методическая разработка урока "Юридическая ответственность"
методическая разработка
Методическая разработка урока " Юридическая ответственность"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Областной многопрофильный техникум»
Методическая разработка учебного занятия
по обществознанию (вкл. экономику и право)
профессия Повар, кондитер
«Юридическая ответственность и её виды».
р. п. Ардатов
2023 год
Методическая разработка учебного занятия:
ТЕМА: «Юридическая ответственность и её виды»
- Цели занятия:
Образовательная – разъяснить основные понятия темы, структуру, признаки, принципы и виды юридической ответственности.
Развивающая – продолжить формирование правовой культуры, навыков работы с нормативно-правовыми актами, умения делать выводы, анализировать правовые ситуации, планировать коллективную деятельность.
Воспитательная - продолжить содействовать воспитанию правовой культуры обучающихся, уважения к закону, социальным и правовым нормам.
После изучения данной темы обучающийся должен уметь:
- работать с нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения в обществе;
- приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, случаев юридической ответственности;
- применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.
После изучения данной темы обучающийся должен знать:
- понятие, признаки и виды правонарушения;
- понятие, признаки и основания юридической ответственности, виды юридической ответственности.
- Тип урока:
комбинированный с элементами практической деятельности обучающихся.
- Методы урока:
словесный, проблемно-поисковой, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, игровые технологии.
- Основные понятия:
правовое поведение, правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность.
- Оборудование:
раздаточный материал, компьютер, проектор.
- Литература:
- Мелихова Л.В. Основы права: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.
- Правонарушение и юридическая ответственность // Проблемы общей теории права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2016.
- Правонарушение и юридическая ответственность // Теория государства и права: Учеб. / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 2017.
Нормативные правовые акты:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от года № 195-ФЗ (в ред. от г.). – 398 с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от года № 63-ФЗ (в ред. от г.)
- Трудовой кодекс Российской Федерации от N 197-ФЗ (ред. от ). – 198 с.
- Гражданский кодекс Российской Федерации от N 51-ФЗ (ред. от ). – 173 с.
План проведения занятия
Эпиграф к уроку: Каково твоё деяние, таково и воздаяние.
1. Организационный этап
- Приветствие.
- Тема занятия: назвать, записать в тетради. (слайд 1)
- Цели занятия. (слайд 2)
- Актуальность темы: в большинстве случаев граждане ведут себя в соответствии с существующими нормами права, то есть правомерно. Однако нормы права не всегда и не всеми соблюдаются. Юридическая ответственность - важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Юридическая ответственность всегда связана с государственным применением к правонарушителю установленных законом санкций. Это есть реакция государства на совершенное правонарушение. Она выступает как государственное принуждение к выполнению требований правовых норм. Цель юридической ответственности состоит в защите правопорядка, в воспитании граждан к уважению закона. (слайд 3)
- Проблемный вопрос: почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? (слайд 4)
2. Контроль и коррекция исходного уровня знаний
- Беседа по вопросам:
- Что такое противоправное поведение? (Поведение, направленное на нарушение закона, причинение вреда обществу, личности, государству)
- Что такое правонарушение? (Нарушение права, правового предписания)
- Каковы основные признаки правонарушения? (Происходит нарушение требований закона, совершается дееспособными лицами, наличие вины в виде умысла или неосторожности, влечет применение мер юридической ответственности) (Работа со схемой - слайды 5-6)
- Назовите виды правонарушений. (Преступления, проступки – гражданские, административные, дисциплинарные) (Работа со схемой - слайды 7-8)
- В чём отличие проступка от преступления? (Проступок – это правонарушение, которое отличается малой степенью наносимого общественного вреда. Преступление – это правонарушение, которое отличается высокой степенью наносимого общественного вреда)
- Классификация данных. Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления:
- грабеж,
- торговля с рук в неустановленном месте,
- кража,
- невыполнение договора,
- неоплаченный проезд в транспорте,
- вымогательство,
- повреждение ограды на детской площадке,
- мошенничество. (слайд 9)
#1048;зучение нового материала
- Вопрос. «Каково твоё деяние, таково и воздаяние», - говорили древние. Как вы думаете, что они имели в виду? (Ответственность за совершённое правонарушение) (слайд 10)
- Запись определения. Именно поэтому возникло понятие «юридическая ответственность». Запись определения в тетрадь. (слайд 11)
- Вопрос. Как вы думаете, от чего зависит строгость наказания? (От характера правонарушения и степени нанесённого вреда)
- Работа в группах. Поскольку наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов. Сейчас мы разделимся на пять групп, каждой из которых будет дано задание – рассмотреть на основе текста определённый вид юридической ответственности. (раздаточный материал 1)
Результаты своей деятельности вы должны представить в виде таблицы, шаблон которой лежит у каждой группы на парте. (слайд 12) .В шаблоне таблицы надо отметить:
- название вида ответственности;
- его характеристику;
- наказание, устанавливаемое в соответствии с данным видом ответственности.
Каждая группа в течение пяти минут изучает текст и заполняет таблицу по своему виду юридической ответственности, а также выбирает эксперта, который ознакомит членов других групп с результатами их работы. В процессе выступления эксперта из одной группы обучающиеся, члены других групп, заполняют общую таблицу на основе информации, даваемой экспертом. Задача эксперта – дать ответ строго на основе плана, чтобы информация могла быть сразу записана в таблицу.
- Просмотр образца таблицы. Преподаватель демонстрирует обучающимся таблицу-образец. (слайд 13)
- Классификация данных.
Задание 1:
А сейчас определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует.
#1059;ченик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок; штраф).
#1055;одростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок; штраф).
#1043;ражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданский проступок, возмещение причиненного вреда ).
4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление; ограничение свободы - арест).
#1043;ражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок, лишение права быть присяжным заседателем). (слайд 14)
Задание 2:
Выберите ситуации, за которые наступает уголовная ответственность:
- Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. (кража, угон)
- Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. (убийство по неосторожности)
- Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
- На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. ( кража)
- Подростки курили в школьном туалете.
- Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.( терроризм)
- Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. (вымогательство)
- Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. (слайд 15)
- Работа со схемой. Ознакомиться с содержанием схемы. (слайд 16) Объяснить принципы юридической ответственности:
- Принцип индивидуализации ответственности.
- Принцип законности.
- Принцип справедливости.
- Принцип равенства перед законом.
- Принцип гуманизма.
- Принцип неотвратимости наказания.
- Вопрос. С какого возраста наступает юридическая ответственность граждан Российской Федерации?
- уголовная: с 14 (за особо тяжкие преступления), 16 (частичная), 18 лет (полная);
- административная: с 16 лет;
- гражданская: с 14 (частичная),18 лет (полная);
- дисциплинарная и материальная: в соответствии с уставом или договором, трудовая – с 16 лет. (слайд 17)
- Вопросы из сказок.
- Кто из сказочных героев стал жертвой преступления, проявив преступную самонадеянность и пренебрегая элементарными правилами техники безопасности? (слайд 18)
А) Красная Шапочка
Б) Муха-Цокотуха
В) Стойкий оловянный солдатик
Г) Колобок
- Какое обвинение по степени значимости правонарушения можно предъявить Карабасу-Барабасу как хозяину кукольного театра? (слайд 19)
А) неуплата налогов
Б) эксплуатация детского труда
В) жестокое обращение с детьми
Г) отсутствие лицензии
- Как с позиции юридических норм можно квалифицировать действия паука по отношению к Мухе-Цокотухе? (слайд 20)
А) хулиганство
Б) покушение на убийство
В) терроризм
Г) разбой
#1050;онтроль конечного уровня знаний
- Выполнение тестового задания. (раздаточный материал 2) Задания теста требуют выбора только одного правильного ответа. На работу отводится четыре минуты.
- Работа над ошибками. Обучающиеся обмениваются тестами друг с другом. Проговариваются правильные варианты ответов. Обучающиеся делают пометки в тестах (+, -), выставляют итоговую оценку (1 правильный ответ – 1 балл), сдают тесты преподавателю.
#1055;одведение итогов, выводы и обобщения по теме
- Ответ на проблемный вопрос. Почему именно государство устанавливает наказание за совершение правонарушения? Работа со схемой. (слайд 21) О какой роли государства говорит она? Что представляет собой правонарушения для общества? (Государство обеспечивает исполнение норм права и стабильность общества. Правонарушение представляет собой общественную опасность. Поэтому государство устанавливает специальные наказания в связи с общественной опасностью правонарушений)
- Выставление оценок за занятие. Преподаватель выставляет оценки и комментирует их.
#1047;адание на дом
Подобрать не менее трёх крылатых фраз, пословиц, поговорок, относящихся к понятиям «правонарушение» и «юридическая ответственность». Объяснить их значение. (слайд 22)
Приложение № 1:
к методической разработки учебного занятия:
Раздаточный материал 1
1 группа
Уголовная ответственность – это наказание за состав преступления, предусмотренный действующим уголовным законом. Уголовное наказание назначается только по приговору суда. Действующий УК РФ (ст. 44) предусматривает следующие виды наказаний: конфискация имущества; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы.
При назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личности виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Вид юридической ответственности | За что наступает | Наказание |
2 группа
Административная ответственность – это предусмотренное административным законодательством административное взыскание за нарушение в сферах государственного управления и общественного порядка.
За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест.
Юридическая ответственность за административные правонарушения устанавливается соответствующими компетентными государственными органами и должностными лицами (судами, административными комиссиями, органами внутренних дел, таможенной службы, санитарного надзора и т.д.).
Вид юридической ответственности | За что наступает | Наказание |
3 группа
Дисциплинарная ответственность – это дисциплинарное взыскание за нарушение в сфере служебных отношений (трудовых, военных, учебных).
Видами дисциплинарных взысканий являются замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.
До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не позднее шести месяцев со дня его совершения.
Дисциплинарная ответственность налагается администрацией предприятия и учреждения либо руководством соответствующего государственного органа, в котором работает лицо, совершившее дисциплинарное правонарушение.
Вид юридической ответственности | За что наступает | Наказание |
4 группа
Гражданская ответственность – это юридическая ответственность за правонарушение в сфере имущественных и договорных отношений.
Видами гражданско-правовой ответственности являются: возмещение убытков (реального ущерба и упущенной выгоды); взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения и т.д.
Применение этих видов юридической ответственности за гражданские правонарушения осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной гражданским процессуальным законодательством, судом общей юрисдикции, арбитражным судом или третейским судом.
Вид юридической ответственности | За что наступает | Наказание |
5 группа
Трудовое законодательство предусматривает материальную ответственность работника за ущерб, причиненный по его вине предприятию, учреждению, организации. Такая материальная ответственность представляет собой возмещение ущерба и может быть ограниченной (определенной частью заработка работника) или в ряде случаев – полной (в полном размере ущерба).
Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению администрации предприятия, учреждения, организации. При несогласии работника с решением администрации, а также в случае, если размер ущерба превышает среднемесячный заработок, вопрос о материальной ответственности решается в судебном порядке».
Вид юридической ответственности | За что наступает | Наказание |
Раздаточный материал 2
Тест
_____________________________________________________
Фамилия Имя
1. Леонид заключил договор на ремонт автомобиля, но работники автосервиса нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?
1) Административного
2) Уголовного
3) Гражданского
4) Трудового
2. Что является примером административного правонарушения?
1) безбилетный проезд в общественном транспорте
2) кража шубы в меховом салоне
3) опоздание сотрудника к началу рабочего дня
4) порча имущества другого гражданина
3. Что из перечисленного является примером правонарушения
1) отказ одного из супругов от совместного проживания в семье
2) ложное свидетельство в процессе уголовного расследования
3) досрочный уход студента из института
4) отказ избирателя от голосования
4. Преступление отличается от административного проступка
1) наличием угрозы применения государственного принуждения
2) виновностью деяния
3) степенью общественной опасности
4) наличием возможности рассмотрения в суде
5. В отличие от административного проступка, к преступлению относится
1) оскорбительное приставание в гражданам
2) нецензурная брань в общественном месте
3) управление автомобилем в нетрезвом виде
4) изготовление, хранение, сбыт наркотиков
Ответы
Задание | Ответ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Ответы
Задание | Ответ |
1 | 3 |
2 | 1 |
3 | 2 |
4 | 3 |
5 | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
методическая разработка урока на тему "Виды юридических профессий"
В данной методической разработке представлена методика проведения комбинированного урока с применением инновационных форм и методов обучения: технологии обучения в сотрудничестве, мультимедийной техно...
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
Методическая разработка "Формирование социально-ответственного профессионального самоопределения на основе коллективного творческого дела (КТД)"
Актуальность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления несоответствия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и...