Урок 73
план-конспект урока на тему

Арутюнян Лилит Эдуардовна

Организация поиска

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_73_organizaciya_poiska_dannyh.docx975.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 73

Тема : Организация поиска данных

Цель урока: научить учащихся операциям «фильтрация», «запрос» программы Microsoft Access; научить применять данные операции для решения прикладных задач.

Задачи:

  1. Ввести понятие «фильтрация», «запрос»;
  2. обучить учащихся командам, с помощью которых осуществляется фильтрация и поиск данных;
  3. показать пример использования фильтрации и запросов в программе MS Access;
  4. показать пример использования фильтрации и запросов;
  5. развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;
  6. формирование способности к коллективной работе для достижения совместных целей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Добрый день. Эффект урока будет зависеть от нашего взаимопонимания и слаженной работы. Сегодня вы будете работать парами, и от вашей активности  и внимательности будет зависеть эффект вашей малой группы.

2. Этап проверки домашнего задания.

Ребята, что мы с вами проходим? Правильно базы данных. Давайте вспомним, что такое база данных, для этого проверим домашнее задание, а домашним заданием было создание базы данных 11 Б класса, состоящей из 2- таблиц, которые между собой связаны связью ОДИН-КО-МНОГИМ. Кто готов показать свою работу?

3. Объяснение нового материала.

1 этап.

Сегодня мы проведем урок по изучению еще одной из возможностей программы MS Access, позволяющей автоматизировать работу с таблицами. 

На экране слайд 2 презентации к уроку рис.1

Учитель: Давайте подумаем, что можно назвать списком? Какой фрагмент текста или таблицы является, по вашему мнению, списком?

Учитель: перед вами три фрагмента. Какой из них является списком?

Уч-ся: ответы.

Учитель: сформулируйте определение списка. СПИСОК – упорядоченный набор данных Из каких составляющих состоит список?

Ответ: обычно список состоит строки заголовков (текст описания) и строк данных, которые могут быть разного типа.

Учитель: давайте вспомним, как в БД называются ЗАГОЛОВОК таблицы и СТРОКИ ДАННЫХ.

 Ответ уч-ся: Заголовок – это поле, а строки – это записи.

Учитель: Какие типы полей вы знаете?

Уч-ся: ответы.

Учитель: Итак, перед вами база данных туристической фирмы. Опишите основные поля таблицы.

На экране слайд 3 презентации к уроку рис.2

Уч-ся: ответы.

Учитель: где находятся записи таблицы?

Уч-ся: ответы. Под каждым заголовком начинается список, т.е основные записи таблицы.

Учитель: Является ли каждый фрагмент списком? Да.

Мы с вами научились создавать простейшие таблицы, вводить данные в таблицу. Но наша задача изучить как можно больше возможностей программы.

Учитель: Существуют следующие операции, которые обычно выполняются над списками

На экране слайд 4 презентации к уроку рис.3

  1. ввод данных, записей в таблицу;
  2. поиск данных в базе данных;
  3. сортировка записей.

Учитель: Сегодня на уроке мы изучим одну из этих операций. Назвать эту операцию вам поможет следующий рисунок.

На экране слайд 5 презентации к уроку рис.3

Учитель: Правильно! Эта операция – фильтрация списка.

Запишем тему урока: Быстрый поиск данных с помощью Фильтров. Организация запросов.

На экране слайд 6 презентации к уроку рис.4

Учитель: как вы думаете, какова цель нашего урока?

Постановка цели урока:

целью нашего урока является практическое применение фильтрации данных и запросов для решения информационных задач.

Учитель: Разберемся с термином «фильтрация». Для чего служат фильтры?

Известно, например, что перед тем как вода из водохранилища попадает в водопровод, она проходит несколько этапов очистки.

Что осуществляется на каждом этапе очистки?

Ответ: Отбор определенной группы примесей.

Учитель: таким образом, фильтрация позволит нам организовать «сито», через которое вы сможете «просеивать» таблицу данных.

Учитель: Скажите, пожалуйста, с помощью каких знаков вы в математике находите ответ на вопрос, что больше или меньше? Так вот, условия отбора записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, <, <=, >=).

Учитель: Но фильтры бывают простые и сложные. Простой фильтр содержит условие отбора записей только одного поля. Сложный фильтр содержит несколько условий для различных полей.

Запишем данную информацию.

Чтобы автоматически отфильтровать список, надо применить команду Записи – Фильтр – Изменить фильтр.

Чтобы понять каким образом отбирается нужная информация, рассмотрим конкретный пример.


Задача №1.

Дана база данных «Туристическая фирма». Отобрать все двухместные номера четырехзвездночного отеля, где стоимость номера от  200 долларов до 300,количество дней проживания – 10 дней.        

Учитель: Кто самый смелый, и пойдет решать данную задачу?

Давайте сформулируем алгоритм:

  1. Открыть существующую таблицу.
  2. Применить команду Записи – Фильтр – Изменить фильтр.
  3. В появившемся окне ввести условия поиска.
  4. Появилось окно с отобранной информацией.
  5. Введем условие, соответствующее заданию.
  6. Применить команду Фильтр / Применить фильтр.

Чтобы отобразить все элементы таблицы, необходимо применить команду Фильтр – Удалить фильтр.

Какие у вас вопросы по изложенному материалу? (Вопросы детей).

Учитель: Применим  более сложный фильтр для решения информационной задачи.

Уважаемые коллеги, мы получили заявки на организацию туров во все уголки света. Нам пришла заявка от клиента. Послушайте, пожалуйста.

На экране слайд 7 презентации к уроку

 Задача №2.

Уважаемая туристическая фирма! «Миллион друзей «Вояж»!

Мы с подругой хотим посетить город «белых ночей», о котором известный поэт А.С. Пушкин написал:

«Люблю…
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак,
Блеск безлунный,
Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла».

Подсчитайте, пожалуйста, общую стоимость путевки, в которую входит дорога.  Количество дней – 15. Четырехзвездочный отель, проживание в двухместном номере, питание – завтрак + ужин.

Учитель: О какой стране идет речь, о каком городе?

Учащиеся: Россия. Санкт-Петербург.

Выходит учащийся к доске

Учитель:

Применим команду для фильтрации. Попытаемся ввести все известные нам запросы клиента. В результате применения сложного фильтра будут отобраны только те записи, которые удовлетворяют всем условиям одновременно. Можно сказать, что условия в сложных фильтрах связаны между собой операцией логического умножения.

Учитель: 

Скажите, пожалуйста, нам удалось подсчитать стоимость путевки клиента?

Учащиеся: Нет.

Учитель:

Значит, выходит, что на ответ клиента мы не ответим?  Давайте теперь попытаемся понять, что же такое фильтры?

Вывод: получается, что ФИЛЬТРЫ привязаны к конкретной таблице и вычислить стоимость путевки у нас в данном случае не получится.

Мы с вами рассмотрели вопрос фильтрации, и поняли, что фильтры привязаны к конкретной таблице. Таким образом, в базах данных должен присутствовать такой элемент для поиска, который позволял бы создавать самостоятельные объекты для реализации поиска и решения информационной задачи, или создавшейся проблемы. Таким объектом являются запросы. Давайте попытаемся посмотреть, каким же образом работают запросы и что такое запросы.

На экране слайд 11 презентации к уроку


Какова команда для организации запросов?

Рассмотрим все тот же пример. (Работа учащихся у доски)

  1. Введем условия поиска.
  2. Запустим запрос.
  3. Стоимость путевки посчитана? Нет.

Учитель: Скажите, у нас есть такое поле, которое позволяет подсчитывать стоимость тура? Нет. В запросах существует возможность построения дополнительного вычисляемого поля. Давайте попытаемся построить данное поле. Но у меня возникает вопрос, каким образом происходит подсчет стоимости путевки?

Учащиеся: Стоимость номера в сутки * количество дней.

Таким образом, нужно добавить дополнительное поле.

Для этого следует использовать пикограмму для построения выражений.

Учитель:

Попытаемся построить вычисляемое поле. Для этого выведем на экран все поля таблицы, чтобы владеть всей информацией для клиента. Поставим курсор в пустое поле и нажмем пиктограмму.

В появившемся окне напечатаем вручную выражение и щелкнем по кнопке ОК.

Это выражение подставится в новое поле. ЗАПУСТИМ ДАННЫЙ ЗАПРОС.

Вопросы учащихся.

Если нет вопросов, давайте посмотрим, как вы поняли изложенный материал.

Учитель: чем отличаются фильтры от запросов?

Ученик: Различие между ними состоит в том, что запросы являются самостоятельными объектами БД, а фильтры привязаны к конкретной таблице, т.е. требуют открытия нужной таблицы.

Вывод:

Итоги 1-го этапа урока: с чем мы познакомились? мы познакомились с операциями поиска информации: фильтр, запросы. Как вы хорошо поняли изложенный материал, вам поможет вторая часть нашего урока.

  1.  Этап закрепления полученных знаний. Деловая игра.

Проведем деловую игру.

Деловая игра.

Я – директор туристической компании, Вы – менеджеры туристической компании.

Уважаемые коллеги, мы получили заявки на организацию туров во все уголки света. Ваша задача: после получения конкретной заявки максимально стремительно и точно ее выполнить. От этого зависит ваш деловой успех. После получения заданий клиента, Вы должны найти нужную Вам информацию и вывести ее на экран. Время на выполнение данного этапа – не более 10 минут.

К наилучшему результату приведет согласованная работа двух человек – менеджеров фирмы (работа в парах). В нашей игре нужно определить три лучшие пары, может быть и больше, которые выполнят задание четко и быстро.

Выдается рабочее задание менеджерам с 1 по 8 вариант.

  1. Итоги урока.

Все возвращаются за парты. Выбираем лучшую пару менеджеров. Выставляем оценки.

Ответьте на вопрос: С какими операциями программы Microsoft Access мы сегодня познакомились?

Ответ: Операция фильтрации, операция организации запросов.

Вопрос: С помощью какой команды можно установить команду фильтра?
(Записи / Фильтр / Изменить фильтр)

Вопрос: Какая функция программы позволяет организовывать самостоятельные запросы?
(Запросы)

Вопрос: Какие предметы школьного курса помогли вам при выполнении заданий?
(География, технология)

Какова была цель сегодняшнего урока?

Достигли ли мы с вами целей?

Теперь подведем итоги деловой игры. (Награждение)

  1.  Домашнее задание

На экране слайд 15 презентации к уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уроков повторения и обобщения на уроках истории и обществознания при помощи игры

. Игры и игровые моменты на уроках дают возможность обучающимся  развивать мыслительные навыки, стимулируют их воображение, способствуют «проживанию» судьбы человечества как своей собственной, ак...

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...


 

Комментарии

Арутюнян Лилит Эдуардовна

Организация поиска данных