Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине История России
календарно-тематическое планирование

Аннотация рабочей программы дисциплины

СГ.01 История России

 для специальности среднего профессионального образования

35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства в АПК

срок обучения: 2 года 10 месяцев

 

1.Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы

               Цель дисциплины «История России»: рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие процессы как прошлого, так и настоящего, оценить роль и место России в мире, дать представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней, показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и всеобщей истории.

               Дисциплина «История России» включена в обязательную и вариативную часть социально- гуманитарного учебного цикла образовательной программы.

2.Планируемые результаты освоения дисциплины

               Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).

               В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Код ОК,

ПК

Уметь

Знать

Владеть навыками

ОК.01

распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать и выделять её составные части

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить

-

определять этапы решения задачи, составлять план действия, реализовывать составленный план, определять необходимые ресурсы

структура плана для решения задач, алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

основные источники информации и ресурсы для решения задач и/или проблем в профессиональном и/или социальном контексте

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах

методы работы в профессиональной и смежных сферах

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК.02

определять задачи для поиска информации, планировать процесс поиска, выбирать необходимые источники информации

номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности

-

выделять наиболее значимое в перечне информации, структурировать получаемую информацию, оформлять результаты поиска

приемы структурирования информации

оценивать практическую значимость результатов поиска

формат оформления результатов поиска информации

современные средства и устройства информатизации, порядок их применения и

применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач

использовать современное программное обеспечение в профессиональной деятельности

программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе цифровые средства

использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач

номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности

ОК.03

определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности

содержание актуальной нормативно-правовой документации

 

применять современную научную профессиональную терминологию

современная научная и профессиональная терминология

определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

возможные траектории профессионального развития и самообразования

выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи

основы предпринимательской деятельности, правовой и финансовой грамотности

определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности, выявлять источники финансирования

правила разработки презентации

презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности

основные этапы разработки и реализации проекта

определять источники достоверной правовой информации

 

составлять различные правовые документы

 

находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать

 

оценивать жизнеспособность проектной идеи, составлять план проекта

 

ОК.04

организовывать работу коллектива и команды

психологические основы деятельности коллектива

 

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

психологические особенности личности

ОК.05

грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке

правила оформления документов

 

проявлять толерантность в рабочем коллективе

правила построения устных сообщений

особенности социального и культурного контекста

ОК.06

проявлять гражданско-патриотическую позицию

сущность гражданско-патриотической позиции

 

демонстрировать осознанное поведение

традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений

описывать значимость своей  специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

значимость профессиональной деятельности по  специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

применять стандарты антикоррупционного поведения

стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения

ОК.07

соблюдать нормы экологической безопасности

правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности

 

определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по  специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности

организовывать профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства

пути обеспечения ресурсосбережения

организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона

принципы бережливого производства

эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

основные направления изменения климатических условий региона

правила поведения в чрезвычайных ситуациях

ОК.08

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека

 

применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности

основы здорового образа жизни

пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной  специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для  специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

средства профилактики перенапряжения

ОК.09

понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы

правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы

 

участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы

основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика)

строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности

лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности

кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые)

особенности произношения

писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

правила чтения текстов профессиональной направленности

 

В рамках программы учебной дисциплиныобучающимися осваивают личностные результаты реализации программы воспитания (далее ЛРв):

ЛРв01 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны;

ЛРв02 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций;

ЛРв03 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих;

ЛРв04 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»;

ЛРв05 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России;

ЛРв06 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях;

ЛРв07 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности;

ЛРв08 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства;

ЛРв09 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях;

ЛРв 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой;

ЛРв 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры;

ЛРв 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

 

3.Обоснование часов вариативной части ОПОП-П

 

Вариативная часть ОПОП дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной (инвариантной) части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника, в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

 

№ п/п

Дополнительные знания, умения, навыки

№, наименование темы

Объем часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

3

4

5

6

1         

У.1 давать нравственную оценку поступкам людей на основе Евангельских законов; У.2 уметь анализировать духовно-нравственные явления как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте; У.3  уметь организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества. У.4  уметь использовать нравственные законы с целью организации своей духовной жизни и своего духовного здоровья

З.1 основные религиозные понятия, историю, праздники и традиции Православной Церкви и казачества, раскрытие содержания и смысла православного искусства;

З.2 первичные представления о православной культуре, о православной христианской картине мира;

З.3 базовые понятия христианской морали («любовь», «красота», «добро», «милосердие», «сострадание»);

Тема 4.1 Истоки и традиции православного вероучения.

16

С целью содействия в формировании гражданско-патриотической позиции, демонстрации осознанного поведения на основе традиционных общечеловеческих ценностей

.

4. Содержание дисциплины

Дисциплина состоит из 4 разделов:

Раздел 1. СССР в годы перестройки.

Раздел 2. Становление новой России.

Раздел 3. Российская Федерация на рубеже XX–XXI века

Раздел 4. Основы православной культуры

5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося– 52 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –52 часа.

6. Виды учебной работы: лекции, консультации, семинары, практические занятия, коллоквиумы, самостоятельная работа, научно-исследовательская работа, работа с учебной литературой, конспектирование.

 

7. Технические и программные средства обучения, Интернет-ресурсы

Оборудование учебного кабинета:

-        комплект учебно-методической документации;

-        наглядные пособия (планшеты, стенды).

Технические средства обучения:

-        мультимедийные средства обучения.

 

8. Формы текущего контроля успеваемости студентов:

·         тестирование;

·         устный опрос;

·         письменный опрос;

·         презентация;

·         практические работы;

·         участие в конференции.

 

9. Виды  формы промежуточной аттестации: промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

10. Разработчик аннотации

преподаватель профессионального цикла: Семидоцкий Владимир Сергеев

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РАКИТЯНСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по учебной дисциплине

СГ.01 История России

для специальности среднего профессионального образования

Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)

Срок обучения 2 года 10 месяцев

п. Ракитное 2024 г.

Составлены в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине История России по специальности среднего профессионального образования Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)

УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора по

учебно-методической работе

ОГАПОУ «РАТТ»

___________ О.А. Букавцова

« 30 » августа 2024 г.

Составитель: Семидоцкий Владимир Сергеевич, преподаватель высшей категории

Рассмотрены и одобрены

на заседании МК преподавателей

профессионального цикла

электротехнического профиля

протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

председатель МК

ОГАПОУ «РАТТ»

__________ В.С.Семидоцкий

Содержание

  1. Введение
  2. Правила выполнения практических работ
  3. Перечень практических работ
  4. Практическая работа № 1: Развитие советской культуры. Развитие советской науки.
  5. Практическая работа № 2: Конституции России. «Шоковая терапия».
  6. Практическая работа № 3: Россия и НАТО
  7. Практическая работа № 4: Борьба с терроризмом. Культура и наука России XXI в.

Введение

Работа по подготовке к практическим занятиям и активное в них участие — одна из форм изучения программного материала курса истории России.

Подготовку к занятиям следует начинать с внимательного изучения соответствующих разделов учебных пособий и учебников, далее — следует изучать специальную историческую литературу и источники, работать с картами, таблицами, схемами, наконец, написать доклад, если студент получил такое задание.

Готовясь к занятиям и принимая активное участие в их работе, студент проходит школу работы над источниками и исторической литературой, получает навыки самостоятельной работы над письменным и устным сообщением (докладом), учится участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, формулировать и аргументировать выводы. Форма практических занятий во многом определяется его темой.

Практика показывает, что основные формы занятий следующие: беседа на основе составленного преподавателем плана (она наиболее приемлема при обсуждении одного из теоретических вопросов по проблемам темы или монографии); подготовка письменного доклада студентом, его устный доклад и обсуждение его на практическом занятии.

Учитывая современное состояние исторической науки по проблемам истории России (наличие большого количества работ историков советского времени, зарубежных авторов, современных исследователей и публицистов, для работ которых характерны порой полярные взгляды на исторические события, плюрализм оценок, полемичность, субъективизм), особенно необходимо осваивать в процессе практического занятия и подготовки к нему важнейшие условия объективного освещения прошлого, учиться применять основные принципы, приемы, методы исторической науки, прежде всего принцип историзма, прием ретроспекции, историко-сравнительный анализ и др..

Выполнение практических работ по учебной дисциплине История России направлено на достижение следующих целей:

Целью методических указаний по выполнению индивидуальных заданий является получение дополнительных знаний, формирование умений, приобретённых в ходе теоретического обучения, организация самостоятельной индивидуальной работы обучающихся в ходе выполнения заданий.

Выполняя индивидуальные задания у обучающихся формируется мировоззрение и диалектическая культура творческого мышления, развивается критичность самосознания, вырабатывается умение аргументировано вести дискуссию, прививать навыки устного выступления, умения применять общие исторические принципы к анализ общественных явлений.

Для подготовки к выполнению индивидуальных заданий обучающимся необходимо не просто повторить материалы лекций, но и подобрать необходимый материал в рекомендованной литературе, в информационных ресурсах сети «Интернет».

Оценки по результатам выполнения индивидуальных заданий выставляются преподавателем в журнал учебных занятий.

Задания подобраны и составлены таким образом, что позволяют наиболее полно и качественно освоить знания и отработать самостоятельные умения.

Методические указания составлены простым, доступным языком и способствуют развитию у обучающихся аналитического мышления, навыков самостоятельной работы, способностей к ведению дискуссии.

Методические указания содержат список литературы, необходимой для подготовки и выполнения индивидуальных заданий.

Перечень практических работ

Практическая работа № 1: Развитие советской культуры. Развитие советской науки.

2

Практическая работа № 2: Конституции России. «Шоковая терапия».

2

Практическая работа № 3: Россия и НАТО

2

Практическая работа № 4: Борьба с терроризмом. Культура и наука России XXI в.

2

Всего

8

Практическая работа № 1

Тема: «Развитие советской культуры. Развитие советской науки»

Цель: определить особенности развития советской культуры в 1945 - 1991 гг.; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Краткие теоретические сведения:

Развитие культуры в послевоенные годы. Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литераторами М. А. Шолоховым, К. Г. Паустовским, М. М. Пришвиным и другими известность получают писатели Э. Г. Казакевич, Б. Н. Полевой, В. Ф. Панова и др.

Перу Б.Н.Полевого принадлежит «Повесть о настоящем человеке», очень популярная не только в СССР, но и за рубежом. Фильм по ее мотивам стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. А. Фадеев написал роман «Молодая гвардия», в котором показал мужественную борьбу советской молодежи против фашистов. Почти сразу после войны, в 1946 г., А.Т.Твардовский создал стихотворение «Я убит подо Ржевом», ставшее одной из вершин послевоенной поэзии. О войне пишут Э.Г. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере»), #1057;.Соболев («Зеленый луч»), Олесь Гончар («Знаменосцы»), П. П. Вершигора («Люди с чистой совестью»), Д. Н.Медведев («Сильные духом»), Б. А. Лавренѐв («За тех, кто в море») и др.

В театрах популярностью пользовались пьесы Б. С. Ромашова «Великая сила», А. А.Крона «Кандидат партии», А.Е.Корнейчука «Калиновая роща» и др. В период борьбы с космополитизмом появился ряд талантливых драматических произведений, разоблачавших буржуазное общество, его идеологию: «Голос Америки» Б. А. Лавренѐва, «Русский вопрос» К. М. Симонова, «Заговор обреченных» Н.Е. Вирты, «Я хочу домой» С.В. Михалкова и др.

В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художественных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты «Молодая гвардия», «Подвиг разведчика», «Кубанские казаки», «Весна», «Встреча на Эльбе», «Золушка», до сих пор пользующиеся большой популярностью.

В изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику: А. И. Лактионов «Письмо с фронта», В. Н. Костецкий «Возвращение» и др. Поощрялось создание картин, изображающих «вождя народов» И. В.Сталина, строительство коммунизма. В портретной живописи наряду с образом героя-победителя появляется и образ мирного труженика.

Развитие культуры в период «оттепели». Духовная атмосфера времен «оттепели» была относительно либеральной. Уменьшились цензурные ограничения, расширился круг затрагиваемых тем, шла реабилитация писателей, ставших жертвами репрессий. Одновременно сохранялась установка следовать идеалам строителей коммунизма.

Видное место в литературном процессе занял журнал «Новый мир», главным редактором которого был А.Т.Твардовский. Здесь публиковались новаторские статьи В. В. Овечкина (еще в 1952 г.), произведения И. Г. Эренбурга, Ф. И.Панфѐрова, В. Д. Дудинцева («Не хлебом единым») и др. Широко популярными были произведения Ф. А. Абрамова («Братья и сестры»), М. А.Шолохова («Судьба человека»). В поэме - размышлении А. Т. Твардовского «За далью — даль» ставились острые вопросы осмысления недавнего прошлого. Получили большое распространение вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэтами — кумирами поколения. Крупным событием стала публикация в 1962 г. в «Новом мире» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», осуществленная при поддержке властей.

Н. С. Хрущев стремился регулировать литературный процесс. Многие произведения той поры не могли быть опубликованы по цензурным соображениям. Так случилось с романом Б.#1055;астернака «Доктор Живаго». Отвергнутый в «Новом мире», он был опубликован в Италии, благодаря чему получил всемирную известность и Нобелевскую премию по литературе. Пастернак был исключен из Союза писателей и был вынужден отказаться от премии, чтобы избежать высылки из страны.

На новый уровень вышла литература, посвященная Великой Отечественной войне. Появились произведения писателей, которые в годы войны были простыми солдатами и офицерами, знали «окопную правду» («лейтенантская проза»). Среди таких писателей наибольшую известность получили Ю.В.Бондарев («Батальоны просят огня», «Тишина»), Г.Я.Бакланов («Навеки девятнадцатилетние») и др.

В годы «оттепели» началась творческая деятельность известных советских композиторов Э. В. Денисова, А. П.Петрова, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая и др. Известность получают произведения выдающегося композитора Г. В. Свиридова. А. И. Хачатурян создает впечатляющую музыку балета «Спартак». Популярными стали песни композитора А.Н.Пахмутовой на стихи Н. А. Добронравова («Песня о тревожной молодости», «Геологи», «Девчата» и др.). В живописи продолжали творить многие известные мастера, например П. Д. Корин, А. А. Пластов и др. Появляются и новые направления, например, так называемый «суровый стиль» (В. Е. Попков, Н. И. Андронов, Таир Салахов, П. Ф. Никонов, В. И. Иванов и др.). Картины этого стиля были посвящены, прежде всего, трудовым будням современников, их отличали лаконичность в деталях, подчеркнутый драматизм в оценке жизненных явлений. Возрождается абстрактная живопись. Правда, Н. С.Хрущев, увидев произведения этого направления на выставке в московском Манеже, высмеял их. Это помогло художникам данного направления приобрести ореол «гонимых», что в тот период становилось очень ценным для деятелей культуры в плане приобретения известности, как за рубежом, так и внутри страны.

В области киноискусства тоже царила относительная свобода. Впервые советские фильмы получили Гран-при на кино - фестивалях в Канне («Летят журавли» М. К. Калатозова) и Венеции («Иваново детство» А. А.Тарковского). Свои первые фильмы снимают режиссеры, на долгие годы определившие развитие отечественного кино — С. Ф. Бондарчук, Л. И. Гайдай, Э.А. Рязанов, Г. Н. Чухрай, М. М. Хуциев, Г.Н.Данелия и др.

В период «оттепели» произошли сдвиги в сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата к ленинизму», культивировалась революционная романтика. Эти черты были характерны для культурного феномена «шестидесятников».

Культура в годы застоя. После отставки Н. С. Хрущева политика власти в сфере культуры была нацелена на преодоление «крайностей». В 1970 г. из журнала «Новый мир» ушел А.Т. Твардовский. Одновременно «за национализм» был снят с поста главного редактора журнала «Молодая гвардия» A. В.Никонов. Журнал «Октябрь», вокруг которого группировались сторонники «возврата к сталинизму», также подвергся критике.

Несмотря на все ограничения, а возможно и благодаря им, культурная жизнь второй половины 60-х — первой половины 80-х гг. в СССР стала чрезвычайно глубокой и разносторонней. Ежегодно издавалось 4,3 млн. экземпляров книг и брошюр. Правда, среди них большой процент занимали произведения классиков марксизма-ленинизма, партийные документы, поэтому хорошие книги были в дефиците. Огромной (и тоже дефицитной) была подписка на журналы. Популярностью пользовались романы Ю. В. Бондарева, Б. JI. Васильева, Ю. В. Трифонова, П. JI. Проскурина, Чингиза Айтматова, А. С. Иванова, других писателей, принадлежавших к различным, нередко противостоящим друг другу идейным направлениям. Феноменом советской литературы того времени стала так называемая «деревенская проза» (Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. Г. Распутин, Б. А. Можаев, B. М. Шукшин и др.), обращавшаяся к проблемам в жизни села, взаимоотношению власти и крестьянства, вопросам экологии.

О духовном мире советских людей можно судить по работам режиссеров Г. А. Товстоногова, А. В. Эфроса, М. А. Захарова, О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек, Т. Е. Абуладзе, актеров (Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, О. В. Басилашвили, С. Ю. Юрский, Т. В. Доронина, Р. Я. Плятт, В. В. Тихонов, И. О. Горбачев, М. А. Ульянов, Н. В. Мордюкова и др.).

Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С. Ф. Бондарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю.Н.Озеров (киноэпопея «Освобождение», «Солдаты свободы»), С.И. Ростоцкий («Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие...», «Белый Бим Черное ухо»), А. А.Тарковский («Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер»), Э.А.Рязанов («Ирония судьбы», «Гараж», «Служебный роман»), Л.И.Гайдай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»). Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т.М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В.И.Усков и В. А. Краснопольский), «Место встречи изменить нельзя» (С.С.Говорухин) и др.

Советское балетное искусство продолжало триумфальное шествие по миру (М. М. Плисецкая, Н. И. Бессмертнова, М.Э.Лиепа, В. В. Васильев, Е. С. Максимова, Н. В. Павлова, В. М. Гордеев, А. Б. Годунов, М. Н. Барышников и др.)- Опера была представлена творчеством И. К. Архиповой, В.А.Атлантова, З.Л. Соткилавы, Е. В. Образцовой, Т.И.Синявской, Е. Е. Нестеренко, Б. Т. Штоколова, А. А. Эйзена и др. Огромные очереди стояли на выставки художников И. С. Глазунова и A. М. Шилова, творившего в реалистической манере.

Еще одним своеобразным явлением советской культуры стала авторская песня. Символом этого явления было творчество B. С. Высоцкого. Не менее известны песни Ю. И. Визбора, Ю. Ч. Кима, Б. Ш. Окуджавы и др. Популярным среди молодежи было творчество музыкальных рок-групп, например «Машины времени», «Цветов».

Самыми известными эстрадными певцами в те годы являлись М. М. Магомаев, И. Д. Кобзон, Э.С.Пьеха, Э. А. Хиль, А. Б. Пугачева, С.М.Ротару, Л.В.Лещенко, музыкальные ансамбли «Самоцветы», «Песняры», «Ореро» и др.

Культура в годы перестройки. Гласность способствовала публикации в СССР многих запрещенных ранее произведений. Среди них были романы А.Н.Рыбакова «Дети Арбата», В. Д. Дудинцева «Белые одежды», Д. А. Гранина «Зубр», А. А. Бека «Новое назначение», В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба». Эти книги были посвящены сталинскому времени и показывали трагические судьбы людей. Появились в печати и более ранние произведения: «Мы» Е. И. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. А. Пильняка, «Чевенгур» и «Котлован» А. П. Платонова и др. Большими тиражами выходили труды русских философов, историков, социологов Н. А. Бердяева, В. С. Соловьева, П. А. Сорокина, В. Н. Лосского, И. А. Ильина. Позже стали издаваться и произведения писателей- эмигрантов И. А. Бродского, Г. Н. Владимова, В. Н.Войновича, А. А. Галича, В. П. Некрасова, Э. В. Лимонова и др. Среди та- ких произведений особый резонанс вызвала публикация «Архипелага ГУЛАГ» и других книг А. И. Солженицына.

Размышления, связанные с неблагополучным состоянием общества, получили широкое отражение в литературе: повестях В. Г. Распутина «Пожар» (1985), В. П. Астафьева «Печальный детектив» (1987) и др.

Заметные изменения произошли в кинематографе. Символом перестройки стал фильм Т.Е.Абуладзе «Покаяние» о временах сталинских репрессий. Появились давно снятые, но не показываемые ранее картины А. Я. Аскольдова «Комиссар», А.Г.Германа «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин». В период перестройки были сняты и получили известность художественные и документальные фильмы «Завтра была война» Ю.В. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего» А. А. Прошкина, «Собачье сердце» В.В.Бортко, «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» С. С. Говорухина.

Разнообразной стала музыкальная жизнь страны. Из полуподполья вышла рок-музыка, зазвучали песни эмигрантских авторов. Огромным успехом у молодежи пользовались песни Виктора Цоя, Игоря Талькова и др.

Развитие науки и техники. После Великой Отечественной войны в СССР быстро увеличивалось число научных учреждений и научных работников. В 1957 г. возле Новосибирска был основан Академгородок.

Под руководством С. П. Королева шла разработка ракетной техники. 4 октября 1957 г. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. состоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроходцем космоса стал Ю. А.Гагарин.

В 70-е гг. на смену одиночным космическим полетам пришли коллективные многодневные экспедиции на околоземную орбиту. Началось использование принципиально новых космических кораблей «Союз», которые до сих пор остаются основой российской космонавтики. Были созданы долговременные орбитальные космические станции «Салют». Семь таких станций было выведено на орбиту при помощи ракеты-носителя «Протон». В 1986 г. на орбиту была выведена орбитальная станция «Мир» («Салют-8»), проработавшая в три раза больше намеченного срока и затопленная в 2001 г.

Еще в 60-е гг. началась разработка советской лунной программы. В 1966 г. автоматическая межпланетная станция «Луна-9» впервые в истории совершила мягкую посадку на Луне. В 1970 г. «Луна-16» доставила образцы лунного грунта на Землю. В том же году на Луну был отправлен и успешно начал работу первый автоматический самоходный аппарат «Луноход-1». Однако испытания ракеты для доставки на Луну людей окончились неудачей. Советские спускаемые космические аппараты первыми достигли поверхности Венеры и Марса, начали изучать их атмосферу и грунт. В 1975 г. состоялся совместный советско-американский космический полет на кораблях «Союз» и «Аполлон», открывший эру международного сотрудничества в космосе.

Значительные достижения демонстрировал СССР в развитии техники. В 1965 г. в конструкторском бюро Антонова был создан крупнейший в мире транспортный самолет «Антей». В декабре 1975 г. началась эксплуатация первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета «Ту-144» (КБ А. Н. Туполева). С 1976 г. начал перевозки пассажиров и грузов первый советский аэробус «Ил-86» (КБ С. В. Ильюшина). В 1975 г. белорусские автостроители создали крупнейший самосвал «БелАЗ» грузоподъемностью 110 т. В 1974 г. был спущен на воду самый большой атомный ледокол «Арктика».

Развитие образования. С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипендию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образование, а десятилетняя школа переводилась на 11-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве. После отставки Н. С. Хрущева многие его нововведения были отменены, в частности вернулись к 10-летней школе.

В 70-х гг. была поставлена задача обеспечения всеобщего среднего образования. С 1970 по 1985 г. число людей, имевших такое образование, выросло почти втрое. В 1984 г. было введено 11-летнее образование и понижен возраст поступления детей в школу с 7 до 6 лет. Тогда же повысили оплату труда учителей. Расширилась сеть высших учебных заведений. В начале 80-х гг. они выпускали каждый год более 1 млн. специалистов.

Практическая часть: Задания:

  1. Прочитайте текст (§98, С. 280-286).
  2. Заполните таблицу "Развитие советской культуры в 1945 - 1991 гг."

Развитие культуры в послевоенные годы

Автор

Произведение

Литература

Театр

Кино

Изобразительное

искусство

Развитие культуры в период "оттепели"

Автор

Произведение

Литература

Музыка

Кино

Изобразительное

искусство

Развитие культуры в годы застоя

Автор

Произведение

Литература

Кино

Эстрада

Авторская песня

Развитие культуры в годы перестройки

Автор

Произведение

Литература

Кино

Музыка

Содержание отчета: в результате выполнения работы в рабочей тетради должно быть выполнено задание и оформлен вывод.

Контрольные вопросы

1. Каковы были условия развития и основные достижения советской культуры в послевоенное время?

2. Сравните развитие культуры и назовите ее главные достижения в период правления Н. С. Хрущева и в период правления JI. И. Брежнева.

3. Каковы были особенности развития культуры в период перестройки?

4. Составьте сообщения о важнейших достижениях советской науки после 1945 г.

5. Как развивалась система образования в СССР в 1945 —1991 гг.?

Литература

В.Р. Мединский, А.В. Торкунов История России 1945-начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень – М.: 2023

Практическая работа № 2

Тема: Конституции России. «Шоковая терапия».

Цель: охарактеризовать переход к рыночной экономике: реформы и их последствия

Краткие теоретические сведения: Шоковая терапия − существовавшая в 60-90 гг. XX в. экономическая теория, а также комплекс радикальных экономических реформ, базирующихся на этой теории. Эти реформы, как декларируют постулаты «шоковой терапии», «...направлены на оздоровление экономики государства и вывод её из кризиса». К таким реформам относятся моментальная либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. В подавляющем большинстве случаев применение «шоковой терапии» приводило к катастрофическим последствиям, вплоть до государственных переворотов. В настоящее время данная теория, как доказавшая полную несостоятельность, серьёзными экономистами не рассматривается.

Возникновению инфляции в России послужили следующие причины:

¨ глубокие деформации и диспропорции общественного производства;

структурные перекосы экономики;

монополизм производителей товарной продукции;

милитаризированная экономика;

разбухший государственный аппарат.

Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным (бюджетным) финансированием и льготным кредитованием.

Важнейшим признаком прединфляционного кризиса в России в конце 80-х годов стал высокий рост денежных доходов населения. Из-за дефицита основных видов товаров и услуг значительная часть денежных доходов населения вынужденно складывалась в сбережения, которые в виде отложенного платежеспособного спроса в 1991 г. увеличились по сравнению с 1985 г. в 8 раз.

Инфляционные процессы начали набирать скорость в 1988 г. В 1991-1993гг. они приобрели форму инфляционной спирали «затраты-затраты-цены». Цены росли пропорционально объему денег, находящихся в обращении. Месячный темп инфляции стал близким к темпу прироста денежной массы. Либерализация цен привела к обесценению излишней денежной массы, находившейся в экономике.

«Шоковая терапия», примененная к российской экономике, была более жестокой, чем в других странах (Япония, Польша), Что объясняется гигантской диспропорцией в экономике страны (удельный вес тяжелых отраслей преобладал в промышленной инфраструктуре в ущерб выпуску товаров народного потребления).

Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, Совет Министров — Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство и большая часть депутатов Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 года в центре Москвы и возле телецентра «Останкино» и последующий штурм войсками, верными президенту Б. Н. Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к жертвам, в том числе и среди представителей гражданского населения.

Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства, о новой Конституции, а также о путях социально-экономического развития России. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы, Верховный Совет и Съезд — за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов (до принятия Конституции[1]), и против излишней поспешности, необдуманности и злоупотреблений («Шоковая терапия») при проведении радикальных экономических реформ.

Хронология политического кризиса

Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием — декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция Российской Федерации.

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

1 декабря 1992 года — в Москве открылся седьмой Съезд народных депутатов, на протяжении всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство Е. Т. Гайдара

9 декабря 1992 года — Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Совета Министров

10 декабря 1992 года — Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике работу съезда, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов

11 декабря 1992 года — по инициативе Председателя Конституционного Суда В. Д. Зорькина прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова

12 декабря 1992 года — Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля 1993 года референдум по основным положениям Конституции

14 декабря 1992 года — по итогам многоступенчатого голосования Председателем Совета Министров — Правительства назначен В. С. Черномырдин

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

12 марта 1993 года — Съезд народных депутатов отменил постановление «о стабилизации конституционного строя»

20 марта 1993 года — Президент Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления», однако, как выяснилось лишь через несколько дней, реально подписан был совсем другой указ

23 марта 1993 года — Конституционный Суд Российской Федерации, еще не имея подписанного указа Президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения от должности

26 марта 1993 года — в Москве собрался девятый чрезвычайный съезд народных депутатов

28 марта 1993 года — Съезд народных депутатов отклонил проект постановления о назначении досрочных выборов Президента и народных депутатов и провел голосование по вопросу об отрешении Б. Н. Ельцина от должности Президента (одновременно проводилось голосование по вопросу об освобождении от должности председателя ВС Р. И. Хасбулатова). Попытка импичмента провалилась, так как к этому моменту появился настоящий текст указа, не содержащий грубых нарушений Конституции. За импичмент проголосовало 617 депутатов при необходимых 689 (то есть, 2/3 из 1033 зарегистрированных депутатов), против — 268.

29 марта 1993 года — после провала попытки импичмента Ельцину Съезд народных депутатов назначил на 25 апреля всероссийский референдум

21 апреля 1993 года — Конституционный Суд принял постановление по вопросу о порядке подсчета голосов на референдуме

30 апреля 1993 года — в Известиях опубликован президентский проект новой Конституции Российской Федерации (существенно отличавшийся от реально принятой в декабре версии)

20 мая 1993 года — Президент объявляет о созыве Конституционного Совещания в Москве

5 июня 1993 года — Конституционное Совещание начало работу

1 сентября 1993 года — Президент временно отстранил от исполнения обязанностей вице-президента А. В. Руцкого

Разгон Верховного Совета России

21 сентября 1993 года — указ что Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно.

21—22 сентября 1993 года — Конституционный Суд Российской Федерации выносит заключение о неконституционности действий Президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий Президента Ельцина и переходе их к вице-президенту А. В. Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов. К Белому дому стягиваются сторонники Верховного Совета и Съезда.

23 сентября 1993 года — Президент Б. Н. Ельцин объявляет о досрочных выборах Президента в июне 1994 года (позже это решение было отменено). полномочий Ельцина и переходе их к вице-президенту Руцкому, а действия Ельцина квалифицирует как попытку «государственного переворота».

30 сентября 1993 года — Президент формирует Центральную избирательную комиссию по выборам в Государственную Думу и назначает ее председателем Н. Т. Рябова.

3—4 октября 1993 года — после захвата сторонниками Верховного Совета здания мэрии Москвы на Новом Арбате, попытки вооруженного захвата ими телецентра в Останкино, Президент вводит чрезвычайное положение в Москве, Белый Дом штурмуют с применением бронетехники, что, в совокупности с несогласованностью действий войск, приводит к многочисленным (официально около 150) жертвам, в том числе среди случайных лиц. Хасбулатов, Руцкой и ряд других лидеров сторонников Верховного Совета задержаны и помещены в СИЗО «Лефортово».

Поэтапная конституционная реформа

5 октября — распущен Моссовет и райсоветы (несколько депутатов арестованы), снят с должности генпрокурор В. Степанков, на его место назначен в нарушении конституции А. Казанник, сняты с должностей главы администраций, высказывавшиеся против указа № 1400[12]: Виктор Берестовой (Белгородская область), Юрий Лодкин (Брянская область, снят ещё 25 сентября), Виталий Муха (Новосибирская область), Пётр Сумин (Челябинская область), Александр Сурат (Амурская область).

7 октября 1993 года — Президент принимает указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы», которым фактически принимает на себя полномочия законодателя. Председатель Конституционного суда В. Зорькин под угрозой уголовного преследования по обвинению «в правовом обеспечении конституционного переворота» уходит в отставку (сохранив полномочия судьи). Судьи были вынуждены сложить с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров. (В новую Конституцию было включено положение о полной замене судей КС, однако, в последний момент, по некоторым данным по ошибке, это положение из опубликованного проекта выпало)

9 октября — Президент прекращает полномочия Советов всех уровней.

11 октября — Президент отказывается от идеи формирования Совета Федерации и назначает выборы в Совет Федерации

15 октября — Президент назначает всенародное голосование по Конституции на 12 декабря

22 октября — Президент принимает указ об основных началах организации государственной власти в регионах

26 октября — Президент принимает указ о реформе местного самоуправления

10 ноября — в Российских Вестях опубликован проект Конституции, выносимой на всенародное голосование

12 декабря — состоялось всенародное голосование по Конституции России, в ходе которого за Конституцию проголосовали 58 процентов участников референдума, а также выборы в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва

24 декабря — Президент подписал ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие с новой Конституцией

25 декабря 1993 года — Новая Конституция Российской Федерации опубликована в «Российской газете» и вступила в силу на всей территории России

11 января 1994 года — в Москве начали работу Совет Федерации и Государственная Дума, избранные 12 декабря 1993 года

23 февраля 1994 года — Государственная Дума приняла постановление об амнистии участников октябрьских событий 1993 года (хотя суд так и не состоялся). Участники событий согласились на амнистию, хотя и не признали себя виновными. Все следственные действия по событиям сентября — октября были прекращены.

Практическая часть: Задание 1. Установите соответствие между термином и его определением. (1 балл)

Термин

Определение

  1. Шоковая терапия
  1. элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования
  1. Либерализация цен
  1. элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в оздоровлении экономики за счёт ее ускоренного перевода на рельсы рыночного хозяйства, с целью вывода страны из кризиса
  1. Приватизация
  1. обесценивание валюты по отношению к другим валютам
  1. Ваучер
  1. доходы от акций
  1. Приватизация жилья
  1. превышение доходов над расходами
  1. Эмиссия денег
  1. невозможность выполнять обязательства по возврату долгов или выплате процентов по ценным бумагам, а также любые другие нарушения договор займа
  1. Дивиденды
  1. приватизационный чек
  1. Дефолт
  1. выпуск в обращение наличных или безналичных денег
  1. Девальвация
  1. форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки
  1. Профицит
  1. бесплатная передача квартир, которыми владеет государство или власти города, в собственность людям, живущим в этих квартирах на законных основаниях

Запишите выбранные буквы под соответствующими цифрами.

Цифра:

Буква:

Задание 2. По содержанию п. «Опыт «шоковой терапии»» заполните таблицу «Перевод экономики страны на рельсы рыночного хозяйства». (2 балла)

Принятые меры

Положительные последствия

Отрицательные последствия

  1. Либерализация цен

  1. Снятие ограничений на частнопредпринимательскую деятельность

  1. Приватизация государственных предприятий

  1. Ваучерная приватизация

  1. Приватизация жилья

Задание 3. Используя текст учебника п. «Попытки коррекции курса реформ», охарактеризуйте экономическую политику, проводимую в 1992-1998 гг., «разделив» итоги между главами правительства. (1 балл)

Глава правительства

Период

деятельности

Итоги

«положительные»

«отрицательные»

В.С. Черномырдин

Декабрь 1992 г. – март 1998 г.

С.В. Кириенко

Апрель-август 1998 г.

Е.М. Примаков

Сентябрь 1998 г. – май 1999 г.

  1. Увеличение уровня безработицы.
  2. Обесценивание денежных накоплений населения.
  3. Рост коррупции и злоупотребления служебным положением.
  4. Увеличение разрыва в доходах между бедными и богатыми.
  5. Увеличение налогов на все виды предпринимательства.
  6. Массовый уход от уплаты налогов, перевод капиталов за границу.
  7. Задержка выплат заработной платы работникам бюджетной сферы (врачам, учителям, ..).
  8. Низкий уровень иностранных капиталовложений.
  9. Реструктуризация долгов зарубежным кредиторам.
  10. Дефолт.
  11. Высокий уровень инфляции.
  12. Ухудшение криминогенной обстановки.
  13. Девальвация рубля по отношению к иностранным валютам.
  14. Резкий рост цен на товары первой необходимости.
  15. Приток иностранцев из бывших союзных республик.
  16. Многократное сокращение расходов на науку, образование, культуру, здравоохранение, армию.
  17. Разрушение научно-технического потенциала, «утечка мозгов» за границу.
  18. Сокращение импорта.
  19. Повышение конкурентоспособности российской промышленности.

Задание 4. По содержанию материала учебника выполните тест. (1 балл)

1. Понятие «шоковая терапия» характеризует политику правительства:

  1. Н.И. Рыжкова
  2. Е.Т. Гайдара
  3. Е.М. Примакова
  4. С.В. Кириенко

2. Главные экспортные товары России в 90-е гг.:

  1. компьютеры
  2. станки и приборы
  3. продукты сельского хозяйства
  4. газ, нефть

3. По какому принципу образован ряд: В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Кириенко?

  1. премьер-министры Российской Федерации в 1990-е гг.
  2. депутаты Государственной думы
  3. вице-премьеры Правительства Российской Федерации в 1990-е гг.

4. Отстранение от полномочий президента, нарушающего установленный порядок и не справляющегося со своими должностными обязанностями:

  1. увольнение
  2. привлечения к ответственности
  3. импичмент

5. Конфликт между Президентом РФ Б.Н. Ельциным и Верховным Советом РСФСР в октябре 1993 г. привел к:

  1. штурму Белого дома в Москве
  2. аресту членов ГКЧП
  3. внесению изменений в Конституцию СССР 1977 г.
  4. уходу Б.Н. Ельцина с занимаемой должности

6. Действующая ныне Конституция Российской Федерации была принята:

  1. 12 декабря 1991 г.
  2. 12 декабря 1993 г.
  3. 12 декабря 1996 г.

7. Положения, которые характерны для новой Конституции 1993 г.:

  1. высший орган государственной власти – Верховный Совет
  2. глава государства – Президент – наделен широкими полномочиями
  3. Конституция основывается на принципе разделения властей
  4. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления
  5. КПСС – руководящая и направляющая сила общества, ядро его политической системы
  6. Государственная Дума является нижней палатой Федерального Собрания
  7. высший представительный и законодательный орган власти – Федеральное Собрание РФ
  8. провозглашено достижение «развитого социализма» и создание «общенародного государства»

8. Ниже приведены названия политических партий. Все они были созданы в 1990-х гг., кроме двух:

  1. Выбор России
  2. Аграрная партия
  3. Союз 17 октября
  4. Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)
  5. Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)
  6. Яблоко
  7. Партия социалистов-революционеров

9. Ниже приведен перечень фамилий политических деятелей. Все они, за исключением двух, возглавляли в 1990-е гг. различные политические партии и движения.

  1. А.И. Гучков
  2. Е.Т. Гайдар
  3. П.Н. Милюков
  4. В.С. Черномырдин
  5. Г.А. Зюганов
  6. Г.А. Явлинский

10. Первые выборы в Государственную Думу РФ состоялись в:

  1. 1991 г.
  2. 1993 г.
  3. 1996 г.
  4. 1997 г.

Ответы:

Задание 5. Используя текст учебника п. «Новая Конституция России», охарактеризуйте Систему органов государственной власти в Российской Федерации, заполнив схему. (1 балл)

Система органов государственной власти в Российской Федерации

Глава государства

Законодательная

власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Президент, Федеральное Собрание РФ, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Совет Федерации, Государственная Дума.

Содержание отчета: в результате выполнения работы в рабочей тетради должно быть выполнено задание и оформлен вывод.

Контрольные вопросы

1. Какие методы, приемы и способы использовались Россией для перехода к рыночной экономике?

2. С какими трудностями пришлось столкнуться РФ после распада СССР?

Литература

В.Р. Мединский, А.В. Торкунов История России 1945-начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень – М.: 2023

Практическая работа № 3

Тема: Россия и НАТО

Цель: Определить сферы деятельности Евросоюза, условия вступления в него стран мира. Перечислить и охарактеризовать современные международные рынки труда, определить трудности их существования.

Краткие теоретические сведения: Международные организации — постоянные объединения межправительственного или неправительственного характера, созданные на основе международных соглашений в целях содействия решению оговоренных в соглашениях международных проблем.

Термин «международные организации» как правило, применяют для обозначения как международных межправительственных (межгосударственных) организаций, так и международных неправительственных организаций. Однако эти организации имеют различную юридическую природу.

Международные межправительственные (межгосударственные) организации — постоянные объединения государств, созданные на основе международного договора в целях содействия решению оговоренных в договоре международных проблем.

Международные неправительственные организации — постоянные объединения национальных союзов, ассоциаций, обществ неправительственного характера для достижения общих целей в области здравоохранения, культуры, образования, науки и техники, благотворительности и т.п. Для признания за организацией статуса международной неправительственной организации она должна соответствовать следующим требованиям:

цель организации — некоммерческая деятельность международного значения;

учреждение организации осуществляется в соответствии с внутренним законодательством государства, а не на основе международного соглашения;

результативная деятельность организации осуществляется как минимум в двух государствах.

Классификация по кругу участников

универсальные (то есть для всех государств; напр. — ООН)

региональные (членами которых могут быть государства одного региона; напр. — Организация африканского единства, Организация американских государств)

межрегиональные

Классификация по характеру полномочий

межгосударственные — не ограничивающие суверенитет государства

надгосударственные (наднациональные) — частично ограничивающие суверенитет государства: вступая в подобные организации, государства-члены добровольно передают часть своих полномочий международной организации в лице её органов.

Классификация по выполняемым функциям

Нормотворческие консультативные посреднические операционные информационные

Классификация по порядку приёма новых членов

открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению)

закрытые (прием с согласия первоначальных учредителей)

Классификация по компетенции (сфере деятельности)

общей компетенции (напр. — ООН)

специальной компетенции (политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения; напр. — Всемирный почтовый союз)

Крупнейшие международные организации:

ООН — (UN, United Nations)

ВОИС — Всемирная организация интеллектуальной собственности.

МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии.

ЮНЕСКО — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Интерпол — (Interpol)

Другие международно-региональные организации:

Андское сообщество —

АСЕАН — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии

АСЕМ — Форум «Азия — Европа»

АТПФ — Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум

Африканский союз (бывш ОАЕ) — African Union

Европейская ассоциация свободной торговли — EFTA

Европейский союз — European Union

КАРИКОМ — CARICOM

ЛАГ — Лига арабских государств

Лига наций

НАТО — Организация Североатлантического договора — NATO

НАФТА — Североамериканская зона свободной торговли — NAFTA

INOBI — Международная организация по предпринимательству и инвестициям — INOBI

ОБСЕ — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

ОПЕК — Организация стран-производителей и экспортеров нефти — OPEC

Организация исламская конференция

Северный совет

СНГ — Содружество независимых государств англ. Commonwealth of Indenpendent States

ОВД — Организация Варшавского Договора

СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи

Коминтерн — Третий Коммунистический Интернационал

Союз православных государств

Роль международных организаций

Международные организации относятся к числу наиболее развитых и разнообразных механизмов упорядочения международной жизни. Согласно данным Союза международных ассоциаций, в 1998г. существовало 6020 международных организаций; за последние два десятилетия их общее число возросло более чем вдвое.

Международные организации, как правило, разделяют на две основные группы.

1. Межгосударственные (межправительственные) организации учреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

2. Международные неправительственные организации возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств. К международным неправительственным организациям не относятся структуры, ставящие своей целью извлечение прибыли (транснациональные корпорации).

Понятно, что межгосударственные организации оказывают гораздо более ощутимое воздействие на международно-политическое развитие - в той мере, в какой главными действующими лицами на международной арене остаются государства.

Достаточно ощутимо и влияние неправительственных организаций на международную жизнь. Они могут поднимать вопросы, которые не затрагиваются деятельностью правительств; собирать, обрабатывать и распространять информацию о международных проблемах, требующих общественного внимания; инициировать конкретные подходы к их решению и побуждать правительства к заключению соответствующих соглашений; осуществлять наблюдение за деятельностью правительств в тех или иных сферах международной жизни и выполнением государствами взятых на себя обязательств.

Практическая часть: Работа с текстом «Расширение Европейского союза - Глобальная программа НАТО – Программа «Партнёрство во имя мира» - Политические ориентиры России»

I. Расширение Европейского союза (Европейская интеграция) — это процесс укрупнения Европейского союза (ЕС) посредством вступления в него новых государств-членов.

До 2013г. в Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

В теории любая европейская страна может присоединиться к Евросоюзу. Чтобы получить одобрение заявки, страна должна соответствовать Копенгагенским критериям 1993г.:

• стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, человеческие права, уважение и защиту меньшинств;

• существование функциональной рыночной экономики, так же, как и способности справиться с конкурентным давлением и рыночными ценами в пределах Союза;

• способность принять обязательства членства, включая приверженность политическим, экономическим и денежно-кредитным целям союза.

Совет ЕС консультируется с Еврокомиссией и Европарламентом и выносит решение о начале переговоров по вступлению. Если Совет решает открыть переговоры, начинается процесс проверки соответствия Копенгагенским критериям.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в Общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры.

Карликовые государства Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

II. На протяжении большей части послевоенной истории деятельность НАТО касалась обеспечения стабильности на Европейском континенте путем сдерживания противостоящей ей Организации Варшавского Договора. Однако после окончания «холодной войны» ее роль начала в корне меняться.

Руководство НАТО осознало, что события начала 1990-х гг. приведут к коренному изменению баланса сил как на европейском континенте, так и на глобальном уровне. В настоящее время система международных отношений, прежде всего, характеризуется преобладанием одной державы - Соединенных Штатов Америки, которые используют НАТО в качестве инструмента достижения той роли, которую они должны играть исходя из объективного соотношения сил. Именно поэтому США и другие западные страны взяли курс на расширение НАТО, что означает фактический пересмотр послевоенной структуры системы международной безопасности - той структуры, которая была создана при существовании биполярного мира.

Основная идея новой стратегии – создание «глобального НАТО» — такого военного союза, который бы расширил сферу своей ответственности на весь мир. В Вашингтоне и Брюсселе эти планы называют «глобализацией структур евроатлантической безопасности». В военном плане речь идет о пересмотре сфер влияния от Атлантики до Среднего Востока, освоении новых сухопутных и морских театров военных действий. При этом делается ставка на самостоятельное применение силы без предварительных санкций Совета Безопасности ООН либо ОБСЕ. При этом принятие новой стратегии альянса оправдывается появлением многочисленных локальных конфликтов, новых ракетных и ядерных держав, а также государств потенциально опасных в плане разработки и применения химического и бактериологического оружия.

Главный принцип, которым руководствуется Североатлантический союз, - это совместные обязательства и сотрудничество между суверенными государствами, что обеспечивает неделимую безопасность всех членов НАТО. Солидарность и единство в Североатлантическом союзе опираются на повседневное сотрудничество в политической и военной сфере и гарантируют государствам-членам, что им не придется в одиночку, полагаясь только на собственные силы, решать основные проблемы своей безопасности.

В 1994г. главы государств и правительств стран-членов НАТО на сессии Североатлантического совета в Брюсселе выступили с предложением учредить программу "Партнерство ради мира".

Суть программы "Партнерство ради мира"- это партнерство между отдельной страной и НАТО, создаваемое на индивидуальной основе, в соответствии с особыми потребностями этой страны, причем каждое из участвующих правительств выбирает, на каком уровне и в каком темпе это партнерство будет реализовано совместно с НАТО.

За время существования программы к ней присоединились 30 стран: Австрия, Албания, Азербайджан, Армения, Беларусь, Венгрия, Болгария, Грузия, Ирландия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Польша, Республика Македония, Румыния, Россия, Словакия, Словения, Швейцария, Швеция, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Чехия и Эстония. Десять из этих государств-партнеров затем стали членами НАТО.

Основные цели включают в себя:

• повышение уровня открытости относительно национального военного планирования и формирования военного бюджета;

• обеспечение демократического контроля над национальными вооруженными силами;

• создание в отдаленной перспективе в государствах-партнерах сил с повышенными возможностями взаимодействия с силами государств - членов НАТО.

В 1994г. Россия присоединилась к программе «Партнёрство ради мира», в 1995 г. стартовала Программа индивидуального партнёрства России и НАТО.

В 1997г. в Париже президент Борис Ельцин, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана и представители 16 стран-членов НАТО подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО, в котором, в частности, было гарантировано, что на территории новых членов альянса не будет размещаться ядерное оружие. Кроме того, был учреждён Совместный постоянный совет (СПС) Россия-НАТО и постоянный совместный военный комитет НАТО-Россия. В 1998 г. Россия учредила своё официально постоянное представительство в НАТО, на которое были возложены функции обеспечения российских интересов в отношениях с Североатлантическим блоком.

В марте 1999 года, после начала сопровождавшейся бомбёжками и жертвами среди мирного населения военной операции НАТО в Югославии, Россия прервала контакты с альянсом, однако уже в июне того же года возобновились заседания СПС Россия-НАТО по вопросам, связанным с миротворчеством в Косове, в феврале 2000 года контакты были восстановлены в полном объёме, а месяцем позже и. о. президента России Владимир Путин заявил, что не исключает возможности присоединения России к блоку в будущем.

В 2001г. в Москве открылось Информбюро НАТО, в 2002г. — Военная миссия связи НАТО и была подписана Римская декларация «Отношения Россия-НАТО: новое качество», заменившую СПС Россия-НАТО, в котором отношения имели двусторонний формат консультаций «НАТО + 1», на Совет Россия-НАТО (СРН) — в формате «двадцатки».

В 2008г. отношения между Россией и НАТО осложнились в результате югоосетинского вооружённого конфликта в августе 2008 года. Ещё за три месяца до конфликта Россия резко критиковала страны НАТО за поставку оружия в Грузию, а сразу после самого конфликта НАТО обвинило Россию в непропорциональном применении силы и приостановило заседания Совета Россия-НАТО на всех уровнях. Россия, в свою очередь, заявила о намерении пересмотреть отношения с НАТО, отозвала из Брюсселя своего постпреда и приостановила все двусторонние контакты.

Политические контакты между Россией и НАТО были восстановлены только в апреле 2009 года — тогда в Брюсселе состоялось заседание Совета Россия-НАТО на уровне послов. Окончательное восстановление отношений произошло в ноябре 2010 года на третьем саммите Совета Россия-НАТО в Лиссабоне. Стороны договорились о взаимодействии по ряду конкретных программ, имеющих отношение, главным образом, к Афганистану; тогда же была принята новая стратегическая концепция блока, согласно которой он не является угрозой для России. Стороны зафиксировали основные угрозы миру, по которым их позиции совпадают:

• международный терроризм;

• Афганистан;

• пиратство;

• угрозы жизненно важной инфраструктуре;

• распространение оружия массового уничтожения, в том числе ракетных технологий.

В настоящее время в промежутках между регулярными заседаниями СРН работа ведётся в трех комитетах — Подготовительный, Военный подготовительный и «Наука ради мира и безопасности» — и восьми рабочих группах.

С 2002 года регулярно проходят совместные учения России и НАТО по борьбе с терроризмом, по противоракетной обороне театра военных действий, по эвакуации и спасанию экипажей подводных лодок в реальных условиях. Совместные учения России и НАТО проводят силы российского МЧС, военно-транспортной авиации и многие другие.

Одним из главных пунктов расхождений между Россией и НАТО является расширение блока, которое, по мнению многих экспертов, «лишает Россию голоса в решении многих проблем европейской безопасности».

Другой пункт принципиальных разногласий — создаваемая НАТО система европейской противоракетной обороны (ЕвроПРО): руководство НАТО утверждает, что она не будет направлена против России и не представляет угрозы для неё, а руководство РФ настаивает на юридических гарантиях и подчёркивает решающую роль США в создании этой европейской системы.

Беспокоит Россию и рост активности НАТО в Арктике. В январе 2009 года генсек НАТО заявил, что блок будет наращивать своё военное присутствие в этом регионе.

«Концепция внешней политики РФ» подчёркивает: «Реально оценивая роль НАТО, Россия исходит из важности поступательного развития взаимодействия в формате Совета Россия - НАТО в интересах обеспечения предсказуемости и стабильности в Евроатлантическом регионе, максимального использования потенциала политического диалога и практического сотрудничества при решении вопросов, касающихся реагирования на общие угрозы, - терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные кризисы, наркотрафик, природные и техногенные катастрофы.

III. Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках Совета Россия - НАТО обязательства не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности Российской Федерации, а также обязательств по военной сдержанности.

Россия сохраняет отрицательное отношение к расширению НАТО, в частности к планам приема в члены альянса Украины и Грузии, а также к приближению военной инфраструктуры НАТО к российским границам в целом, что нарушает принцип равной безопасности, ведет к появлению новых разъединительных линий в Европе и противоречит задачам повышения эффективности совместной работы по поиску ответов на реальные вызовы современности».

Содержание отчета: в результате выполнения работы в рабочей тетради должно быть выполнено задание и оформлен вывод.

Контрольные вопросы

1) Что понимается под «расширением Европейского союза»?

2) Какие государства входят в эту организацию?

3) Каковы условия вступления в Евросоюз?

4) Перечислите страны-кандидаты на вступление в Евросоюз. Какие из Европейских государств предпочли не присоединяться к Евросоюзу? Есть ли у них точки соприкосновения с этой организацией?

Литература

В.Р. Мединский, А.В. Торкунов История России 1945-начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень – М.: 2023

Практическая работа № 4

Тема: Борьба с терроризмом. Культура и наука России XXI в.

Цель: сформировать умение определять последовательность действий в экстремальных ситуациях, связанных с терроризмом

Краткие теоретические сведения:

Вспомним основные правила безопасности! Обсуждение правил:

  1. Умей предвидеть опасности!
  2. По возможности – избегай!
  3. При необходимости – правильно действуй!

Давайте еще раз назовем места, какие и где чаще совершают террористические акции террористы? Ответы детей, работа с учебником: места скопления людей – парки, скверы, стадионы, кафе, театры; общественный транспорт, остановки и т.п.

Вывод: террористы не гнушаются ничем, чтобы запугать, уничтожить людей, поэтому используют разные виды: совершают взрывы, в транспорте, общественных местах, на военных объектах, наезды на пешеходов, транспортные остановки, резню или вооруженные нападения на улицах и т.д.

Быть заложником очень сложно, потому что человеку приходится переживать унижение, страх, ужас, отчаяние и т.п. Все это может отразиться в различном поведении заложников.

Дополнения учителя о психологии заложника:

1. Сначала человек не может поверить в случившееся;

2. Возникает неуправляемая реакция протеста против совершаемого насилия;

3. Понимание своей участи приводит к сильнейшей психологической травме, которая может проявиться либо в виде излишней активности, либо апатии и агрессивности;

4. Приспособление к ненормальным условиям существования может привести к распаду личности и утрате человеческого лица;

5. Постоянная угроза жизни может привести к развитию психических расстройств (например, слышатся звуки начавшегося штурма);

Практическая часть

Задание №1. Составить памятку о порядке действий при обнаружении подозрительного предмета

I - вариант

- Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета

- Действия при обнаружении подозрительного предмета в подъезде жилого дома, в общественном транспорте

II - вариант

- Признаки взрывного устройства

- Действия при обнаружении подозрительного предмета в учреждении

Ответ:

I - вариант

- Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета

- Действия при обнаружении подозрительного предмета в подъезде жилого дома, в общественном транспорте

Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета:
Категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом.

Не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета.

Необходимо немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в полицию или иные компетентные органы.

В подъезде жилого дома:

Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома:
1. Спросите у соседей. Возможно, он принадлежит им.

2. Если владелец предмета не установлен – немедленно сообщите о находке в компетентные органы.

В общественном транспорте:

Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте:
1. Опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить.

2. Если её хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.

II - вариант

- Признаки взрывного устройства

- Действия при обнаружении подозрительного предмета в учреждении

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

• оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

• эвакуация и рассредоточение;

• инженерная защита населения и территорий;

• радиационная и химическая защита;

• медицинская защита;

• обеспечение пожарной безопасности;

• подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам .

Содержание отчета: в результате выполнения работы в рабочей тетради должно быть выполнено задание и оформлен вывод.

Контрольные вопросы

1. Какие существуют способы защиты населения в ЧС природного характера?

2. В чем сущность коллективного способа защиты?

3. Какие существуют законы в области защиты населения и территорий от ЧС?

Литература

В.Р. Мединский, А.В. Торкунов История России 1945-начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень – М.: 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине География

УМК по географии представляет собой пакет документов, включающий в себя следующие документы:- выписка из ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413(ред. от 29.12.2...

Учебно- методический комплекс по учебной дисциплине "Инженерная графика" 2017 г.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины в ГАПОУ РБ  "Политехнический техникум" и состоит- рабочей программ...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Обществознание"

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисцыплины в ГАПОУ РБ "Политехнический техникум" и состоит- рабочей программы по у...

Учебно методический комплекс по учебной дисциплине "Охрана труда"

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (междисциплинарного курса) в ГАПОУ РБ "Политехнический техникум" и сост...

Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине "История исполнительского искусства"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКурс «История исполнительства на народных инструментах» является составной частью подготовки преподавателей, исполнителей, руководителей оркестров и инструментальных а...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Техническая механика с основами технических измерений"

УМК предназначен для повышения эффективности и качества подготовки путем:систематизации содержания и организации изучения учебной дисциплины с учетом достижений науки, техники и производства;улучшения...