Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии
методическая разработка на тему
Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения студентов в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний студентов остается формализм, который проявляется в отрыве заученных ими теоретических положений от умения применить их на практике.
Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приемы учения.
Целью данной работы является анализ различных средств и методов активизации познавательной деятельности обучающихся, а также один из примеров их практического применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_.docx | 552.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Нижегородский авиационный технический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по дисциплине: «Химия»
по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии»
Разработал: Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК
преподаватель Протокол № ____ от ___________
_______ Е.М.Туманова Председатель ______Е.М.Туманова
2016
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Теоретическая часть ……………………………………………………………..5
- Студент как субъект учебной деятельности …………………………….5
- Активизация познавательной деятельности обучающихся ……………6
- Уровни познавательной активности …………………………………….10
- Принципы активизации познавательной деятельности обучающихся .11
- Факторы, побуждающие обучающихся к активности …………………14
- Приемы активизации познавательной деятельности …………………..16
- Методы активизации познавательной деятельности обучающихся …19
- Активизация познавательного интереса на уроках химии ……………23
- Практическое применение методов активизации познавательной деятельности обучающихся ……………………………………………27
Практическая часть ……………………………………………………………..28
Заключение …………………………………………………………………….. 32
Перечень литературы …………………………………………………………..33
Приложение…………………………………………………………………….. 35
Введение
Вопросы активизации познавательной деятельности студентов относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения студентов в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний студентов остается формализм, который проявляется в отрыве заученных ими теоретических положений от умения применить их на практике.
Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации обучающихся.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
Актуальность данной темы состоит в том, что активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой обучающиеся усваивают приемы учения.
Целью данной работы является анализ различных средств и методов активизации познавательной деятельности обучающихся, а также один из примеров их практического применения.
Теоретическая часть
1. Студент как субъект учебной деятельности
Студент или старшеклассник (период ранней юности с 14-15 до 17 лет) вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учебные заведения – колледжи, техникумы. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но, самое главное, направленность на будущее: на выбор образа жизни и профессии. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой.
В период студенчества облик каждого молодого человека постепенно становится все более определенным, все яснее выступают те его индивидуальные особенности и качества, которые в своей совокупности представляют личность.
Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Овладение профессией начинается с профессионального самоопределения.
Студент как субъект учебной деятельности в силу специфики социальной ситуации развития, в которой он находится, характеризуется качественно другим содержанием этой деятельности. Во-первых, наряду с внутренними познавательными мотивами освоения знаний в имеющих личностную смысловую ценность учебных предметах появляются широкие социальные и узколичные внешние мотивы, среди которых мотивы достижения занимают большое место. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо сама учебная деятельность является для студента средством реализации жизненных планов будущего.
Учение, как деятельность, направленная на освоение знаний, характеризует немногих, основным внутренним мотивом для большинства обучающихся является ориентация на результат. Основным предметом учебной деятельности студента, т.е. тем, на что она направлена, является структурная организация, комплектация, систематизация индивидуального опыта за счет его расширения, дополнения, внесение новой информации. Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умения принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать также составляет содержание учебной деятельности обучаемого.
У студентов учебная мотивация складывается из оценки различных аспектов учебного процесса с позиции их личных индивидуальных потребностей, которые могут совпадать или не совпадать с целями обучения. Известно, что учебная деятельность полимотивированна, так как процесс обучения совершается для обучающихся не в личном вакууме, а в сложном взаимопереплетении социально-обусловленных процессов.
Поэтому основной проблемой любого профессионального образования является переход от актуально осуществляющейся учебной деятельности студента к усваиваемой им профессиональной деятельности.
2. Активизация познавательной деятельности обучающихся
Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса, обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.
В чем заключается сущность положительной познавательной потребности? С возрастом, потребность в информации растет и меняется, она в познании бесконечна
и растет с каждым разом. Потребность также ориентирована на действия, а не на отметки, тесно связана с положительными эмоциями. Интерес является составной частью активности, это особое восприятие предмета, который можно сравнить с чем-то ценным и привлекательным. По мнению Г.И. Щукиной, «познавательный интерес нужно признать одним из значимых факторов учебного процесса». Устойчивый интерес является одним из наиболее эффективных побудителей внимания.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности обучающихся. Оно тесно связано с ценностно-ориентационной деятельностью, цель которой – формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая студента по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической «передаче» знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и обучающиеся: преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как преподаватель не может ограничиться только изложением знаний – он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность. Однако велика и роль обучаемого: он является центральным звеном основного и исходного отношений в педагогическом процессе. В конечном итоге успех обучения определяется отношением к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью. Студент – не только объект обучающих воздействий, он также и субъект специально организуемого познания, субъект педагогического процесса
Отношение обучающихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- сознательность выполнения заданий;
- систематичность обучения;
- стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения обучающихся - это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим студентом без помощи взрослых и преподавателей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные ребята, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность обучающегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью студентов традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения студентов к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности обучающихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность студентов.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых студенты сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности обучающихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением студентов к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
3. Уровни познавательной активности
М.Ю.Алексеев и С.И.Золотова выделяют несколько уровней познавательной активности.
- Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением обучающегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий обучающегося, отсутствием у него интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
- Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением обучающегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что обучающийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
- Творческая активность. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что обучающийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
4. Принципы активизации познавательной деятельности обучающихся
При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от студента требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающегося.
Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность обучающегося не может не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И, чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У студента начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж. Вот почему активизация учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение.
Прежде всего в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении обучающегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, обучающийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование естественнонаучного мышления.
Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания.
Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки обучающихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности обучающихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.
Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности обучающихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что студенты в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность обучающихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.
Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей студентов. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: состав аудитории, адаптация к учебному процессу, способность к восприятию нового.
Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого обучающегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого студента на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.
Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности обучающихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание студента решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.
На мотивации учебно-познавательной деятельности студентов необходимо остановиться чуть подробнее. Исследованием В.А. Якунина и Н.И. Мишкова показано, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности. Нельзя забывать, что не всякая деятельность способна давать положительные результаты и, следовательно, не любой набор действий мы можем назвать деятельностью. Способности может развивать лишь та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции.
Принципы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают студентов к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность ребят.
5. Факторы, побуждающие обучающихся к активности
В числе основных факторов, побуждающих обучающихся к активности,
З.И. Калмыкова выделяет:
- творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у студентов творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний
- состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности студентов. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одногруппниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.
- игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности обучающегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
Учитывая перечисленные факторы, преподаватель может безошибочно активизировать деятельность обучающихся, так как различный подход к занятиям у студентов вызовет интерес. Студенты будут с радостью идти на урок, так как предугадать преподавателя не возможно.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на обучающегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера, такие как программированные задания, домашние химические эксперименты, моделирование и т.д. Активизация обучения студентов должна проходить не как усиление деятельности, а как мобилизация преподавателем учеников и направленная на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения обучающегося в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.
6. Приемы активизации познавательной деятельности
В процессе приобретения обучающимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение преподавателя активно руководить ею. Со стороны преподавателя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для обучающихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех студентов, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей обучающихся, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого студента.
В процессе обучения студент также может проявить пассивную и активную познавательную деятельность.
В исследованиях методистов-химиков познавательная активность рассматривается обычно как деятельность, которую следует стимулировать. В качестве таких стимулов П.А. Оржековский предлагает: проведение занимательных опытов; выполнение прикладного химического эксперимента; углубленное изучение программного материала; решение олимпиадных задач; глубокое изучение отдельных областей химии.
И.М. Титова считает, что наибольшее влияние на развитие мотивации обучающихся имеют задания, в которых: приведены эмпирические сведения о веществах в историческом контексте; раскрывается природа знакомых веществ; демонстрируется интеграция знаний различных областей науки; показывается роль химической теории в решении различных задач.
А.Н. Лямин полагает, что для активизации познавательной деятельности необходимо: включение школьников в различные виды творческой деятельности; раскрытие практического и теоретического значения химии в развитии общества; высокая химическая и общая культурой педагога.
По мнению Ю.В. Ходакова привитию интереса к урокам химии способствует
эвристическая беседа, так как она держит учащихся в состоянии высокой мыслительной активности.
В.Н. Верховский рассматривал химический эксперимент как средство формирования интереса к изучению химии.
И.В. Родыгина считает, что развитию познавательного интереса помогает художественная литература.
Н.Ф. Кудинова формирует интерес учащихся к химии на основе реализации в преподавании принципа связи обучения с жизнью.
Е.И. Евстафьева выявила направления развивающего психологического воздействия на мотивационную сферу учащихся, в числе которых развитие познавательного интереса и обеспечение комфортности учебного процесса путём включения их в ситуации достижения успеха.
В.Н. Торгашов выявил положительные стороны соревновательного обучения, среди которых: активизация коллективной деятельности; создание условий для эмоционально-волевого напряжения; возможность пережить чувство успеха и одобрения коллектива.
Анализ публикаций показывает, что исследователи подходят с разных позиций к развитию познавательной активности. В качестве методов активизации познавательной деятельности выделяются: проблемное обучение; игровое обучение; химический эксперимент; реализация принципа наглядности; расширение мотивационной сферы; эмоционально-стимулирующая атмосфера; занимательность; эвристическая беседа; использование художественной литературы; позитивные эмоциональные переживания; связь химии с жизнью; создание ситуации успеха.
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в сознании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят обучающихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности. Таким образом можно выделить несколько приемов активизации познавательной деятельности:
Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание ситуаций, формулировка проблем, подведение обучающихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.
Метод алгоритмизированного обучения. Деятельность человека всегда можно рассматривать как определенную последовательность его действий и операций, т. е. она может быть представлена в виде некоторого алгоритма с начальными и конечными действиями.
Для построения алгоритма решений той или иной проблемы нужно знать наиболее рациональный способ ее решения. Рациональным способом решения владеют самые способные студенты. Поэтому для описания алгоритма решения проблемы учитывается путь его получения этими обучающимися. Для остальных обучающихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности.
Метод эвристического обучения. Основной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, по которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем.
Метод исследовательского обучения. Если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод - правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. В процессе творческой деятельности эти методы действуют в органическом единстве.
Важнейшим методом исследования познавательного интереса обучающихся является наблюдение, смыкающиеся с педагогическим экспериментом в тех случаях, когда точно вычислена задача, когда наблюдение нацелено на выявление и запечатления всех условий, приемов, факторов, процессов, связанных именно с этой поставленной задачей. Наблюдение за протекающим процессом деятельности обучающегося либо на уроке, в естественных, либо в экспериментальных условиях дает убедительный материал о становлении и характерных особенностях познавательного интереса.
Для наблюдения необходимо иметь в виду те показатели, по которым можно определить проявление познавательного интереса.
7. Методы активизации познавательной деятельности обучающихся
Степень активности обучающихся является реакцией, а методы и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности студентов, побуждают их к старательному учению.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
Словесные методы:
1. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы обучающиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
2. Метод самостоятельной работы с обучающимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.
Используя этот план-конспект, студенты всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у обучающихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы. Для закрепления навыка работы с литературой дают обучающимся различные посильные задания.
В группе студенты должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы обучающиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, студенты в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами
Организовывается самостоятельная работа следующим образом: дается группе конкретное учебное задание. Здесь есть свои требования:
- текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
- нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для обучающихся. Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.
Их условно делят на три типа:
- дидактические материалы для самостоятельной работы студентов с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем;
- дидактические материалы для самостоятельной работы студентов с целью закрепления и применения знаний и умений;
- дидактические материалы для самостоятельной работы студентов с целью контроля знаний и умений.
В последнее время более эффективными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда обучающиеся пытаются просто угадать ответ.
Метод проблемного изложения заключается в создание на уроке проблемной ситуации. Обучающиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у студентов приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
- выдвижение проблемного вопроса;
- создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого;
- создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу;
- демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.
Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью студентов.
Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все студенты по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические задачи по аналогии или творческого характера. Но задачи дифференцируют - более сложные, творческого характера - сильным обучающимся, а простые - слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентируют внимание. Каждый обучающийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.
Наглядные методы. Одним из таких методов является частично-поисковый.
При применении этого метода преподаватель руководит работой группы. Организуется работа студентов таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А обучающиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Практические методы, например, частично-поисковый лабораторный метод.
Студенты решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента. До лабораторной работы ребятам известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции. При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.
Для того, чтобы на уроке высокая познавательная активность сохранилась, нужно:
- компетентное и независимое жюри;
- задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным – простые;
- оценивать деятельность группы и индивидуально каждого студента;
- давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя обучающиеся тихие, незаметные на фоне более активных.
Активизацию познавательной деятельности можно проводить и на внеклассных мероприятиях.
8. Активизация познавательного интереса на уроках химии
Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда обучающиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность студентов к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то обучающиеся с интересом включаются в работу.
В развитии интереса к дисциплине нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к дисциплине, который не будет являться познавательным интересом.
Мозг подростка устроен так, что знания довольно редко проникают в его глубину, чаще они остаются на поверхности, и поэтому непрочны. Мощным «детонатором», который помогает им проникнуть внутрь, а там «взорваться», превратившись затем в убеждения, является интерес. Важно искать средства, которые бы вовлекли студента в работу. Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
- привлечение обучающихся к целям и задачам урока;
- возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
- включение обучающихся в интересную для них форму работы.
Осознанная работа начинается с понимания и принятия студентами учебных задач, которые логически оправданно выдвигаются перед ними. Для этого применяется ряд способов. Чаще всего создается такая ситуация при повторении изученного ранее. Тогда обучающиеся сами формируют цель предстоящей работы.
Желание каждого учителя - привить любовь и интерес к своему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает творческую мыслительную деятельность обучающихся. Поэтому преподавателям других учебных заведений, в которые приходят ребята учиться, приходится прибегать к различным способам активизации познавательной деятельности.
Каким бы хорошим знанием предмета, высокий эрудицией не обладал преподаватель, традиционный урок мало способствует эмоциональному настроению обучающихся на дальнейшее восприятие учебного материала, активизации их мыслительной деятельности, развитию и реализации их потенциальных умственных способностей. Снятию усталости, лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности студентов, повышению уровня практической направленности химии способствуют наиболее активные формы, средства и методы обучения.
В каждом студенте живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ребенок обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть». Поэтому при изучении химии для активизации познавательной деятельности рекомендуют использовать:
Фронтальные опыты. Фронтальные наблюдения убеждают студента в том, что каждый может «сделать» открытие, толчок которому дает опыт.
Уроки-исследования, где предметом исследования является «переоткрытие» уже открытого в науке, вместе с тем для студента выполнение исследовательского задания является познанием еще не познанного.
Студенты во время урока сами накапливают факты, выдвигают гипотезу, ставят эксперимент, создают теорию. Задания такого характера вызывают у обучающихся усиленный интерес, что приводит к глубокому и прочному усвоению знаний. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные ребятами, как ответ на проблемный вопрос преподавателя. Неотъемлемой частью химии является выполнение лабораторных работ. Ребята сами могут предположить порядок выполнения работы. Это учит самостоятельно мыслить, а урок считать не «обязаловкой», а методом исследования.
Опорные конспекты. Опорные конспекты позволяют студенту составить план изучения химического явления или закона.
Лекционно-семинарская система. Научить студента всему, что понадобиться в жизни, нельзя; можно и нужно научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Известно, что знания должны постоянно наполняться, что на уроке важно не только и не столько «передать» их, сколько учиться, черпать сведения из разнообразной литературы и в первую очередь из учебника. Поэтому читая лекции, нужно оставить в них «белые» пятна, которые ребята должны дома заполнить. Выполняя задание, они должны обратиться к учебнику, они многократно возвращаются к изученному материалу, однако каждый раз подходит к нему по-новому и глубже.
Лекция как эффективное звено учебно-воспитательного процесса, находится в тесной взаимосвязи с другими уроками, прежде всего с семинарскими занятиями, на которых обучающиеся в процессе самостоятельной работы расширяют и углубляют свои знания. На этих уроках создается атмосфера, стимулирующая посильное умственное напряжение студентов. Лекцию проводят с учетом возрастных возможностей, уровня знаний обучающихся.
Развитие познавательной самостоятельности обучающихся - это важная задача на любом уроке и особенно при проведении лекции на старших курсах. Ведь выпускники должны владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух, использовать различные способы записи. Эти лекции должны вызывать у обучающихся прежде всего познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность студентов на данном уроке и будет стимулом, предпосылкой успешного решения интеллектуальных задач в будущем.
Как правило, в ходе лекции создаются проблемные ситуации. Поставленный перед студентами проблемный вопрос - это прием, при помощи которого удается организовать творческое применение предшествующей и усвоение последующей информации, правильно сделать важные выводы, закрепить необходимые знания, умения, навыки.
Эксперимент. Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.
На семинарах, химических практикумах широко используют самостоятельный учебный эксперимент, имеющий те же цели, что и демонстрационный эксперимент. Он формирует у ребят практические умения и умения рационального использования учебного времени; развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.
Самостоятельные работы. Активизация процесса обучения достигается применением самостоятельных работ студентов, организуемых в соответствии с особенностями их интересов и конкретных учебно-воспитательных задач.
Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса студентов на всех этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к студентам в процессе их обучения. Следовательно, такой подход к учебной деятельности может быть рекомендован педагогам, так как взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает прочные знания. Все эти действия направлены на создание знаний плюс информация, которую дают на лекциях, семинарах - все это приводит к развитию познавательного интереса.
9. Практическое применение методов активизации познавательной деятельности обучающихся
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация. Общеизвестно три основных мотива, побуждающих студентов учиться:
- интерес к предмету. Высшая степень интереса - это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение;
- сознательность;
- принуждение. Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Так как ребята занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу того имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих студентов обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес обучающегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков.
Практическая часть
В рамках недели естественнонаучных дисциплин среди студентов 1 курса проводится внеклассное мероприятие «Химическая эстафета». Цель: повысить интерес при изучении химии. Каждая группа выставляет свою команду, состоящую из 4 человек. Задания корректируются в зависимости от пройденного материала и подготовленности студентов. Предполагается несколько этапов:
- Разложить домино – 2 варианта:
- Разгадать загадки:
- Можно алкоголь не пить, но всегда веселым быть.
Если вхож я в кислоту, окислителем служу.
И селитра без меня - не годится никуда. (азот)
- Я почти что осьминог, только в море не живу.
В периодической системе в группу с платиной вхожу. (осмий)
- От греческого слова «камень» этот элемент,
С водой он реагирует, но только не в момент,
Среди металлов легкий, известен теплоемкостью,
Бомбу водородную сделал он возможностью.
Стекло с его добавкой в технику идет,
Оптическим приборам прозрачность придает. (литий)
- Меня в составе мрамора найди, я твердость придаю кости,
В составе извести меня еще найдешь.
Теперь меня ты верно назовешь. (кальций)
- Серебристо-белый и активный очень, горит под водой он, между прочим,
Сверканье бенгальским огням он придает
и в Новый год - детям радость несет. (магний)
- Хлорид его – зеленый, и синий – купорос,
Какой металл те соли дает – вот в чем вопрос? (медь)
- Он идет на сковородки да узорные решетки,
Он совсем-совсем неловок, не воспитан и не ковок . . .
Он ломается, как лёд и тяжел, как бегемот,
Но не врун и не болтун. Работяга наш - чугун
- Иду на мелкую монету, в колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это и знают: имя моё - медь
- Из глины я обыкновенной, но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока, бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока – мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем! Зовусь я алюминием
- Быть символом не каждому дана, но именем моим не без причины,
Назвали руки, дождь, тельца, руно, сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век, когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь считали все, что я – металлов царь! (золото)
- От дождя я не ржавею, не ломаюсь, не темнею.
Как алмаз, в бою крепка, как лозиночка – гибка.
Если крепко закалюсь – никогда не отступлюсь.
Буду дерево пилить, резать ткань, металл сверлить,
Научусь всему свободно! Все могу, на все пригодна –
На педаль и на пищаль, на скрижаль и на медаль –
Такова моя мораль! Дальше мой автограф сталь
- Выполнить задание: добавь буквы и получи металл
Ребро (серебро), лото (золото), ель (никель), трон (стронций), тут (ртуть), желе (железо), бар (барий), вол (вольфрам), бал (кобальт), маг (магний), рад (радий, радон), тина (платина), мини (алюминий)
- Разгадать кроссворды:
Варианты заданий выбираются в зависимости от количества пройденного материала, уровня групп. Некоторые примеры приведены в приложении.
При прохождении этапов - необходимо продвигаться только вперед. Пользоваться можно только таблицей «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Выигрывает та команда, которая затратила меньше времени и допустила минимальное количество ошибок.
Данное мероприятие студентам нравится. Кроме положительных эмоций, студенты получают грамоты, которые пополняют портфолио классной группы и поощряются хорошими оценками. Единственный недостаток данного мероприятия, что участвуют только «сильные» студенты. Главная цель у ребят – победить! Не подвести группу!
Заключение
На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности студентов приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность обучающихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств студентов; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности ребят; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Одним из таких активных методов в химии является эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения студентов необходимо вызвать у них интерес к овладению знаниями.
Перечень литературы
- Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. 62 с.
- Ахметов М. Развитие познавательной активности учащихся в обучении химии / GAMTAMOKSLINIS UGDYMAS / NATURAL SCIENCE EDUCATION. ISSN 1648-939X 2012 №2 (34)
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Просвещение, 1995. 38 с.
- В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. Методы активизации познавательной деятельности. С.-Пб.: Знание, 2006. 190 с.
- Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии.М.: 5 изд., 2007.112 с
- Ефстафьева Е.И., Титова И.М. Развитие внутренней мотивации изучения химии // Химия в школе. 2002. №7. С.20.
- Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. – 448 с.: ил. – (ПРОФИль).
- Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Современная педагогика. 2000. № 7. С.18.
- Кочкарова М.К. О способах формирования интереса к процессу познания //Химия в школе. 2002. №7. С.25.
- Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. М.: Просвещение, 2007. 158 с.
- Столяренко Л.Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 448 с.
- Теоретические основы активизации творческой познавательной деятельности учащихся // Теория и практика образования: история и современность. Липецк: ЛГПУ, 2001. Выпуск 8. 185 с.
- Чернобельская Г.М: Теория и методика обучения химии. М.: Дрофа, 2010. 336 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Академия, 1982. 356 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1982. 160 с.
Приложение
Выполнить задание: добавьте буквы и получите металл
ребро лото ель трон
тут желе бар вол
бал маг тина мини
Отгадайте загадки:
- Он идет на сковородки да узорные решетки,
Он совсем-совсем неловок, не воспитан и не ковок.
Он ломается, как лёд и тяжел, как бегемот,
Но не врун и не болтун. Работяга наш - ( чугун )
- Иду на мелкую монету, в колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это и знают: имя моё - ( медь )
- Из глины я обыкновенной, но я на редкость современный.
Я не боюсь электротока, бесстрашно в воздухе лечу;
Служу на кухне я без срока – мне все задачи по плечу.
Горжусь своим я именем! Зовусь я (алюминием)
- Быть символом не каждому дана, но именем моим не без причины,
Назвали руки, дождь, тельца, руно, сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век, когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь считали все, что я – металлов царь!
( Золото )
- От дождя я не ржавею, не ломаюсь, не темнею.
Как алмаз, в бою крепка, как лозиночка – гибка.
Если крепко закалюсь – никогда не отступлюсь.
Буду дерево пилить, резать ткань, металл сверлить,
Научусь всему свободно! Все могу, на все пригодна –
На педаль и на пищаль, на скрижаль и на медаль –
Такова моя мораль! Дальше мой автограф ( сталь)
- Можно алкоголь не пить, но всегда веселым быть.
Если вхож я в кислоту, окислителем служу.
И селитра без меня - не годится никуда. (азот)
- Я почти что осьминог, только в море не живу.
В периодической системе в группу с платиной вхожу. (осмий)
- От греческого слова «камень» этот элемент,
С водой он реагирует, но только не в момент,
Среди металлов легкий, известен теплоемкостью,
Бомбу водородную сделал он возможностью.
Стекло с его добавкой в технику идет,
Оптическим приборам прозрачность придает. (литий)
- Меня в составе мрамора найди, я твердость придаю кости,
В составе извести меня еще найдешь.
Теперь меня ты верно назовешь. (кальций)
- Серебристо-белый и активный очень,
горит под водой он, между прочим,
Сверканье бенгальским огням он придает
и в Новый год - детям радость несет. (магний)
- Хлорид его – зеленый, и синий – купорос,
Какой металл те соли дает – вот в чем вопрос? (медь)
Кроссворд № 1
- Вещества, имеющие разный состав молекул, но одинаковое строение и одинаковые свойства.
- Название реакции присоединения водорода.
- Общее название реакций с галогенами.
- Область применения ацетилена.
- Представитель гомологического ряда алканов.
- Название органического вещества CH3-NO2
- Продукт, в котором присутствует углерод.
- Углеводород, с которого начинается изомерия у алканов.
2 | |||||||
3 | |||||||
1 | 8 | ||||||
4 | 5 | 7 | |||||
6 | |||||||
Кроссворд № 2
- Продукт, который получают в результате реакции полимеризации.
- Какие реакции характерны для предельных углеводородов.
- Вещество, которое вступает в реакцию полимеризации.
- Первый газообразный представитель гомологического ряда.
- Продукт, который образуется при дегидратации этанола.
- Какие реакции характерны для непредельных углеводородов.
- Основное действие в химии.
- Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение и разные свойства.
5 | ||||||
1 | ||||||
7 | ||||||
3 | 6 | |||||
8 | 2 | 4 | ||||
Домино по неорганической химии
Al | САМЫЙ ТУГОПЛАВКИЙ МЕТАЛЛ | W | САМЫЙ ТВЕРДЫЙ МЕТАЛЛ |
Cr | САМЫЙ ЛЕГКИЙ МЕТАЛЛ | Li | СТАЛЬ – ЭТО . . . . . |
ЭТО СПЛАВ Fe с C В ПРИСУТСТВИЕ ПОСТОЯННЫХ ПРИМЕСЕЙ, ГДЕ С НЕ БОЛЕЕ 2,14 % | ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ № ПЕРИОДА | КОЛИЧЕСТВО ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УРОВНЕЙ | ЧУГУН – ЭТО . . . . . |
ЭТО СПЛАВ Fe с C В ПРИСУТСТВИЕ ПОСТОЯННЫХ ПРИМЕСЕЙ, ГДЕ С БОЛЕЕ 2,14 % | ЧТО ПОКАЗЫВАЕТ ПОРЯДКОВЫЙ № ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА | КОЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРОНОВ, ПРОТОНОВ, ЗАРЯД АТОМНОГО ЯДРА | ОБОЗНАЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ВЕЩЕСТВА |
n (ν) | ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ МОЛЯРНОЙ МАССЫ | Г/МОЛЬ | ФОРМУЛА СУЛЬФАТА МЕДИ (II) |
Cu SO4 | ФОРМУЛА НИТРАТА ЖЕЛЕЗА (III) | Fe(NO3)3 | УРАВНЕНИЕ ДИССОЦИАЦИИ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ |
HCl⇌ H+ + Cl- | УРАВНЕНИЕ ДИССОЦИАЦИИ ГИДРОКСИДА КАЛИЯ | КОН ⇌ К+ + ОН- | УРАВНЕНИЕ ДИССОЦИАЦИИ СУЛЬФАТА КАЛИЯ |
K2SO4 ⇌ 2K+ + SO42- | рН > 7 | ЩЕЛОЧНАЯ СРЕДА | pH < 7 |
КИСЛАЯ СРЕДА | K + Mn?O4-2 | + 7 | S ?O2-2 |
+ 4 | ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ВЕЩЕСТВА | МОЛЬ | КАКОЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ИМЕЕТ ДАННУЮ ЭЛЕКТРОННУЮ ФОРМУЛУ 1S22S22P63S23P1 |
Незамкнутое домино по органической химии | |||
→CH2=CH2 + CH4 | H H | | t H-C-C-H → | | H2SO4 H OH (конц.)
| →CH2=CH2 + H2O | CH2=CH2 + Cl2→ |
H H | | → H-C-C-H | | Cl Cl |
t,P CH2=CH2 + HOН → Kt | →CO2 + 2H2O | H | H-C-H + Cl2→ | H |
O → CH3-C H | CHΞCH + HCl→ | O C - OH →| C = O OH | CHΞCH + HOH → |
Br Br | | → H-C=C-H | CHΞCH + 4[O]→ KMnO4 | → (-CH2-CH2-)n |
t 2CH4 → |
→ HCΞCH + 3H2 | CaC2 + 2HOH→ | H H | | → H-C-C- H | | H OH | n CH2=CH2 → |
→ CH2=CH | Cl | КОНЕЦ | →3CH4+4Al(OH)3 | t CH3-CH3 → Kt |
→HCΞCH+Ca(OH)2 | HCΞCH + Br2 → | НАЧАЛО | CH4 + 2O2 → |
H | →HCl + H-C-Cl | H | Al4C3+12H2O→ | → CH2=CH2 + H2 |
t CH3-CH2-CH3 → |
Замкнутое домино по органической химии | |||
Гомологи | Алканы вступают в реакции | Разветвленная углеродная цепь | CnH2n-2 |
Свободный радикал | C C C | | C C C | Циклическая углеродная цепь | CnH2n |
Ацетилен (этин) | Вещества, имеющие разный состав, но сходное строение и сходные свойства | Общая формула алкенов и циклоалканов | Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение и, следовательно, свойства |
Неразветвленная углеродная цепь | H H C = C H H | Первый жидкий алкан | - C -C –C- C- |
Циклогексан | Алкены вступают в реакции | Этилен (этен) | CН2 CН2 CН2 | | CН2 CН2 CН2 |
В реакции присоединения | CnH2n+2 | Общая формула алканов | H H C H
|
Общая формула алкинов и алкадиенов | H-C Ξ C-H | Изомеры | |
В реакции замещения | C5H12 | π-связь |
C | - C-C-C-C- | C |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогические чтения "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения в коррекционных группах"
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения через применение активных методов обучения в коррекционных группах. Развитие современног...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ»
методическая разработка «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках с использованием ИКТ»...
Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы.
Литература- это общение с писателем через кропотливое изучение и анализ художественного текста, это живая речь преподавателя и обучающегося, их диалог.Метод проектов реализуется в мультимедийных презе...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс
В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...
Презентация:Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения
Презентация к педагогическому мастер-классу...
Публикация на тему"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках кулинарии"
Основная задача материала,описание методов и способов познавательного интереса обучающихся на уроках кулинарии.Содержание состоит из разделов: введение, единство обучения и воспитания, формы игры.В ра...