Электронные таблицы Microsoft Excel
методическая разработка на тему
Первоначальные знания и навыки работы в приложении Microsoft Excel.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnye_tablitsy_microsoft_excel_dlya_rassylki.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СПО КМБ № 40
ПЦК «Информационно-телекоммуникационные технологии»
Дисциплины «Информационные технологии в
профессиональной деятельности»;
«Информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности»;
«Информатика и информационно-
телекоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности»
Тема: Электронные таблицы Microsoft Excel
Цель работы: Знакомство с интерфейсом электронных таблиц Microsoft Excel. Строение окна, строка меню, панели инструментов, быстрый переход в ячейку, заполнение, редактирование и форматирование информации в ячейке; копирование и перемещение данных ячейки, сохранение файла по определенному адресу с соблюдением параметров безопасности. На примере показать основные правила работы с электронными таблицами. Параметры страницы.
Учащиеся должны знать: строение окна; возможности, предоставляемые строкой меню; возможности, предоставляемые панелями инструментов; параметры безопасности файла; способы проверки правописания. Правила заполнения, форматирования и редактирования ячеек и данных в них; маркер заполнения и вставку формул; возможности, предоставляемые окном «Формат ячейки». Способы работы с листами электронной книги; способы копирование данных с одного листа на другой; способы сортировки данных таблицы. Мастер диаграмм. Окна «Параметры страницы» и «Печать».
Учащиеся должны уметь: работать с книгой электронных таблиц Microsoft Excel. Вносить данные в ячейки. Устанавливать формат данных. Устанавливать границы ячеек и таблицы. Производить расчеты с помощью формул. Работать с листами книги. Производить сортировку данных. Строить диаграммы и графики. Подготавливать листы к печати. Выводить на печать.
«ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ MICROSOFT EXCEL»
- Откройте электронные таблицы Microsoft Excel с помощью главного меню или пиктограммы, установленной на рабочем столе, или значка на панели задач. В низу окна над строкой состояния находятся ярлыки листов – «Лист 1», «Лист 2» и «Лист 3». Листы книги можно добавлять, переставлять, переименовывать, копировать и удалять. Все данные работы выполняются с помощью контекстного меню, вызываемого на соответствующем ярлыке листа.
- Рассмотрите строку меню и панели инструментов «Стандартную» и «Форматирования» электронных таблиц. Большинство пунктов меню, входящих в них команд и инструментов совпадают с текстовым редактором.
- Непосредственно сверху рабочей области листа книги имеется строка имен столбцов (первые столбцы именуются одной буквой, а в дальнейшем - комбинацией из двух букв), а слева от неё – столбец имен строк. На пересечении имён столбца и строки образуется имя ячейки (правило игры «Морской бой»).
- Под панелями инструментов располагается строка формул, которая начинается с опции «Имя». В данной опции указывается имя активной ячейки. Вся работа в электронных таблицах производится в активных ячейках. Каждая ячейка – отдельное поле для работы.
- Принимая во внимание вышеизложенное можно сделать вывод, что лист книги электронной таблицы не соответствует печатному листу
- Из основного правила работы в среде Windows вытекает необходимость уметь выделять ячейки, строки, столбы и диапазоны.
- Выделение одной ячейки – щелчок по данной ячейки или ввод имени в опцию имя или клавишами управления курсором. Ячейка обрамлена темной рамкой.
- Выделение строки – щелчок по имени строки. Например, для выделения строки 15 необходимо в столбце имен строк щелкнуть по числу 15. 255 ячеек данной строки окрашиваются в темный цвет, а ячейка А15 становится активной.
- Выделение столбца – щелчок по имени столбца. Для примера выделим столбец К щелкнув в строке имен столбцов по соответствующей букве. В опции «Имя» показана активная ячейка К1, а остальные 65535 ячеек столбца окрашиваются в темный цвет.
- Снять выделение можно щелчком по любой ячейке.
- Выделение диапазона ячеек можно произвести двумя способами. Первый способ: буксировка мыши от первой ячейки до последней ячейки диапазона. Выделим диапазон D4:G17. Для этого установите указатель мыши на ячейку D4 и удерживая левую клавишу мыши переместите её на ячейку G17. Отпустите клавишу мыши. D4 является активной ячейкой, а остальные ячейки указанного диапазона окрасились в темный цвет. Второй способ (позволяет дольше сохранить мышь в рабочем состоянии): сделайте активной ячейку А3, удерживая нажатой клавишу Shift, щелкните по ячейке D11. Таким образом Вы выделили диапазон А3:D11.
- Выделение нескольких диапазонов одновременно производится при нажатой клавише Ctrl. Выделите диапазон А1:В13, нажмите и удерживайте клавишу Ctrl, выделите диапазон Н2:Н15. Вы видите, что ячейки двух диапазонов окрасились в темный цвет.
При вводе данных необходимо понимать, что в электронных таблицах работа производится только в активной ячейке, ввод данный обязательно заканчивается командой «Ввод», которая подается компьютеру или клавишей управления курсором, или клавишей Enter, или дополнительным инструментом «Ввод» в строке формул. Учиться создавать документ в электронных таблицах Microsoft Excel мы будем на примере сравнительного анализа стоимости оборудования и оформления офиса организации на 5 и 9 сотрудников.
- Перейдите на первый лист книги.
- В ячейке А1 напечатайте «Оборудование и оформление офиса на 5 сотрудников». Данное предложение не умещается в ячейке. Это не препятствует дальнейшей работе, т.к. оно относится только к ячейке А1.
- В строке формул появились дополнительные инструменты: «отмена» и «ввод». Инструмент «Отмена» применяется, если пользователь решил, что введенные данные являются ошибкой, а инструмент «ввод» позволяет закончить ввод данный в ячейку и оставить её активной, в отличие от других способов окончания ввода данных. Щелкните по инструменту «Ввод».
- С помощью панели инструментов «Форматирование» установите 12-ый размер шрифта и полужирное начертание.
- В ячейку В3 введите фразу «Курс доллара:» и нажмите клавишу →. Тем самым Вы дали команду «завершить ввод в ячейку В3» и сделали активной ячейку С3. Введите 30,36.
- Сделайте активной ячейку В3. Войдите в пункт меню «Формат», выделите строку «Столбец» и в подменю щелкните по строке «Автоподбор ширины».
- Активная ячейка С3. Комбинацией клавиш Ctrl + 1 откройте диалоговое окно «Формат ячеек». Перейдите на вкладку «Число». В опции «Числовые форматы» щелкните по строке «Денежный», в поле «Число десятичных знаков» установите 2, а в поле «Обозначение» - р. Щелкните по кнопке «ОК».
- В ячейку Е3 введите дату: 5.5.2003 и щелкните по инструменту «ввод» в строке формул. Откройте окно «Формат ячеек» на вкладке «Число». В поле «Числовые форматы» укажите строку «Дата», а в прокручиваемом списке «Тип» строку 14.03.99 (или если такой строки нет, то похожую на неё). Щелкните по кнопке «ОК».
- В ячейку А5 введите «№ п/п», закройте ввод и выровняйте с помощью автоподбора ширины столбца. Выделите ячейки А5 и А6. Откройте окно «Формат ячеек» на вкладке «Выравнивание». Раскрывающимися списками опции «Выравнивание» по горизонтали и по вертикали установите «по центру», а в опции «Отображение» поставьте флажок в поле «объединение ячеек». Щелкните по кнопке «ОК».
- В ячейку В5 – «Наименование оборудования». Выделите ячейки В5 и В6. Откройте окно «Формат ячеек» на вкладке «Выравнивание» и установите флажки в опции «Отображение» в полях «переносить по словам» и «объединение ячеек». Щелкните по кнопке «ОК».
- Выделите ячейки С5 и D5 и щелкните по инструменту «Объединить и поместить в центре», который располагается на панели инструментов «Форматирование». В объединенное поле введите «Цена». В С6 введите «$US», а в D6 – «Руб. коп.». Выделите ячейки С6 и D6 и с помощью инструмента «по центру» произведите соответствующее выравнивание.
- В ячейку Е5 введите слово «Количество». Объедините ячейки Е5 и Е6, произведя выравнивание по центру по горизонтали и вертикали. Увеличьте ширину столбца.
- В ячейку F5 введите слово «Сумма». Объедините ячейки F5 и F6, произведя выравнивание по центру по горизонтали и вертикали.
- В ячейку А7 введите 1, а в ячейку А8 – 2. Выделите ячейки А7 и А8. Установите указатель мыши в нижнем правом углу рамки выделения. Данный элемент рамки называется маркер заполнения. Буксировкой протяните мышь до ячейки А13. Не снимая выделения диапазона щелкните по инструменту «по центру».
- Заполните ячейки в соответствии с образцом.
- Сдвинем таблицу на один столбец вправо. Для этого необходимо вставить столбец перед столбцом А:
- Выделите столбец А.
- Откройте пункт меню «Вставка» и произведите щелчок по строке «Столбцы».
- Подобным образом вставляются и строки электронной таблица.
- Выделите строку 7, над которой необходимо вставить дополнительную строку. В пункте меню «Вставка» производите щелчок по строке «Строки». В ячейку В7 введите цифру 1, а в ячейку С7 – 2. Выделите ячейки В7 и С7. Установите указатель мыши в нижнем правом углу рамки выделения и буксировкой протяните мыши до ячейки G7.
- Если необходимо вставить дополнительную ячейку, то выделяют смежную с ней ячейку и в пункте меню производят щелчок по строке «Ячейки», в диалоговом окне указывают направление сдвига соседних ячеек и нажимают на кнопку «ОК».
- Рассчитаем стоимость оборудования офиса в рублях и копейках. Для этого:
- Выделите ячейку Е8 – первую ячейку, которая содержит данный расчет. Нажмите кнопку « = ».
- Щелкните по ячейке D8, в данной ячейке находится первое число, участвующее в расчете.
- Нажмите клавишу умножения (*).
- Щелкните по ячейке D3, в ячейке содержится число курса доллара, которое будет постоянным в дальнейших расчетах данного столбца, т.е. абсолютная ссылка. В строке формул Вы видите не числовые значения, а имена ячеек. Дополнительная панель показывает Вам результат вычислений.
- Т.к. данное число ячейки D3 является абсолютной ссылкой для дальнейших расчетов, в строке формул произведите щелчок перед буквой D и с клавиатуры введите символ $, переместите текстовый курсор перед цифрой 3 и снова введите символ $.
- Щелкните по кнопке «ОК».
- Установите указатель мыши в нижний правый угол рамки активной ячейки и буксировкой переместите мышь до ячейки Е14.
- Не снимая выделение с ячеек установите денежных формат полученных чисел, воспользовавшись инструментом «Денежный формат», который находится на панели инструментов «Форматирование».
- Рассчитаем сумму оборудования офиса. Необходимо умножить цену в рублях и копейках на количество.
- Активная ячейка G8.
- Введите формулу =Е8 * F8
- В данных расчетах нет абсолютной ссылки, поэтому символ $ вводить не надо.
- За маркер заполнения распространите формулу на диапазон G8:G14.
- Не снимая выделения ячеек, щелкните по инструменту «Автосумма», расположенный на панели инструментов «Стандартная» и по инструменту «Денежных формат» на панели инструментов «Форматирование».
- Если у Вас в ячейках вместо чисел появилась решетка, то увеличьте ширину столбца.
- Выделите диапазон ячеек В5:G15. Откройте диалоговое окно «Формат ячеек» на вкладке «Границы». Установите двойную линию внешних границ и тонкую линию внутренних границ. Нажмите кнопку «ОК».
- Выделите диапазон ячеек В1:G1. Щелкните по инструменту «Объединить и поместить в центре. Таким образом, Вы установили название по центру таблицы.
- Переименуйте ярлык «Лист1», дав ему название «5 сотр.».
- Скопируем лист «5 сотр.». Для этого вызовите контекстное меню на ярлыке этого листа. Щелкните по строке «Переместить/скопировать». В диалоговом окне установите флажок в поле «Создавать копию», а в опции «Перед листом» выделите строку «Лист 4». Нажмите кнопку «ОК».
Переименуйте лист «5 сотр.(2)» в «9 сотр.».
- Щелкните по заголовку таблицы. В строке формул внесите изменения в название таблицы, указав 9 сотрудников.
- Внесите изменения только в ячейки столбца «Количество», а изменения в столбе «Сумма» произойдет автоматически.
- Создадим сводную таблицу суммы оформления офиса на разное количество сотрудников. Для этого:
- Переименуйте ярлык «Лист 4» в «Сводная».
- В ячейку А1 введите 14-ым размером шрифта полужирным начертанием шрифта «Сводная таблица стоимости».
- На листе «5 сотр.» выделите диапазон В8:С14. Щелкните по инструменту «Копировать».
- Перейдите на лист «Сводная». Выделите ячейку А5 и щелкните по инструменту «Вставить». Подберите ширину столбцов А и В.
- В ячейку А3 введите «№п/п», а в ячейку В3 – «Наименование оборудования». Закончите ввод в ячейку В3 инструментом «Ввод» в строке заголовка. Откройте диалоговое окно «Формат ячеек» на вкладке «Выравнивание». Установите флажок в поле «Переносить по словам» и нажмите кнопку «ОК». Установите данные в ячейке по центру.
- В ячейку С3 введите «Сумма на 5 сотр.», а в ячейку D3 – «Сумма на 9 сотр.». Выделите ячейки С3 и D3 и установите «Переносить по словам» в окне «Формат ячеек».
- Перейдите на лист «5 сотр.». Выделите диапазон ячеек G8:G15. Вызовите на выделении контекстное меню и щелкните по строке «Копировать».
- На листе «Сводная» сделайте активной ячейку С5. Вызовите на ней контекстное меню и произведите щелчок по строке «Специальная вставка». В открывшемся диалоговом окне установите переключатель в поле «Значения» и щелкните по кнопке «ОК».
- Не снимая выделения, установите денежный формат.
- Подобную работу произведите со столбцом «Сумма» в таблице листа «9 сотр.»: скопируйте с помощью специальной вставки с листа «9 сотр.» диапазон ячеек G8:G15 на лист «Сводная» в ячейку D5.
- В ячейку Е3 введите «Разница стоимости».
- В ячейку Е5 введите формулу разности суммы на 9 сотр. И суммы на 5 сотр. (=D5-С5). Распространите формулу на диапазон Е5:Е12.
- В строку 4 введите нумерацию столбцов таблицы с помощью маркера заполнения.
- Объедините ячейки А12 и В12. Введите в объединенную область «Итого».
- Установите границы ячеек таблицы.
- Установите заголовок таблицы по центру.
- Построим график сумм оборудования и оформления офиса на 5 и 9 сотрудников.
- В сводной таблице выделите диапазон В5:D11 (без нумерации столбцов таблицы и итоговой суммы). Вызовите Мастер диаграмм с помощью пункта меню «Вставка» строкой «Диаграмма…».
- В диалоговом окне Мастера в опции «Тип» укажите «График», а в опции «Вид» щелчком Вы можете выбрать любой график. Кнопка «Просмотр результата» поможет Вам определить оптимальный вид графика.
- Нажмите кнопку «Далее».
- В данный момент на вкладке «Диапазон данных» производить изменения не надо. Перейдите на вкладку «Ряд». В опции «Ряд» выделите строку «Ряд 1» и клавишей ТАВ перейдите в текстовое поле «Имя» введите с клавиатуры «Сумма на 5 сотрудников». В опции «Ряд» выделите строку «Ряд 2» и в текстовое поле «Имя» введите «Сумма на 9 сотрудников».
- Третий шаг Мастера диаграмм позволяет ввести на вкладке «Заголовки» названия графика и осей. В текстовое поле «Название диаграммы» введите «График сравнения стоимости», в текстовое поле «Ось Х (категория)» - «Наименование оборудования», а в текстовое поле «Ось У (категория)» - «Руб. коп.».
- Перейдите на вкладку «Легенда» и в опции «Размещение» установите переключатель в поле «вверху».
- Нажмите кнопку «Далее».
- Установите переключатель в поле «отдельном» и с клавиатуры введите название листа «График».
- Нажмите кнопку «Готово».
- Скопируйте лист «Сводная», установив копию перед ярлыком «Лист 3» и дайте этой копии листа название «Сортировка»
- Проведем сортировку оборудования по возрастанию разности стоимости.
- Выделите на листе «Сортировка» диапазон ячеек В5:Е11.
- Откройте пункт меню «Данные» и щелкните по строке «Сортировка…».
- В опции «Сортировать по» в раскрывающемся списке укажите столбец 5. Переключатель должен быть установлен в поле «по возрастанию», а в опции «Идентифицировать поля по» - «подписям». Нажмите кнопку «ОК».
- Постройте на отдельном листе, дав ему название «Диаграмма», самостоятельно диаграмму разности стоимости оборудования офиса с помощью ранее рассмотренного нами Мастера диаграмм. Введите в диаграмму подписи значений. Учтите, что в отличие от построенного нами графика в этом задании необходимо выделить одновременно два диапазона ячеек В5:В11 и Е5:Е11.
Примерный образец диаграммы:
Расставьте листы книги в следующей последовательности:
- 5 сотр.
- 9 сотр.
- Сводная
- График
- Сортировка
- Диаграмма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по разделу «Электронные таблицы» Microsoft Excel
Учебное пособие является практическим руководством по электронным таблицам для студентов колледжа, в котором описаны основные приёмы и правила работы в Excel.Оно содержит систематизированную информаци...
Конспект урока "Электронные таблицы MS Excel"
На уроке повторяются и закрепляются знания по теме "Электронные таблицы MS Excel". В ходе практической работы учащиеся создают тестовую программу в MS Excel....
Методический материал для внеаудиторной работы студентов:"Интерфейс и объекты электронных таблиц Microsoft Excel".
Методический материал содержит теоретический материал, необходимый для выполнения практических работ: основные понятия и термины электронных таблиц, способы автоматизации ввода данных, ввода и копиров...
Курс занятий «Электронные таблицы Microsoft Excel. Теория и практика».
Цикл занятий для повышения компьютерной грамотности педагогов школы....
Открытый урок по теме: "Электронные таблицы Microsoft Excel"
Презентация открытого урока по теме MExcel - проверочная работа...
Электронное учебное пособие по теме: «Электронные таблицы Microsoft Excel»
Электронное учебное пособие по теме: «Электронные таблицы Microsoft Excel»...
Учебное пособие по учебной дисциплине «Информатика» Тема 4. Технология создания и преобразования информационных объектов. Электронные таблицы Microsoft Excel
Учебное пособие по учебной дисциплине «Информатика». Тема 4. Технология создания и преобразования информационных объектов. Электронные таблицы Microsoft ExcelУчебное пособие предназначено ...