ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
статья

Статья для публикации в сборнике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Воробьева О.Н.

преподаватель

ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж»

Аннотация. Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке.

Ключевые слова: компьютеризация, дистанционное обучение, информационные платформы, эффективность преподавания, качество учебной деятельности.

Неотъемлемой и важной частью современного процесса обучения является компьютеризация. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникативных технологий в системе школьного и дошкольного, среднего и высшего профессионального образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как ограниченный точечный опыт.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении компетентности педагога в области ИКТ, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства.[1, с. 21]

Наукоемкость всех информационных средств от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет делает труд преподавателя в десятки раз более производительном и творческим. Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ - это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации — чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса.

Текущая обстановка в Белгородской области пока не позволяет отменить дистанционное обучение в школах, профессиональных образовательных учреждениях, ВУЗах.

В данной обстановке в образовательных учреждениях в качестве информационной площадки используется платформа Сферум. В нашем колледже система дистанционного обучения Акдемия, в качестве контроля знаний использую сервис OnlineTestPad, который обеспечивает быстрое создание различных тестов с широким выбором заданий. [2, с. 34]

При использовании площадки Академия преподаватель создает и наполняет материалом учебные курсы: текстовый материал, тесты, презентации, гиперссылки и т.д. Студенты и преподаватели могут использовать любой web-браузер с любого устройства, это удобно для всех. Так же существует одноименное приложение для телефонов. По результатам выполненных заданий автоматически выставляются оценки в электронный журнал. Электронный журнал формируется для каждой группы. Его можно демонстрировать, показывая текущее положение успеваемости студента. Платформа Сферум, используется для проведения онлайн уроков. Преимуществами данной платформы можно выделить такие параметры как доступность и функциональность.

Преимущества Сферума:

  • одновременно на уроке присутствует вся группа;
  • возможность живого общения;
  • возможность комментировать происходящее на уроке так же используя чат.

Использование платформы Сферум способствует продолжению учебного процесса в сложившейся ситуации, а так же проведение уроков в новом формате. [3, с. 10]

Стоит отметить, что какими бы не были сегодня возможности информационно-коммуникационных технологий, дистанционное обучение становится эффективным при непосредственном общении студентов и преподавателей между собой.

Использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения.

Качество учебной деятельности оценивают по уровню вовлеченности обучающихся в учебный процесс. Чтобы было интересно учиться, педагог должен четко ставить перед собой цель урока. Для знакомства с новым материалом используют одни инструменты и методы, для закрепления или работы над ошибками — другие. Это могут быть: эксперименты, видеоопыты, просмотры фильмов, видеосюжетов, создание видеороликов.

Заинтересовать обучающихся в процессе познания науки можно с помощью технического оснащения кабинета, используя цифровые форматы, а так же онлайн-ресурсы.

Повысить уровень вовлеченности помогает способность учителя заинтересовать студентов за счет использования новых методов, технологий, индивидуальных разработок, нестандартных подходов к привычным вещам. Например, интерактивные платформы (интерактивная доска мирро, тестпад,  сервис Kahoot), поможет в игровой форме закрепить полученное знание. Включение в учебную деятельность игрового момента добавит соревновательный аспект. [4, с. 56]

Особого внимания требует организация дистанционного обучения. Согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора не должна превышать для детей старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин).

Оптимальное количество занятий в течение дня – 3 занятия.

Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:

  • проведение упражнений для глаз через каждые 20 - 25 мин. работы;
  • устройство перерывов после каждого занятия длительностью не менее 15 мин.;
  • проведение упражнений физкультминутки в течение 1 — 2 мин. для снятия утомления, которые выполняются индивидуально при появлении начальных
  • признаков усталости;
  • выполнение профилактической гимнастики.

Занятие с компьютерами независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя, педагога или родителя.

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонней развитой личности. [5, с. 24]

Список использованных источников

  1. Абрамов А. Г., Булгаков М. В., Иванников А. Д., Сигалов А. В. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: пять лет в образовательном Рунете//Журнал «Дистанционное виртуальное обучение», 2020. № 3, с.14–30.
  2. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2021. — с. 70.
  3. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций//Наука и образование: электронное научно-техническое издание. 2021. — № 4.
  4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. — 192 с. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. — М., 2021.
  5. Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р. и др. «Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя». — Информатика и образование. 2020. № 4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на предметах музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств

Вот несколько вопросов, затрагиваемых в данной методической разработке: • Понятие информационных технологий, их виды • Методическое и педагогическое обоснование использования информационных технолог...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.07 ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

В рамках обучения по специальности 080114 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)» в нашем колледже введён вариативный модуль при изучении которого студенты знакомятся с актуальным программ...

Методическая разработка «Применение информационных технологий в образовательном учреждении СПО»

Методическая разработка «Применение информационных технологий в образовательном учреждении СПО» подготовлена для защиты на курсах повышения квалификации в ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квал...

Методика применения информационных технологий в образовательном учреждении СПО в процессе преподавания истории и социальных дисциплин

Доклад на заседании методического объединения, посвященный применению ИКТ в СПО на уроках истории и социальных дисциплин...

Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе

quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...

Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."

Содержание 1. Педагогические цели использования ИТ 2. Методические возможности средств ИТ 3. Классификация педагогических программных средств 4. Использование информационных технологий на урока...

Статья по теме: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена применениию информационных технологий (на примере облачных технологий) в условиях современной образовательной системы на различных этапах обучения....