Игровые технологии на учебных занятиях по информатике
статья

Марыщена Светлана Александровна

Целью статьи  является рассмотрение особенностей организации педагогической работы на уроках информатики в школе с использованием игровых технологий и приемов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ

  1. Игра,  как нетрадиционная форма урока

Нетрадиционный урок - это урок, который характеризуется нестандартным подходом

  • к отбору содержания учебного материала;
  • к сочетание  методов  обучения;
  • к внешнему оформлению.

Одна из форм таких уроков является игра.

Урок-игра - это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации.

Основная цель игры - поднять интерес учащихся к учебе, и тем самым повысить эффективность обучения.

Урок-игру можно рассматривать как одну из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Для учителя урок-игра, с одной стороны - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, общения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Игра - это деятельность, мотив которой лежит в ней самой. То есть такая деятельность, которая осуществляется не ради результата, а ради самого процесса.

Конечно, игра не должна являться самоцелью, не должна проводиться только ради развлечения детей. Она обязательно должна быть дидактической, т. е. подчиненной тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке, в структуру которого она включается. В силу этого игру заранее планируют, продумывают ее место в структуре урока, определяют форму ее проведения, подготавливают материал, необходимый для проведения игры.

  1. Образовательная технология «Ролевая игра»

Ролевые игры хороши в системе с другими формами и методами обучения. Использование ролевых игр должно быть направлено на достижение цели: дать ученику знания, соответствующие современному уровню развития любой науки, в частности информатики.

В условиях обучения ролевая игра – это, прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях.

 Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность - игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне нее. Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для учителя цель игры - формирование и развитие навыков и умений учащихся. 

Вывод: Ролевая игра дает возможность для получения дополнительных знаний, для выявления неосвещенных в учебном курсе вопросов; учащиеся могут показать умение применять полученные знания в решении поставленных задач;

  • Способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели; развиваются творческие способности при решении поставленных проблем;
  • Учащиеся пытаются занимать разные позиции, находить аргументы и формулировать взгляды в той или иной роли (часто не совпадающей с их собственными взглядами); формируется толерантное отношение к другим мнениям;
  • Позволяет направить в полезное русло избыточную активность учащихся, дает возможность самовыражения,  проявления эмоций в социально приемлемых (и приветствуемых) формах для учеников с особенностями поведения.
  1. Виды  игровых технологий.
  1. Кроссворды.

Кроссворд – это один из видов игровой деятельности на уроках информатики Кроссворд обладает важным свойством - дает возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы. Дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе. Составление кроссвордов по изученной теме может быть и творческим домашним заданием, и темой небольшого проекта. Разгадывание кроссворда может служить формой контроля знаний учащихся. Использование кроссвордов расширяет кругозор, развивает логическое мышление и память. Например:

  1. У какого устройства часто образуется очередь? (принтер)
  2.  Я разбойник и пират

Навредить  программам  рад.

Я коварен и хитер

Виртуальный я жонглер.

Я задумал дело злое

И сейчас вам всем устрою,

Раз-два-три-четыре-пять

Начинаю похищать.  (Вирус)

  1.  Ребусы

Ребусы - один  вид игровой деятельности. Уникальность ребусов такова, что, несмотря на формализованные правила работы с ними, они применимы в любых классах и параллелях, чему способствует наглядность представления входящих в ребусы объектов, возможность в занимательной форме формировать пространственное представление и мышление. Ребусы помогают развитию психических процессов школьников, приучают к строгости и последовательности выполняемых действий. Уже в основной школе ученики не только разгадывают, но и сами составляют ребусы. В обучении информатике ребусы несут в себе определенные функции:

  • активизация деятельности учащихся;
  • закрепление соответствующих умений ;
  • актуализация знаний;
  • мотивация  обучения.

Через ребусы возможно реализовать межпредметные связи информатики с другими школьными предметами, например, кодируемый объект (понятие) берется из информатики, а кодирующие его объекты — из других предметных областей или, наоборот, с помощью понятий информатики кодируются понятия других школьных предметов.

Выводы: Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра -  это важное средство повышения интереса учеников к предмету, получения навыков работы в малых группах, а также один из способов формирования чувства ответственности за свои поступки. Активность учащихся при такой подаче материала проявляется ярко, носит длительный характер и «заставляет их быть активными».

Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Литература:

  1. Сохина Н.А. «Использование ролевых игр на уроках информатики» [Электронный ресурс] . Блог «/nsportal/shkola/informatika-i-ikt »– URL: https://nsportal.ru/shkola/informatika-i-ikt/library/2014/05/01/ispolzovanie-rolevykh-igr-na-urokakh-informatiki   (дата обращения 8.12.2018)
  2. Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 7-9 класса / Л. Л. Босова. - 3-е изд., испр, и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017, - 208 с: ил.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г.,   задачи по информатике.3-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. — 109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочная карта использования здоровьесберегающих технологий на учебном занятии

Согласно данной технологической карте в нашем колледже анализируются как теоретические, так и практические занятия, что позволяет структурировать деятельность преподавателя по формированию здоровьесбе...

Игровая технология на бинарном уроке теоретического обучения МДК 03.01 "Технология малярных работ" и учебной практики УП.03 Выполнение малярных работ "Набивка рисунков по трафаретам"

История возникновения трафаретного рисунка, роль трафаретов в декоривании интерьера. Декоративные композиции, цветовые сочетания. Определение и назначение трафаретов, виды и стили трафаретов. Техника ...

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию с применением игровых технологий Нуркаевой Раушании Нафисовны, преподавателя обществознания

В данной методической разработке показан урок по предмету «Обществознание» с применением игровых технологий.Урок общеобразовательной  дисциплины базовой ОБД.05  «Обществознание» по теме: «Со...

Конспект игрового занятия "Занимательная информатика"

Занимательная информатикаЭффективной формой развития познавательного интереса учащихся к информатике и вычислительной технике может послужить игра, например КВН.Цель:1.      Р...

Методический семинар-открытая педагогическая площадка "Современные образовательные технологии моделирования учебных занятий и внеаудиторных мероприятий в системе СПО"

Цель: овладение слушателями профессионально-педагогическими компетенциями, необходимыми для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: организация процесса обучения и воспитания в образ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ТЕМА ДОКЛАДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

    Использование современных педагогических технологий на занятияхСовременный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования...

Применение современных образовательных технологий на учебных занятиях

Применение современных образовательных технологий на учебных занятиях...