Программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ"
рабочая программа по теме

Пичуева Марина Викторовна

Программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ". По профессиям: Машинист локомотива, Слесарь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_informatike.docx60.73 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края 

государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище  №1»

                            Утверждаю:

                 Завуч ГОУ НПО ПУ № 1

_________  /Н.В. Гарма-Доржиева/

                 «06»  сентября  2013 года

 ПРОГРАММа  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

По профессиям:

190623.01  Машинист локомотива;

151903.02  Слесарь

2013 г.

    Программа учебной дисциплины  разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» по профессиям начального профессионального образования.        

    Организация–разработчик: государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №1».

Разработчики:

1.  Пичуева М. В., руководитель Ресурсного центра ГОУ НПО   «Профессиональное училище №1»

     Рекомендовано методической комиссией общеобразовательных дисциплин государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище №1»

Протокол заседания методической комиссии №1  от  «06»  сентября  2013г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА  и  содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. условия реализации  программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

15


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ

1.1. Область применения программы

     Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии  с примерной программой Министерства образования и науки Российской Федерации Федерального института развития образования  по  профессиям начального профессионального образования: 

  1. 190623.01 «Машинист локомотива», входящего в состав укрупненной группы профессии 190000 Транспорт;
  2. 151903.02 «Слесарь», входящего в состав укрупненной группы профессии 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка.

 Программа учебной дисциплины может быть использована для получения среднего (полного) образования обучающихся начального профессионального образования железнодорожного профиля.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в  общеобразовательный                        

цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;
  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося   130  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося    90      часов;

самостоятельной работы обучающегося      40      часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

130

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:

        практические занятия

40

        контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

40

в том числе:

   выполнение индивидуальных заданий

2

   выполнение рефератов (презентаций, сообщений)

38

Итоговая аттестация в форме  зачета


2.2. тематический план и содержание учебной дисциплины  Информатика и ИКТ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Информационная деятельность человека

16

Тема 1.1. Роль информации в жизни человека

Содержание учебного материала

2

2

1.

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах

2.

Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

2

Практические занятия

№ 1.  Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением

№ 2.  Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление

4

Самостоятельная работа обучающихся

Написать эссэ на тему: «Применение информатики в своей профессии»

2

Тема 1.2. Основы социальной информатики

Содержание учебного материала

2

2

1.

   Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения  в  информационной  сфере,  меры  их  предупреждения

Практические занятия

№ 3.   Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты. Организация обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнить презентации:  «Этические нормы информационной деятельности людей»; «Информационная безопасность»

4

Раздел 2.

Информация и информационные процессы

44

Тема 2. 1. Информационные модели  объекта

Содержание учебного материала

2

2

1.

    Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.  Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления

Практические занятия

№ 4. Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации

№ 5.  Представление информации в различных системах счисления

4

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнить презентации: «Двоичное кодирование информации»;  «Информация в истории общества»;  «Представление информации в различных системах счисления»

6

Тема 2. 2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации

Содержание учебного материала

8

2

1.

     Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов

2.

    Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации

2

3.

    Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска

2

4.

   Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь

2

Практические занятия 

№ 6.  Среда программирования. Тестирование готовой программы. Программная  реализация несложного алгоритма. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели

№ 7. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. Запись информации на компакт-диски различных видов

№ 8. Поисковые системы. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах

№  9. Модем. Единицы измерения скорости передачи данных. Подключение модема. Создание ящика электронной почты и настройка его  параметров. Формирование адресной книги

8

Самостоятельная работа обучающихся

 Сообщения на темы:  «Электронные вычислительные машины»; « Работа с электронной почтой и почтовыми программами»; «Носители информации»

6

Тема 2. 3. Управление

Содержание учебного материала

процессами управления

1.

  Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления

1

2

Практические занятия 

№ 10.  АСУ различного назначения, примеры их использования. Примеры оборудования с числовым программным управлением. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике

2

Контрольная работа 

1

Самостоятельная работа  обучающихся

Реферат: «Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях»; «Программные поисковые сервисы»; «Передача информации между компьютерами»; «Проводная и беспроводная связь»

6

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

26

Тема 3.1. Архитектура

Содержание учебного материала

6

2

компьютера

1.

     Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров

2.

    Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности

2

Практические занятия

№ 11. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка

2

Тема 3.2. Разновидности  компьютерных сетей

Содержание учебного материала

4

2

1.

Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях

Практические занятия

№12.  Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. Сервер. Сетевые операционные системы. Понятие о системном администрировании. Разграничение прав доступа в сети. Подключение компьютера к сети. Администрирование локальной компьютерной сети

2

Тема 3.3. Информационная

безопасность сетевой технологии работы

Содержание учебного материала

4

2

1.

    Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита

Практические занятия

№13.Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности

2

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение: «История персональных компьютеров»; «Компьютерные вирусы»; «Антивирусные программы»

6

Раздел 4.

Технологии создания и преобразования информационных объектов

26

Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов  

Содержание учебного материала

11

2

1.

   Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста

2.

   Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных

2

3.

   Представление об организации баз данных  и  системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей

2

4.

  Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах

2

Практические занятия

№14. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов

№15.  Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей

№16.  Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей

№17.  Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. Демонстрация систем автоматизированного проектирования. Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения

8

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающихся

Сообщение: «Способы представления графической информации»; «Способы создания анимационных изображений»; « Представление звуковой информации»

Выполнить презентацию: «Устройство вывода информации»

6

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

18

Тема 5.1.  Разновидности компьютерных сетей

Содержание учебного материала

4

2

1.

   Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер

2.

Методы создания и сопровождения сайта

2

Практические занятия

№18.  Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр

№19.  Средства создания и сопровождения сайта

4

Тема 5.2.  Возможности глобальной сети интернет

Содержание учебного материала

2

2

1.

  Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония

Практические занятия

№ 20. Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет, использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети образовательного учреждения. Настройка видео веб-сессий

2

Контрольная работа 

2

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат: «Инструментальные средства создания веб-сайтов»; «Основные элементы веб-ресурса»

4

Всего:

90


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2009.
  2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А.  Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2010.
  3. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2009.
  4. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник 10 кл. – СПб.: Лидер, 2009.
  5. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник 11 кл. – СПб.: Питер, 2008.
  6. Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2008.
  7. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2008.
  8. Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2010.
  9. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2011.
  10. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2011.
  11. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2009.
  12. Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2008.
  13. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2009.
  14. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2009.
  15. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы.  – М., 2010.

Дополнительные источники:

  1. Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2009.
  2. Залогова Л.А. Компьюрная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2009.
  3. Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2011.
  4. Майкрософт. Основы программирования на примере Visual Basic.NET. – М., 2011.
  5. Майкрософт. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. – М., 2010.
  6. Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2012.
  7. Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2012.
  8. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2012.
  9. Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М., 2009.
  10. Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2011.

4. Контроль и оценка  результатов освоения    Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты

(основные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

уметь:

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники

Контроль и оценка выполнения индивидуальных заданий

распознавать информационные процессы в различных системах

Контроль и оценка выполнения индивидуальных заданий

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования

Контроль и оценка знаний обучающихся в ходе выполнения контрольных, самостоятельных работ

осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей

Контроль и оценка выполнения индивидуальных заданий

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий

Контроль и оценка выполнения индивидуальных заданий

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые

Контроль и оценка знаний обучающихся в ходе выполнения контрольных, самостоятельных работ

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных

Контроль и оценка знаний обучающихся в ходе выполнения проверочных комплексных и индивидуальных заданий

Контроль и оценка закрепления знаний и способов деятельности

осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.

Контроль и оценка знаний обучающихся в ходе выполнения проверочных комплексных и индивидуальных заданий

Контроль и оценка закрепления знаний и способов деятельности

представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)

Контроль и оценка знаний обучающихся в ходе выполнения проверочных комплексных и индивидуальных заданий

Контроль и оценка закрепления знаний и способов деятельности

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

Контроль и оценка выполнения индивидуальных заданий

знать:

различные подходы к определению понятия «информация»

Контроль и оценка выполнения индивидуальных заданий

методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации

Контроль и оценка выполнения индивидуальных заданий

назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей)

Контроль и оценка выполнения индивидуальных заданий

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы

Контроль и оценка выполнения индивидуальных заданий

использование алгоритма как способа автоматизации деятельности

Контроль и оценка выполнения индивидуальных заданий

назначение и функции операционных систем

Контроль и оценка выполнения индивидуальных заданий

     Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Рабочая программа учебной программы ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальност...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...