Использование формул и функций в экономических расчетах
план-конспект урока на тему

Дисциплина: Информационные технологии в профессиональной деятельности

Тип урока: комплексного применения знаний

УМК: рабочая программа, карточка с заданием (с учетом критериев оценивания), электронные тесты, карточки «Архитектурные сооружения», файлы.

Технологическая карта

Тема

Использование формул и функций в экономических расчетах

Цель

Формирование общих представлений о понятиях, используемых для экономических расчетов в электронных таблицах, отработка умений выполнять ввод формул и функций, форматировать данные таблицы (составить смету расходов на строительство архитектурного сооружения средствами электронной таблицы Excel).

Задачи

-       Овладение обучающимися понятийным аппаратом: «электронная таблица», «данные», «формулы», «функции», «формула», «форматирование», «ячейки таблицы», «смета».

-       Формирование умения обобщать ранее изученный материал.

-       Осознание практической значимости электронной таблицы в профессиональной деятельности человека (использование изученных прикладные программные средства в своей профессиональной деятельности);

-       Формирования способности представления результата (применение программных средств, для выполнения расчетов);

-       Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в ходе образовательной деятельности.

-       Формирование ответственного отношения к совершаемым действиям (выполнение основных этапов решения профессиональных задач с помощью компьютера).

-       Формирование умения анализировать, делать выводы.

Формируемые компетенции

OK 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.  Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 12.   Обладать экологической, информационной и коммуникативной культурой.

ПК 2.3. Осуществлять сбор, хранение, обработку и анализ информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности.

ПК 3.2. Участвовать в планировании проектных работ.

Основные понятия

Электронная таблица, интерфейс, книга, лист, ячейка, строка, столбец, формула, функция, ссылки, форматирование, алгоритмы действий.

Ресурсы:- основные

- дополнительные

Основные -http://videouroki.net/

Дополнительные - http://rebus1.com/, http://wikimapia.org/, https://sites.google.com

Организация пространства

Учебный кабинет 306 (12 рабочих мест)

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Задания для студентов, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение студентов в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка готовности студентов к учебному занятию.

 

Слушают, готовятся к работе.

-

-       Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в ходе образовательной деятельности.

-

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Проверка домашнего задания.

Организация тестирования.

Демонстрируют выполненную работу.

Выполняют тест.

Составить прайс-лист материалов для постройки архитектурного сооружения.

-       Формирование умения обобщать (отработать) ранее изученный материал.

-       Овладение обучающимися понятийным аппаратом: «электронная таблица», «данные», «формулы», «функции», «формула», «форматирование», «ячейки таблицы».

Выполнить задание (создать электронную таблицу),

Продемонстрировать знание основных понятий по теме.

 

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Определение цели занятия Использование формул и функций в экономических расчетах

составить смету расходов на строительство архитектурного сооружения средствами электронной таблицы Excel.

Составление плана работы.

Слушают, составляют план работы.

Ознакомиться с карточкой заданием.

-       Формирование умения обобщать ранее изученный материал.

-       Формирование ответственного отношения к совершаемым действиям (выполнение основных этапов решения профессиональных задач с помощью компьютера.

 

Прочитать перечень заданий, спланировать работу на уроке.

IV. «Открытие» студентами новых знаний

Цель.

Познакомить с материалом по теме

Пояснение заданий карточки.

Задание №3.

Внимательно изучают информацию задания.

Предлагают варианты использования.

Ознакомиться с заданием.

-       Формирования способности представления результата (применение программных средств, для выполнения расчетов).

Читают материал, анализируют дальнейшую работу.

V. Первичное закрепление Проверить умения, самоконтроль усвоения знаний.

 

Цель.

Закрепить знания по теме

Записывает на доске варианты использования функций.

Знакомятся с информацией, предлагают варианты.

Выполнение практического задания, использование функций и формул в вычислениях.

-       Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в ходе образовательной деятельности.

Обсудить использование функций и формул в расчетах.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

 

Дает практическое задание.

Выполняют практическое задание.

Анализируют и оценивают свою работу.

Работа с карточкой  изображением архитектурного сооружения и электронной таблицей «Смета на строительство дома» с учетом данных таблицы «Прайс-листа».

-       Осознание практической значимости электронной таблицы в профессиональной деятельности человека (использование изученных прикладные программные средства в своей профессиональной деятельности);

-       Формирования способности представления результата (применение программных средств, для выполнения расчетов);

Выполняют операции:

-     сохранение файла;

-     вводят данные;

-     используют формат данных в таблице;

-     объединяют ячейки;

-     устанавливают границы таблицы;

-     в вычислениях используют абсолютные и относительные ссылки;

-     используют функции Если и Сумм;

-     вычисления и данные в сметы устанавливают близкие к реальным параметрам;

-     переименовывают лист;

-     используют не указанные умения.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

 

 

Используют на практике функции

Выполнение практического задания, использование функций и формул в вычислениях.

-       Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в ходе образовательной деятельности.

Используют функции и формулы в расчетах.

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание студентами своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы

Предложение повторить материал.

Сделать общие выводы по теме.

Отвечают на вопросы теста (решение ребусов)

Зайти в папку «Ребусы», открыть файл start, вписать в поля свои ответы. В бланке указать число правильно угаданных ребусов.

-       Формирование умения обобщать изученный материал.

-       Формирование умения анализировать, делать выводы.

Продемонстрировать знание основных понятий по теме.

 

IX. Д/з.

Цель.

Проверить умения, самоконтроль усвоения знаний.

 

Объясняет задание:

Составить таблицу с использованием финансовых и логических функций.

Выполняют задание с учетом своей профессиональной деятельности.

Составить таблицу (4O6) с использованием финансовых и логических функций.

-       Формирование ответственного отношения к совершаемым действиям (выполнение основных этапов решения профессиональных задач с помощью компьютера).

Выполняют операции:

-     сохранение файла;

-     вводят данные;

-     используют формат данных в таблице;

-     объединяют ячейки;

-     устанавливают границы таблицы;

-     в вычислениях используют абсолютные и относительные ссылки;

-     используют функции Если и Сумм, или др.

       

 


 

 

Задание по теме «Использование формул и функций в экономических расчетах»

№ Задания

Кол-во баллов

1.    На рабочем столе открыть папку «17.03», зайти в папку «Тест», открыть файл start.html. Изучите внимательно информацию и ответе на вопросы теста.

Если вы ответили на вопросы, теста оцените его:

от 100% до 90% впишите в бланк 5 баллов,

если от 89% до 80% - 4 балла,

от 79% до 70% – 3 балла,

от 69% до 60% - 2 балла,

от 59% до 40% - 1 балла,

если менее 39% - 0 баллов.

 

2.    Скопируйте в свою рабочую папку файл домашнего задания (попробуйте оценить его по пятибалльной шкале).

Критерии (за каждый выполненный критерий 1 балл – итого 5 б.):

-      ввел данные в таблицу;

-      установил формат ячеек (денежный, числовой);

-      установил границы таблицы;

-      использовал форматирование шрифта (курсив, жирный);

-     использовал дополнительные средства (заливка ячеек, объединение ячеек и т.д.).

 

3.    Для выполнения следующего задания необходимо помнить следующую информацию.

Формулы в вычислениях пишутся с помощью знака =, далее записываются адреса ячеек необходимых для вычисления.

Пример: =А2+А5/А3.

Функции в вычислениях записываются автоматически (Зайдите во вкладку «Формулы», выберите группу «Библиотека функций», далее находим необходимый вариант для вычислений – логические, финансовые, математические).

Особа отметим функцию Если.

Функция ЕСЛИ, одна из логических функций, служит для возвращения разных значений в зависимости от того, соблюдается ли условие.

ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; [значение_если_ложь])

Например:

·            =ЕСЛИ(A2>B2;"Превышение бюджета";"ОК")

·            =ЕСЛИ(A4=500;B4-A4;"")

·            Поясним →Если выполняется условие, то вычисляем так (записываем так), иначе выполняется другое условие.

Имя аргумента

Описание

лог_выражение    (обязательно)

Условие, которое нужно проверить.

значение_если_истина    (обязательно)

Значение, которое должно возвращаться, если лог_выражение имеет значение ИСТИНА.

значение_если_ложь    (необязательно)

Значение, которое должно возвращаться, если лог_выражение имеет значение ЛОЖЬ.

Если в дальнейшем в своей практической работе вы используйте функцию если то впишите в бланк от 1 (если ваши вычисления окажутся с ошибками) до 2 баллов (если вычисления выполнены без ошибок).

 

4.    Возьмите карточку с изображением архитектурного сооружения и рассчитайте смету на его строительство с учетом данных таблицы «Прайс-листа». Более подробную информацию можно найти в папке «Архитектурные сооружения». Так же для выполнения данного задания можно воспользоваться папкой «Практика».

Критерии оценивания (всего 14 баллов):

-      сохраняю файл (1 балл);

-      ввожу данные (1 балл);

-      использую формат данных (1 балл);

-      объединяю ячейки (1 балл);

-      устанавливаю границы таблицы (1 балл);

-     в вычислениях использую абсолютные ссылки (1 балл);

-      в вычислениях использую относительные ссылки (1 балл);

-      использую функцию Если и Сумм (2 балла);

-      вычисления и данные в смете близки к реальным параметрам (2 балла);

-      переименовываю лист (1 балл);

использовал не указанные умения/действия (2 балла).

 

5.    Зайти в папку «Ребусы», откройте файл start, впишите в поля свои ответы. В бланке укажите число правильно угаданных ребусов.

 

6.    Если я помог другому, на учебном занятии – 2 балла.

 

Итого

 

Критерии оценки 30-25 б. оценка «5», 24-20 б. оценка «4», 19-14 б. оценка 3

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дисциплина: Информационные технологии в профессиональной деятельности

Группа: А306

Тип урока: комплексного применения знаний

УМК: рабочая программа, карточка с заданием (с учетом критериев оценивания), электронные тесты, карточки «Архитектурные сооружения», файлы.

Технологическая карта

Тема

Использование формул и функций в экономических расчетах

Цель

Формирование общих представлений о понятиях, используемых для экономических расчетов в электронных таблицах, отработка умений выполнять ввод формул и функций, форматировать данные таблицы (составить смету расходов на строительство архитектурного сооружения средствами электронной таблицы Excel).

Задачи

  • Овладение обучающимися понятийным аппаратом: «электронная таблица», «данные», «формулы», «функции», «формула», «форматирование», «ячейки таблицы», «смета».
  • Формирование умения обобщать ранее изученный материал.
  • Осознание практической значимости электронной таблицы в профессиональной деятельности человека (использование изученных прикладные программные средства в своей профессиональной деятельности);
  • Формирования способности представления результата (применение программных средств, для выполнения расчетов);
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в ходе образовательной деятельности.
  • Формирование ответственного отношения к совершаемым действиям (выполнение основных этапов решения профессиональных задач с помощью компьютера).
  • Формирование умения анализировать, делать выводы.

Формируемые компетенции

OK 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.        Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.        Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 12.        Обладать экологической, информационной и коммуникативной культурой.

ПК 2.3. Осуществлять сбор, хранение, обработку и анализ информации, применяемой в сфере профессиональной деятельности.

ПК 3.2. Участвовать в планировании проектных работ.

Основные понятия

Электронная таблица, интерфейс, книга, лист, ячейка, строка, столбец, формула, функция, ссылки, форматирование, алгоритмы действий.

Ресурсы:- основные

- дополнительные

Основные -http://videouroki.net/

Дополнительные - http://rebus1.com/, http://wikimapia.org/, https://sites.google.com

Организация пространства

Учебный кабинет 306 (12 рабочих мест)

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Задания для студентов, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение студентов в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствие, проверка готовности студентов к учебному занятию.

Слушают, готовятся к работе.

-

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в ходе образовательной деятельности.

-

II. Актуализация знаний

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Проверка домашнего задания.

Организация тестирования.

Демонстрируют выполненную работу.

Выполняют тест.

Составить прайс-лист материалов для постройки архитектурного сооружения.

  • Формирование умения обобщать (отработать) ранее изученный материал.
  • Овладение обучающимися понятийным аппаратом: «электронная таблица», «данные», «формулы», «функции», «формула», «форматирование», «ячейки таблицы».

Выполнить задание (создать электронную таблицу),

Продемонстрировать знание основных понятий по теме.

III. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока.

Определение цели занятия Использование формул и функций в экономических расчетах

составить смету расходов на строительство архитектурного сооружения средствами электронной таблицы Excel.

Составление плана работы.

Слушают, составляют план работы.

Ознакомиться с карточкой заданием.

  • Формирование умения обобщать ранее изученный материал.
  • Формирование ответственного отношения к совершаемым действиям (выполнение основных этапов решения профессиональных задач с помощью компьютера.

Прочитать перечень заданий, спланировать работу на уроке.

IV. «Открытие» студентами новых знаний

Цель.

Познакомить с материалом по теме

Пояснение заданий карточки.

Задание №3.

Внимательно изучают информацию задания.

Предлагают варианты использования.

Ознакомиться с заданием.

  • Формирования способности представления результата (применение программных средств, для выполнения расчетов).

Читают материал, анализируют дальнейшую работу.

V. Первичное закрепление Проверить умения, самоконтроль усвоения знаний.

Цель.

Закрепить знания по теме

Записывает на доске варианты использования функций.

Знакомятся с информацией, предлагают варианты.

Выполнение практического задания, использование функций и формул в вычислениях.

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в ходе образовательной деятельности.

Обсудить использование функций и формул в расчетах.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.

Дает практическое задание.

Выполняют практическое задание.

Анализируют и оценивают свою работу.

Работа с карточкой  изображением архитектурного сооружения и электронной таблицей «Смета на строительство дома» с учетом данных таблицы «Прайс-листа».

  • Осознание практической значимости электронной таблицы в профессиональной деятельности человека (использование изученных прикладные программные средства в своей профессиональной деятельности);
  • Формирования способности представления результата (применение программных средств, для выполнения расчетов);

Выполняют операции:

  • сохранение файла;
  • вводят данные;
  • используют формат данных в таблице;
  • объединяют ячейки;
  • устанавливают границы таблицы;
  • в вычислениях используют абсолютные и относительные ссылки;
  • используют функции Если и Сумм;
  • вычисления и данные в сметы устанавливают близкие к реальным параметрам;
  • переименовывают лист;
  • используют не указанные умения.

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Используют на практике функции

Выполнение практического задания, использование функций и формул в вычислениях.

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в ходе образовательной деятельности.

Используют функции и формулы в расчетах.

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание студентами своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы

Предложение повторить материал.

Сделать общие выводы по теме.

Отвечают на вопросы теста (решение ребусов)

Зайти в папку «Ребусы», открыть файл start, вписать в поля свои ответы. В бланке указать число правильно угаданных ребусов.

  • Формирование умения обобщать изученный материал.
  • Формирование умения анализировать, делать выводы.

Продемонстрировать знание основных понятий по теме.

IX. Д/з.

Цель.

Проверить умения, самоконтроль усвоения знаний.

Объясняет задание:

Составить таблицу с использованием финансовых и логических функций.

Выполняют задание с учетом своей профессиональной деятельности.

Составить таблицу (46) с использованием финансовых и логических функций.

  • Формирование ответственного отношения к совершаемым действиям (выполнение основных этапов решения профессиональных задач с помощью компьютера).

Выполняют операции:

  • сохранение файла;
  • вводят данные;
  • используют формат данных в таблице;
  • объединяют ячейки;
  • устанавливают границы таблицы;
  • в вычислениях используют абсолютные и относительные ссылки;
  • используют функции Если и Сумм, или др.



Задание по теме «Использование формул и функций в экономических расчетах»

№ Задания

Кол-во баллов

  1. На рабочем столе открыть папку «17.03», зайти в папку «Тест», открыть файл start.html. Изучите внимательно информацию и ответе на вопросы теста.

Если вы ответили на вопросы, теста оцените его:

от 100% до 90% впишите в бланк 5 баллов,

если от 89% до 80% - 4 балла,

от 79% до 70% – 3 балла,

от 69% до 60% - 2 балла,

от 59% до 40% - 1 балла,

если менее 39% - 0 баллов.

  1. Скопируйте в свою рабочую папку файл домашнего задания (попробуйте оценить его по пятибалльной шкале).

Критерии (за каждый выполненный критерий 1 балл – итого 5 б.):

  • ввел данные в таблицу;
  • установил формат ячеек (денежный, числовой);
  • установил границы таблицы;
  • использовал форматирование шрифта (курсив, жирный);
  • использовал дополнительные средства (заливка ячеек, объединение ячеек и т.д.).

  1. Для выполнения следующего задания необходимо помнить следующую информацию.

Формулы в вычислениях пишутся с помощью знака =, далее записываются адреса ячеек необходимых для вычисления.

Пример: =А2+А5/А3.

Функции в вычислениях записываются автоматически (Зайдите во вкладку «Формулы», выберите группу «Библиотека функций», далее находим необходимый вариант для вычислений – логические, финансовые, математические).

Особа отметим функцию Если.

Функция ЕСЛИ, одна из логических функций, служит для возвращения разных значений в зависимости от того, соблюдается ли условие.

ЕСЛИ(лог_выражение; значение_если_истина; [значение_если_ложь])

Например:

  • =ЕСЛИ(A2>B2;"Превышение бюджета";"ОК")
  • =ЕСЛИ(A4=500;B4-A4;"")
  • Поясним Если выполняется условие, то вычисляем так (записываем так), иначе выполняется другое условие.

Имя аргумента 

Описание 

лог_выражение    (обязательно)

Условие, которое нужно проверить.

значение_если_истина    (обязательно)

Значение, которое должно возвращаться, если лог_выражение имеет значение ИСТИНА.

значение_если_ложь    (необязательно)

Значение, которое должно возвращаться, если лог_выражение имеет значение ЛОЖЬ.

Если в дальнейшем в своей практической работе вы используйте функцию если то впишите в бланк от 1 (если ваши вычисления окажутся с ошибками) до 2 баллов (если вычисления выполнены без ошибок).

  1. Возьмите карточку с изображением архитектурного сооружения и рассчитайте смету на его строительство с учетом данных таблицы «Прайс-листа». Более подробную информацию можно найти в папке «Архитектурные сооружения». Так же для выполнения данного задания можно воспользоваться папкой «Практика».

Критерии оценивания (всего 14 баллов):

  • сохраняю файл (1 балл);
  • ввожу данные (1 балл);
  • использую формат данных (1 балл);
  • объединяю ячейки (1 балл);
  • устанавливаю границы таблицы (1 балл);
  • в вычислениях использую абсолютные ссылки (1 балл);
  • в вычислениях использую относительные ссылки (1 балл);
  • использую функцию Если и Сумм (2 балла);
  • вычисления и данные в смете близки к реальным параметрам (2 балла);
  • переименовываю лист (1 балл);

использовал не указанные умения/действия (2 балла).

  1. Зайти в папку «Ребусы», откройте файл start, впишите в поля свои ответы. В бланке укажите число правильно угаданных ребусов.

  1. Если я помог другому, на учебном занятии – 2 балла.

Итого

Критерии оценки 30-25 б. оценка «5», 24-20 б. оценка «4», 19-14 б. оценка 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению курсового проектирования «Технико-экономические расчеты затрат на производство продукции предприятием» для специальности 18.02.09 «Переработка нефти и газа»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению курсового проектирования «Технико-экономические расчеты затрат на производство продукциипредприятием» ПМ. 04 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ18...

Рабочая программа дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухаглетрский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)".  Рабочая программа...

Календарно-тематический план дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалрский учет (по отраслям)

Календарно-тематический план дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалрский учет (по отраслям). Соответствует рабочей пр...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (пот отраслям)

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бу...

Сборник инструкционно-технологических карт по дисциплине ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Сборник инструкционно-технологических карт по дисциплине ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Финансово экономические расчеты в электронных таблицах

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫФинансово экономические расчеты в электронных таблицах 1.1. Область применения программыРабочая программа учебной дисциплины является частью ос...

Календарно-тематический план по дисциплине «Финансово экономические расчеты в электронных таблицах»

Календарно-тематический планпо дисциплине «Финансово экономические расчеты в электронных таблицах»для студентов 2 курса очной формы обученияспециальности 38.02.01.«Экономика и ...