WEB- квест
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Web-квест «Путь к профессии»
Цели
Образовательные:
- формировать понятие о web-квесте;
- формировать умение работать с Интернет-ресурсами (сайты, документы, формы).
Развивающие:
- учить анализировать, сравнивать, решать проблемные вопросы;
- развивать познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение работать индивидуально, в паре и в группе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на занятии.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; иметь навыки самоконтроля.
- Коммуникативные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь членов группы, вести коммуникативное сотрудничество с одноклассниками в группе.
- Познавательные УУД: умение сравнивать (выбирать основания и критерии для сравнения), структурировать знания; одновременно анализировать несколько разнородных информационных объектов, делать выводы, умение работать с текстом, находить в тексте нужную информацию;
формирование алгоритмического мышления и объектно-ориентированного мышления, формирование и развитие ИКТ-компетентности.
Предметные: умение преобразовывать одни формы представления информации в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи, иметь понятие о различных формах представления информации
Для формирование информационных и коммуникационных компетентностей на уроках я использую технологию веб-квест.
Web–Quest – это вид Интернет-проекта, который дает обучающимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети.
Web–Quest – это интерактивная учебная деятельность, которая включает в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете:
1. Наличие проблемы, которую нужно решить.
2. Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой обучающихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью.
3. Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта.
Главная особенность веб-квеста состоит в следующем: вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний.
Использование веб-квестов на уроках способствует:
- Повышении мотивации к самообучению;
- Формированию новых компетенций;
- Реализации креативного потенциала;
- Повышению личностной самооценки;
Другой очень важной чертой web-квестов является то, что они построены из определенного набора блоков:
Структура веб-квеста:
- Введение (предназначено для привлечения интереса учащихся);
- Задание (описывает конечный продукт деятельности);
- Порядок работы и необходимые ресурсы (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация). Работу обучающиеся могут представить в форме презентации, схемы, рисунка и т.д.;
- Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся). В разделе Оценка учитель размещает критерии, по которым будет оцениваться проектная работа. Ученики знакомятся с этими критериями перед началом работы, чтобы у них было полное понимание того, что от них требуется и к чему они должны стремиться.
- Заключение (подведение итогов проектной деятельности).
Этапы работы обучающихся над веб-квестом:
1. Обучающийся выбирает одну из предложенных ему ролей.
2. Анализирует, как его роль согласовывается с задачами других членов команды.
3. Далее исследует предложенные ресурсы
4. Для подготовки отчета представляется описание артефактов, которые, на его взгляд, представляют исследуемый вопрос.
5. По окончании процесса поиска, представляет отчет по выбранной теме.
6. Веб - квест предполагает совместную работу, поэтому далее обучающиеся группой обсуждают, спорят, вырабатывают план работы группы в целом.
7. Заканчивается все групповой защитой своей работы.
Веб-квест можно использовать на любом этапе урока: для формирования новых знаний, при закреплении или обобщении материала.
Практическая значимость:
- формирование и проявление информационных и коммуникационных компетентностей обучающихся;
- возможность оценивания уровня сформированности компетентностей. Объектами оценки являются результаты деятельности обучающегося, презентация продукта, а также наблюдение за способами деятельности, владение которыми демонстрирует обучающийся при работе в группе и во время проведения консультаций.
- возможность формирования у обучающихся компетентности решения проблем, а также освоение способов деятельности.
При такой технологии работы на уроке я вижу следующие результаты:
- Собственно продукт, в виде презентаций, докладов, схем в Интернете. Причем оценивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.
- Это педагогический эффект от включения школьников в “добывание знаний” и их логическое применение, то есть включение их в информационную деятельность, и как следствие активизация учебной деятельности.
Это позволит формировать следующие умения:
- Умение самоопределяться;
- Умение самопрезентоваться;
- Умение работать в команде;
- Умение брать на себя ответственность
.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||
Предмет | Информатика | Группа | 15 ТМ 1, 15 ТМ2, 15 ТМ3, 15 ТМ4, 15 СТ1, 15 СТ2, 16Н, 16 ЭЛ, 16 СТ | |
Тип урока | Практическое занятие | |||
Тема урока | Путь к профессии | |||
Планируемые образовательные результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
|
|
| ||
Решаемые учебные проблемы | Обобщение и повторение раздела «Технологии создания и преобразования информационных объектов» | |||
Основные понятия, повторяемые на уроке | Настольные издательские системы, возможности динамических таблиц, программные среды компьютерной графики, поиск информации на государственных и образовательных порталах. | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Компьютер, проектор, компьютеры для групп | |||
Методическое назначение средств ИКТ | Демонстрационные при объяснении начального задания, обучающие, контролирующие | |||
Аппаратное и программное обеспечение | Компьютеры с установленной операционной системой Windows и программой просмотра web-страниц - браузером, проектор, программа MyTest для ОС Windows | |||
Образовательные интернет-ресурсы | Web–Quest – это вид Интернет-проекта, который дает обучающимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети. Web–Quest – это интерактивная учебная деятельность, которая включает в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете: 1. Наличие проблемы, которую нужно решить. 2. Поиск информации по проблеме осуществляется в Интернете группой обучающихся. Каждый из членов группы имеет четко определенную роль и вносит вклад в решение общей проблемы в соответствии со своей ролью. 3. Решение проблемы достигается путем ведения переговоров и достижения согласия всеми участниками проекта. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Формирование навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества со сверстниками) Личностные: (осознание своих возможностей); Регулятивные: (умение регулировать свои действия); Познавательные: (умение анализировать, выделять и формулировать задачу); Коммуникативные (умение осознанно строить речевое высказывание); |
II. Актуализация знаний. Обоснование: Каждый человек хотя бы один раз в жизни становится перед проблемой выбора профессии и трудоустройства. Важность этой проблемы подчеркивается тем, что профессиональная деятельность является основой жизни и ведущей функцией человека. Именно в трудовой деятельности человек познает себя и само выражается. Выбор профессии – это решение, что по сущности определяет реализацию права человека на счастье и на удовлетворенность жизнью. Сейчас большинство учащихся свободно пользуются современными информационными технологиями. Поэтому использование учащимися в процессе самообразования и самоопределения компьютера как инструмента их учебной деятельности способствует достижению нескольких целей:
Меня как учителя информатики всегда волновал вопрос «как дети проводят свободное время, сидя за компьютером? Чем они занимаются в интернете?». И тогда возникла идея, почему мы не может использовать это современное «мощное оружие» на наше благо. Всю необходимую информацию для работы ученики получают из ресурсов сети Интернет по указанным ссылкам и находя свои электронные источники информации. Работая с информацией в Интернет, ребята учатся отбирать нужную информацию, критически ее осмысливать, интерпретировать, понимать ее суть. Для того, чтобы решить поставленную проблему, ученики должны проанализировать полученную информацию согласно поставленным вопросам к проблеме. Работать каждый учащийся может как индивидуально, так и в группе в зависимости от своих возможностей и желаний. Следующим этапом является обобщение материала и представление его с помощью приложений пакета MicrosoftOffice. Затем ребята выбирают себе роль, в соответствии с которой будут работать (теоретики или практики), изучают задачи своей роли и переходят на страницу сайта, на которой описывается порядок работы. На заключительном занятии каждая группа, проанализировав различные источники, представляет свою работу, решение поставленной проблемы с точки зрения своей роли, ребята обсуждают поставленные проблемы, делают выводы. Квест - это виртуальная игра в сети интернет, целью которой является решение разного рода головоломок и задачек (элементарных и запутанных, связанных между собой либо нет, необходимых для достижения того или иного результата, целью которых является прохождение данной игры от начала и до конца путем мыслимых и немыслимых усилий). Нужно озвучить понятие квеста. Ребята, перед тем как вы сядете за компьютеры и включите их, вспомним правила работы за компьютером (по одному отвечают на вопросы учителя).
Уберите лишние вещи со стола. В начале урока я вам раздала карточки, возьмите ручки и садитесь группой за компьютер, рядом с которым лежит карточка того же цвета, что и ваша. Слово «quest» переводиться как поиск. Учащиеся садятся за выделенные места. Включают компьютер, запускают браузер и переходят по заданной ссылке. Давайте перейдем на страницу инструкций, прочитайте инструкции. | |
Длительность этапа | 10 мин | |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Предстоит анализировать и сортировать информацию для решения выбранной задачи, публично представить интеллектуальный продукт, уверенно его рекламировать, показывать его достоинства и возможные направления эффективного использования; умение структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; умение представлять текстовую информацию в виде презентации с поддержкой макросов, писать скрипты обработки событий | |
Методы обучения | Беседа по уточнению и конкретизации знаний | |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Компьютер, проектор | |
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная | |
Функции/роль учителя на данном этапе | Экспертная | |
Основные виды деятельности учителя | Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, выявляет уровень знаний, подводит учащихся к цели занятия | |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего выполнения заданий web-квеста. Организация обратной связи | ||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов Логические (анализ задания); Коммуникативные (умение осознанно строить речевое высказывание, умение работать в группе) Метапредметные (формирование умений работать с текстом, находить в тексте нужную информацию, умение сравнивать);
(формирование понимания смыслового аспекта текста; представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; представления о способах кодирования информации; представления о способах преобразования информации по заданным правилам и путём рассуждений) | По истечении 30 мин работы за компьютером выполняется физминутка (гимнастика для глаз). Ребята выключите монитор, давайте сделаем гимнастику для глаз. Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач:
Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Важным условием успешной работы в проектной технологии квест – урока является присутствие в аудитории компьютерного оборудования с подключением Интернет – услуги. Другим условием является наличия ПК у учащихся, позволяющего в домашних условиях продолжать работать с учебными материалами ∙ Веб – квест поддерживает обучение на уровне мышления, анализа, синтеза и оценки ∙ Участник квеста получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений; ∙ Участник квеста учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности; ∙ В процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций: 1) использование информационных технологий для решения профессиональных задач; 2) самообучение и самоорганизация; 3) работа в команде; 4) умение находить несколько способов решений проблемной ситуации | |
Длительность этапа | 220 мин | |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Самостоятельная работа с компьютером Начальный этап (командный) Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде: по 1-4 человека на 1 роль. Ролевой этап Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели — создания презентации, проекта. Задачи: 1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры презентации, проекта; 3) создание материалов для проектов, презентаций; 4) доработка материалов для проекта, презентации. Заключительный этап Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные результаты исследования. По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. Ребята сами оценивают работы своих коллег и выставляют объективную оценку. Конкурс выполненных работ позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов. | |
Методы обучения | Самостоятельная работа с компьютером | |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Компьютеры | |
Формы организации деятельности учащихся | Групповая работа | |
Функции/роль учителя на данном этапе | Постановка задачи, изучение проблемы | |
Основные виды деятельности учителя | Активизирует знания учащихся. Подводит учащихся к выводам | |
ЭТАП 3. Подведение итогов, рефлексия | ||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования. В результате диагностики учащихся видно, что в результате работы по Веб – квест технологии, учащиеся переходят с одного уровня на другой, овладевая информационными, коммуникативными компетенциями и компетенцией разрешения проблемы. Преподаватель фиксирует достижения учащихся и анализирует успешность усвоенного материала и деятельности обучаемых. В конце предлагается ответить на вопросы: Что нового вы сегодня узнали? Что не получилось? Что было трудно? Считаю, что работа с квестом очень интересна и полезна для ребят. Работа на уроке должна не только сформировать у учащихся определенный набор компетентностей, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Я считаю, этому во многом способствует использование Web - квеста на уроках информатики. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЕБ-КВЕСТ – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Образовательный веб-квест...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия квест-игра «Космическая Одиссея»
Наибольший интерес у учащихся вызывают приключенческие, или игровые, технологии. К таким относятся образовательные веб-квесты, широко представленные в сети Интернет. Веб-квесты организованы средствами...
Экскурсия-квест по Петропавловской крепости
Экскусрия -квест по Петропавловской крепости объединяет в себе познавательный и игровой момент....
Игра-квест «Сказочный калейдоскоп» ( по типу игры «Кладоискатели») Для учащихся начальных классов
Игра-квест «Сказочный калейдоскоп»( по типу игры «Кладоискатели»)Для учащихся начальных классовМесто проведения: парк «Юнатов»(в случае плохих погодных условий игра проходит в здании ОДОД «Север...
Квест – игра «Памятные места на туристической карте города Пикалево» (в рамках сетевого проекта «Квест «Ландшафт»)
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения СПО перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Одним из ключевых понятий стандарта являются общие и профессиональные к...
Квест - игра, посвященная Дню Российской науки
Может ли быть наука интересной и как она используется в повседневной жизни?Ответить на этот вопрос предстояло преподавателям естественнонаучных дисциплин и студентам колледжа Бокситогорского института...
КВЕСТ «ПОЕДИНОК СО ВРЕМЕНЕМ». АВТОЛАБИРИНТ «ДОГОНИ И ОБГОНИ». ПО КОМПЛЕКСУ ИНТЕРАКТИВНОЙ АВТОШКОЛЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ОСНОВАМ ВОЖДЕНИЯ И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
В работе представлена одна из форм проведения Мастер-класса по Комплексу интерактивной автошколы для обучения детей основам вождения и правилам дорожного движения - Квест, Квест - это коман...