СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ИНФОРМАТИКЕ
статья на тему
„Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек“ — Хуан Рамон Хименес
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afanaseva_avdokladulyanovsk2.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
А.В.Афанасьева
Учитель информатики
МАОУ "Физико-математический
лицей №38"
(г.Ульяновск)
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ИНФОРМАТИКЕ
„Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек“ — Хуан Рамон Хименес
С современном мире большое внимание уделяется раннему выявлению и развитию одаренных детей. Школьное образование так же нацелено на развитие и создание условий для саморазвития, интеллектуального и личностного роста одаренных учеников. Как в рамках современного урока учесть все особенности, присущие одаренному ребенку?[1]
Большое количество конкурсов и олимпиад создают условия для пробы своих возможностей и проявления творческих способностей. Участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах очень важно для ребенка, так как он видит уровень работ других участников и может проанализировать свою работу, составить план дальнейшего развития, а так же оценка своей работы очень важна для мотивации к развитию. Подготовится к конкурсу в рамках урока достаточно сложно, необходима индивидуальная работа с одаренными учениками. В рамках внеурочной деятельности больше возможностей для занятия с одаренными детьми, что же можно сделать в рамках урока? Много различных подходов и методик для работы с одаренными детьми, что выбрать, как добиться результатов.
Я взяла во внимание детей показывающих более высокий уровень познавательной и интеллектуальной активности. Рассмотрим различные методы подробнее.
Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, работа с учебником, лекция). Умение формировать свои мысли, выстраивать логические цепочки в своих рассуждениях, выдвигать гипотезы и приводить доводы в их защиту, приводить примеры. Я стараюсь начать урок с вопроса, в котором содержится противоречие, что побуждает учеников к рассуждению.
Наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций). Необходимо при подготовке к урокам, выбирать наглядные обучающие материалы, лучше интерактивные обучающие системы с возможностью управления и ответа на действия пользователя. Например, «Волк коза и капуста», «Переливашка» при изучении темы «Алгоритмы» позволяет в индивидуальном режиме выполнять задание.
Практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы). Этот метод наиболее часто применяется на уроках информатики, он позволяет в индивидуальном темпе выполнить задание на ПК. Задание должно иметь несколько уровней сложности, ученик выполнив одно задание может перейти на следующий уровень к более сложному заданию, возникает «ситуация успеха» что мотивирует их идти дальше, и запускает соревновательный момент, а кто быстрее, кто лучше. Задание может быть и с неявно заданными данными (ребенок самостоятельно формирует данные для выполнения задания) или с избыточными данными (нужно оценить какие данные существенные, а какими данными в рамках данных условиях можно пренебречь). Я разрешаю проверять ученикам друг друга, для выработки навыка отладки программ, и умение разбираться в чужом алгоритме, видение различных способов решения одной и той же задачи. Обязательно делаю акцент на то, что у учеников разные способы решения одной задачи, это подталкивает их к соперничеству.
Проблемное обучение, не так часто применяется на уроках, так как оно более трудоемкое и требует больше времени для решения. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. [2] Целесообразно использовать элементы проблемного обучения – проблемный вопрос, найти ошибку в алгоритме или чертеже, определить как работает «черный ящик».
Проектный метод лучше всего подходит для работы с одаренными детьми, так как позволяет поэтапно перейти к готовому продукту – проекту. Ребенок работает сам или в группе, учитель лишь консультирует, ему необходимо, начиная от темы и до анализа результатов, делать все самостоятельно. Данный метод требует большой ресурс времени, поэтому лучше начинать с небольших проектов.
Ролевой метод. Данный метод более применяем на уроках гуманитарной направленности, он моделирует обстановку конкуренции и партнерства, ребенок играет в воображаемой ситуации, порождая и стимулируя тем самым процесс воображения. Работа с образами, пронизывающая всю игровую деятельность, стимулирует процессы мышления. На своих уроках я применяю ролевой метод, с учениками моделирую работу исполнителя, массива, компьютерной фирмы.
Как же донести учебный материал до одаренных учащихся? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?
Одаренный ребенок должен всегда знать, зачем он выполняет то или иное задание, какой результат он хочет получить. Это мотивирует его к развитию, даже для отработки рутинных навыков.[1]
Придать обучению творческий, исследовательский характер, позволить обучающимся стать активным участником образовательного процесса.[2] Эти вышеописанные подходы, я применяю в своей работе. Результат применения данных методов – победы моих учащихся в конкурсах и олимпиадах, высокий уровень результатов в викторинах, высокие баллы ЕГЭ, многие учащиеся выбирают специальности в ВУЗах связанные с информационными технологиями.
ЛИТЕРАТУРА
- http://www.normaleducation.ru.
- http://открытыйурок.рф/статьи/210344.
- http://doronina-ek.ucoz.ru/uch/statja_2.pdf .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерия и методы отслеживания одаренных детей
Я хочу рассказать об оперативном и поисковой диагностировании детей, по выявлению самых способных и одаренных к танцу....
Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса
Методическая разработка "Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса"...
Современные методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Рассмотренный современные методы обучения...
Современные методы и подходы к обучению плаванию детей дошкольного возраста
Особое место в физическом воспитании в дошкольных учреждениях занимает обучение необходимым навыкам плавания, так как плавание – это универсальное средство разностороннего воздействия на организ...
Применение современных методов обучения при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования
В условиях развития ДНР возникает потребность в подготовке квалифицированных специалистов, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. При изл...
Современные методы и приемы - важный фактор успешности в работе с одаренными детьми.
В современном мире есть огромное количество методов и приемов обучения, применяя их, учитель стремится найти наиболее эффективные методы обучения.Одним из таких методов сего...
Современные методы обучения каллиграфии младших школьников
В данной лекции мы будем говорить о каллиграфии через призму трудностей и недостатков существующей системы, с которой сталкивается каждый из нас.Каллиграфия – это одна из отраслей изобразительно...