Роль дистанционного образования в учебном процессе
статья на тему

Статья посвящена применению форм дистанционного образования в современном мире. Основная задача статьи - обосновать и аргументировать дистанционное образование, как новую форму обучения. В статье приведены основные направления развития дистанционного образования,  преимущества и недостатки данной формы обучения. Сделан вывод, что дистанционное образование может существовать как отдельная форма обучения, так как обладает отличиями, которые не могут применяться в традиционной форме обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.862О. Н. Сатлер

к.т.н., доцент кафедры

И,ЕДиМП, НИУ «БелГУ»

И.Ю.Третьяк

магистрант 1 курса

факультета МиЕНО, НИУ БелГУ

Использование дистанционного образования в вузах

Аннотация

Статья посвящена применению форм дистанционного образования в современном мире. Основная задача статьи - обосновать и аргументировать дистанционное образование, как новую форму обучения. В статье приведены основные направления развития дистанционного образования,  преимущества и недостатки данной формы обучения. Сделан вывод, что дистанционное образование может существовать как отдельная форма обучения, так как обладает отличиями, которые не могут применяться в традиционной форме обучения.

Ключевые слова:

Дистанционное образование, информационные технологии, IT-технологии, инфокоммуникационные системы.

XXI век ассоциируется с активными процессами развития информационных, а так же телекоммуникационных технологий в образовании, которые по своей стремительности близки к революционным.   На сегодня, дистанционное образование является одним из самых важных результатов применение  инфокоммуникационных систем в сфере образования. Дистанционным обучением называют возможность получения новых знаний независимо от географического местоположения и от возможностей самого человека.

Первым, кто использовал дистанционную форму получения информации, был Исаак  Питман, который в 1840 году через почтовые отправления начал обучать стенографии студентов Объединенного Королевства.  В  1873 году американка Анна Элиот Тикнор создала для женщин удаленную систему обучения по почте, «Общество Тикнор». За основу была взята английская программа «Общество поддержки домашнего обучения».  Вскоре дистанционное образование дошло до Франции, где в 1939 году был создан Государственный центр дистанционного обучения для детей, не имеющих возможности посещать школу. В настоящее время этот центр является крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе [1].

В России дистанционное обучение появилось в 1917 году. Была разработана модель дистанционного образования и уже к 60-м годам, было открыто 11 заочных университетов.

Большое влияние на  систему развития дистанционного образования принесло открытие в 1969 году первого в мире Открытого Университета Великобритании. Основатели Открытого Университета хотели показать, что человеку необходимо обучаться и улучшать свои знания на протяжении всей жизни, а не только в период, необходимый для усвоения первичных профессиональных знаний и навыков. На практике университет показал доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия, который до сих пор является одним из мировых лидеров в этой области [2].

На сегодняшний день дистанционная форма обучения демонстрирует множество преимуществ над другими формами обучения благодаря своей более высокой информативности, доступности и экономической эффективности. Дистанционное образование использует  меньше времени и затрат для усвоения знаний и изучение нового материала. Именно этими причинами обусловлено экспансия дистанционной формы обучения во всем мире, а групповые, коллективные и другие формы обучение постепенно теряет свои позиции.

Дистанционная форма получения знаний имеет большее количество преимуществ:

1. Оперативные;

2. Информационные;

3. Коммуникационные;

4. Экономические;

5. Педагогические.

Студенты, обучающиеся дистанционно, в любое время могут воспользоваться необходимой литературой, методическими указаниями, интернет-ресурсами. После регистрации на сайте учебного заведения студент имеет возможность воспользоваться электронной библиотекой, где расположены необходимые материалы для изучения данного курса. Обучающий всегда имеет возможность несколько раз прослушать данную лекцию, изучить методический материал по дисциплине и найти ответ на любой вопрос [3].

     Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение - несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями, для проживающих в труднодоступных местностях, родителей с маленькими детьми. Дистанционно можно учиться на нескольких специальностях одновременно. Для этого совсем не обязательно брать ученический отпуск на основном месте работы.

Существуют учебные заведения, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для различных фирм, организаций, учреждений. В этом случае обучение происходит без отрыва от производства, а  рассматриваемые вопросы, можно применить на практике.

На территории Российской Федерации внедрение дистанционного образования находится на стадии интенсивного развития. Подтверждением является наличие программ дистанционного обучения, а так же разнообразие форм и методов дистанционного образования.

С усиленным развитием  IT-технологий  в скором времени дистанционная форма образования выйдет на лидирующие позиции.  

 

Список литературы:

1. Ахаян А. А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. — СПб.: Корифей, 2001. — 170 с.

2. Хусяинов Т.М. История развития и распространения дистанционного образования // Педагогика и просвещение. — 2014. – № 4. – С.30-41.

3. Хуторской А. В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. — 2001. — № 2. — С.30-35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий как одно из условий подготовки компетентностного специалиста" - статья опубликована в журнале " Профессиональное образование и общество", № 2, 2014 г.

Апрель 2014 года. Принимала участие в межрегиональной научно-практической конференции "Обеспечение качества подготовки кадров в условиях модернизации экономики"....

Дистанционное образование как важнейшая подсистема образования в современном мире.

В статье рассмотрены проблемы становления дистанционного образования в современном обществе...

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

самообразование педагога как показатель профессиональной компетентности и культурного уровня...