Рабочая программа учебной дисциплины оп.01 "Основы теории информации" специальность 09.02.02 компьютерные сети
рабочая программа по теме

Казиханов Фарид Ибадуллахович

Рабочая программа учебной дисциплины оп.01 "Основы теории информации" специальность 09.02.02 компьютерные сети

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_op.01_osnovy_teorii_informatsii.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54» ИМЕНИ П.М.ВОСТРУХИНА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ   ОП.01 Основы теории информации

 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ     09.02.02 Компьютерные сети

Москва

2015


ОДОБРЕНА                                                                            УТВЕРЖДАЮ                                                          

Предметной (цикловой)                                           Заместитель директора по УМР

комиссией                                                                     ГБПОУ  КС №54

                                                                           

Протокол №_______________                           __________________И.Г.Бозрова

от «_____»___________2015г.                          «_____» ____________  2015г.

                                                                   

                                                                               

Председатель предметной (цикло-                      

вой) комиссии

________________С.Н.Хохлов                             

         

 Составитель:

Ф.И. Казиханов, преподаватель ГБПОУ «Колледж связи № 54»

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины………………............4

2.Структура и содержание учебной дисциплины….……….………………..5

3.Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины.………...10

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.………...12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Основы теории информации

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.02 Компьютерные сети.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 14995 Наладчик технологического оборудования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 

  • применять закон аддитивности информации;
  • применять теорему Котельникова;
  • использовать формулу Шеннона.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • виды и формы представления информации;
  • методы и средства определения количества информации;
  • принципы кодирования и декодирования информации;
  • способы передачи цифровой информации;
  • методы повышения помехозащищенности передачи и приема данных, основы теории сжатия данных.

ОК и ПК, которые актуализируются при изучении дисциплины:

  • ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • ОК2   Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • ОК4  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • ОК8  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития. Заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
  • ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
  • ПК1.3Обеспечивать защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств;
  • ПК2.1Администрировать локальные вычислительные сети  и принимать меры по устранению возможных сбоев;
  • ПК 2.2 Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах;
  • ПК 3.2 Проводить профилактические работы  на объектах сетевой инфраструктуры и рабочих станциях

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 156  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104  часа;

самостоятельной работы обучающегося  52  часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

156

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

104

в том числе:

лабораторные работы

16

практические работы

14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

52

Промежуточная  аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   ОП.01 Основы теории информации

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень

усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Базовые понятия теории информации

30

Тема 1.1. Формальное представление знаний. Виды информации.

Содержание учебного материала

Теория информации – дочерняя наука кибернетики. Информация, канал связи, шум, кодирование. Принципы хранения, измерения, обработки и передачи информации.

Информация в материальном мире, информация в живой природе, информация в человеческом обществе, информация в науке, классификация информации.

6

2

Практическое занятие

2

1.Способы хранения, обработки и передачи информации

Тема 1.2. Способы измерения информации.

Содержание учебного материала

Измерение количества информации,  единицы измерения информации, носитель информации.

Передача информации, скорость передачи информации. Экспертные системы.

Вероятностный подход к измерению дискретной и непрерывной информации Клода Шеннона. Информация Фишера.

8

2

Практическое занятие

2

2.Поиск энтропии случайных величин

Лабораторная работа

2

 1.Измерение количества информации

Самостоятельная работа обучающихся 1:

1.1 Подготовка к практическим и лабораторным занятиям,

1.2 Подготовить реферат на тему «История информации»,

1.3 Подготовить доклад на тему: «Значение термина "информация" в различных областях знаний»

10

Раздел 2. Информация и энтропия.

40

Тема 2.1.  Смысл энтропии Шеннона.

Содержание учебного материала

Теорема отсчетов Котельникова и Найквиста — Шеннона, математическая модель системы передачи информации.

Виды условной энтропии, энтропия объединения двух источников. b-нарная энтропия, взаимная энтропия.

Энтропийное кодирование. Пропускная способность дискретного канала.

Интерполяционная формула Уиттекера-Шеннона, частота Найквиста

Семантическая информация. Закон аддитивности информации. Понятие энтропии, формула Шеннона.

Теория вероятности, функция распределения, дисперсия случайной величины.

Локальная теорема Муавра — Лапласа.

Экстраполятор нулевого порядка, экстраполятор первого порядка, передискретизация.

16

2

Практические занятия

4

3. Применение теоремы отчетов

4.Расчет вероятностей

Лабораторные работы

6

2. Выполнение расчетов по теореме отчетов

3. Определение пропускной способности дискретного канала

4.Составление закона распределения вероятностей

Самостоятельная работа обучающихся  2:

2.1 Подготовка к практическим и лабораторным занятиям

2.2Подготовить  конспект на темы «Квантование (обработка сигналов)», «АЦП/ЦАП», «Компандирование», «Дифференциальная энтропия», «Цепь Маркова».

2.3 Подготовить презентацию на тему «Математическая модель системы передачи информации».

14

Раздел 3. Защиты и передача информации

58

Тема 3.1. Сжатие информации.

Содержание учебного материала

Простейшие алгоритмы сжатия информации.

Методы Лемпела-Зива.

Особенности программ архиваторов.

Применение алгоритмов кодирования в архиваторах для обеспечения продуктивной работы в  WINDOWS.

Принципы сжатия данных.

Характеристики алгоритмов сжатия и их применимость, коэффициент сжатия, допустимость потерь.

Системные требования алгоритмов. Алгоритмы сжатия данных неизвестного формата.

14

2

Практическое занятие

2

5.Практическое применение различных алгоритмов сжатия

Лабораторная работа

2

5.Сравнение и анализ архиваторов

Тема 3.2. Арифметическое кодирование.

Содержание учебного материала

Помехоустойчивое кодирование.

Линейные блочные коды.

Адаптивное арифметическое кодирование, полиномиальные коды.

Цифровое кодирование.

Аналоговое кодирование.

Таблично-символьное кодирование, числовое кодирование, дельта-кодирование.

Код (в теории информации), классификатор,  криптография, сетевое кодирование.

Кодирование Хаффмена.

16

3

Практическое занятие

2

6.Практическое применение алгоритмов кодирования

Лабораторные работы

4

6.Кодирование информации

7.Декодирование информации

Самостоятельная работа обучающихся 3:  

3.1 Подготовка к практическим и лабораторным занятиям

3.2 Провести сравнительный анализ систем архивации.

3.3Подготовить презентацию по теме «Способы кодирования»

3.4Подготовить доклад на тему «Энтропийное кодирование».

3.5Подготовить конспект на темы: «Кодирование Голомба», «Кодирование Фибоначчи»

18

Раздел 4. Основы теории защиты информации

28

Тема 4.1. Стандарты шифрования данных. Криптография.

Содержание учебного материала

Понятие криптографии, использование ее на практике, различные методы криптографии, их свойства и методы шифрования. 

Криптография с симметричным ключом.

Криптография с открытым ключом.

Криптоанализ.

Криптографические примитивы.

Криптографические протоколы.

Управление ключами.

14

2

Практическое занятие

2

7.Практическое применение криптографии

Лабораторная работа

2

8. Изучение и сравнительный анализ методов шифрования

Самостоятельная работа обучающихся 4:

4.1 Подготовка к практическому и лабораторному занятиям

4.2  Написание реферата на тему «Методы криптографии»,

4.3 Подготовить сообщение на тему «Криптография как средство защиты».

10

Всего:

Аудиторная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

156

104

52


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основ теории кодирования и передачи информации,  

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся – 25-30;

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- проектор;

- экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 

  1. Литвинская О.С., Чернышев Н.И. Основы теории передачи информации, М.:  КноРус, 2010.
  2. Хохлов Г. И. Основы теории информации, М.: Академия, 2014.

Дополнительные источники:

  1. Биркгоф Г., Барти Т, Современная прикладная алгебра, М.: Мир, 1976
  2. Блейхер Р. Теория и практика кодов, контролирующих ошибки, М.: Мир, 1986
  3. Борн Г., Форматы данных, Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 1995
  4. Букчин Л. В., Безрукий Ю. Л., Дисковая подсистема IBM-совместимых персональных компьютеров, М.: МИКАП, 1993
  5. Винер Н., Кибернетика, М.: Наука, 1983
  6. Воробьев Н. Н., Признаки делимости, М.: Наука, 1988
  7. Глушков В. М., Основы безбумажной информатики, М.: Наука, 1987
  8. Джордж Ф., Основы кибернетики, М.: Радио и Связь, 1984
  9. Кенцл Т., Форматы файлов Internet, СПб: Питер, 1997
  10. Мастрюков Д., Алгоритмы сжатия информации, “Монитор” 7/93–6/94
  11. Нельсон М., Верификация файлов, “Журнал д-ра Добба” 1/93
  12. Нефедов В. Н., Осипова В. А., Курс дискретной математики, М.: МАИ, 1992
  13. Нечаев В. И. Элементы криптографии, М.: Высшая школа, 1999
  14. Питерсон Р., Уэлдон Э., Коды, исправляющие ошибки, М.: Мир, 1976
  15. Розанов Ю. А., Лекции по теории вероятностей, М.: Наука, 1986
  16. Смирнов М.  Перспективы развития вычислительной техники: в 11 кн.: Справочное пособие. Кн. 9., М.: Высшая школа, 1989
  17. Титце У., Шенк К., Полупроводниковая схемотехника, М.: Мир, 1983
  18. Чисар И., Кернер Я., Теория информации, М.: Мир, 1985
  19. Шеннон К., Работы по теории информации и кибернетики, М.: Издательство иностранной литературы, 1963
  20. Яглом А., Яглом И., Вероятность и информация, М.: Наука, 1973
  21. Ященко В. В., Введение в криптографию, М.: МЦНМО—ЧеРо, 2000
  22. D. Ragget, A. L. Hors, I. Jacobs, HTML 4.01 Specification
  23. The Unicode Standard, Version 3.0, Addison Wesley Longman Publisher, 2000, ISBN 0-201-61633-5

Интернет_ресурсы:

  1. Информационные ресурсы, теория информации, информатика  

[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/book/1/Doc4.HTML.

  1. Лидовский В.В. Теория информации [Электронный ресурс]: учеб.  

пособие. –М.: Компания Спутник+, 2004. – 111 с. – Режим доступа: http://www.mccme.ru/free-books/izdano/2004/it2004p1.pdf.

  1. Components of Unicode 3.1.1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.unicode.org/versions/components-3.1.1.html.


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения:

- демонстрация умений применять закон аддитивности информации;

-       демонстрация умений применять теорему Котельникова;

-     демонстрация умений использовать формулу Шеннона при решении задач;

применять закон аддитивности информации

применять теорему Котельникова

использовать формулу Шеннона

Знания:

- четкость и правильность ответов на вопросы;

- логика изложения материала;

- результативность информационного поиска;

- ясность и аргументированность изложения собственного мнения

видов и форм представления информации

методов и средств определения количества информации

принципов кодирования и декодирования информации

способов передачи цифровой информации

методов повышения помехозащищенности передачи и приема данных, основ теории сжатия данных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электротехнические основы источников питания для специальности 230111 Компьютерные сети...

Рабочая программа по дисциплине "Английский язык" для специальности:09.02.02. "Компьютерные сети"

Рабочая программа является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО технического профиля 09.02.02. "Компьютерные сети". Программа предназна...

Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы и среды" по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы...

Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 09.02.02 «Компьютерные сети» (базовая подготовка) (на базе 9 класса)

Рабочая   программа   учебной   дисциплины ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ    разработана   на основе Федерального государственного образовательно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.02.02 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ (базовая подготовка) (на базе 11 классов)

Рабочая   программа   учебной   дисциплины ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ    разработана   на основе Федерального государственного образовательно...