Создание запросов и отчетов в СУБД MS Access. Защита данных в СУБД MS Access
план-конспект урока на тему

Игнатенко Екатерина Сергеевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПМ.02 «Разработка и администрирование баз данных. Учебная практика» Дата проведения: 18.03.2015 г. Группа: 243, курс: 3 Специальность: 230115 Программирование в компьютерных системах Тема занятия: Создание запросов и отчетов в СУБД MS Access. Защита данных в СУБД MS Access Цели занятия: 1. Образовательная: сформировать у учащихся понятие баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных, объекты СУБД; привить навык работы в данной среде, создания структуры БД, редактирования и сортировки БД, анализа и синтеза 2. Развивающая: развивать у учащихся алгоритмическое мышление, память, способность наблюдать, объяснять понятия, совершенствовать навыки самоконтроля, развивать знания в области информационных технологий; развивать представления о возможностях программной среды Access; привить навык самостоятельной работы, навык обобщения 3. Воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям, мотивы учения, внимания, уважения дуг к другу. Показать важность знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий, а именно технологий хранения, поиска и сортировки информации Тип занятия: урок отработки трудовых навыков и приемов Межпредметные связи: ОП.03. Технические средства информатизации ОП.04. Информационные технологии ОП.09. Безопасность жизнедеятельности Педагогические технологии: проблемное обучение, деятельностный подход, технология сотрудничества Формы организации учебной деятельности: индивидуальная Используемые методы обучения: словесный, инструктивно-практический Методы стимулирования деятельности студентов: отметка Время проведения занятия: 6 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc36 КБ
Файл prilozhenie_2.docx15.41 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc709.5 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Основные определения.

 Современные информационные системы характеризуются большими объемами хранимых данных, их сложной организацией, а также высокими  требованиями к скорости и эффективности обработки этих данных. Это  становится возможным при использовании специальных программных средств - систем управления базами данных (СУБД).

База данных (БД) - это поименованная совокупность данных, относящихся к определенной предметной области.

Система управления базами данных - это комплекс программных и языковых средств, необходимых для создания, обработки баз данных и поддержания их в актуальном состоянии. Почти все современные СУБД основаны на реляционной модели данных. Название "реляционная" связано с тем, что  каждая запись в такой базе данных содержит информацию, относящуюся (related)  только к одному объекту. Кроме того, с данными о двух объектах можно работать как с единым целым, основанным на значениях связанных между собой данных. Все данные в реляционной БД представлены в виде таблиц. Каждая строка таблицы содержит информацию  только об одном объекте и называется записью. Столбец таблицы содержит  однотипную для всех записей  информацию и называется полем. Для успешного функционирования базы данных важна правильная организация данных в ней. При определении структуры данных в базе  выделяют следующие основные понятия.

Класс объектов - совокупность объектов, обладающих одинаковым набором свойств. Например, в базе данных о ВУЗе  классами объектов являются студенты, преподаватели, предметы. Для каждого отдельного объекта из данного класса объектов в таблице создается  отдельная запись.

Свойство (атрибут) - определенная часть информации о некотором объекте.  Хранится в виде столбца (поля) таблицы. Например, фамилия, имя, отчество - это свойства для объекта Студент

Связь (отношение) - способ, которым связана информация о разных объектах. 

Понятие запроса

При работе с  таблицами можно в любой момент выбрать из базы данных необходимую информацию с помощью  запросов.

Запрос - это обращение к БД для поиска  или изменения в базе данных  информации, соответствующей заданным критериям.

С помощью Access могут быть созданы следующие типы запросов: запросы на  выборку,  запросы на изменение, перекрестные запросы, запросы с параметром.

Одним из наиболее распространенных запросов является запрос на выборку, который выполняет отбор данных из одной или нескольких таблиц по заданным пользователем критериям, не приводящий к изменениям в самой базе данных.

Основные сведения о формах

Формы являются основным средством организации интерфейса пользователя  в приложениях Access. Хорошо разработанные формы позволяют работать с приложением даже неподготовленному пользователю.

Основные сведения об отчетах

Отчеты представляют собой наилучшее средство представления информации из базы данных в виде печатного документа. По сравнению с другими методами вывода данных на печать отчеты обладают двумя принципиальными преимуществами:

– отчеты предоставляют широкие возможности для группировки и вычисления промежуточных  и общих итогов для больших наборов данных;

– отчеты могут быть использованы для получения красиво оформленных материалов,  наклеек и других документов.

В основном отчеты применяются для просмотра «картины в целом», поэтому часто базируются на многотабличных запросах.

Базы данных. Принципы их построения и функционирования.

Концепция базы данных складывалась постепенно в процессе развития систем автоматизированной обработки информации. Понятие «база данных» появилось в конце 60-х годов. База данных представляет собой поименованную совокупность данных, отражающую состояние объекта или множества объектов, их свойства и взаимоотношения. Назначение БД заключается в том, чтобы одну и ту же совокупность данных можно было использовать для максимального числа приложений. Существует три типа баз данных:

1) Табличные; 2) Иерархические; 3) Сетевые; 4) СУБД

1) Табличные БД - содержат перечень объектов одного типа. Столбцы в такой таблице называются полями, а строки – записями. Поле – минимальный элемент данных. Запись – полный набор данных об определенном объекте.

2) Иерархические БД – можно представить как перевернутое дерево, состоящее из объектов различных уровней.

Например, файловая структура ОС Windows. Предки – объекты более близкие к корню, потомки – объекты более низкого уровня.

3) Сетевые БД – являются комбинацией многих иерархических структур. В них каждый объект-потомок может иметь несколько предков. Примером такой БД является структура глобальной сети Интернет.

4) Система управления базами данных (СУБД) – программа, которая позволяет создавать базы данных и обеспечивает обработку, сортировку и поиск данных. Примером такой СУБД является офисная программа- приложение ОС Windows MS Access.

Microsoft Access.

Окно базы данных – один из главных элементов Access. В нем представлены все объекты БД.

Объекты БД MS Access:

Таблицы – базовый объект БД. Все остальные объекты создаются на основе таблиц.

Запросы – являются основным инструментом БД. С их помощью осуществляется отбор данных, исходя из заданных условий.

Отчеты – предназначены для печати данных, выбранных согласно запросу.

Формы – позволяют добавлять в таблицы новые данные, корректировать существующие. Форма может содержать графики, рисунки и другие внедренные объекты.

Макросы – служат для автоматизации часто повторяющихся операций.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Критерии оценки при выполнении заданий

1. Критерии оценки выполнения практических работ.

Оценка «отлично» ставится, если студент выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок.

Оценка «хорошо» ставится, если студент выполнил требования к оценке "5", но допущены 2-3 недочета.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. Оценивание защиты контрольных вопросов.

Оценка «отлично» ставится в том случае, если студент

- правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий;

- строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации

Оценка «хорошо» ставится, если

- ответ студента удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других дисциплин;

- студент допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент

- правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении;

- допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент

- не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

- не может ответить ни на один из поставленных вопросов.




Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по выполнению практической части учебной практики

Методические рекомендации по выполнению практической части учебной практики содержат перечень заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы. Результаты работы студенты заносят в отчет, выданный им вначале изучения каждой из частей учебной практики. По окончании каждого дня практики студенты показывают результат своей деятельности. Готовый отчет сдается в электронном и  распечатанном варианте на последнем занятии.

Задание на самостоятельную работу составлено в 31 варианте. Каждый вариант предусматривает: письменный ответ на вопрос; решение задания.

Студент должен выполнить тот вариант, который соответствует его номеру в журнале. Оцениваться будет, не только правильность решения  задачи, но и стиль написания программы.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы

  1. Изучить методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы.
  2. Самостоятельно подобрать необходимую литературу, изданную в течение последних 3-5 лет по темам теоретического задания (не менее 5 источников). Для чего необходимо использовать каталог, библиографические справочники, нормативные документы, электронные справочные системы, интернет – продукты, периодические издания.
  3. Составить план ответа на теоретический вопрос.
  4. Изложить теоретический материал (не допускается дословное переписывание текстов из брошюр, статей, учебников).
  5. Привести практические примеры, используя конкретный материал (с приложением материала и поименным источником периодической печати).
  6. Решить задачу.
  7. Оформить отчет.
  8. Запрещается
  9. Выполнение работы не по своему варианту и не самостоятельно.
  10. Написание работы на базе устаревших литературных источников и периодических изданий, отмененных нормативно-правовых актов.
  11. Копирование размещённых на специализированных сайтах курсовых и контрольных работ.
  12. Выполнение работы небрежно.

Критерии качества самостоятельной работы

  1. Правильное раскрытие содержания основных вопросов темы, правильное решение задач.
  2. Самостоятельность суждений, выводов, творческий подход раскрываемой проблемы.
  3. Наличие перечня литературы (изданной в течение последних 3-5лет).

Методические рекомендации по созданию базы данных в СУБД MS Access

Цель: освоение теоретических основ, подходов к проектированию и разработке баз данных (БД) в различных предметных областях.

План:

  1. Инструктаж то технике безопасности. Представление данных на персональном компьютере. Реляционные базы данных в MS Access (пример создание базы данных в Microsoft Access 2007)
  2. Создание таблиц, ввод и редактирование данных в СУБД MS Access
  3. Поиск данных и создание запросов в СУБД MS Access
  4. Создание и использование форм для ввода и редактирования данных в СУБД MS Access
  5. Создание запросов и отчетов в СУБД MS Access. Защита данных в СУБД MS Access.
  6. Создание отчетов в СУБД MS Access. Оформление отчетной документации по СУБД MS Access. Защита проектов по СУБД MS Access

Краткий теоретический материал

Microsoft Access является, пожалуй, лучшим программным продуктом для обучения основным принципам работы с СУБД. Access является простой локальной системой управления базами данных, не требующей организации отдельного сервера. Проста в установке и не требовательна к ресурсам компьютера, СУБД Microsoft Access, помогает школьникам и студентам познавать основы предмета СУБД.

Конечно же СУБД Microsoft Access 2007 используют не только для процесса обучения и демонстрации возможностей СУБД. Также в некоторых, но очень редких случаях, её используют в практических целях на предприятиях и организациях. В таких случаях, в основном, СУБД позволяет автоматизировать, вести учет небольших объемов данных и с небольшим количеством подключений.

СУБД Microsoft Access 2007 имеет огромное количество функций, в том числе:

  • Создание таблиц (в различных режимах)
  • Создание запросов
  • Создание отчетов
  • Организация связей между таблицами
  • Создание макросов
  • Встроенный визуальных sql-редактор
  • Схема данных
  • и многое, много другое

Стоит отметить, создание макросов в СУБД Microsoft Access, позволяет создавать полноценное пользовательское приложение для работы с базой данных. Что является огромным плюсом!

База данных – совокупность данных, представленных определенным образом. Или иначе, набор информации о какой-то определенной области.

Данные в базах данных Access содержатся в таблицах, которые по своей структуре и внешнему виду похожи на электронные таблицы Excel. Как и рабочие листы Excel, они состоят из столбцов и строк. Столбцы содержат поля, а в строках, в свою очередь, находятся записи. Поля представляют собой отдельный набор данных, определяющий, например, фамилию заказчика, номер модели, код товара и т.д. Запись представляет собой совокупность полей, которые описывают тот или иной объект, независимо от того, является ли объект автомобилем, человеком или, например, организацией.

Запуск MS Access

Для запуска нажмите кнопку Пуск, выполните команду Программы→Microsoft Access. При первом запуске Microsoft Access предлагается три варианта начала работы – Новая база данных, Мастера, страницы и проекты баз данных, а также Открыть базу данных.

Создание новой базы данных

Если хотите начать работу с Access с создания новой базы данных, выберите переключатель Новая база данных и нажмите кнопку OK. Введите имя создаваемой базы данных в поле Имя файла диалогового окна Файл новой базы данных и щелкните на кнопке Создать (Access предлагает в качестве имени базы данных аббревиатуру db1, db2  и т.д., но лучше присвоить файлу более содержательное имя).

Создание базы данных в режиме конструктора

Чтобы создать таблицу в режиме конструктора, щелкните на кнопке Конструктор на панели окна базы данных, или дважды щелкните «мышью» на ярлыке Создание таблицы в режиме конструктора. Таблица состоит из трех столбцов: Имя поля, Тип данных, Описание.

Имя поля может содержать до 64 символов, но в качестве имени рекомендуется использовать аббревиатуры или краткие названия, например, «Фамилия», «Код товара», «Номер факса» и т.д. Тип данных используется для определения типа данных, хранимых в этом поле. Описание поля не является обязательным параметром таблицы. Если имя выбрано должным образом, дополнительное описание просто не потребуется.

При выборе типа данных, содержащихся в полях таблицы, на вкладке Общие в нижней части окна отображаются дополнительные параметры полей, определяющие условия ввода данных. Параметры полей могут несколько отличаться друг от друга в зависимости от типа вводимых данных. Например, для таких типов данных, как Числовой или Денежный, можно определить число десятичных знаков, а также указать формат вывода значений данного поля. Подобные параметры можно определить и для типов данных Дата/Время или Счетчик.

Таблица 1 – Основные типы данных в MS Access

Текстовый

Текстовые поля могут содержать буквы, цифры и специальные символы. Максимальная ширина поля составляет 255 символов

Поле MEMO

Используется для хранения тех же типов данных, что и текстовые поля, но может содержать до 65535 символов

Числовой

Используется для хранения числовых типов данных

Дата/Время

Используется для хранения дат и времени

Денежный

Используется для хранения данных денежного типа

Счетчик

Используется для хранения уникальных данных, назначаемых автоматически при добавлении каждой новой записи в таблицу

Логический

Используется для хранения данных, которые могут принимать одно из двух возможных значений: Да/Нет, Истина/Ложь и т.п.

Запросы

Запросы используются для просмотра, изменения и анализа данных различными способами. Запросы также можно использовать в качестве источников записей для форм, отчетов и страниц доступа к данным.

Для поиска и вывода данных, удовлетворяющих заданным условиям, включая данные из нескольких таблиц, необходимо создать запрос. Запрос также может обновлять или удалять несколько записей одновременно и выполнять стандартные или пользовательские вычисления с данными.

В запросе может выполняться доступ к разным таблицам для отображения кода заказа, названия компании, города и даты исполнения для заказчиков из определенного города, сделавших заказы, которые следует выполнить в одном месяце.

Создание простых запросов

Запросы можно создавать, используя мастер создания запросов и используя конструктор.

Наиболее просто создается запрос при помощи Мастера запросов. Чтобы создать простой запрос с помощью Мастера запросов, необходимо:

1. В окне базы данных на панели объектов выбрать ярлык Запросы.

2. В списке запросов дважды щелкнуть левой кнопкой «мыши» на ярлыке Создание запроса с помощью мастера или нажать на кнопку Создать в окне базы данных и в появившемся диалоговом окне Новый запрос выбрать Простой запрос и нажать на кнопку ОК .

3. В появившемся окне Создание простых запросов в поле со списком Таблицы и запросы выбрать таблицу или запрос, которые будут служить источником данных для создаваемого запроса.

С помощью стрелок вправо и влево переместить из списка Доступные поля в список Выбранные поля те поля, которые необходимы в конструируемом запросе. При этом порядок полей в запросе будет соответствовать порядку полей в списке Выбранные поля. Если нужно включить в запрос все поля, можно воспользоваться кнопкой с двумя стрелками вправо.

4. Нажать кнопку Далее (Next)  

5. Следующее диалоговое окно будет последним. В нем нужно ввести имя создаваемого запроса и выбрать дальнейшие действия: При необходимости можно установить флажок  Вывести справку по работе с запросом для вывода справочной информации по работе с запросами.

6. Нажать на кнопку Готово.

Создание и изменение запроса в режиме Конструктора

Для изменения уже существующих запросов и для создания новых запросов используется Конструктор запросов. Для того чтобы открыть запрос в режиме Конструктора, выделите в списке один из существующих запросов и нажмите кнопку Конструктор на панели инструментов окна База данных.

Появляется окно Конструктора запросов. В верхней части окна отображается таблица (или несколько таблиц, если запрос многотабличный) в том виде, в каком таблицы отображаются в окне Схема данных. Таблицы - источники данных для запроса, мы будем называть базовыми таблицами запроса. В нижней части окна находится бланк запроса - таблица, ячейки которой используются для определения запроса. В бланке отображаются все столбцы, включенные в результирующее множество запроса.

Для того чтобы просмотреть полностью бланк запроса и все исходные таблицы, используют линейки прокрутки.

Рассмотрим, как создать новый запрос с помощью Конструктора запросов. Для этого необходимо:

1. В окне базы данных на панели объектов выбрать ярлык Запросы.

2. В списке запросов выбрать ярлык Создание запроса в режиме конструктора или нажать кнопку Создать, в появившемся окне Новый запрос выбрать Конструктор  и нажать на кнопку ОК.

3. В окне Добавление таблицы выбрать одну или несколько таблиц или запросов для построения нового запроса и нажать кнопку Добавить. Для удобства выбора таблиц и запросов в окне существуют следующие вкладки: Таблицы, на которой отображается список таблиц; Запросы, на которой отображается список запросов; Таблицы и запросы, на которой отображается список таблиц и запросов вместе.

4. После добавления всех необходимых таблиц нажать кнопку Закрыть в окне Добавление таблицы. Все выбранные таблицы оказываются помещенными на верхней панели окна Конструктора запросов. Если таблицы связаны между собой, т. е. связи присутствуют явно на схеме данных, то эти связи также отображаются. Если связи на схеме данных не установлены, то Конструктор запросов автоматически устанавливает связи между таблицами, если они содержат поля, которые имеют одинаковые имена и согласованные типы.

5. Затем нужно указать, какие поля из таблиц будут отображаться в запросе. Включать в запрос можно поля из любой таблицы. Способов включения полей в запрос существует несколько. Выделите нужное поле в таблице-источнике (можно выделить несколько полей, пользуясь клавишами и ). Если требуется включить в запрос все поля базовой таблицы, выделите поле, обозначенное звездочкой (*). Дважды щелкните левой кнопкой «мыши» на выделенном поле. При этом в бланке запроса появится столбец, соответствующий выбранному полю. Затем аналогично добавьте другие поля. Столбцы в бланке запроса при этом заполняются слева направо.

Можно подвести указатель «мыши» к выделенному полю (одному из выделенных полей), нажать на левую кнопку «мыши» и перетащить поле (поля) в нужное место бланка запроса. Последний способ позволяет помещать поля в любое место бланка запроса.

И, наконец, вместо перетаскивания полей в бланк запроса из таблицы можно просто использовать раскрывающийся список полей в строке Поле бланка запроса.

Элементы языка запросов

  • В данной записи допускается любая последовательность символов. Например, чтобы вывести информацию обо всех сотрудниках, чьи фамилии начинается на букву «С», в столбец с полем «Фамилия» в строке условие отбора необходимо указать С*. Access автоматически изменит введенное выражение на like «С*», т.е. содержится С, а далее может быть любая последовательность символов.
  • Также можно использовать различные математические операторы, например >, <, <> и т.д.
  • Если необходимо вывести информацию, где условием отбора является некоторый временной промежуток, то необходимо использовать конструкцию «between … and». Например, вывести информацию о работниках , которые приняты с 1 мая 2006 года по 10 мая 2007 года. Подобный запрос будет выглядеть следующим образом: для поля «дата найма» в строку условие отбора ввести выражение between 01.05.2006 and 10.05.2007.

Формы

Формы являются типом объектов базы данных, который обычно используется для отображения данных в базе данных. Форму можно также использовать как кнопочную форму, открывающую другие формы или отчеты базы данных, а также как пользовательское диалоговое окно для ввода данных и выполнения действий, определяемых введенными данными.

Отчеты

Отчет является эффективным средством представления данных в печатном формате. Имея возможность управлять размером и внешним видом всех элементов отчета, пользователь может отобразить сведения желаемым образом.

Для анализа данных или представления их определенным образом в печатном виде, можно создать отчет. Например, напечатать один отчет, группирующий данные и вычисляющий итоговые значения, и еще один отчет с другими данными, отформатированными для печати почтовых наклеек.

Макросы

Макрос представляет набор макрокоманд. Макросы могут быть полезны для автоматизации часто выполняемых задач. Например, при нажатии пользователем кнопки можно запустить макрос, который распечатает отчет.

При создании макроса пользователь вводит макрокоманды, которые требуется выполнить.

Пример создание базы данных в Microsoft Access 2007.

Постановка задачи

Реализовать базу данных (БД) по теме «Учет выдачи и возврата книг» в СУБД Microsoft Access 2007.

В результате проектирования БД «Учет выдачи и возврата книг» получены следующие таблицы:

Тематика (код тематики, наим.тематики)

Издательство (код изд-ва, наим. изд-ва)

Читатель (номер ЧБ, фам, адрес, год рожд, образование)

Книги (№ книги, наим.книги, авторы, код тематики, код изд-ва, адрес хранения)

Учет книг (номер ЧБ, № книги, дата возврата, дата выдачи, дата факт.возврата)

Перед созданием таблиц в СУБД необходимо для каждого поля (столбца) таблиц определить некоторые характеристики (полужирным шрифтом выделены ключевые поля):

Тематика

Характеристики поля

Поле

Тип

поля

Списочный характер

Возможные ограничения

Индексируемость

Обязательность заполнения

Код тематики

Счетчик

-

-

-

+

Наименование тематики

Текстовый

-

-

+

+

Читатель

Характеристики поля

Поле

Тип

поля

Списочный характер

Возможные ограничения

Индексируемость

Обязательность заполнения

Номер ЧБ

Числовой

-

-

-

+

Фамилия

Текстовый

-

-

+

+

Адрес

Текстовый

-

-

-

+

Год рождения

Числовой

-

>1920 And <2005

-

-

Образование

Мастер подстановок

неполное среднее,

среднее,

высшее

-

-

-

Издательство

Характеристики поля

Поле

Тип

поля

Списочный характер

Возможные ограничения

Индексируемость

Обязательность заполнения

Код издательства

Счетчик

-

-

-

+

Наименование издательства

Текстовый

-

-

+

+

Книги

Характеристики поле

Поле

Тип

поля

Списочный характер

Возможные ограничения

Индексируемость

Обязательность заполнения

№ книги

Числовой

-

-

-

+

Наименование книги

Текстовый

-

-

-

+

Авторы

Текстовый

-

-

+

+

Код тематики

Мастер подстановок (поле Наименование тематики из таблицы «Тематика»)

-

-

-

+

Код издательства

Мастер подстановок

(поле Наименование издательства из таблицы «Издательство»)

-

-

-

+

Адрес хранения

Мастер подстановок

Отдел 1

Отдел 2

-

-

+

Учет книг

Характеристики поля

Поле

Тип

поля

Списочный характер

Возможные ограничения

Индексируемость

Обязательность заполнения

Номер ЧБ

Мастер подстановок (Номер ЧБ из таблицы «Читатель»)

-

-

-

+

№ книги

Мастер подстановок (№ книги из таблицы «Книги»)

-

-

-

+

Дата выдачи

Дата/время

-

-

-

+

Дата возврата

Дата/время

-

-

-

+

Дата факт возврата

Дата/время

-

-

-

-

  1.  Запустить MS Access 2007, создать новую базу данных «Учет выдачи и возврата книг».
  2.  Создание таблицы «Тематика»:
  •  на закладке Главная с помощью кнопки Вид перейти в режим Конструктора:

  •  внести названия и типы полей таблицы «Тематика»:

  •  в разделе Свойства поля на закладке Общие для поля Наименование тематики установить характеристики индексируемости и обязательности:

  •  на закладке Главная с помощью кнопки Вид перейти в Режим таблицы и ввести данные в таблицу «Тематика»:

  1.  Создание таблицы «Читатель»:
  •  на закладке Создание с помощью кнопки Таблица создать новую таблицу и сохранить под именем «Читатель»:

  •  перейти в режим Конструктора и внести названия и типы полей таблицы «Читатель»:

-  для поля Год рождения в разделе Свойства поля на закладке Общие внести соответствующее ограничение целостности в строку Условие на значение;

- так как поле Образование должно быть представлено в виде списка, поэтому для его создания выберите тип данных Мастер подстановок. Затем в появившемся окне необходимо выбрать опцию Будет введен фиксированный набор значений, далее, отвечая на вопросы Мастера, ввести значения элементов списка;

  •  в разделе Свойства поля на закладке Общие для введенных полей установить соответствующие характеристики индексируемости и обязательности;
  •  внести данные в таблицу «Читатель».

4.  Аналогично создать таблицы «Издательство», «Книги», «Учет книг», учитывая характеристики полей в соответствующих таблицах, и внести данные. Обратите внимание, в каком порядке создавались таблицы и вносились в них данные!

5.  Схема данных:

  •  на закладке Работа с базами данных с помощью кнопки Схема данных вызвать схему данных и поместить на неё все имеющиеся таблицы.

В случае использования Мастера подстановок, реализующего связи между таблицами, на Схеме данных уже будут отображены связи между таблицами (в противном случае, с помощью мыши установить связи между таблицами по одинаковым по смыслу полям). Для каждой связи вызвать команду Изменение связи и в появившемся окне установить флажок Обеспечение целостности данных:

Внешний вид схемы данных должен быть следующий:

6.  Создание форм:

Экранные формы позволяют организовать наглядную и удобную работу с базой данных, состоящей из большого количества связанных таблиц реляционной базы данных. Имеющийся в системе Мастер разработки экранных форм позволяет легко создавать экранные формы нескольких видов (простые - для работы с данными одной таблицы, более сложные - для работы с несколькими таблицами с использованием подчиненных форм).

  •  на закладке Создание с помощью кнопки Форма создать формы для каждой таблицы, улучшая внешний вид каждой формы при использовании закладки Формат.

7.  Создание отчета

Пусть требуется создать отчет по читателям и темам с итогами (число выданных книг) по читателям и темам. Для реализации отчета необходимо выбрать из базы данных соответствующие данные, то есть создать запрос:

  •  на закладке Создание с помощью кнопки Конструктор запросов создать новый запрос и сохранить под именем «Книги читателя»;
  •  поместить в созданный запрос те таблицы, сведения из которых необходимы для будущего отчета, и выбрать из этих таблиц соответствующие поля:

  •  проверить правильность работы запроса с помощью закладки Конструктор и команды Выполнить;
  •  на закладке Создание с помощью кнопки Мастер отчетов создать простой настраиваемый отчет на основе запроса «Книги читателей». При работе с Мастером отчетов необходимо установить следующие уровни группировки:

  •  для добавления итогов откройте созданный отчет в Режиме макета и на закладке Формат в списке Итоги выберите Количество значений. Таким образом, общий вид отчета должен быть следующим:

8.  Элементы администрирования базы данных

В MicroSoft Office Access 2007 предусмотрена улучшенная модель безопасности, которая упрощает процесс защиты базы данных и ее открытия с включенной защитой. Примечание: хотя предлагаемые методы повышают уровень безопасности, наилучший способ защиты данных — хранение таблиц на специальном сервере (например, на компьютере, на котором выполняется Службы Microsoft Windows SharePoint Services 3.0) и хранение форм и отчетов на локальных компьютерах или в общих сетевых ресурсах. Cредства обеспечения безопасности в Office Access 2007:

Шифрование базы данных паролем. В средстве шифрования, доступном в MicroSoft Office Access 2007, объединены и усовершенствованы два предыдущих средства — применение паролей и шифрование базы данных. При использовании пароля базы данных для шифрования базы данных эти данные становятся недоступны для других средств, и другие пользователи вынуждены вводить пароль, чтобы получить доступ к этой базе данных. Для шифрования в Access 2007 используется более эффективный алгоритм, чем в более ранних версиях Access.

  •  Откройте базу данных в монопольном режиме, для этого:
  •  щелкните значок Кнопка Office , а затем выберите команду Открыть;
  •  в диалоговом окне Открытие найдите файл, который нужно открыть, и выделите его (одним щелчком);
  •  нажмите стрелку рядом с кнопкой Открыть и выберите вариант Монопольно:

  •  на закладке Работа с базами данных в группе Работа с базами данных щелкните Зашифровать паролем:

  •  откроется диалоговое окно Задание пароля базы данных, введите пароль в поле Пароль, повторите его в поле Подтверждение и нажмите кнопку ОК;
  •  самостоятельно изучить возможности дешифровки базы данных.

Создание резервной копии базы данных.

  •  щелкните значок Кнопка Office , выберите команду Управление, затем Резервная копия базы данных;
  •  в появившемся окне Сохранение укажите место для сохранения резервной копии базы данных.

Упрощенное открытие баз данных.

В предыдущих версиях Access пользователю приходилось отвечать на различные предупреждающие сообщения — например о безопасности макросов и изолированном режиме. По умолчанию, если в Office Access 2007 открывается база данных, расположенная не в доверенном месте, отображается только панель сообщений.

Если файлы базы данных (как в новом формате Office Access 2007, так и в более ранних) расположены в надежном месте, например в папке или в общем сетевом ресурсе, которые указаны как надежные, они будут открываться и обрабатываться без сообщений с предупреждениями и запроса о включении или отключении содержимого. Описанная ниже последовательность шагов объясняет, как найти или создать надежное расположение, а затем добавить туда базу данных.

  •  щелкните значок Кнопка Office , а затем - кнопку Параметры Access. Примечание: открывать базу данных не требуется;
  •  в открывшемся диалоговом окне Параметры Access выберите пункт Центр управления безопасностью и в группе Центр управления безопасностью Microsoft Office Access нажмите кнопку Параметры центра управления безопасностью;
  •  выберите Надежные расположения, просмотрите уже созданные надежные расположения;
  •  для создания нового надежного расположения используйте кнопку Добавить новое расположение, а затем укажите значения параметров в диалоговом окне Надежное расположение Microsoft Office;
  •  для размещения базы данных в надежном расположении можно воспользоваться проводником Windows или открыть файл в Access и сохранить его в надежном расположении;
  •  для открытия базы данных в надежном расположении можно использовать любой привычный способ. Например, выбрать и затем дважды щелкнуть файл в проводнике Windows либо, если уже запущен Access, нажать кнопку Microsoft Office для поиска и открытия файла. Если база данных Office Access 2007 размещена в надежном расположении, при ее открытии работают все коды VBA, макросы и безопасные выражения. При этом не возникает необходимость решать вопросы доверия.

Индивидуальное задание

  1. База данных «Учебное заведение»
  2. База данных «Шахматы»
  3. База данных «Кинотеатр»
  4. База данных «АТП»
  5. База данных «Учет кредитов и займов организации»
  6. База данных «Склад»
  7. База данных «Бюро знакомств»
  8. База данных «Клуб туристов»
  9. База данных «Поликлиника»
  10. База данных «Продажи товаров»
  11. База данных «Ресторан»
  12. База данных «Адвокатская контора»
  13. База данных «Телеателье»
  14. База данных «Хлебокомбинат»
  15. База данных «Телеателье»
  16. База данных «Отдел кадров»
  17. База данных «Книжный магазин»
  18. База данных «Прокат автомобилей»
  19. База данных «Добровольное медицинское страхование»
  20. База данных «Библиотека»
  21. База данных «Складской учёт материалов»
  22. База данных «Дом отдыха»
  23. База данных  «Университет»
  24. База данных «Авторемонтные мастерские»
  25. База данных «Деканат»
  26. База данных «Поликлиника»
  27. База данных «Спорт»
  28. База данных «Городской транспорт»
  29. База данных «Газета объявлений»
  30. База данных «Домоуправление»
  31. База данных «Автотранспортное предприятие»

Содержание отчета

 Отчет должен содержать (Приложение 1):

  1. Титульный лист (Приложение 2)
  2. Содержание (Приложение 3)
  3. Ответы на теоретическую часть работы (Приложение 4, Приложение 5)
  4. Разработанную базу данных по индивидуальной теме и ее описание (Приложение 6)
  5. Выводы
  6. Список литературы

Требования к содержанию и оформлению отчета

  1. Основные требования, предъявляемые к содержанию отчета по учебной практике:
  1. Введение:
  1. Цель, место, дата начала и продолжительность практики.
  2. Перечень основных ознакомительных мероприятий, работ и заданий
  1. Основная часть:
  1. Описание нормативно-правовой базы в ходе ознакомительных мероприятий.
  2. Анализ выполнения плановых мероприятий за время прохождения практики.
  3. Изложение основных теоретических положений по практическим вопросам, связанных с выполнением заданий, проведение расчетов. Аналитических заключений.
  4. Перечень слабо рассмотренных или невыполненных заданий, причины затруднений
  1. Заключение:
  1. Оценка положительных и отрицательных сторон ознакомительных мероприятий
  2. Оценка положительных и отрицательных сторон практического обучения
  3. Предложения по совершенствованию структуры и функций предприятия
  1. Основные требования, предъявляемые к отчету по практике:
  1. Отчет должен быть распечатан на компьютере шрифтом Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5 объем не менее 10 листов машинописного текста
  2. В отчет могут входить приложения (таблицы, графики, фотографии произведенной продукции и т.п.)
  3. Отчет должен быть подписан руководителем практики от колледжа.
  4. Защита отчета проходит в соответствии с расписанием занятий, как правило, в последние 1-2 дня до окончания практики.
  5. В случае не предоставления отчета, практика не засчитывается как пройденная, что является основание не допуска к промежуточной аттестации по профессиональному модулю.

Пример оформления содержания

Тема теоретической части: Информатика как наука

Тема практической части: Базы данных MS Access «Шахматы»

План теоретической части

стр.

  1. История развития информатики.

  1. Кибернетика - наука об управлении.

  1. Информатика и управление социальными процессами.

  1. Информационные системы.

  1. Автоматизированные системы управления.

  1. Автоматизированные системы научных исследований.

  1. Построение интеллектуальных систем.

  1. Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.

  1. Информационные технологии в деятельности современного специалиста.

  1. Правонарушения в сфере информационных технологий.

  1. Защита информации.

  1. Информационный бизнес.

План практической части

стр.

  1. СУБД MS Access

  1. Описание предметной области

  1. Реализация проекта

Вывод

Список литературы

Приложение. Инструкция по технике безопасности при работе на компьютере

Перечень тем теоретической части учебной практики по СУБД MS Access

Вариант 1. Информатика как наука

  1. История развития информатики.
  2. Кибернетика - наука об управлении.
  3. Информатика и управление социальными процессами.
  4. Информационные системы.
  5. Автоматизированные системы управления.
  6. Автоматизированные системы научных исследований.
  7. Построение интеллектуальных систем.
  8. Компьютерная революция: социальные перспективы и последствия.
  9. Информационные технологии в деятельности современного специалиста.
  10. Правонарушения в сфере информационных технологий.
  11. Защита информации.
  12. Информационный бизнес.

Вариант 2. Информация, ее виды и свойства.

  1. Проблема информации в современной науке.
  2. Передача информации.
  3. Дискретизация непрерывных сообщений.
  4. Субъективные свойства информации.
  5. Непрерывная и дискретная информация.
  6. Информация и энтропия.
  7. Вероятность и информация.
  8. Проблема измерения информации.
  9. Ценностный подход к информации.
  10. Семантическая информация.
  11. Атрибутивная и функциональная концепции информации.
  12. Информация и эволюция живой природы.
  13. Информационные процессы в неживой природе.
  14. Отражение и информация.
  15. Материя, энергия и информация.
  16. Синергетика и информация.
  17. Познание, мышление и информация.
  18. Свойства информационных ресурсов.
  19. Информация и сознание.

Вариант 3. Системы счисления.

  1. Системы счисления древноего мира.
  2. Римская систем счисления. Представление в ней чисел и решение арифметических задач.
  3. История систем счисления (десятичной, двоичной, восмеричной, шестнадцатеричной).

Вариант 4. Кодирование информации.

  1. История кодирования информации.
  2. Символы и алфавиты для кодирования информации.
  3. Кодирование и шифрование.
  4. Основные результаты теории кодирования.
  5. Современные способы кодирования информации в вычислительной технике.

Вариант 5. Элементы теории графов.

  1. История теории графов.
  2. Задачи, сводящиеся к графам.
  3. Связность в графах.
  4. Графы и отношения на множествах.
  5. Теоремы о числах графов.
  6. Устойчивость графов.
  7. Расстояния и пути в графах.

Вариант 6. Алгоритм и его свойства.

  1. История формирования понятия "алгоритм".
  2. Известнейшие алгоритмы в истории математики.
  3. Проблема существования алгоритмов в математике.
  4. Средства и языки описания (представления) алгоритмов.
  5. Методы разработки алгоритмов.

Вариант 7. Формализация понятия алгоритм.

  1. Проблема алгоитмической разрешимости в математике.
  2. Основатели теории алгоритмов - Клини, Черч, Пост, Тьюринг.
  3. Основные определения и теоремы теории рекурсивных функций.
  4. Тезис Черча.
  5. Проблемы вычислимости в математической логике.
  6. Машина Поста.
  7. Машина Тьюринга.
  8. Нормальные алгоитмы Маркова и ассоциативные исчисления в исследованиях по искусственному интеллекту.

Вариант 8. Принципы разработки алгоритмов и программ для решения прикладных задач.

  1. Жизненный цикл программных систем.
  2. Методы управления проектами при разработке программных систем.
  3. Методы проектирования программных систм.
  4. Модульный подход к программированию.
  5. Структурный подход к программированию.
  6. Объектно-ориентированный подход к программированию.
  7. Декларативный подход к программированию.
  8. Параллельное программирование.
  9. Case-технологии разработки программных систем.
  10. Доказательное программирование.
  11. Новинки средств управления проеками: UML.

Вариант 9. Операционные системы.

  1. Эволюция операционных систем компьютеров различных типов.
  2. Первые операционные системы для персональных компьютеров.
  3. Операционная сисета MS DOS.
  4. Сравнительный анализ операционных систем Windows и MAC OS.
  5. Особенности и возможности файловых менеджеров типа FAR, DOS NAVIGATOR и др.

Вариант 10

Понятие о системе программирования.

  1. История языков программирования.
  2. Язык компьютера и человека.
  3. Объектно-ориентированное программирование.
  4. Непроцедурные системы программирования.
  5. Искусственный интеллект и логическое программирование.
  6. Языки манипулирования данными в реляционных моделях.
  7. Макропрограммирование в среде Microsoft OFFICE.
  8. «Визуальное» программирование. VISUAL BASIC, С, PROLOG.

Вариант 11. Парадигмы программирования. Основные языки программирование.

  1. Современные парадигмы программирования.
  2. Никлаус Вирт. Структурное программирование. Pascal и Modula.
  3. История языка Бейсик.
  4. Язык Ассемблера.
  5. Алгоритмический язык Ершова.
  6. Все о Logo-мирах.
  7. Язык программирования ADA.
  8. Язык программирования PL/1.
  9. Язык программирования Algol.
  10. Язык программирования Си.
  11. Языки программирования в СУБД.

Вариант 12. Прикладное программное обеспечение общего назначения.

  1. Программные системы обработки текстов под MS DOS.
  2. Программные системы обработки текстов под WINDOWS.
  3. Электронные таблицы под MS DOS.
  4. Электронные таблицы под WINDOWS.
  5. Программные системы обработки графической информации под MS DOS.
  6. Системы управления базами данных под MS DOS и WINDOWS.
  7. Системы управления распределенными базами данных. ORACLE и другие.
  8. Программные системы обработки сканированной информации.
  9. Программные системы «переводчики».

Вариант 13. Прикладное программное обеспечение обработки звуковой и графической информации

  1. Программные системы обработки графической информации под WINDOWS.
  2. Современная компьютерная графика. CorelDraw и Photoshop.
  3. Компьютерная анимация. 3D Мах и другие.
  4. Мультимедиасистемы. Компьютер и музыка.
  5. Мультимедиасистемы. Компьютер и видео.
  6. Обзор компьютерных игр.
  7. Сетевые и телекоммуникационные сервисные программы.
  8. Системы компьютерной алгебры.
  9. Пакет MathCad.

Вариант 14. Системы обработки текстов.

  1. Системы обработки текстов в MS DOS.
  2. Текстовый редактор Лексикон.
  3. Текстовый процессор Word.
  4. Настольная издательская система PageMarker.
  5. Настольная издательская система ТеХ.

Вариант 15. Системы компьютерной графики.

  1. Возможности CorelDraw.
  2. Что может Adobe Photoshop.
  3. Обзор графических редакторов для IBM PC.
  4. Компьютерная анимация.
  5. Сканирование и распознавание изображений.
  6. Возможности и перспективы развития компьютерной графики.
  7. Форматы графических файлов.

Вариант 16. База данных и системы управления базами данных.

  1. Информационная система (база данных) «Борей».
  2. Информационные справочные системы в человеческом обществе.
  3. Информационные поисковые системы в человеческом обществе.
  4. Базы данных и Интернет.
  5. Геоинформационные системы.
  6. Проектирование и программирование баз данных.
  7. СУБД Oracle.
  8. Информационная система «Галактика».
  9. Информационная система «Консультант плюс».
  10. Информационная система «Гарант плюс».

Вариант 17

Электронные таблицы.

  1. Система Quattro Pro.
  2. Использование электронных таблиц для ведения баз данных.
  3. Программирование в электронных таблицах.

Вариант 18. Паскаль как язык структурно-ориентированного программирования.

  1. Программирование баз данных на Паскале.
  2. Программирование экспертных систем на Паскале.
  3. Программирование игр на Паскале.
  4. Программирование с использованием TurboVizion.
  5. Объектно-ориентированное программирование на Паскале.

Вариант 19. Основы логического программирования на языке Пролог.

  1. Парадигма логического программирования — альтернатива процедурному и функциональному программированию.
  2. Пролог и продукционное представление знаний.
  3. Прикладная логика предикатов 1-го порядка и фразы Хорна.
  4. Логическая природа решения задач на Прологе.
  5. Примеры баз знаний на Прологе.
  6. Моделирование интеллектуальной деятельности человека и Пролог.
  7. Рекурсия — основной метод программирования на Прологе.
  8. Управление логическим выводом. Отсечение.
  9. Списки и структуры в решении логических задач.
  10. Эволюция систем программирования на Прологе.

Вариант 20. История развития вычислительной техники.

  1. Работы Дж. фон Неймана по теории вычислительных машин.
  2. История создания и развития ЭВМ. Поколения.
  3. Микропроцессоры, история создания, использование в современной технике.
  4. Персональные ЭВМ, история создания, место в современном мире.
  5. Супер-ЭВМ, назначение, возможности, принципы построения.
  6. Проект ЭВМ 5-го поколения: замысел и реальность.
  7. Многопроцессорные ЭВМ и распараллеливание программ.

Вариант 21. Архитектура ЭВМ.

  1. Детальное описание архитектуры фон-неймановских машин.
  2. Детальное описание шинной архитектуры ЭВМ.
  3. Системы команд машин различнх поколений, адресация памяти.

Вариант 22. Архитектура микропроцессоров.

  1. Архитектура процессоров машин 2-го и 3-го поколений.
  2. Архитектура микропроцессора семейства PDP.
  3. Архитектура микропроцессора семейства Intel.

Вариант 23. Внешние устройства ЭВМ: физические принципы и характеристики.

  1. Современные накопители информации, используемые в вычислительной технике.
  2. Дисплеи, их эволюция, направления развития.
  3. Печатающие устройства, их эволюция, направления развития.
  4. Сканеры и программная поддержка их работы.
  5. Средства ввода и вывода звуковой информации.

Вариант 24. Логические основы функционирования ЭВМ.

  1. Различные виды триггеров и их сопоставление.
  2. Операционные узлы ЭВМ.

Вариант 25. Локальные сети.

  1. Развитие технологий соединения компьютеров в локальные сети.
  2. Кабельное хозяйство и аппаратное обеспечение локальных сетей.
  3. Программное обеспечение локальных сетей.
  4. Администрирование локальных сетей.

Вариант 26. Глобальные сети.

  1. История формирования всемирной сети Internet. Современная статистика Internet.
  2. Структура Internet. Руководящие органы и стандарты Internet.
  3. Каналы связи и способы доступа в Internet.
  4. Модемы и протоколы обмена.
  5. Поисковые сайты и технологии поиска информации в Internet.
  6. Образовательные ресурсы сети Internet.
  7. Электронная коммерция и реклама в сети Internet.
  8. Проблемы защиты информации в Internet.
  9. Авторское право и Internet.

Вариант 27. Банки информации.

  1. Информационно-справочные и информационно-поисковые системы.
  2. Системы автоматизации документооборота и учета.
  3. Банки данных.
  4. Банки документов.
  5. Иерархические классификационные системы.
  6. Дескрипторные информационно-поисковые языки.

Вариант 28. Автоматизированные информационные системы.

  1. Автоматизированные системы управления.
  2. Автоматизированные системы управления технологическими процессами.
  3. Системы автоматизированного проектирования в строительстве.
  4. Системы автоматизированного проектирования в машиностроении.
  5. Геоинформационные системы в природопользовании.
  6. Геоинформационные системы в экологии.
  7. Геоинформационные системы в ведении земельных кадастров.
  8. Экспертные системы в медицине.
  9. Инструментальные программные средства для создания экспертных систем.

Вариант 29. Введение в компьютерное моделирование.

  1. Моделирование как метод познания.
  2. Информационное моделирование.
  3. Компьютерное моделирование в биологии и экологии.
  4. Компьютерное моделирование в геологии.
  5. Компьютерное моделирование физических процессов.
  6. Математические методы в медицине.

Вариант 30

Моделирование физических процессов. Компьютерное моделирование в экологии.

  1. Моделирование простых течений жидкости.
  2. Задачи классической экологии и математическое моделирование.
  3. Математическое моделирование процессов распространения загрязнения окружающей среды.

Вариант 31. Моделирование случайных процессов.

  1. Принципы компьютерной генерации последовательностей случайных чисел и статистические критерии определения свойств последовательностей.
  2. Методы статистической обработки результатов, полученных при компьютерном моделировании случайных процессов.

Методические рекомендации по оформлению теоретической части

Теоретическая часть учебной практики по каждому из разделов оформляется в форме доклада и является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Доклад  должен содержать следующие структурные элементы:

  1. Название доклада
  2. Содержание доклада
  3. Основная часть
  4. Заключение
  5. Список литературы

Рекомендуемый объем доклада составляет не более 3-5 страниц машинописного текста.

Требования к работам студентов: 

  1. Тема доклада соответствует номеру в журнале
  2. Титульный лист, содержание, практическая  часть, текст докдада, литература, приложения.
  3. Объем доклада не менее 10 стр. Формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14 пт, полуторный междустрочный интервал, выравнивание текста – по ширине, нумерация страниц в нижнем колонтитуле;
  4. На титульном листе указывается: вариант работы, Фамилия И.О. исполнителя,  специальность, курс, группа;
  5. Список использованных источников - не менее 3-х, полное указание выходных данных для книжных и периодических изданий, адреса сайтов с которых заимствован материал, по тексту доклада должны быть ссылки на источники; 
  6. Поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм;
  7. Шрифт размером 14 пт, гарнитурой Times New Roman;
  8. Междустрочный интервал – полуторный;
  9. Отступ красной строки - 1,27 см;
  10. Выравнивание основного текста - по ширине.
  11. Заголовок темы и параграфов по центру по центру.
  12. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов
  13. Доклад должен содержать достоверные и актуальные сведения на достаточном научном уровне;
  14. Доклад, кроме текста (формат .doc), может дополнительно содержать: качественные цветные иллюстрации, фрагменты программ, исполняемые модули, фрагменты информационных систем, презентации и другие материалы качественно дополняющие основную часть доклада. Также работа может быть выполнена с использованием html, xml и т.д. Каждый компонент должен быть поименован с указанием места привязки к тексу доклада. 

Доклад оценивается по системе

Оценка "отлично" выставляется за доклад, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за доклад, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за доклад, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Пример оформления практической части

Базы данных MS Access «Кадры»

1. СУБД MS Access

Дается краткая характеристика системы управления базой данных MS Access. Рассматриваются основные особенности работы с MS Access. Даются основные понятия MS Access.

2. Описание предметной области

Описание предметной области, выполненное без ориентации на используемые в дальнейшем программные и технические  средства, называется инфологической моделью.

Для того, чтобы база данных адекватно отражала предметную область, проектировщик базы данных должен хорошо представлять себе все нюансы, присущие данной предметной области (ПО), и уметь отобразить их в базе данных. Поэтому прежде чем начинать проектирование базы данных, необходимо как следует разобраться, как функционирует предметная область, для отображения которой создается БД. Предметная область должна быть предварительно описана. Для этого в принципе может использоваться и естественный язык, но его применение имеет много недостатков, основным из которых являются громоздкость описания и неоднозначность его трактовки. Поэтому  обычно для этих целей используют искусственные формализованные языковые средства. В связи с этим под инфологической моделью (ИЛМ) понимают описание предметной области, выполненное с использованием специальных языковых средств, не зависящих от используемых в дальнейшем программных средств.

База данных «Кадры» разрабатывается для хранения текстовой информации (хотя для удобства ввода некоторые поля таблиц – числовые), поэтому в приложении не будут применены вычисления введенных оператором данных.

Даталогическая модель является моделью логического уровня и представляет собой отображение логических связей между элементами данных безотносительно к их содержанию и среде хранения. Эта модель строится в терминах информационных единиц, допустимых в той конкретной СУБД, в среде которой мы проектируем базу данных.

Рис. 1. Схема данных «Кадры»

Предметной областью называется часть реального мира, представляющая интерес для данного исследования (использования).

Вкратце рассмотрим схему работы ИС «Кадры». Инспектор  отдела кадров заполняет личное дело сотрудника данными. В список анкетных данных входят:

-    фамилия;

-    имя;

-    отчество;

-    пол;

-    дата рождения и др.

     Периодически инспектор отдела кадров подшивает в дело новые сведения и приказы, касающиеся этого сотрудника. Время от времени сотруднику требуется выдать справки фиксированного содержания на основании данных личного дела (краткая информация о сотруднике и др.).

В разрабатываемом приложение должна иметься возможность добавления нового и удаление старого сотрудника в базе данных, редактирование его анкетных данных. Также должны быть предусмотрены функции поиска данных о сотрудниках.

3. Реализация проекта

Реализация проекта началась с заполнения таблиц данными. На основе этих таблиц мы уже можем наблюдать сделанные запросы, формы и отчёты.

Таблица первая. Лица ищущие работу (Рис.2.). Эта таблица предоставляет нам основные сведения о ФИО, ищущего работу, о том, какую должность он ищет и на какой оклад рассчитывает.

4

Рис.2. Таблица «Лица ищущие работу»

Таблица вторая. Анкета ищущих работу (Рис.3.). Здесь более подробно показывается информация о лице, ищущем работу. Она согласуется с таблицей лиц, ищущих работу.

Вывод

В любой организации, как большой, так и маленькой, возникает проблема такой организации управления данными, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Небольшие организации используют для этого шкафы с папками, однако крупные корпоративные предприятия используют компьютеризированные системы автоматизации, позволяющие эффективно хранить, извлекать информацию и управлять большими объемами данных.

Отчет по учебной практике состоит из двух частей.

В первой части рассмотрено понятие кадров и кадровой политики, а так же критерии оценки кадровой политики и назначение информационной системы «Кадры».

Во второй части для выявления параметров работы с базой данных, была рассмотрена и описана предметная область программы, проведена теоретическая реализация проекта, на основе методического материала и содержащихся в СУБД Access.  

Список  литературы

Основные источники:        

  1. Бекаревич, Ю. Б., Пушкина, Н. В., Смирнова,  Е. Ю. Управление базами данных. СПб.: Изд. СПбГУ, 2010. – 234с.
  2. Голицына, О.Л., Максимов, Н.В., Попов, И.И. Базы данных: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
  3. Широков, Л.А. Базы данных и знаний : учеб.пособие Ч.1. - М.: МГИУ, 2008. – 350 с.
  4. Широков, Л.А. Базы данных и знаний :учеб. пособие для вузов Ч.2:Применение SQL для запросов к базам данных. / Широкова О.Л.; под ред. Широкова Л.А. - М.: МГИУ, 2009. – 389 с.
  5. Максимов, Н.В., Попов, И.И. Компьютерные сети: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: ФОРУМ, 2008. – 345с.
  6. «Основы компьютерных сетей» www.microsoft.com

Дополнительные источники:

  1. Горев, А., Ахаян, Р., Макашарипов, С. Эффективная работа с СУБД. СПб.: Питер, 2005. – 234с.
  2. Ramakrishnan, R. Database management systems. McGraw-Hill, 2005. – 670с.
  3. Гаврилова, Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем: Учеб.пособие для вузов. / Хорошевский В.Ф. - СПб.: Питеp, 2004. – 340с.
  4. Пескова, С.А. Сети и телекоммуникации. Учебное пособие. - М.: «Академия», 2006.- 340с.

Интернет-ресурсы:        

  1. www.george-sergeev.info
  2. www.intuit.ru
  3. http://www.citforum.ru/operating_systems/
  4. http://www.programmer.iatp.org.ua/razno/uche/comstat.rar



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ПМ.02 «Разработка и администрирование баз данных. Учебная практика»

Дата проведения: 18.03.2015 г.

Группа: 243, курс: 3

Специальность: 230115 Программирование в компьютерных системах

Тема занятия: Создание запросов и отчетов в СУБД MS Access. Защита данных в СУБД MS Access

Цели занятия:

1. Образовательная: сформировать у учащихся понятие баз данных, табличных баз данных, системы управления базами данных, объекты СУБД; привить навык работы в данной среде, создания структуры БД, редактирования и сортировки БД, анализа и синтеза

2. Развивающая: развивать у учащихся алгоритмическое мышление, память, способность наблюдать, объяснять понятия, совершенствовать навыки самоконтроля, развивать знания в области информационных технологий; развивать представления о возможностях программной среды Access; привить навык самостоятельной работы, навык обобщения

3. Воспитательная: воспитывать положительное отношение к знаниям, мотивы учения, внимания, уважения дуг к другу. Показать важность знаний и умений в сфере информационных компьютерных технологий, а именно технологий хранения, поиска и сортировки информации

Тип занятия: урок отработки трудовых навыков и приемов

Межпредметные связи:

ОП.03. Технические средства информатизации 

ОП.04. Информационные технологии

ОП.09. Безопасность жизнедеятельности

Педагогические технологии: проблемное обучение, деятельностный подход, технология сотрудничества

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная

Используемые методы обучения: словесный, инструктивно-практический

Методы стимулирования деятельности студентов: отметка

Время проведения занятия: 6 часов

Материально-техническое оснащение:

Оборудование:

  1. Рабочее место обучающегося с персональным компьютером
  2. Программное обеспечение: СУБД Microsoft Access

Общие компетенции, которые должен освоить студент в ходе занятия:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

Профессиональные компетенции, которые должен освоить студент в ходе занятия:

ПК 2.1. Разрабатывать объекты базы данных. 

ПК 2.2. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных (СУБД). 

ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.

ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных. 

п/п

Структурные элементы урока/время

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Формируемые компетенции

I

Организационная

часть 

(1-2 %)

Цель: подготовить  

студентов к работе

Приветствие студентов.

Осуществляю контроль посещаемости.

Проверяю готовность группы к занятию.

Проверяю внешний вид студентов.

Студенты приветствуют преподавателя, проводят самоконтроль готовности к занятию.

ОК 1.

ОК 2.

II

Вводный инструктаж

(15-20%)

Цель: создать у обучающихся полное и развернутое  представление учебно-производственного процесса, его условий, средств, способы контроля и самоконтроля

Актуализация опорных знаний.

Для того, чтобы мы с вами сформулировали тему сегодняшнего занятия, нам необходимо вспомнить теоретические знания по теме «Системы управления базами данных. База данных Microsoft Access».

Предлагаю студентам ответить на вопросы ранее изученного теоретического материала.

Фронтальный опрос (Приложение 1).

  1. Что называется БД? Приведите примеры БД.
  2. В каких сферах человеческой деятельности может оказаться необходимым создание и ведение БД? (Мотивация деятельности: давая возможность учащимся привести как можно больше примеров, показываем тем самым необходимость умений работы с СУБД.)
  3. Что является минимальным объектом БД?
  4. Какого типа могут быть поля в БД?
  5. Что в БД называют записью?
  6. Что такое ключ в БД?
  7. Что значит создать структуру БД?
  8. Что такое таблица в БД?
  9. Что такое форма в БД?
  10. Что такое отчет в БД?

Студенты отвечают на поставленные вопросы. Дополняют друг друга.

ОК 2.

ОК 3.

III

Текущий инструктаж

(60-70%)

Цель: руководить деятельностью студентов при выполнении учебно-производственных работ, контролировать и анализировать их знания, умения, практические навыки

Знакомлю с критериями оценивания (Приложение 2). Переходим к выполнению практических заданий (Приложение 3).

В процессе самостоятельного выполнения задания осуществляю контроль действий студентов,   соблюдение правил безопасных приемов труда.

 Целевые обходы:

  • проверка организации  рабочих мест;
  • контроль правильности составление запросов и отчетов;
  • контроль качеств заполнения отчетного материала.

Коррекция  действий студентов. Фиксирую время выполнения задания.

При оформлении отчета необходимо применить технологию работы с текстовым процессором Word.

Студенты знакомятся с критериями оценки выполнения задания.

Студенты самостоятельно выполняют работу в Microsoft Access.

Каждый выполняет работу над своим индивидуальным проектом.

Студенты осуществляют самоконтроль деятельности.

Студенты анализируют результаты работы. Готовят отчет, используя технологию работы с текстовым процессором Word

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 7.

ПК 2.1

ПК 2.2

ПК 2.3

ПК 2.4

IV

Заключительный инструктаж

(5-8%)

Цель: проанализировать выполнение задания. Подвести итоги.

После выполнения практических заданий студентам предлагаю

     -  сделать  анализ выполненной работы. Время анализа  - не более 5 минут.

Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали. Провели анализ своей работы, выделили допущенные ошибки при выполнении задания и смогли их вовремя исправить.

Выставляю оценки, комментируя их. Подвожу итог занятия, сообщаю о достижении поставленных целей.

Студенты озвучивают анализ выполнения заданий, подводят итоги.

     Студенты участвуют в обсуждении и анализе характерных ошибок.

Студенты приводят в порядок рабочие места.

ОК 1.

ОК 3.

ОК 5.

Литература

  1. Амелин, Р.В., Блинков, Ю.А. и др. Основные понятия информатики: Учебное пособие. - Саратов: Изд-во СГУ, 2003.
  2. Бекаревич, Ю. Б., Пушкина, Н. В., Смирнова,  Е. Ю. Управление базами данных. СПб.: Изд. СПбГУ, 2010. – 234с.
  3. Божко, А.Н., Жук, Д.М. Маничев, В.Б. Компьютерная графика М.: Издательство: МГТУ им. Баумана, 2007.
  4. Голицына, О.Л., Максимов, Н.В., Попов, И.И. Базы данных: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
  5. Горев, А., Ахаян, Р., Макашарипов, С. Эффективная работа с СУБД. СПб.: Питер, 2005. – 234с.
  6. Гриченко, Н.Н. Проектирование баз данных. Учебное пособие. - Саратов: Изд-во СГУ, 2004.
  7. Зоненко, Е.В. Программное обеспечение персонального компьютера: Лабораторный практикум по дисциплине «Информатика». - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2004.
  8. Изюмов, А. А. Компьютерные технологии в науке и образовании [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. А. Изюмов, В. П. Коцубинский. - Томск: Эль Контент, 2012. - 150 с.
  9. Кертис, Д. Ф, Кокс Д., Ламберт Дж.. Microsoft Office 2010. Русская версия (+ CD). – М.: ЭКОМ Паблишерз, 2011.
  10. Неделько, В.М. Системное и прикладное программное обеспечение. – Новосибирск: НГТУ, 2008.
  11. Широков, Л.А. Базы данных и знаний : учеб.пособие Ч.1. - М.: МГИУ, 2008. – 350 с.
  12. http://life-prog.ru/1_23528_prikladnoe-programmnoe-obespechenie-obrabotka-informatsii.html
  13. http://www.lessons-tva.info/edu/inf-access/access.html
  14. www.intuit.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа №2 "Знакомство с СУБД MS Access 2007. Создание форм"

Практическая работа может быть использована в качестве практикума как студентами 1-2 курса НПО и СПО, так и учащимися основных общесбразовательных школ....

Создание запросов и отчетов

Данный материал предсталяет собой практическую работу по теме "Создание запросов и отчетов"...

Создание базы данных в СУБД Access

Конспект урока и презентация на тему "Создание базы данных в СУБД Access"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по ОДП.п.13 Информатика на тему: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 2010» с применением элементов здоровье сберегающей технологии

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей информационных дисциплин. Она поможет в организации открытого урока по теме: «Создание и управление базой данных с СУБД Access 201...

План урока информатики по теме:"Создание базы данных с помощью СУБД MS Access"

План урока информатики по теме:"Создание базы данных с помощью СУБД MS Access"...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению практических работ по дисциплине ЕН.02 Информатика Система Управления Базами Данных (СУБД) Microsoft Access

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к выполнению практических работ по дисциплине ЕН.02  Информатика Система Управления Базами Данных (СУБД) Microsoft Acce...

Создание базы данных в СУБД Access. Лекция.

Лекционный материал по созданию учебной базы данных. Для средних учебных заведений....