ПРОГРАММА организации самостоятельной работы обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»
рабочая программа

Князева Маргарита Леонидовна

Настоящая Программа разработана согласно:

-        Федерального закона от 29.12.2012 N273.

-        ФЗ «Об образовании в РФ».

-        Типового Положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования от 18.07.2008 N543.

-        Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям.

-        Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 N464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования". (Зарегистрировано в Минюсте России от 30.07.2013 N29200).

-        Приложения к письму Минобразования России от 29.12.2000 N16-52-138ин/16-13.

Программа определяет сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

Обучающиеся при выполнении самостоятельной и творческой работы вырабатывают следующие компетенции, включающие в себя способность:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться сколлегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

ПРОГРАММА

организации самостоятельной работы обучающихся

ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж

имени Е.Г. Трубицына»

Смоленск

2020

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета                              

Протокол № _______

от «____»___________20_______ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ______________ В.В. Лунев

Составители: Князева М.Л., Ковшик А.В., КудрявцеваН.В., Лепешкова Ж.В преподаватели ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»


1.Общие положения

1.1.Настоящая Программа разработана согласно:

  • Федерального закона от 29.12.2012 N273.
  • ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Типового Положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования от 18.07.2008 N543.
  • Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям.
  • Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 N464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования". (Зарегистрировано в Минюсте России от 30.07.2013 N29200).
  • Приложения к письму Минобразования России от 29.12.2000 N16-52-138ин/16-13.

Программа определяет сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля.

1.2.Самостоятельная работа обучающихся  (далееСРО) может рассматриваться как организационная форма обучения  система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся  или деятельность обучающихся  по освоению знаний и умений учебной и научной деятельности без посторонней помощи. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации и формированию общих компетенций.

Одной из важнейших стратегических задач современного профессионального образования является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Обучающиеся при выполнении самостоятельной и творческой работы вырабатывают следующие компетенции, включающие в себя способность:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться сколлегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.3.Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:

  • обобщения, систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных знаний и умений обучающихся;
  • формирования умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;
  • формирования умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
  • развития исследовательских умений;
  • развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирование умений работы в команде.

1.4. Колледж  самостоятельно планирует объем внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине и профессиональному модулю, исходя их объемов максимальной и обязательной учебной нагрузки студентов.

1.5. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся, находит отражение:

  • в учебном плане –в целом по теоретическому обучению, по циклам, дисциплинам, профессиональным модулям и входящих в их состав междисциплинарным курсам (МДК);
  • в программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам и темам.

2. Планирование и организация самостоятельной работы обучающихся

2.1. Организация самостоятельной работы зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, МДК, объема часов на изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств обучающихся и условий учебной деятельности.

2.2. Организацию самостоятельной работы обеспечивают: учебно-методическая служба, ПЦК, преподаватели, библиотека.

2.3. При разработке основной образовательной программы колледж определяет:

  • общий объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу в целом по теоретическому обучению;
  • объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине с учетом требований к уровню подготовки обучающихся, сложности и объема изучаемого материала;
  • объем времени, отводимый на внеаудиторную самостоятельную работу по профессиональному модулю в зависимости от уровня освоения обучающимися учебного материала, формируемых профессиональных компетенций (практический опыт, умений и знаний).

2.4. При разработке программ учебной дисциплины и профессионального модуля преподаватель определяет содержание и объем теоретической учебной информации и практических заданий, выносимых на внеаудиторную самостоятельную работу, формы и методы контроля результатов.

2.5. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой учебной дисциплины и профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающегося.

2.6. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство форм:

  • самоконтроль и самооценка обучающегося;
  • взаимоконтроль обучающихся;
  • контроль и оценка со стороны преподавателя.

3. Аудиторная самостоятельная работа

3.1. Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине и междисциплинарному курсу выполняется на учебных занятиях по заданию и под руководством преподавателя.

3.2.Формами аудиторной самостоятельной работы являются активные и интерактивные формы проведения занятий: деловые игры, разбор конкретных ситуаций, в том числе углубляющих теоретические знания, кейсстадии, психологические тренинги и другие формы.

3.3.Основными видами аудиторной самостоятельной работы являются:

  • выполнение лабораторных и практических работ по алгоритмам, инструкциям; работа с нормативными документами, справочной литературой и другими источниками информации, в том числе, электронными;
  • само и взаимопроверка выполненных заданий;
  • решение проблемных и ситуационных задач.

3.4. Выполнение лабораторных и практических работ осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса. Для обеспечения самостоятельной работы преподавателями разрабатываются методические указания по выполнению лабораторных (практических) работ.

3.5. Работа с нормативными документами, справочной литературой, другими источниками информации, в т.ч. электронными может реализовываться на теоретических и практических занятиях. Данные источники информации могут быть представлены на бумажном или электронном носителях, в том числе, в сети Интернет. Преподаватель формулирует цель работы с данным источником информации, определяет время на проработку документа и форму отчетности.

3.6. Само и взаимопроверка выполненных заданий чаще используется на практических занятиях и имеет своей целью приобретение таких навыков, как наблюдение, анализ ответов обучающихся, оценивание собственных результатов с эталонами.

3.7. Решение проблемных и ситуационных задач используется на лекционном, практическом и других видах занятий. Проблемная(ситуационная) задача должна иметь четкую формулировку, к ней должны быть подобраны вопросы, ответы на которые необходимо найти и обосновать. Критерии оценки правильности решения проблемной (ситуационной) задачи должны быть известны всем обучающимся.

4. Внеаудиторная самостоятельная работа

4.1. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, без его непосредственного участия.

4.2. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

  1. для овладения знаниями:
  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
  • составление плана конспекта текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста;
  • выписки из текста;
  • работа со словарями и справочниками;
  • ознакомление с нормативными документами;
  •  учебно-исследовательская работа;
  •  использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и т. д.

  1. для закрепления и систематизации знаний:
  • работа с конспектом лекции (обработка текста);
  • повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
  • составление плана и тезисов ответа;
  • составление таблиц, ребусов, кроссвордов, глоссария для систематизации учебного материала, словарей, справочников;
  • ответы на контрольные вопросы;
  • аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);
  • подготовка сообщений к выступлению на конференции;
  • подготовка рефератов, докладов;
  • составление библиографии и др.;

  1. для формирования умений:
  • решение задач и упражнений по образцу;
  • решение вариативных задач и упражнений;
  • выполнение схем;
  • выполнение расчетно-графических работ;
  • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
  • подготовка к деловым и ролевым играм;
  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
  • подготовка презентаций, творческих проектов;
  • подготовка курсовых и выпускных работ;
  • опытно-экспериментальная работа;
  • упражнения на тренажере;
  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

4.3. Формами внеаудиторной самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины, междисциплинарного курса, степенью подготовленности обучающегося в зависимости от курса обучения, являются:

  • работа с основной и дополнительной литературой, интернет ресурсами;
  • самостоятельное ознакомление с лекционным материалом, представленным на электронных носителях, в ЭБС образовательного учреждения;
  • подготовка реферативных обзоров источников периодической печати, опорных конспектов, заранее определенных преподавателем;
  • поиск информации по теме с последующим ее представлением в форме доклада, презентаций;
  • подготовка к выполнению аудиторных контрольных работ;
  • выполнение домашних контрольных работ;
  • выполнение тестовых заданий, решение задач;
  • составление кроссвордов, схем;
  • подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
  • оформление отчетов;
  • заполнение рабочей тетради;
  • написание эссе, курсовой работы;
  • подготовка к деловым и ролевым играм;
  • составление резюме;
  • подготовка к зачетам и экзаменам;
  • подготовка выпускной квалификационной работы;
  • другие виды деятельности, организуемые и осуществляемые образовательным учреждением.

5. Деятельность обучающихся по формированию и развитию навыков учебной внеаудиторной самостоятельной работы

5.1. В процессе самостоятельной работы обучающийся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.

5.2. Обучающиеся самостоятельно определяют режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой дисциплине (МДК), выполняет внеаудиторную работу по личному индивидуальному плану, в зависимости от собственной подготовки, бюджета времени и других условий.

5.4. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, правил оформления документов, формы контроля выполненного задания.

5.5. При выполнении самостоятельной работы необходимо:

  • освоить вопросы, выносимые на самостоятельную работу и предложенные преподавателем в соответствии с программой по данной дисциплине (МДК).
  • планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем;
  • самостоятельную работу обучающийся должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой по дисциплине или МДК;
  • выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам.

5.6. Выполняя самостоятельную работу, обучающийся может:

  • предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельного изучения;
  • предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
  • использовать для самостоятельной работы учебные и методические пособия, учебные пособия, другие разработки и ресурсы Интернет сверх предложенного преподавателем перечня;
  • использовать контроль и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.

6. Организация, контроль и оценка самостоятельной работы обучающихся

6.1.Организация самостоятельной работы обучающихся включает в себя:

  • обеспечение обучающихся необходимыми учебно-методическими материалами;
  • обеспечение доступа обучающихся к информационным ресурсам сети Интернет;
  • обеспечение студентов контролирующими материалами (тестами, заданиями и др.);
  • предоставление обучающимся перечня необходимой основной и дополнительной литературы.

6.2.Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, тематики, уровня сложности конкретной самостоятельной работы обучающихся, уровня знаний и умений обучающегося.

6.3.Преподаватели информируют обучающихся о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, основных требованиях к результатам работы, формах контроля самостоятельной работы.

6.4. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы, преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение учебной дисциплины (МДК).

6.5.Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, и внеаудиторную самостоятельную работу в письменной, устной или смешанной форме, с использованием возможностей компьютерной техники и Интернета.

6.6.Результативность самостоятельной работы обучающихся  оценивается посредством следующих форм контроля знаний и умений:

  • текущего контроля успеваемости, то есть регулярного отслеживания уровня усвоения материала на учебных занятиях;
  • путем проверки рефератов, эссе, контрольных (лабораторных) работ, домашних заданий и других видов работ с подведением итогов в середине учебного семестра;
  • зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ, портфолио достижений и другие;
  • промежуточной аттестации (экзаменов, зачетов) по итогам семестра;
  • государственной (итоговой) аттестации.

6.7.Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень освоения обучающимся учебного материала;
  • уровень сформированности умений обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • уровень сформированности умений обучающимся активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

7. Методические рекомендации для обучающихся по отдельным формам самостоятельной работы

Методические рекомендации по работе с текстом

Основные виды систематизированной записи текста

  1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
  2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
  3. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
  4. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Методические рекомендации по составлению конспекта

Конспект – способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Выделите главное, составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного.

Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Овладение навыками конспектирования требует от обучающегося целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала должно носить проблемно-поисковый характер.

Этапы работы над рефератом:

1. Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию;

2. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10);

3. Составление библиографии в соответствии с ГОСТ;

4. Обработка и систематизация информации;

5. Разработка плана реферата;

6. Написание реферата;

7. Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.

Содержание работы должно отражать:

  • знание современного состояния проблемы;
  • обоснование выбранной темы;
  • использование известных результатов и фактов;
  • полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;
  • актуальность поставленной проблемы;
  • материал, подтверждающий научную либо практическую значимость.

Структура реферата:

  • Титульный лист;
  • План (простой или развернутый с указанием страниц реферата);
  • Введение с актуальностью;
  • Основная часть, которая может быть разбита на главы и параграфы;
  • Заключение;
  • Литература;
  • Приложения.

Защита реферата

Основной задачей устного выступления является не стремление обучающегося максимально полно или кратко прочитать реферат, а краткими и выборочными доказательствами (по некоторым из перечня озвученных обобщений) рассказать о своём реферате, подчёркивая его авторско-аналитические характеристики, логическую структурность и завершённость. На выступление дается примерно 10-15 минут, поэтому студент дома заблаговременно составляет расширенный план-конспект устного доклада (с кратким изложением реферата).

Докладчику в процессе устной защиты реферата важно ответить на вопросы:

  • Из каких элементов состоит его структура (структура реферата –его план)?
  • О чём говорится в каждом разделе его структуры: во «Введении» (в чём заключается актуальность научной проблемы, в чём заключаются цель и задачи реферата)?
  • Какие источники использовал автор при написании своего реферата (дать краткую характеристику раздела «Литература»).

Методические рекомендации по подготовке доклада

Доклад – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеаудиторных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.

При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работы с источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения.

Подготовка доклада требует от обучающегося самостоятельности и включает следующие этапы:

  • изучение наиболее важных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сам преподаватель;
  • анализ изученного материала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов, мнений разных ученых и научных положений;
  • обобщение и логическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
  • написание текста доклада с соблюдением требований научного стиля.

Построение доклада включает три части:

  • вступление;
  • основную часть;
  • заключение.

Во вступлении указывается тема доклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или место рассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников, на материале которых раскрывается тема, и т.п.

Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней должна быть раскрыта тема доклада. В заключении обычно подводятся итоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы и т.п.

Методические рекомендации по подготовке к практическому занятию

Практическое занятие —  это одна из форм учебной работы, которая ориентирована  на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на практических занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных  навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий — упражнений, задач и т. п. (под руководством и контролем преподавателя).

В процессе подготовки к практическому занятию обучающийся повторяет теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе  самостоятельной работы; подбирает необходимую учебную и справочную литературу. Для подготовки к практической работе рекомендуется подбирать примеры, иллюстративный материал по определенным вопросам. Это может способствовать продуктивной организации аудиторного занятия преподавателем.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену (зачету)

Изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин завершается экзаменом (зачетом). Подготовка к экзамену (зачету) способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по конкретной учебной дисциплине.

Рекомендации по подготовке к экзаменам (зачетам):

  • Создайте график, чтобы привыкнуть к регулярным занятиям. Занятия с перерывами оказываются намного более эффективными, чем обучение в течение нескольких часов подряд.
  • Вначале следует просмотреть весь материал по сдаваемой дисциплине, отметить для себя трудные вопросы. Обязательно в них разобраться. Во время подготовки к экзамену убедитесь в том, что все экзаменационные вопросы вам понятны.
  • Подготовка к экзамену не означает, что нужно просто запомнить как можно большее количество информации, ее нужно также понять. Если что-то не понятно, надо проконсультироваться с преподавателем. Спрашивайте его до тех пор, пока вы полностью не разберетесь в теме. Это снизит стресс и сделает подготовку более простой.

Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе (с французского еssai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и  свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Эссе — это размышление над какой-нибудь проблемой. Поэтому в эссе допускается полемика с другими авторами (их точкой зрения). Цитировать других авторов можно, но умеренно и к случаю. Эссе — это самостоятельная работа, написанная собственным стилем и языком.

На первом плане эссе — личность автора. Его мысли, чувства, отношения к миру становятся основой для сочинения. При написании эссе могут возникнуть трудности. Это и подборка темы, и стиль написания, и нестандартный взгляд на какую-нибудь проблему.

Признаки эссе:

  1. Небольшой объем;
  2. Конкретная тема. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль;
  3. Свободная композиция;
  4. Ориентация на разговорную речь. Задача эссе - сразу захватить внимание читателя (слушателя).

Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

При написании эссе важно также учитывать:

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность.

Решение производственной ситуации

Инструкция по выполнению самостоятельной работы:

1.Этап: Практический анализ ситуации (действующие лица, обстоятельства)  определение проблемы.

2.Этап: Определение проблемных узлов (возможные причины и прогнозируемые последствия  развития ситуации).

3.Этап: Условное прогнозирование развития ситуации.

  • Определение окончательной гипотезы, формулировка решения  ситуации.
  • Определение способов и методов коррекционного воздействия.
  • Формулировка итоговых выводов.

4. Этап: Решение – ответ строится в соответствии с примерным планом:

  • анализ ситуации, с примерами из задания, доказательствами из теоретического материала по учебным дисциплинам, обязательное использование профессиональных терминов. Если есть необходимость проанализировать ошибочные или правильные действия участников (обоснованная личная позиция приветствуется).
  • предлагаемые варианты действий, обоснованные теоретически и подкрепленные практическим личным опытом.
  • прогноз вероятностного развития ситуации, обоснованный и доказательный.


Примерные формы и вырабатываемые компетенции

внеаудиторной самостоятельной работы

Форма внеаудиторной самостоятельной работы и ее описание

Вырабатываемые

 компетенции

Лабораторная

работа

Организационная форма индивидуальной внеаудиторной расчетной работы по дисциплине (группе дисциплин) является важным средством связи теории и практики, что обусловливает определение тематики и содержания работы

ОК 2, 4, 5

Домашнее

творческое

задание

Форма активной работы обучающихся, как в рамках отдельной дисциплины, так и в междисциплинарных модулях; выполняется как индивидуально, так и в составе команды; основой таких работ, как правило, является задание, имеющее проблемный или исследовательский характер

ОК 1,2,4,5,7,8,9

Домашняя

контрольная

работа

Форма самостоятельной работы обучающихся, реализуемая в письменном виде или с использованием информационных технологий; содержащая комплект заданий, выполнение которых, направлено на овладение навыками решения типовых расчетных или ситуационных задач

ОК1-5,7,8

Эссе

Письменная работа, самостоятельное аргументированное сочинение-размышление обучающихся над поставленной проблемой небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальную точку зрения автора, его соображения по конкретному поводу или вопросу.

ОК 2,5,4.9

Реферат

Краткое изложение в письменном виде содержания одного или ряда литературных источников по заданной теме, как отечественных, так и зарубежных, демонстрирующее эрудицию обучающихся, его умение понимать, самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию.

ОК 1,2,5,7,9

Рабочая тетрадь

Комплекс заданий по всем разделам и темам дисциплины, объединенных в единую форму; рабочая тетрадь направлена на развитие способностей системно воспринимать учебный материал и применять полученные знания на практике; регулярно заполняется обучающимся в бумажном или электронном формате и проверяется преподавателем

ОК1,2,4,6,7,8.

Подготовка к

семинарским или

практическим занятиям

Выполнение домашних заданий к конкретному занятию, разбор вопросов по теме занятия из рабочей программы дисциплины, изучение рекомендованных к занятию нормативных правовых актов и литературных источников, подготовка докладов, подготовка к решению ситуационных задач, контрольным работам и тестированию, проводимым на занятии

ОК 2, 4, 5

Разбор кейсов(подготовка к интерактивному занятию)

Разбор на практических занятиях конкретных ситуаций, разработанных на основе фактического материала, в целях приобретения способности работы в команде, проведения анализа, обоснования и принятия управленческих решений

ОК 1,2,3, 4,5,6, 7,8

Деловая игра(подготовка к интерактивному занятию)

Форма проведения практических или семинарских занятий, в основе которой лежит коллективная целенаправленная деятельность обучающихся по изучению дисциплины или комплекса дисциплин с помощью имитационного моделирования, направленная на приобретение способности к осуществлению делового общения; при проведении деловой игры могут использоваться как индивидуальные формы, так и групповая (командная) работа. Деловые игры проводятся по заранее разработанному сценарию

ОК 1,2,3, 4,5,6, 7,8

Подготовка к зачету

Форма промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, учебной или производственной практике

ОК 1,2,4,5,6, 7,8

Подготовка к  экзамену(в устной или письменной форме)

Форма промежуточной аттестации по учебным дисциплинам

ОК 1,2,4,5,6, 7,8

Подготовка к участию в олимпиадах, викторинах

Форма активной работы обучающихся, как в рамках отдельной дисциплины, так и в междисциплинарных модулях; выполняется как индивидуально, так и в составе команды; основой таких работ, как поиск информации в соответствии с предварительным  типовым заданием,  имеющим проблемный или исследовательский характер

ОК 1,2,4,7


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.01.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.04.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.06.
  5. Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в условиях действия ГОС СПО // Приложение к письму Минобразования России от 29.12.2000 № 16-52-138 ин/16-13.
  6. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преп. учреждений СПО / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001.
  7. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изменениями и дополнениями).
  8. Богословский В., Караваева Б., Шехонин А. Принципы проектирования оценочных средств для реализации образовательных программ ВПО: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2007. №10.
  9. Муравьева Н.В. Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения в информационно-обучающей среде, http//sibac.info.
  10. Скобелева Т.М. Современные технологии обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. – М.: Новый учебник, 2004. – (Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования»).
  11. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"

Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся по профессиональному модулю 06 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих/ Сост. Н.И.Демче...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся по специальности 38.02.07 «Банковское дело» (по программе базовой подготовки) по ПМ.02 «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ»

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении МДК.02.01 «Организация кредитной работы»  и МДК 02.02 Учет...

Организации самостоятельной работы обучающихся в соответствии с рабочей программой ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация.

Основные цели и задачи самостоятельной работы обучающихся:– обеспечение профессиональной подготовки по образовательной программе среднего профессионального образования;– формирование и раз...

Программа "Организация самостоятельной работы обучающихся"

Самостоятельная работа в современном образовательном процессе рассматривается, как форма организации обучения, которая способна обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое во...

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...