Конспект урока "Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка, хранение информации"
план-конспект урока по теме
Материалы урока могут быть использованы при изучении раздела Информационные процессы на первом курсе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 768.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СО СПО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панферова»
Конспект открытого урока
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка, хранение информации
Провела: преподаватель информатики
Мерзликина Н.В.,
ПЦК преподавателей математики и информатики
Группа: 1Н1
Дата проведения: 19 ноября 2012 г.
ВОЛЬСК 2012
Раздел: Информация и информационные процессы
Тема: Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка, хранение информации
Цели:
образовательные: формирование и развитие знаний о процессах хранения, обработки информации;
формирование и развитие умений обработки и хранения информации с помощью ПК;
формирование и развитие умений использовать ресурсы Интернет для удовлетворения своих образовательных потребностей и интересов;
развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, речи и внимания учащихся, формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;
воспитательная: привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, воспитание трудолюбия, эстетического отношения к результатам своего труда.
Методы: информационно-развивающие, наглядные, действенно-практические
Тип: комбинированный
Оборудование: ПК по количеству студентов, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь, раздаточный материал
Цифровые образовательные ресурсы: презентация «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка, хранение информации», файлы (заготовки) для работы.
Ход урока
- Организационная часть
- Мотивация учебной деятельности
В начале года мы с вами познакомились с понятием информации, информационных процессах. Предлагаю вам вспомнить некоторые из них, а помогут нам ребусы.
ОБРАБОТКА | ХРАНЕНИЕ |
- Сообщение темы и постановка целей урока
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как компьютер может помочь нам в реализации данных процессов. Тема нашего урока «Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера: обработка, хранение информации».
- Введение нового учебного материала
Обработка информации
В приведенных ниже примерах каждый следующий элемент получен по некоторому правилу. Угадайте это правило.
- Победа, обеда, беда, еда,...(Ответ. Отбрасывание первой буквы слова.)
- 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, ... (Ответ. Каждое число, начиная с третьего, равно сумме двух предыдущих (числа Фибоначчи).)
? Какой информационный процесс был реализован вами в ходе решения заданий?
- обработка
Рассмотрим ещё примеры обработки информации человеком.
Примеры обработки информации
Ученик решает задачу.
Калькулятор производит вычисления.
Художник рисует портрет.
? Что общего можно заметить во всех приведённых примерах?
В процессе обработки информации присутствуют три составляющие:
Входная информация | Правило | Выходная информация |
? Какое определение обработки информации можно дать?
Обработка информации – преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам
Обрабатывать можно информацию любого вида. Правила обработки могут быть самыми разнообразными.
Системы, в которых наблюдателю доступны лишь входные и выходные величины, а структура и внутренние процессы неизвестны, называют черным ящиком.
? как человек обрабатывает информацию?
-думает, осуществляется процесс мышления.
? как компьютер обрабатывает информацию?
- в состав ПК входит устройство обработки информации – процессор.
? какие программы используются нами для обработки информации на ПК?
- прикладные
Обработка информации на ПК
Вид информации (по способу представления) | Прикладная программа |
Текстовая | Текстовый процессор WORD, … |
Числовая | Табличный процессор Excel, … |
Графическая | Растровый графический редактор PAINT, … |
Созданную и полученную информацию необходимо хранить.
? Что вы знаете о процессе хранения информации?
Хранение информации
Хранение информации – процесс такой же древний, как и жизнь человеческой цивилизации. Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации: зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться во время охоты; счет предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер.
В жизни человека процесс длительного хранения информации играет большую роль и подвергается постоянному совершенствованию.
? Какое определение хранения информации можно дать?
Хранение информации – это способ распространения информации в пространстве и времени.
? как человек хранит информацию?
- запоминает, записывает.
? как компьютер хранит информацию?
- в состав ПК входит устройство хранения информации – жёсткий диск.
- существует так называемая внешняя память компьютера – цифровые носители информации.
Цифровые носители информации
Магнитные | ленты, диски, карты |
Оптические | CD,DVD, Blu-ray |
Флэш-носители | Флэш – память, USB флэш-диски |
Хранение очень больших объемов информации оправдано только при условии, если поиск нужной информации можно осуществить достаточно быстро, а сведения получить в доступной форме.
? Что является основными хранилищами информации для человека, для общества?
Основные хранилища информации
Для человека | Для общества |
Память | Библиотеки, видеотеки, фонотеки, архивы, патентные бюро, музеи, картинные галереи |
Хранение информации на ПК
Информационная система – это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска и размещения и выдачи информации
Компьютерные хранилища | Программа |
Базы данных | Система управления базами данных Access, … |
Информационно-поисковые системы | Yandex, Google, … |
Электронные энциклопедии | Википедия, Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, … |
Медиатеки | Школьная медиатека, … |
- Закрепление полученных знаний
Практическая работа на ПК
Задание. Подготовить информационный бюллетень «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панфёрова»
Этапы выполнения задания
- Откройте папку Бюллетень, находящуюся на Рабочем столе.
- В папке Бюллетень создайте текстовый документ с именем Колледж. Откройте созданный документ.
- Добавьте рамку (вкладка Разметка страницы – панель Фон страницы – кнопка Границы страниц).
- Используя элемент WordArt (вкладка Вставка – панель Текст – кнопка WordArt), создайте заголовок ГБОУ СО СПО «Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панфёрова».
- Используя материалы текстового файла фото_колледж, вставьте фото колледжа. Измените оформление фото, используя специальные параметры оформления.
- Используя материалы сети Интернет (файл Вольский педагогический колледж им.Ф.И.Панфёрова) добавьте текст в раздел Итория.
- Создайте перечь специальностей колледжа, используя рисунок SmartArt (вкладка Вставка – панель Иллюстрации – кнопка SmartArt – Список – Вертикальный угловой список).
- Создайте автофигуру Стрелка вправо с вырезом с надписью СПЕЦИАЛЬНОСТИ (вкладка Вставка – панель Иллюстрации – кнопка Фигуры).
- Откройте электронную таблицу Таблица, скопируйте таблицу с информацией о преподавателях колледжа в создаваемый вами документ.
- Отформатируйте документ согласно образцу. Допускается вносить изменения в оформление бюллетеня.
- Сохраните созданный документ.
- Покажите результат работы преподавателю.
- Подведение итогов
Сегодня на уроке мы рассмотрели такие информационные процессы, как обработка и хранение информации, рассмотрели возможности реализации данных процессов при помощи персонального компьютера.
Выставление оценок.
- Домашнее задание
- Приведите примеры на обработку информации:
- по строгим формальным правилам;
- по принципу “черного ящика”
- Определите правило, по которому составлена последовательность, и продолжите ее:
- а, в, е, и, н, ...
- 1, 2, 4, 8, 16, 32, ...
- 1, 11, 21, 1211, 111221, 312211, 13112221, ...
- Используя прикладное программное обеспечение ПК и ресурсы сети Интернет, создайте презентацию, состоящую из четырёх слайдов, каждый из которых посвящён одному времени года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.02 «Хранение, передача и публикация цифровой информации» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО 230103.02 Мастер по обработке цифровой информаци
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ.02 «Хранение, передача и публикация цифровой информации» основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)...
Задания дифференцированного зачета по УП.02 из ПМ.02 «Хранение, передача и публикация цифровой информации» по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»
Задания дифференцированного зачета по УП.02 из ПМ.02 «Хранение, передача и публикация цифровой информации»по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»...
Календарно-тематический план по дисциплине "Основы информационных технологий" НПО по профессии 230103.02 Мастер обработки цифровой информации
Календарно-тематический план разработан на основе рабочей программы по дисциплине "Основы информационных технологий" НПО по профессии 230103.02 Мастер обработки цифровой информации...
УМК по профессиональному модулю ПМ 02 Хранение, передача и публикация цифровой информации по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» (техниче
Учебно – методический комплекс по профессиональному модулюПМ 02 Хранение, передача и публикация цифровой информациипо программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии09.01.03 «Ма...
Методическая разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 35 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание we
В данной работе представлена разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информацииМетодическая р...
Учебно методический комплекс по учебной практике ПМ 02 "Хранение, передача и обработка цифровой информации". Профессия Мастер по обработке цифровой информации"
Учебно - методический комплекс по ПМ 02 "Хранение, передача и публикация цифровой информации" предназначен для преопдавателей/ мастеров п/о работающих в группах по профессии "Мастер по ...
Презентация по теме "Информационные процессы и их реализация с помощью компьютера"
В презентации охвачены основные информационные процессы, которые реализуются с помощью компьютера: сбор, передача, обработка, хранение и защита информации....