РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессиональному модулю ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профессиональному модулю ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Адыгея «Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РА КАПТ
_______________А.К.Пчихачев
«_____»______________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по профессиональному модулю ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей
по программе базовой подготовки
специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Квалификация выпускника техник - программист
Форма обучения очная
Красногвардейское - 2016
Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана ГБПОУ РА «Красногвардейский аграрно-промышленный техникум» по
специальности: 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Составитель рабочей программы:
преподаватель высшей категории | Г.И.Рыбина | ||
(подпись) |
Рабочая программа утверждена на заседании предметной (цикловой) комиссии
Председатель предметной (цикловой) комиссии «___»________2016г. | Г.И.Рыбина | ||
(подпись) |
Одобрено методическим советом
техникума «___»_________2016г.
Председатель методического совета техникума | . | ||
(подпись) |
Зам.директора по СПО «___»_________20__г. | Даурова С.З. | ||
(подпись) |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля | 3 |
2. Результаты освоения профессионального модуля | 5 |
3 Структура и содержание профессионального модуля | 6 |
4 Условия реализации профессионального модуля | 15 |
5 Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля | 18 |
5. Приложение 1 | 23 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Участие в интеграции программных модулей»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее – рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерных системах (базовый уровень).
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области информатики и вычислительной техники при наличии основного общего и среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
Базовая часть
иметь практический опыт:
- участия в выработке требований к программному обеспечению;
- участия в проектировании программного обеспечения с использованием специализированных программных пакетов.
уметь:
- владеть основными методологиями процессов разработки программного обеспечения;
- использовать методы для получения кода с заданной функциональностью и степенью качества.
знать:
- модели процесса разработки программного обеспечения;
- основные принципы процесса разработки программного обеспечения;
- основные подходы к интеграции программных модулей.
- основные методы и средства эффективной разработки;
- основы верификации и аттестации программного обеспечения;
- концепции и реализации программных процессов;
- принципы построения, структуры и приемы работы с инструментальными средствами, поддерживающими создание программного обеспечения;
- методы организации работы в коллективах разработчиков программного обеспечения;
- основные положения метрологии программных продуктов, принципы построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов;
- стандарты качества программного обеспечения;
- методы и средства разработки программной документации
Вариативная часть
С целью реализации требований работодателей и ориентации профессиональной подготовки под конкретное рабочее место, обучающийся в рамках овладения указанным видом профессиональной деятельности должен:
уметь:
- выполнять информационное моделирование автоматизируемой области;
- выделять основные и вспомогательные процессы в моделируемой системе
знать:
- приемы описания информационных потоков автоматизируемой области;
- классификацию процессов в моделируемой системе
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 390 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 260 |
Курсовая работа/проект | 30 |
Учебная практика | - |
Производственная практика | 180 |
Самостоятельная работа студента (всего) в том числе: Изучение вопросов теории Составление сравнительного анализа Выполнение полевых испытаний ПП Выполнение адаптации ПП Распределение обязанностей в коллективе разработчиков Составление учебного руководства Определение показателей качества ПП | 130 |
Итоговая аттестация в форме | Экзамен |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в интеграции программных модулей, в том числе профессиональными (ПК), указанными в ФГОС по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения |
ПК 3.2 | Выполнять интеграцию модулей в программную систему |
ПК 3.3 | Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств |
ПК 3.4 | Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев |
ПК 3.5 | Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования |
ПК 3.6 | Разрабатывать технологическую документацию |
В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть общими компетенциями (ОК):
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ УЧАСТИЕ В ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 3.1 | Раздел 1. Проектирование программного обеспечения | 262 | 168 | 52 | 58 | 18 | 18 | ||
ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 | Раздел 2. Тестирование, отладка и адаптация программного обеспечения | 167 | 70 | 34 | 61 | 18 | 18 | ||
ПК 3.6 | Раздел 3. Документирование программного обеспечения | 72 | 26 | 10 | 10 | 18 | 18 | ||
ПК 3.5 | Раздел 4. Обеспечение качества программных продуктов | 54 | 10 | - | 8 | 18 | 18 | ||
Всего: | 555 | 274 | 96 | 137 | 72 | 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю Участие в интеграции программных модулей
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | |||||
Раздел 1. Проектирование программного обеспечения | 262 | |||||
МДК 03.01 Технология разработки программного обеспечения | 46 | |||||
Тема 1.1 Исследование предметной области разработки и формирование требований к проекту | Содержание
| 36 | ||||
1 | Каноническое проектирование ИС. | 1 | ||||
2 | Цели и задачи предпроектной стадии создания ИС. Модели деятельности организации ("как есть" и "как должно быть"). | 2 | ||||
3 | Состав работ на стадии технического и рабочего проектирования | 1 | ||||
4 | Состав проектной документации. | 1 | ||||
5 | Типовое проектирование ИС, понятие типового проекта, предпосылки типизации, объекты типизации. | 1 | ||||
6 | Методы типового проектирования, оценка эффективности использования типовых решений. | 1 | ||||
7 | Типовое проектное решение (ТПР). Классы и структура ТПР. | 1 | ||||
8 | Состав и содержание операций типового элементного проектирования ИС. | 1 | ||||
9 | Методы и средства прототипного проектирования ИС. | 1 | ||||
10 | Основные понятия организационного бизнес-моделирования. | 1 | ||||
11 | Статическое описание компании: бизнес-потенциал компании, функционал компании, зоны ответственности менеджмента. | 1 | ||||
12 | Динамическое описание компании. Процессные потоковые модели. | 2 | ||||
13 | Модели структур данных. Полная бизнес-модель компании. | 2 | ||||
14 | Шаблоны организационного бизнес-моделирования. | 1 | ||||
15 | Информационные технологии организационного моделирования. | 1 | ||||
16 | Процессные потоковые модели. Процессный подход к организации деятельности организации. | 1 | ||||
17 | Выделение и классификация процессов. Основные процессы, процессы управления, процессы обеспечения. | 2 | ||||
18 | Проведение предпроектного обследования организации. Анкетирование, интервьюирование, фотография рабочего времени персонала. | 2 | ||||
19 | Формирование и документирование требований к проекту. | 3 | ||||
20 | Техническое задание. Этапы составления технического задания. Структура технического задания | 3 | ||||
Практические занятия | 10 | |||||
1 | Проведение предпроектных исследований. | |||||
2. | Построение организационно-функциональной структуры компании. | |||||
3. | Статическое и динамическое описание компании* | |||||
4. | Исследование информационных потоков компании* | |||||
5. | Разработка технического задания | |||||
МДК 03.02 Инструментальные средства разработки программного обеспечения | 167 | |||||
Тема 1.2 Моделирование бизнес-процессов с помощью специализированных программных средств | Содержание: | 80 | ||||
1 | Case-средства для моделирования деловых процессов. Инструментальная среда BPwin. | 1 | ||||
2 | Принципы построения модели IDEF0: контекстная диаграмма, субъект моделирования, цель и точка зрения. | 3 | ||||
3 | Диаграммы IDEF0: контекстная диаграмма, диаграммы декомпозиции, диаграммы дерева узлов, диаграммы только для экспозиции (FEO). | 3 | ||||
4 | Стоимостный анализ: объект затрат, двигатель затрат, центр затрат. | 1 | ||||
5 | Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming): работы, внешние сущности (ссылки), потоки работ, хранилища данных. | 3 | ||||
6 | Метод описания процессов IDEF3: работы, связи, объекты ссылок, перекрестки. | 1 | ||||
7 | Имитационное моделирование: источники и стоки, очереди, процессы. | 1 | ||||
8 | Моделирование данных. Метод IDEFI. Отображение модели данных в инструментальном средстве ERwin. | 3 | ||||
9 | Создание логической модели данных. | 3 | ||||
10 | Создание физической модели. | 3 | ||||
11 | Генерация кода клиентской части с помощью ERwin. | 2 | ||||
12 | Создание отчетов. Генерация словарей. | 1 | ||||
13 | Диаграммы в UML. | 1 | ||||
14 | Классы и стереотипы классов. Основные элементы диаграмм взаимодействия — объекты, сообщения. | 1 | ||||
15 | Диаграммы состояний. Вложенность состояний. | 3 | ||||
16 | Диаграммы внедрения. | 3 | ||||
17 | Диаграммы размещения. | 3 | ||||
18 | Основные типы UML-диаграмм, используемые в проектировании информационных систем. | 1 | ||||
19 | Взаимосвязи между диаграммами. | 1 | ||||
20 | Этапы проектирования ИС. | 1 | ||||
Практические занятия | 42 | |||||
1. | Работа в инструментальной среде BPwin | |||||
2. | Работа в инструментальной среде ERwin | |||||
3. | Разработка UML диаграмм | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела | 58 | |||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Изучение принципов работы с CASE-системами Изучение принципов работы системы управления проектами* | 58 | |||||
Учебная практика Виды работ
| 18 | |||||
Производственная практика 1. Проектирование ПО для решения прикладных задач организации | 18 | |||||
Раздел 2. Тестирование, отладка и адаптация программного обеспечения | 167 | |||||
МДК 03.01 Технология разработки программного обеспечения | 70 | |||||
Тема 2.1. Тестирование программных продуктов | Содержание | 20 | ||||
Понятие тестирования. Цели и задачи тестирования программных продуктов. | 1 | |||||
Принципы тестирования программных продуктов. | 1 | |||||
Виды тестирования программных продуктов. | 1 | |||||
Методы тестирования программных продуктов | 2 | |||||
Понятие минимального тестирования. | 3 | |||||
Принцип построения тестового набора данных и составления отладочных заданий. | 2 | |||||
Определение количества ошибок в программном продукте. | 2 | |||||
Оценка количества необходимых тестов. | 2 | |||||
Критерии завершения тестирования. | 2 | |||||
Оформление протокола тестирования | 2 | |||||
Структурное тестирование. Понятие и принципы структурного тестирования. | 3 | |||||
Пошаговое и монолитное тестирование. | 1 | |||||
Нисходящее и восходящее тестирование. | 1 | |||||
Критерии формирования тестовых наборов. | 2 | |||||
Функциональное тестирование. | 3 | |||||
Понятие и принципы функционального тестирования. | 1 | |||||
Критерии построения тестовых наборов и отладочных заданий. | 1 | |||||
Оценочное тестирование. | 3 | |||||
Виды оценочного тестирования. | 1 | |||||
Принципы проведения оценочного тестирования | 1 | |||||
Практические занятия | 18 | |||||
Определение количества ошибок в программном продукте и числа необходимых тестов | ||||||
Тестирование программного продукта методом «белого ящика» | ||||||
Тестирование программного продукта методом «чёрного ящика» | ||||||
Оценочное тестирование программного продукта | ||||||
Тема 2.2. Отладка программных продуктов | Содержание | 10 | ||||
Понятие отладки программных продуктов. Принципы отладки программных продуктов. | 1 | |||||
Классификация ошибок. | 1 | |||||
Точка нахождения и точка проявления ошибки. | 1 | |||||
Локализация ошибок | 1 | |||||
Методы отладки программного обеспечения. | 2 | |||||
Метод ручного тестирования. | 2 | |||||
Метод индукции. Метод дедукции. | 2 | |||||
Метод обратного прослеживания | 2 | |||||
Инструментальные средства отладки программного обеспечения | 2 | |||||
Практические занятия | 10 | |||||
1. | Ручная отладка программного обеспечения | |||||
2. | Отладка программного обеспечения с помощью инструментальных средств | |||||
Тема 2.3. Адаптация программных продуктов | Содержание | 6 | ||||
1. | Понятие адаптации программных продуктов. | 2 | ||||
2. | Определение требований программного обеспечения к среде функционирования. | 2 | ||||
3. | Принципы адаптации программных продуктов и информационных ресурсов к среде функционирования. | 2 | ||||
4. | Проведение интеграции программных комплексов в систему. | 2 | ||||
5. | Проведение приёмо-сдаточных испытаний по результатам интеграции | 2 | ||||
Практические занятия | 6 | |||||
1. | Интеграция программного продукта | |||||
2. | Проведение приемо-сдаточных испытаний программного продукта* | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела | ||||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Выполнение адаптации программного продукта к среде функционирования* Сравнительный анализ инструментальных средств отладки программных продуктов* Выполнение полевых испытаний программного продукта* | 61 | |||||
Учебная практика Виды работ
| 18 | |||||
Производственная практика Виды работ
| 18 | |||||
Раздел 3. Документирование программного обеспечения | 72 | |||||
МДК 03.03 Документирование и сертификация | 26 | |||||
Тема 3.1. Документация разработки | Содержание: | |||||
1. | Анализы осуществимости и исходные заявки; | 4 | 2 | |||
2. | Спецификации требований и функций; | 2 | ||||
3. | Проектные спецификации, спецификации программ и данных; | 3 | ||||
4. | Планы разработки, сборки и тестирования ПО; | 2 | ||||
5. | Планы обеспечения качества, стандарты и графики; | 2 | ||||
6. | Защитная и текстовая информация | 2 | ||||
Практические занятия | ||||||
1. | Составление плана разработки программного продукта* | 4 | ||||
2. | Определение нормативной базы разработки программного продукта* | |||||
Тема 3.2. Документация продукции | Содержание: | |||||
1. | Учебные руководства; | 8 | 2 | |||
2. | Справочные руководства и руководства пользователя; | 2 | ||||
3. | Руководства по сопровождению ПО; | 2 | ||||
4. | Брошюры и информационные листки, посвященные продукции | 3 | ||||
Практические занятия | 4 | |||||
1. | Разработка руководства пользователя | |||||
2. | Разработка руководства программиста | |||||
Тема 3.3. Документация управления проектом | Содержание: | |||||
1. | Графики для каждой стадии процесса разработки и отчеты об изменениях графиков; | 4 | 2 | |||
2. | Отчеты о согласованных изменениях ПО; | 2 | ||||
3. | Отчеты о решениях, связанных с разработкой; | 2 | ||||
4. | Распределение обязанностей в коллективе разработчиков | 3 | ||||
Практические занятия | 2 | |||||
1. | Составление сетевого графика выполнения работ | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела | ||||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы | ||||||
Распределение обязанностей в коллективе разработчиков ПП* Составление учебного руководства по применению программного продукта* | 10 | |||||
Учебная практика Виды работ
| 18 | |||||
Производственная практика Виды работ
| 18 | |||||
Раздел 4. Обеспечение качества программных продуктов | 54 | |||||
МДК 03.03 Документирование и сертификация | 10 | |||||
Тема 4.1. Основы стандартизации | Содержание: | |||||
1. | Принципы и методы стандартизации. | 2 | 2 | |||
2. | Категории, объекты, виды стандартов. Службы стандартизации. | 2 | ||||
3. | Международная стандартизация | 2 | ||||
4. | Система стандартизации в РФ | 2 | ||||
Тема 4.2. Основы сертификации | Содержание: | |||||
1. | Процесс сертификации | 2 | 2 | |||
2. | Система сертификации | 2 | ||||
3. | Обеспечение качества через стандартизацию и сертификацию. | 2 | ||||
3 | ||||||
Тема 4.3. Основы метрологии | Содержание: | |||||
1. | Принципы и методы метрологии | 2 | 2 | |||
2. | Общие сведения об измерениях | 2 | ||||
3. | Интегральные метрики оценки программного продукта | 2 | ||||
4. | Измерительные методы анализа программного обеспечения | 3 | ||||
Тема 4.4. Качество программного продукта | Содержание: | |||||
1. | Стандарты в области программного обеспечения (документация, программирование, интерфейсы) | 4 | 3 | |||
2. | Показатели и характеристики качества программного продукта | 3 | ||||
3. | Виды метрик качества программного продукта | 2 | ||||
4. | Аттестация программного продукта | 2 | ||||
5. | Верификация программного продукта | 2 | ||||
Практические занятия | ||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела | ||||||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы | ||||||
Определение оцениваемых показателей качества программного продукта* | 8 | |||||
Учебная практика Виды работ
| 18 | |||||
Производственная практика Виды работ
| 18 | |||||
Всего | 570 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы ПМ требует наличия лаборатории системного и прикладного программирования.
Оборудование кабинета и рабочих мест:
- компьютерные столы;
- рабочее место преподавателя;
- шкаф для учебных пособий;
Технические средства обучения:
- телевизор.
- компьютеры, объединенные локальной сетью с лицензионным программным обеспечением
Реализация рабочей программы ПМ предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрировано.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Рудаков А.В. Технология разработки программных продуктов:Учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Образования./А.В. Рудаков.-М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 192 с.
- Иванов Д., Новиков Ф. Моделирование на UML: Учебно-методическое пособие./Д. Иванов, Ф. Новиков - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. - 200 с.
Дополнительные источники:
- Канер С., Фолк Д., Кек Нгуен Е. Тестирование программного обеспечения: Пер. с англ./С. Канер [и др.]-Киев: ДиаСофт, 2000. – 544 с.
- Фишман Л.И., Рогожкина Н.В., Чупина В.Н. Сам себе эксперт: Самодиагностика качества управленческой деятельности. / Л.И. Фишман [и др.]– Самара: РЦМО, 2002. – 68 с.
- Фридман А.Л. Основы объектно-ориентированной разработки программных систем./ Л.И. Фридман -М.:Финансы и статистика, 2000. – 192 с.
- Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. Пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под. ред. И.И. Мазура. – М.: Высш. шк., 2003 – 334 с.
- Субетто Л.И., Чумак В.Г. Основы социального менеджмента./Л.И. Субето, В.Г. Чумак – М.: Изд-во «Машиностроение», 1999. – 430 с.
- Управление качеством: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мунтарян и др.; Под. ред. С.Д. Ильенковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТ – ДАНА, 2003. – 334 с.
Интернет- источники
- Тестирование программного обеспечения. Основные понятия и определения [Электронный ресурс]: - http://www.protesting.ru/testing/ (21 января 2013)
- Основы программной инженерии [Электронный ресурс]: -http://swebok.sorlik.ru/4_software_testing.html (21 января 2013)
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей производится в соответствии с учебном планом по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах и календарным графиком, утвержденным директором колледжа.
Образовательный процесс организуется строго по расписанию занятий, утвержденному заместителем директора по УР. График освоения ПМ предполагает последовательное освоение МДК 03.01 Технология разработки программного обеспечения, МДК 03.02 Инструментальные средства разработки программного обеспечения, МДК 03.03 Документирование и сертификация, включающих в себя как теоретические, так и лабораторно-практические занятия.
Освоению ПМ.03 предшествует обязательное изучение учебных дисциплин «Основы программирования» и «Информационные технологии».
Изучение теоретического материала может проводиться как в каждой группе, так и для нескольких групп (при наличии нескольких групп на специальности).
При проведении лабораторных работ/практических занятий проводится деление группы студентов на подгруппы, численностью не более 13 чел. Лабораторные работы проводятся в специально оборудованной лаборатории системного и прикладного программирования.
В процессе освоения ПМ.03 предполагается проведение рубежного контроля знаний, умений у студентов. Сдача рубежного контроля (РК) является обязательной для всех обучающихся. Результатом освоения ПМ выступают ПК, оценка которых представляет собой создание и сбор свидетельств деятельности на основе заранее определенных критериев.
С целью оказания помощи студентам при освоении теоретического и практического материала, выполнения самостоятельной работы разрабатываются учебно-методические комплексы (кейсы студентов).
С целью методического обеспечения прохождения учебной и производственной практики, разрабатываются методические рекомендации для студентов.
При освоении ПМ.03 каждым преподавателем устанавливаются часы дополнительных занятий, в рамках которых для всех желающих проводятся консультации.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках профессионального модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей.
Текущий учет результатов освоения ПМ производится в журнале по ПМ. Наличие оценок по ЛПР и рубежному контролю является для каждого студента обязательным. В случае отсутствия оценок за ЛПР и ТРК студент не допускается до сдачи квалификационного экзамена по ПМ.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по МДК:
наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей.
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих проведение ЛПР:
наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав:
наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения |
|
Отчёт по практическим работам, отчёт по практике, защита курсовой работы |
Выполнять интеграцию модулей в программную систему |
| Изучение результатов интеграции модулей программного обеспечения в программную систему Отчёт по практическим работам, отчёт по практике, защита курсовой работы |
Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств |
|
Отчёт по практическим работам, отчёт по практике, защита курсовой работы |
|
|
Отчёт по практическим работам, отчёт по практике, защита курсовой работы |
|
|
Отчёт по практическим работам, отчёт по практике, защита курсовой работы |
|
| Сравнение разработанной документации с перечнем определенного в техническом задании и требованиями Отчёт по практическим работам, отчёт по практике, защита курсовой работы |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрирует сформированые личностные и профессиональные качества; Демонстрирует интерес к будущей профессии | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Владеет алгоритмом (технологией) организации собственной деятельности; анализирует и выбирает эффективные методы решения профессиональных задач в области дошкольного образования; оценка эффективности и качества выполнения | |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Может исследовать, нестандартную ситуацию; Планирует и выполняет деятельность по решению нестандартной ситуации (проблемы); Оценивает результат деятельности по решению нестандартной ситуации в области дошкольного образования. | |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Грамотно составляет запрос для поиска информации в различных источниках; Анализирует и выбирает значимую информацию; Сохраняет и оформляет информацию, согласно поставленным требованиям, целям, задачам профессионального и личностного развития | |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Принимает участие в сетевых проектах; Владеет и использует пакеты прикладных программ для совершенствования профессиональной деятельности; | |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Продуктивно осуществляет устную, письменную и групповую деловую коммуникацию в ходе обучения и в профессиональной деятельности; Осуществляется активное взаимодействие с соц. партнерами | |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | Грамотно осуществляет целеполагание, выбор и использование методов мотивации, организации и контроля деятельности воспитанников; оценивает эффективность и качество своей деятельности; осуществляет самоанализ и коррекцию собственной деятельности | |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Организует самостоятельные занятия при изучении профессионального модуля; Активно использует технологии самообразования и самовоспитания; | |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Строит профессиональную деятельность согласно ее структурным компонентам; Анализирует инноваций в области технологий и их использования в профессиональной деятельности | |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Обладает сформированными положительным отношением к воинской службе |
Приложение 1
КОНКРЕТИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПМ
ПК 3.1 Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения | Кол-во часов | |
Иметь практический опыт:
| Виды работ на практике Проведение предпроектных исследований Разработка технического задания | |
Уметь:
| Тематика лабораторных/практических работ Проведение предпроектных исследований Построение организационно-функциональной структуры компании Разработка технического задания Разработка UML диаграмм Составление плана разработки программного продукта | |
| Статическое и динамическое описание компании Исследование информационных потоков компании | |
Знать:
| Перечень тем, включенных в МДК Каноническое проектирование ИС. Типовое проектирование ИС, понятие типового проекта, предпосылки типизации, объекты типизации Методы типового проектирования, оценка эффективности использования типовых решений. Типовое проектное решение (ТПР). Классы и структура ТПР. Состав и содержание операций типового элементного проектирования ИС. Методы и средства прототипного проектирования ИС. Процессные потоковые модели. Процессный подход к организации деятельности организации Выделение и классификация процессов. Основные процессы, процессы управления, процессы обеспечения. | |
| Статическое описание компании: бизнес-потенциал компании, функционал компании, зоны ответственности менеджмента Динамическое описание компании. Процессные потоковые модели Модели структур данных. Полная бизнес-модель компании Шаблоны организационного бизнес-моделирования. | |
| Основные понятия организационного бизнес-моделирования. Цели и задачи предпроектной стадии создания ИС. Модели деятельности организации ("как есть" и "как должно быть"). Состав работ на стадии технического и рабочего проектирования | |
| Методы типового проектирования, оценка эффективности использования типовых решений. Основные понятия организационного бизнес-моделирования. Состав проектной документации. Формирование и документирование требований к проекту. Проведение предпроектного обследования организации. Анкетирование, интервьюирование, фотография рабочего времени персонала Техническое задание. Этапы составления технического задания. Структура технического задания | |
| Принципы построения модели IDEF0: контекстная диаграмма, субъект моделирования, цель и точка зрения Диаграммы IDEF0: контекстная диаграмма, диаграммы декомпозиции, диаграммы дерева узлов, диаграммы только для экспозиции (FEO). Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming): работы, внешние сущности (ссылки), потоки работ, хранилища данных. Метод описания процессов IDEF3: работы, связи, объекты ссылок, перекрестки. Моделирование данных. Метод IDEFI. Отображение модели данных в инструментальном средстве ERwin. | |
Самостоятельная работа Тематика самостоятельной работы: Изучение принципов работы с CASE-системами Изучение принципов работы системы управления проектами | ||
ПК 3.2 Выполнять интеграцию модулей в программную систему | ||
Иметь практический опыт:
| Виды работ на практике Выполнение адаптации программного продукта к условиям функционирования | |
Уметь:
| Тематика лабораторных/практических работ Проведение предпроектных исследований Разработка технического задания Разработка UML диаграмм Работа в инструментальной среде BPwin Интеграция программного продукта Проведение приемо-сдаточных испытаний программного продукта Определение нормативной базы разработки программного продукта | |
Знать:
| Перечень тем, включенных в МДК Диаграммы внедрения. Диаграммы размещения. Понятие адаптации программных продуктов. Определение требований программного обеспечения к среде функционирования Принципы адаптации программных продуктов и информационных ресурсов к среде функционирования. Проведение интеграции программных комплексов в систему. Проведение приёмо-сдаточных испытаний по результатам интеграции | |
| Диаграммы внедрения. Диаграммы размещения. | |
Самостоятельная работа Тематика самостоятельной работы: Выполнение адаптации программного продукта к среде функционирования | ||
ПК 3.3 Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств | ||
Иметь практический опыт:
| Виды работ на практике Отладка программного обеспечения Комплексное тестирование и отладка программного обеспечения | |
Уметь:
| Тематика лабораторных/практических работ Ручная отладка программного обеспечения Отладка программного обеспечения с помощью инструментальных средств | |
Знать:
| Перечень тем, включенных в МДК Принципы и методы стандартизации. Категории, объекты, виды стандартов. Службы стандартизации. Международная стандартизация Система стандартизации в РФ Процесс сертификации Система сертификации Обеспечение качества через стандартизацию и сертификацию. Критерии построения тестовых наборов и отладочных заданий. Понятие отладки программных продуктов. Принципы отладки программных продуктов. Классификация ошибок. Точка нахождения и точка проявления ошибки. Локализация ошибок Методы отладки программного обеспечения. Метод ручного тестирования. Метод индукции. Метод дедукции. Метод обратного прослеживания Инструментальные средства отладки программного обеспечения | |
Самостоятельная работа Тематика самостоятельной работы: Сравнительный анализ инструментальных средств отладки программных продуктов | ||
ПК 3.4 Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев | ||
Иметь практический опыт:
| Виды работ на практике Проведение структурного тестирования алгоритма Проведение функционального тестирования готового программного продукта Проведение оценочного тестирования готового программного продукта Комплексное тестирование и отладка программного обеспечения | |
Уметь:
| Тематика лабораторных/практических работ Разработка технического задания Определение количества ошибок в программном продукте и числа необходимых тестов Тестирование программного продукта методом «белого ящика» Тестирование программного продукта методом «чёрного ящика» Оценочное тестирование программного продукта | |
Знать:
| Перечень тем, включенных в МДК Принципы тестирования программных продуктов | |
| Принцип построения тестового набора данных и составления отладочных заданий. Определение количества ошибок в программном продукте. Оценка количества необходимых тестов. Критерии завершения тестирования. | |
| Виды тестирования программных продуктов. Методы тестирования программных продуктов Понятие минимального тестирования. Оформление протокола тестирования | |
положения метрологии программных продуктов, принципы построения, проектирования и использования средств для измерений характеристик и параметров программ, программных систем и комплексов. | Принципы и методы метрологии Общие сведения об измерениях Интегральные метрики оценки программного продукта Измерительные методы анализа программного обеспечения Стандарты в области программного обеспечения (документация, программирование, интерфейсы) Показатели и характеристики качества программного продукта Виды метрик качества программного продукта Аттестация программного продукта Верификация программного продукта Структурное тестирование. Понятие и принципы структурного тестирования Пошаговое и монолитное тестирование Нисходящее и восходящее тестирование Критерии формирования тестовых наборов Функциональное тестирование. Понятие и принципы функционального тестирования Критерии построения тестовых наборов и отладочных заданий. Оценочное тестирование. Виды оценочного тестирования. Принципы проведения оценочного тестирования | |
Самостоятельная работа Тематика самостоятельной работы: Выполнение полевых испытаний программного продукта | ||
ПК 3.5 Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования | ||
Иметь практический опыт:
| Виды работ на практике Проведение структурного тестирования алгоритма Расчет характеристик качества разработки программ по метрикам Холстеда Расчет характеристик качества разработки программ по метрикам стилистики и понятности программ (метрика уровня комментированности программ, метрика Холстеда, метрика изменения длины программной документации) Анализ применяемых на предприятии стандартов на разработку и эксплуатацию ПО | |
Уметь:
| Тематика лабораторных/практических работ Тестирование программного продукта методом «белого ящика» | |
Знать:
| Стандарты в области программного обеспечения (документация, программирование, интерфейсы) Показатели и характеристики качества программного продукта Виды метрик качества программного продукта Аттестация программного продукта Верификация программного продукта | |
| Стандарты в области программного обеспечения (документация, программирование, интерфейсы) Показатели и характеристики качества программного продукта Виды метрик качества программного продукта Аттестация программного продукта Верификация программного продукта | |
| Показатели и характеристики качества программного продукта Виды метрик качества программного продукта | |
Самостоятельная работа Тематика самостоятельной работы: Определение оцениваемых показателей качества программного продукта | ||
ПК 3.6 Разрабатывать технологическую документацию | ||
Иметь практический опыт:
| Виды работ на практике Проектирование ПО средствами BPWin, ERWin, UML Составление описания на программный продукт Составление руководства пользователя Составление руководства программиста Составление справочного руководства на программный продукт | |
Уметь:
| Тематика лабораторных/практических работ Разработка технического задания Работа в инструментальной среде BPwin Работа в инструментальной среде ERwin Разработка UML диаграмм Разработка руководства пользователя Разработка руководства программиста Составление сетевого графика выполнения работ | |
Знать:
| Перечень тем, включенных в МДК Анализы осуществимости и исходные заявки; Спецификации требований и функций; Проектные спецификации, спецификации программ и данных; Планы разработки, сборки и тестирования ПО; Планы обеспечения качества, стандарты и графики; Защитная и текстовая информация Распределение обязанностей в коллективе разработчиков Распределение обязанностей в коллективе разработчиков Графики для каждой стадии процесса разработки и отчеты об изменениях графиков Отчеты о согласованных изменениях ПО; Отчеты о решениях, связанных с разработкой; Учебные руководства; Справочные руководства и руководства пользователя; Руководства по сопровождению ПО; Брошюры и информационные листки, посвященные продукции Генерация кода клиентской части с помощью ERwin. Создание отчетов. Генерация словарей. Создание логической модели данных. Создание физической модели. Этапы проектирования ИС. Взаимосвязи между диаграммами. Case-средства для моделирования деловых процессов. Инструментальная среда BPwin. | |
Самостоятельная работа Тематика самостоятельной работы: Распределение обязанностей в коллективе разработчиков ПП Составление учебного руководства по применению программного продукта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ПМ 03. "Участие в интеграции программных модулей"
Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьюте...
Рабочая программа по ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Рабочая программа по ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах. Для ваиативной части добавлена дополнительная компетенция ПК.3....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ по профессиональному модулю ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны по профессиональному модулю ПМ.03 «Участие в интеграции программных модулей» для междисциплинарного курса МД...
Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ по ПМ.03. УЧАСТИЕ В ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ
Сборник содержит описание лабораторных и практических работ профессионального модуля «Участие в интеграции программных модулей», раздел 1 «Технология разработки программного обеспече...
Рабочая программа ПМ-03. Участие в интеграции программных модулей
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНТЕГРАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ»
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Осуществление интеграции программных» модулей» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и прим...
Рабочая программа по ПМ.02 "Осуществление интеграции программных модулей"
Рабочая программа по ПМ.02 "Осуществление интеграции программных модулей" по специальности "Информационные системы и программирование"...