Типы сложных предложений и средства связи между их частями
план-конспект занятия

Игнатова Мария Юрьевна

Урок усвоения новых знаний напавленный на формирование умений определять структуру сложного предложения. Различать ССП, СПП и БСП. Указывать средства связи между частями СП. Расставлять знаки препинания в СП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2_9_klass_gotovyy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

Типы сложных предложений и средства связи между их частями.

Класс

Учебник

9 класс

Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта.

Используемые методы:

Используемые методы:   Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные  (метод  иллюстраций,  в  том  числе  обращение  к  материалу, представленному в учебнике) 

Практические  (выполнение  упражнений  и  иных  работ,  связанных  с формированием и отработкой навыка)   

Объяснительно-иллюстративный,  репродуктивный.  

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели урока

Планируемый результат

Обучающие

Обеспечение усвоения учащимися знаний по данной теме. Уметь определять структуру сложного предложения. Различать ССП, СПП и БСП. Указывать средства связи между частями СП. Расставлять знаки препинания в СП.

Развивающие

Развитие познавательной активности учащихся, их умственных способностей, умение логически мыслить, применять полученные знания на практике. Развитие коммуникативных качеств личности.

Воспитывающие

Воспитание уважения к одноклассникам в ходе выполнения групповых заданий.

Предметные:

-- Познакомить с видами сложного предложения.

- Сформировать умение находить в тексте ССП, СПП, БСП.

- Сформировать умение расставлять знаки препинания в сложном предложении.

Личностные:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной  отзывчивости.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию);

--  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

- преобразовывать информацию из текстовой  формы в схематическую и наоборот.

- делать выводы о результатах совместной работы.

Оборудование, дополнительные материалы

Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран, слайд-презентация.

Этапы

Содержание педагогического взаимодействия

деятельность учителя

деятельность учащихся

1.

Самоопределение

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

- приветствует учеников;

- проверяет количество учащихся в классе;

- проговаривает дату урока

- настраиваются на работу;

- делятся на группы;

- открывают классные тетради, записывают число, оставляют место для записи темы.

приём «Корзина идей»+ приём «Кластер»

(совмещаем)

Учитель выделяет понятие «сложное предложение» изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием.

 Задание:

- Обсудите свои знания о сложном предложении и оформите в виде кластера с ключевым понятием «сложное предложение».

- Найдите среди записанных на карточке предложений сложносочинённое, сложноподчиненное, бессоюзное сложное, аргументируя свой ответ , определите проблему, над которой нам предстоит работать.

Учитель объясняет новый материал, чертит «слепую» схему.

image-20210302002356-1

Учитель формулирует вопрос: в чем отличие простого предложения от сложного? Чем отличаются ССП, СПП, БСП

Учитель использует ЭОР по ссылке https://uchebnik.mos.ru/app_player/62084?preview=false&role=&

Задание: Запишите предложения,  расставьте знаки препинания,  выделите грамматическую основу,  определите тип  сложного предложения, обозначьте средства связи (союзы), постройте схему.

Вдруг лес кончился, и тропа оборвалась.

После долгих блужданий мы вышли к озеру, которое поблескивало среди камышей.

Солнца еще не было, но дождь перестал.

Когда капитан остановил пароход, все стали проситься погулять.

Молодой месяц низко висел над лесом, нежный его свет блестел в дождевых каплях.

Прием «Конструирование  предложений»

Составить предложения по схемам

1.[…];[…]. -1

2.[…],и […].

3. […],(так что…).

4. […], и […], (когда…).

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке.

Прием «Синквейн»

Домашнее задание на выбор:

  1. Составить текст из 7-8 предложений разных видов: ССП, БСП, СПП
  2. Выписать из текстов художественных произведений по два предложения разных видов сложного предложения
  3. Написать миниатюру «Зимнее настроение» .используя предложения ССП, БСП, СПП.

Учащимся за определенное время выписывают  как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием (все, приходящие им на ум ассоциации), несколько учащихся записывает на доске и составляют кластер.

Учащиеся формулируют проблему и тему урока «Виды сложных предложений»

Учащиеся отвечают на вопрос, заполняют схему в тетради, используя в том числе материал учебника.

Учащиеся отвечают на вопросы: смысловыми отношениями, средствами связи

Учащиеся совместно с учителем определяют вид сложного предложения

Учащиеся под диктовку записывают предложения. Некоторые учащиеся работают у доски.

-  открывают первое задание и читают, выполняют его в тетрадях.

Учащиеся конструируют предложения

Учащиеся составляют синквейн по теме

Учащиеся записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Конспект урока развития речи « Лексические средства связи предложений в тексте»

Конспект урока развития речи« Лексические средства связипредложений в тексте -7 класс» Целевая аудитория:для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  7  клас...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по ОДБ 01. Русский язык Тема: «Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение».

Данная тема занимает важное место в разделе «Синтаксис». Содержание раздела в целом органически связано с лексикой и орфографией.Изучение сложноподчиненного предложения, правил постановки ...

урок русского языка по теме: "Сложные предложения с различными видами связи"

laquo;ЕУРАЗИЯ ГУМАНИТАРЛЫҚ ИНСТИТУТЫНЫҢ КОЛЛЕДЖІ» мекемесіУчреждение «КОЛЛЕДЖ ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА» (білім беру ұйымының атауы /наименование организации образова...

презентация к уроку "Сложные предложения с различными видами связи"

презентация к уроку "Сложные предложения с различными видами связи"...

Проверочная работа "Сложные предложения с разными видами связи. 9 класс".

Цель: проверить умение находить сложные предложения с разными видами синтаксической связи, расставлять в них знаки препинания, выполнять синтаксический разбор таких предложений....