Информатизация общества
план-конспект урока на тему
материалы презентации позволяют провести занятие с использованием интерактивных технологий обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для занятий по информатике | 334 КБ |
inf_1.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз занятия: Семеро одного дисплея не ждут Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах
Цель занятия Доказать влияние информационных технологий на развитие различных сфер жизни и деятельности человека.
Информатизация общества – это сложный социально–экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Материал для размышления Классификация Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям :
Основные понятия темы Информационное общество – это общество, в котором большая часть населения занимается получением, хранение, обработкой и передачей информации. Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. Информационные ресурсы в отличие от всех других, тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Информационные технологии – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора и обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Работа в группах Ведущий – решает все задачи организации обсуждения вопроса, вовлекает в обсуждение всех членов группы, Аналитик (критик ) – задает вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы, подвергает сомнению высказанные предложения, идеи и мысли. Протоколист (секретарь ) – фиксирует все, что относится к решению проблемы, обычно представляет мнение группы для всего класса. Наблюдатель – оценивает участие каждого члена группы в дискуссии на основе выделенных заранее (учителем) критериев. Хранитель времени – соблюдает временные рамки обсуждения. По ходу дискуссии от учителя требуется, чтобы его участие не сводилось к ирективным репликам или высказыванию собственных суждений.
Этапы развития информационных технологий Инфор-мацион-ный прорыв Изобретение, автор Изменение в технологии
Семь волшебных шляп Красная шляпа дарит много эмоций, иногда и лишних. Представляйте будущее преувеличенным до крайности. Нравится? Синяя шляпка для рассудительного прагматика. Осмыслите все мелочи, всплывающие на каждом пути. Устраивает? Сиреневая "таблетка" - это голос интуиции. Слушайте внимательно подсознание. И что говорит внутренний голос? Черная шапочка - рассмотрите весь негатив. Что страшнее всего? Розовая шапчонка, словно очки безудержного оптимиста. Каковы перспективы? Оранжевая кепка - выход за рамки обыденного в поисках нетривиального. Генерируйте самые фантастические варианты развития событий. Что реально на самом деле? Белая тиара - мудрость, вмещающая все. И каков итог? Просуммируйте мысли и чувства, прислушайтесь к себе. Оптимальное решение уже на подходе !
Задание: Исходя из позиции надетой шляпы, охарактеризовать влияние информационных технологий на различные общественные сферы.
Домашнее задание Подготовить реферат по теме « Роль информационной деятельности в современном обществе »: Информационные технологии для людей с ограниченными возможностями здоровья. Использование информационных технологий в образовании. Использование систем автоматизированного проектирования. Робототехника. Информационные технологии в сфере экономики. Использование информационных технологий в защите жизни и здоровья людей Информационные технологии в мире искусств. Предоставление Государственных услуг в электронном виде. Информационные технологии как бич нового поколения молодежи
Предварительный просмотр:
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах
Цель: Доказать влияние информационных технологий на развитие различных сфер жизни и деятельности человека.
Проблема:
АКТУАЛИЗАЦИЯ:
Данная классификация опубликована Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям.
Неоспоримый факт, что каждое новое поколение отличается от остальных, но дети, появившиеся на свет после 1993 года, с детства приобщаются к инновационным технологиям и владеют совсем иным подходом к информации. Термин "поколение Google" появился на свет для идентификации пользователей, за плечами которых нет опыта досетевого существования. И действительно, информационные технологии способствовали появлению новых форм становления молодого человека. Существует даже особая классификация молодежной группы по уровню владения информационными технологиями и, в зависимости от этого, по соответствующему образу жизни.
Согласно такой классификации, все молодые люди делятся на: «продвинутых»,
«умников», «реальных пацанов», «новых бедных» и «массу». Две группы нового поколения, в сумме составляющие чуть больше четверти молодежи (29%), можно отнести к самой передовой ее части.
«Умники» – группа, обладающая большим объемом ресурсов, как реальных, так и
потенциальных. Они явно руководствуются современными модернистскими ценностями. Группа состоит преимущественно из взрослеющей молодежи. Во многом именно из-за возраста представители этой группы наиболее ресурсоемки. Группа активно осваивает новые технологии, отличается обильным потреблением, которое носит обдуманный, рациональный характер.
Сегмент, называющийся «продвинутые» объединяет в себе более юную молодежь, определенно относящуюся к цифровому поколению. Это «поколение Интернета», социальных сетей. Пока еще не обладает большим объемом ресурсов, но с большой долей вероятности с течением времени будет вносить в информационное пространство новые элементы, ценности, тренды. Это те, у кого еще есть время побыть молодыми и беззаботными. Отличается очень активным культурным потреблением, спонтанными покупками. Тем не менее, пока еще контролируются родителями.
Примерно один из десяти представителей нового поколе поколения относится к группе «реальных пацанов», в которой объединены молодые мужчины с явно выраженными традиционными мужскими ценностями: спорт, машины и другое. В вышеупомянутые традиционные ценности вливаются современные тренды и новые веяния.
Самый большой сегмент – «масса» около 40% молодежи состоит из самой обычной молодежи. Это инертное большинство, характеризующееся отсутствием четких ценностных позиций. Это группа тех, кто не имеет устоявшегося мнения, но активно стремится быть «как-то». Последователи модных веяний и трендов, уже освоенных более передовыми группами. В зависимости от обстоятельств, представители этой группы вполне могут переходить в остальные типы.
Последний выделенный сегмент – представители социальных низов – названы «новыми бедными». К этой группе относится каждый пятый представитель молодого поколения. Они направлены на традиционные ценности, обладают небольшим объемом ресурсов и социального потенциала. Никто из представителей данной группы не пользуется Интернетом.
НОВАЯ ТЕМА:
Современное человеческое общество не может существовать без производства и без интенсивного обмена информацией. Обществу надо производить очень много различных товаров и изделий: продуктов питания, надо строить жилища; надо производить средства транспорта;, а также строить дороги, пристани, аэропорты и создавать системы их надежного и безопасного использования. Кроме того в современном высокоразвитом обществе требуется производить радиоприемники, магнитофоны, телевизоры, фотоаппараты персональные компьютеры, которые обобщенно называются товарами культурно-бытового назначения. Все эти изделия надо производить в больших количествах, поэтому в этой сфере производства занято очень много людей.
Однако еще большая часть общества занята в сфере производства средств производства , т.е. в машиностроении, химической, металлургической, транспортной и энергетической промышленности. Основная особенность любого производства: массовость и специализация.
Все участники производственного процесса должны быть определенным образом организованы. Все они умеют выполнять каждый свою часть работы, они знают, как могут повлиять на их действия свойства исходных материалов, они также понимают, какое влияние может оказать отклонение от заданных условий. И конечно, все участники производственного процесса должны знать и соблюдать все правила и нормы техники безопасности, чтобы не нанести вреда ни самим себе, ни окружающим. Перечень того, что должен уметь, знать, соблюдать, а также того, что нужно понимать и представлять всем участникам производственного процесса, можно еще продолжить, но все эти названия можно заменить одним словом информация. То есть современное общество находится на новой ступени развития – это информационное общество.
Информационное общество – это общество, в котором большая часть населения занимается получением, хранение, обработкой и передачей информации.
Информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.
Информационные ресурсы в отличие от всех других, тем быстрее растут, чем больше их расходуют.
Информационные технологии – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора и обработки и передачи данныхдля получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и отчасти и бытовую технику, телевидение и радиовещание
Чтобы улучшить качество жизни людей за счет повышения производительности и улучшения условий труда необходимо провести информатизацию общества.
Информатизация общества – это сложный социально–экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Этапы развития информационных технологий:
Временной период | Изобретение, автор | Изменение в технологии обработки информации | Положительные моменты | Отрицательные моменты |
15 век | Печатный станок, Иоганн Гуттенберг | Книгопечатание | Доступность информации в более удобном для восприятия виде | Сложность технологии книгопечатания, дороговизна |
19 век | Механическая пишущая машинка, Прогрин Фотоаппарат, Иоганн Гейнрих Шульце Кинематограф, Братья Люмьер Радио, Гульельмо Малькони | Тиражирование информации, газеты и журналы Тиражирование статического изображений Передача движущегося изображения Передача звука на расстоянии | Доступность информации большему числу потребителей | Проблема обработки больших объемов информации из-за ограниченных возможностей аппаратных средств, необходимость наличия высококвалифицированного персонала |
40-60 гг 20 века | Описание принципов построения и работы компьютера, Джон фон Нейман | Большие ЭВМ при научных исследованиях | Оперативное выполнение сложных расчетов и рутинных операций, точность вычисления, возможность прогнозирования и моделирования сложных процессов | Отставание развития программного обеспечения в сравнении с развитием аппаратных средст |
70-90 гг 20 века | Стив Джобс и Стив Возняк , первый персональный компьютер Оптический диск, Джеймс Рассел APRANET, Чарли Клайн Билл Дювалль Джон Постел Интернет | Индивидуальное рабочее место пользователя Надежность, компактность хранения информации Передача информации в закодированном виде , совместная обработка информации | Повышение ответственности работника за качество произведенного информационного ресурса, появление точек соприкосновения у производителя информационных технологий и потребителя информационных ресурсов | Необходимость выработки стандартов и протоколов для передачи данных по компьютерным сетям, разграничение прав доступа к стратегической информации, обеспечение защиты информации |
Начало 21 века | Развитие микроэлектроники, нанотехнологий Развитие телекоммуникационных средств | Миниатюризация ПК жидкокристаллические мониторы, развитие техники на молекулярном уровне-1 ячейка памяти состоит из 1 молекулы; сокращение расстояния между ПК и человеком (вживляются микрочипы в одежду человека для определения местонахождения и времени отсутствия его в одежде, после чего передается автоматическое сообщение на мобильный телефон или пейджер, вживляются микрочипы в человека); сетевой бизнес | Широкое внедрение информационных систем привело к расширения возможности для развития и процветания бизнеса, увеличения качества товара и услуг на почве конкуренции | Обеспечение защиты и безопасности информации, появление новых психологических зависимостей и фобий, инфантилизация молодежи, новые формы мошенничества |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ.
Методика «Семь шляп»
Деление на подгруппы.
Задание:
Охарактеризовать каждый этап развития информационных технологий с позитивной и отрицательной стороны с позиции потребителя информации.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Подготовить сообщение в форме эссе по теме «Роль информационной деятельности в современном обществе».
Эссе - это письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технические средства информатизации. Практические задания.
Цели работы:1. Вовлечение студентов в самостоятельную работу по углублению и совершенствованию знаний по Техническим средствам информатизации.2. Развитие умений студентов работать самостоятельно...
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества
Системный подход в подготовке студентов к профессиональной деятельности в условиях информатизации общества...
Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС
В статье "Информатизация образовательной среды колледжа как одно из направлений реализации компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС" рассказывается о реализации компетентностного по...
Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» тема: «Внутреннее устройство системного блока компьютера» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
Методическая разработка урока по дисциплине «Технические средства информатизации» предназначена для проведения урока «Внутреннее устройство системного блока компьютера». В данной разработке раскрывают...
СТАТЬЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ "Международные направления информатизации общества."
В последние годы мы видим, как происходит бурное развитие глобальных информационных сетей связи и информационных коммуникаций: спутникового телевидения, радиовещания, телефонной связи и средств факсим...
Информатизация общества
Основные определения и понятия по информатизации общества и информационной культуре. А так же основные правонарушения и меры безопасности....
Доклад на ЦМК - Социализация личности, ее взаимодействия с различными социальными группами и обществом, усвоения человеком требований общества
Человек с самого рождения взаимодействует с окружающей средой, с обществом. При анализе процесса взаимодействия личности и общества, личности и социальной группы используется понятие «соци...