объяснение нового материала с демонстрацией эксперимента | Одинаково для всех | Демонстрация эксперимента, приёмов работы с лабораторным оборудованием, с веществами | Готовые программные средства: показ опытов, моделей, процессов. Мультимедийные презентации, выполненные учителем или учащимися | Компьютер учителя, проектор | Учитель (постановка цели, мотивация, поощрения, корректировка ответов) |
Коллективная, групповая | Развитие творческих способностей учащихся | Одинаковое для всех (проблемное, требующее обобщения знаний, применения их в новой ситуации, самостоятельность применения) | Исследовательская, поисковая деятельность | Мультимедийные презентации, выполненные учителем или учащимися. Материалы сети Интернет | Компьютер учителя, проектор; компьютерный класс | Учителем (постановка цели, определение проблемы), учащимися (выбор путей и средств достижения цели) |
Индивидуальная | Выполнение домашнего задания, дополнительных работ, творческого направления, участие в конкурсах | Дифференцированное для каждого | Деятельность учителя - деятельность ученика. Наивысшая степень самостоятельности, индивидуальная | Работы, выполненные при помощи различных компьютерных программ (пакет Microsoft Office, CS ChemDraw Pro, Paint.Net, Adobe Photoshop CS и другие) | Компьютер ученика | Сам ученик |
Алгоритм проектирования урока с использованием информационных технологий.
Этап урока | Характеристика этапа |
I. Концептуальный - отражает систему идей, на которых строится урок. | Обоснование необходимости использования средств ИКТ, возможности представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (эксперимент, модели, виртуальные экскурсии на производства и другое); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость диагностики и контроля результатов обучения. Формирование целей урока с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний и возможность их проверки). |
II. Технологический - отражает разработку технологической и методической сторон урока. | Отбор электронных ресурсов с позиции генерализации информации; определение необходимого аппаратного обеспечения (наличие локальной сети, выход в Интернет, мультимедийный проектор, ноутбук, необходимое системное программное обеспечение); прогнозирование эффективности использования данного ресурса при ведении различных типов уроков; обдумывание методики проведения урока и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; обдумывание способов взаимодействия учителя и ученика (диалог, самостоятельная работа, исследование, творческая работа и другое) |
III. Операционный - связан с поэтапным планированием урока, подготовкой учебных материалов. | Для каждого этапа:
|
IV. Педагогическая реализация - осмысление места и роли учителя на уроке с использованием ИКТ | Главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося и диагностика его продвижения и достижений. |
V. Анализ и рефлексия проведения урока мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. | С помощью рефлексии осуществляется осмысление как минимум трех сторон деятельности субъектов обучения: - практической (что сделано? что является главным результатом?), - технологической (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.) - мировоззренческой (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? кто я в этой работе, процессе? какие изменения в результате этого со мной происходят или могут произойти?). |
Литература:
- Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии", Москва, "Народное образование", 2010 г.
- Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. “Практикум по информатике и информационным технологиям” М.: Бином, 2008.
- Пахомова Н. Ю. Метод проектов в преподавании информатики//Информатика и образование. 1996. № 1,2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Формы и методы организации самостоятельной работы студентов на уроках специальных дисциплин»
Самостоятельная работа как дидактическое явление представляет собой, с одной стороны, учебное задание, составленное для достижения определённой дидактической цели. С другой стороны – фор...
«Современные формы и методы проведения практических занятий по подготовке водителей автотранспортных средств категории В»
На дорогах России ежегодно гибнет больше людей, чем погибло на афганской войн. Почему на Западе машин тьма, а аварий меньше чем у нас? Почему человек сдавший экзамен на право вождения автомобиля...
Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"
Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"...
Доклад к педогогическому совету на тему "Современные формы и методы воспитательной работы"
Профессиональное воспитание будущего специалиста как сложный системный процесс может быть представлен с помощью метода моделирования, позволяющего выявить взаимосвязь между основными факторами, функци...
Перспективы использования интернет-технологий при продвижении и реализации гостиничных услуг
В статье рассмотрены вопросы использования интернет-технологий при продвижении и реализации гостиничных услуг....
Современные формы и методы профориентационной работы в колледже
Основными целями профориентационной работы Волжского филиала является привлечение преподавательского состава, студентов к активному участию в мероприятиях по профессиональной ориентации и просвещению ...