Методическая разработка к урокам Эстетики по теме "Искусство как высшая форма эстетической деятельности"
методическая разработка
Методическая разработка для преподавателй в подготовке к уроку, включающая в себя лекционный материал, презентацию и заадния для рефлексии на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лекция по Эстетике по теме "Искусство" | 93 КБ |
Презентация по Эстетике по теме "Искусство" | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
ЭСТЕТИКА
Тема 2.3. Искусство как высшая форма эстетической деятельности.
Сущность и эстетические основы художественного творчества
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Эстетическая проблематика искусства. Эстетическая деятельность и художественная деятельность (см. лекцию тема 2.2.)
2. Сущность и структура художественного образа.
3. Содержание и форма в искусстве.
4. Сущность и эстетические основы художественного творчества.
5. Художественное произведение как результат творчества в сфере искусства.
Эстетическая проблематика искусства
Эстетическая проблематика искусства состоит в ответах на следующие вопросы:
о природе и происхождении искусства;
о причинах жанрово-видового многообразия, относительного постоянства художественных форм и законах изменчивости;
о природе художественного образа;
о процессах развития искусства (направление, метод, стиль);
о законах художественного созидания и восприятия;
о процессах социокультурного функционирования художественных форм.
Понятие “художественная культура личности” – это духовная потребность в искусстве как универсальном способе удовлетворения эстетической потребности в целостном, непротиворечивом, соразмерном человеку образе мира. Созерцание, сопереживание, понимание, сотворчество, знание языка искусства как условия художественного восприятия искусства.
Сущность и структура художественного образа
Понятие искусства. В широком смысле искусство – умение, мастерство, знание дела (кулинарное искусство, искусство шитья, дизайн). В узком смысле искусство – художественное творчество, продуктом которого являются эстетические ценности. Искусство – это, прежде всего, художественное отражение мира в целом.
Предметом искусства является сама реальность, общество, природа, человек. Можно говорить о том, что искусство – это одна из форм познания действительности. Но в отличие от науки искусство познает мир не сам по себе, а в его соотнесенности с человеком, его ценностными ориентациями. Искусство, вместе с тем, специально не ставит познавательные задачи, но художественно осваивая действительность, удовлетворяя эстетические потребности людей, оно познает мир. В любом произведении искусства присутствуют знания о быте, нравах, обычаях, отражается мировоззрение эпохи, особенности человеческих отношений и т.д. Иными словами, искусство дает знания о жизни, учит понимать других людей, тем самым оно раскрывает духовное содержание социального бытия человека.
Искусство отражает жизнь людей через художественный образ, который представляет собой форму выражения мыслей и чувств художника. Другими словами, отражая те или иные явления действительности, художественный образ содержит в себе органическое слияние эмоционального и интеллектуального отношения художника к миру. Образ – это единство субъективного и объективного. При этом произведение искусства не просто передает читателю, зрителю какую-либо информацию, оно призвано вызывать эмоциональную реакцию. Человек в этом случае как бы воссоздает для себя картину, аналогичную той, что содержится в самом произведении.
Художественный образ – это не зеркальное отражение действительности, он представляет собой обобщение жизненных явлений, фиксирует мысли, чувства, поступки людей, тем самым раскрывая общее в единичном. Если отражение действительности воспроизводит единичное и не содержит обобщения, то произведение не отличается художественной ценностью. Оно, скорее, напоминает документ, чертеж или схему.
Художественный образ – это картина жизни, созданная с помощью вымысла и имеющая эстетическое значение. Читатель или зритель, воспринимая искусство, должен испытать катарсис – духовное очищение, облегчение. Если зритель не испытывает катарсиса, то произведение не испытывает критериев художественности, т.к. оно не воздействует своей эмоциональностью на того, кто слушает. Испытав очищение сопереживанием, человек начинает испытывать прекрасные чувства и желание стать лучше. Художник воспроизводит жизнь в форме самой жизни, наглядно, предметно, образно обращаясь к воображению и к чувству читателя, зрителя, слушателя. В искусстве обобщение опыта происходит путём конкретизации. Художественный образ всегда обобщает, но с конкретных позиций, путём индивидуализации и конкретизации.
Образ – это конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни, созданная про помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. В искусстве единственно возможная форма отражения действительности – художественный образ. Образ – непосредственное отражение мира. Человеческая психика способна пересоздавать.
Художественный образ нетождественен. В искусстве всегда есть вымысел. Пользуясь вымыслом, художник создаёт собственную реальность, но опирается на жизненную конкретику. Художественный образ всегда многозначен. Многозначность трактовок в зависимости от знаний, опыта, контекста, истории.
Художественный образ - обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала.
Художественный образ:
1. Отражает и обобщает существенные свойства, черты действительности, представления человека о мире, раскрывает сложности духовной жизни людей.
2. Выражает эмоциональное отношение к тому, что служит объектом творчества.
3. Воплощает идеал, совершенное, красоту жизни, природы, создаёт эстетически значимый предметный мир.
4. Внутренняя установка на восприятие читателя, зрителя, слушателя.
Художественная правда и условность в искусстве. Специфика отражения и изображения в искусстве и особенно в литературе такова, что в художественном произведении нам предстает как бы сама жизнь, мир, некая реальность. Не случайно один из русских литераторов называл литературное произведение «сокращенной вселенной». Такого рода иллюзия реальности – уникальное свойство именно художественных произведений, не присущее более ни одной форме общественного сознания. Для обозначения этого свойства в науке применяются термины «художественный мир», «художественная реальность». Прежде всего отметим, что по сравнению с первичной реальностью реальность художественная представляет собой определенного рода условность. По сравнению с жизнью, как таковой, художественное произведение предстает условностью и потому, что его мир – это мир вымышленный.
Содержание и форма в искусстве
Следует иметь в виду, что ни один вид искусства, ни одно художественное произведение не существует без материального воплощения, то есть без формы. Но форма не есть лишь внешняя оболочка. Форма всегда обусловлена содержанием, равно как и содержание обусловлено формой. Духовное начало – это содержание, а его материальное воплощение – форма.
Содержание в искусстве – это многообразная действительность в ее эстетическом своеобразии. Форма в искусстве – это внутренняя организация, структура художественного произведения, которая создается при помощи специфических выразительных средств для воплощения содержания.
Основные элементы формы – сюжет, композиция, художественный язык, выразительные средства, свойственные каждому отдельному виду искусства. Например, специфическими элементами формы живописи являются рисунок, колорит, цвет, светотень, линия; в музыке – мелодия, в скульптуре – соотношение объемов.
Основным элементом художественной формы является композиция произведения. Она представляет собой структуру произведения, соотношение его частей, соподчинение элементов целому. Создание композиции – это творческое решение эстетической задачи. Художественное содержание произведения зависит от четкости композиционного решения.
Основные элементы содержания – это тема и идея. Содержание включает в себя также эмоционально-эстетическую оценку изображаемых явлений, поскольку художественное произведение отображает объективную действительность, существующую независимо от искусства, а также действительность, которая идейно осмыслена и раскрыта художником. Тема представляет собой объект изображения в произведении искусства. Она отражает проблемы, возникшие в общественной жизни людей. Идея – это эстетически обобщенная мысль художника, которая отражает определенную концепцию мира и человека.
Произведение искусства выражает идею через художественный образ. Таким образом, содержание и форма представляют собой неразрывное единство и являются критерием художественности.
ЗАДАНИЕ 1
Прочитайте стихотворение, опишите художественный образ, воспетый поэтом, обозначьте содержание (идею) и форму, композицию произведения. В чем художественная правда, а в чем условность произведения. Ваши ассоциации от произведения.
Михаил Лермонтов
Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
***
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
***
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Виды искусства
Искусство возникло примерно 40 тысяч лет назад. Большинство ученых связывает его появление с религией, с такими ранними ее формами, как тотемизм, анимизм, магия.
Тотемизм – это вера в существование таинственной связи между людьми и животными. Магическими видом этой связи выступает маскарад. Во время маскарада люди имитировали движения животных, чтобы задобрить тотема.
Анимизм – это вера в то, что все предметы объективного мира имеют душу и разум. Поэтому представления о духах и богах есть не что иное, как принцип поэтического параллелизма.
Магия является верой в сверхъестественные средства воздействия. Первые рисунки, танцы, песни имели магический характер, так как их предназначение заключалось в том, чтобы изменить мир и заставить развиваться событиям в желательном для человека направлении.
Первобытное искусство носило синкретический характер. В оном явлении соединялись разные виды и формы искусства. В обряде сливались в единое целом музыка, песня, пантомима, декоративное искусство в виде масок, нарядов и рисунков. В магии мир является сферой свободного овладения, которое впоследствии превращается в самостоятельный тип отношений и становится эстетическим чувством. Магическая реальность как бы останавливала мгновение и делала его вечным.
Виды искусства (их морфология) – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения.
Каждый вид искусства обладает своими изобразительно-выразительными средствами и приемами. Наличие множества видов искусства свидетельствует о том, что ни один из них своими художественными средствами не может создать всеобъемлющую художественную картину мира. Эту картину способна создать только вся художественная культура человечества в целом.
Условно все виды искусства можно разделить на три большие группы.
1.Пространственные (архитектура, все жанры изобразительного искусства). Отличительной особенностью этой группы является пространственное построение в раскрытии художественного образа.
2.Динамические (литература и музыка). Для них характерна развертывающаяся во времени композиция.
3.Пространственно-временные (театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк). Их часто называют синтетическими, или зрелищными.
Сущность и эстетические основы художественного творчества
Художественное творчество - загадочный процесс. Всесторонне исследуя общечеловеческие аспекты человеческой деятельности и искусство как ее высшую форму, эстетика не может обойти своим вниманием процесс художественного творчества и психологические его механизмы. Некоторые теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма умственной патологии.
Категория художественного творчества есть категория, в которой раскрывается содержание процесса создания художественного произведения. Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества.
Один из них – индивидуально неповторимое отношение к миру, феноменологически характеризуемое как талант.
Другой отличительной особенностью художественного творчества является то, что в нем преобладают эмоциональные реакции и эмоциональное отражение мира.
Другой существенной чертой художественного мышления является ассоциативность, то есть такая связь представлений и понятий, в которой одна из них, возникнув в сознании, вызывает (по сходству, противоположности, смежности или контрастности) другое представление, или понятие, или же цепь таковых.
Все формы творческой активности художника в конечном итоге подчинены целям одного типа - созданию произведения искусства, предвосхищением возможных действий, которые призваны привести к этому результату. Мотивы творчества, которые, так или иначе, провоцируют действие интенции художника, по существу ненаблюдаемы. Мотив в этом случае можно описать через такие понятия как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление и т.д. Отсюда творческий процесс оказывается мотивированным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным намерением художника.
Психологические механизмы художественного творчества: память, воображение, вдохновение, сознание и подсознание.
Художественное творчество начинается с обостренного внимания к явлениям мира, умение их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Художественная одаренность сказывается в выборе объектов, достойных художественного внимания, в избирательности памяти, в умении извлекать из нее впечатления и включать в систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.
Воображение имеет много разновидностей: фантасмагорическое - у Э. Гофмана, философско-лирическое - у Ф.И. Тютчева, романтически-возвышенное - у М.А. Врубеля, болезненно гипертрофированное - у С. Дали, полное таинственности - у И. Бергмана, реально-строгое - у Ф. Феллини и т.д. Творческое воображение доставляет эстетическое наслаждение и этим отличается от галлюцинации. Воображение творчески воспроизводит блоки представлений, впечатлений и образов, хранящиеся в памяти, комбинирует и рисует в сознании художника живые картины, которые он фиксирует в художественном тексте. Вдохновение делает творческий процесс особенно плодотворным. Вдохновение - специфически-творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество, обостренная виртуозность в чувствовании формы. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, оно почти синоним творчества.
Сознание и подсознание. Бессознательное хотя и важный, но далеко не единственный фактор в механизме художественного творчества. В творческом процессе взаимодействуют и подсознание, и сознание, и сверхсознание, память и воображение, потребность в исповеди и проповеди, эвристические, суггестивные, просветительские наклонности, природный дар и приобретенный навык. Ф. Шиллер писал: «Бессознательное в соединении с рассудком и делает поэта-художника»
Сознание, определяет многие существенные стороны творчества. Оно контролирует цель, сверхзадачу творчества и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в творческом мышлении художника и организует весь его опыт вокруг этого света, обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать, оценить черновой вариант и довести его до совершенного осуществления замысла. Сознание помогает художнику провести самокритический анализ всего своего творчества и сделать выводы, способствующие дальнейшему росту мастерства.
Подсознание под влиянием различных жизненных впечатлений рождает во всяком творческом процессе (не только художественном) огромное число вариантов решения проблемы, образов, мыслительных связей между явлениями. Интуитивное эстетическое чувство, чувство гармонии и красоты заставляет отобрать из этого огромного числа наиболее красивые решения и образы. Механизм интуиции тесно связан с эстетикой. Таким образом, сначала эстетическое чувство (на уровне интуиции), затем строгая логика (на уровне сознания) производят отбор из множества идей и образов.
Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.
Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами.
Оригинальный продукт художественной деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости.
Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости.
Сущность худ. творчества изучается эстетикой.
- В античном мире сущность худ. творчества в служении некоему божеству, идеалу, воплотившему в себе единство «добра» и «красоты».
- В средние века: в возбуждении и воспитании религиозных чувств.
- В 19-20 вв. - бурное развитие естественных и точных наук, развитие нескольких теорий о сущности творческой деятельности.
Например, Шиллер считал: унаследованное от животных естественное стремление к игре лежит в основе всякого художественного творчеств;
Бенедетто Кроче: основа искусства – интуиция, язык чувств – сущность, а творчество – синтез чувства и образа;
Этьен Сурьо: умение упорядочить в закономерных формах реальный хаос окружающего мира – есть задача художника.
Художественное произведение как результат творчества в сфере искусства
Результатом (продуктом) художественного творчества является художественное произведение. Оно в чувственно-материальной форме воплощает духовно-содержательный замысел художника и является основным хранителем и источником информации в сфере художественной культуры. В основе художественного образа всегда лежит некая картинка. Есть масса приёмов, с помощью которых создаётся образ. Простейшая форма создания образа – сравнение. Он возникает тогда, когда что-то с чем-то сравнивается. Возникает ассоциация – возникает образ. Он всегда субъективен, потому что создаётся с точки зрения человека.
Основные функции искусства:
познавательная,
оценочная,
моделирующая,
коммуникативная,
гедонистическая,
воспитательная,
регулятивная,
ценностно-ориентирующая,
гуманизирующая.
Под предметом искусства понимается то, что воплощается в творческом процессе в образную структуру и содержание художественного произведения. Он не может рассматриваться в отрыве от специфического объекта искусства, который обусловливает содержательность предмета.
Структура предмета искусства является сложной. Объективным компонентом его оказываются не сами по себе природа, человек или общество, а более или менее адекватное отражение их в сознании художника. Субъективный компонент — определенные социально-личностные установки, мотивы, пристрастия, идеалы.
Предмет искусства не сводится ни к объекту отражения, ни к априорному вымыслу души художника, — он есть результат, продукт взаимодействия объективного и субъективного в сознании, переживаниях самого художника. Понятый таким образом предмет искусства обладает эстетической сущностью.
З. Фрейд рассматривал художественное творчество как осуществление «снов наяву», как стимулирующее творческую активность бессознательное начало в человеке. Ряд современных направлений в эстетике ставит деятельность художника в зависимость только от его внутреннего мира и субъективной фантазии: искусство ничего не отражает, а «созидает свой мир», содержанием искусства является «упорядоченный хаос» имманентных переживаний творца. Юнг, подобно Бергсону и Фрейду, предметом и источником искусства называет «апокрифический хаос иррациональных психических процессов», составляющих якобы глубинную сущность личности. У Элиота это положение доводится до крайности: художник не только не должен иметь связей с живой действительностью, но даже обязан уйти от собственной личности как социального существа и только в этом случае достигается полная свобода творчества.
Тем не менее, в приведенных суждениях есть определенное основание: во-первых, художественное творчество в самом деле есть самовыражение внутреннего мира художника; во-вторых, в понимании искусства следует избегать сциентизма, художник действительно не только познает, но и выражает себя, не только отражает, но и созидает; в-третьих, художник обязан уйти даже от самого себя.
Становление предмета искусства в том или ином содержании определяется такими непременными качествами, как мировоззрение, талант и мастерство. Мировоззрение — это целостная система знаний о мире, месте и роли человека в нем, о ценностях и нормах жизни; это совокупность философских, моральных, религиозных, эстетических идей, которые входят в общую культуру художника.
Для того, чтобы переживания и мировоззрение не противостояли друг другу, необходимо, чтобы мировоззрение для художника не оставалось только теорией, а было конкретной жизненной позицией, пронизывающей все области психики, вплоть до эмоциональной. Мировоззрение определяет смыслы жизненных явлений, которые найдут отображение в его творчестве. И насколько глубоко и гуманно мировоззрение художника, настолько содержательны и поучительны будут его произведения.
Если мировоззрение имеет безусловно социально-культурный характер, то талант скорее выражает «природное», врожденное начало в художнике, его индивидуально-неповторимые способности, предрасположение к творчеству, обостренное продуктивное воображение, владение своим стилем художественного воплощения предмета творчества. Это не значит, что талант свободен от социальной детерминации, поскольку он, во-первых, теснейшим образом связан с мировоззрением и жизненным опытом художника, во-вторых, может быть востребован и реализован в определенных социальных условиях. Талант немыслим без мастерства, являющегося продуктом овладения теми или иными средствами, приемами, методами творчества, накопленными развитием художественной культуры общества. Художественный талант есть одновременно и индивидуальное качество художника, и в высшей степени социальная ценность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие искусства В широком смысле искусство – умение, мастерство, знание дела (кулинарное искусство, искусство шитья, дизайн). В узком смысле искусство – художественное творчество, продуктом которого являются эстетические ценности. Искусство – это, прежде всего, художественное отражение мира в целом. Предметом искусства является сама реальность, общество, природа, человек. Иными словами, искусство дает знания о жизни, учит понимать других людей, тем самым оно раскрывает духовное содержание социального бытия человека.
Художественный образ Искусство отражает жизнь людей через художественный образ , который представляет собой форму выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ – это не зеркальное отражение действительности, он представляет собой обобщение жизненных явлений, фиксирует мысли, чувства, поступки людей, тем самым раскрывая общее в единичном. Художественный образ – это картина жизни, созданная с помощью вымысла и имеющая эстетическое значение. Образ – это конкретная и в то же время обобщённая картина человеческой жизни, созданная про помощи вымысла и имеющая эстетическое значение. Образ – непосредственное отражение мира. Художественный образ - обобщенное художественное отражение действительности в конкретной форме, картина человеческой жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой фантазии художника и в свете его эстетического идеала . В искусстве всегда есть вымысел. Пользуясь вымыслом, художник создаёт собственную реальность, но опирается на жизненную конкретику.
Художественный образ 1. Отражает и обобщает существенные свойства, черты действительности, представления человека о мире, раскрывает сложности духовной жизни людей. 2. Выражает эмоциональное отношение к тому, что служит объектом творчества. 3. Воплощает идеал, совершенное, красоту жизни, природы, создаёт эстетически значимый предметный мир. 4. Внутренняя установка на восприятие читателя, зрителя, слушателя. 5. Художественная правда и условность в искусстве - иллюзия реальности
Содержание и форма в искусстве Ни один вид искусства, ни одно художественное произведение не существует без материального воплощения, то есть без формы. Форма всегда обусловлена содержанием , равно как и содержание обусловлено формой . Духовное начало – это содержание , а его материальное воплощение – форма . Содержание в искусстве – это многообразная действительность в ее эстетическом своеобразии. Форма в искусстве – это внутренняя организация, структура художественного произведения, которая создается при помощи специфических выразительных средств для воплощения содержания.
Основные элементы содержания и формы в искусстве Основные элементы формы – сюжет, композиция, художественный язык, выразительные средства, свойственные каждому отдельному виду искусства. Основным элементом художественной формы является композиция произведения. Она представляет собой структуру произведения, соотношение его частей, соподчинение элементов целому. Основные элементы содержания – это тема и идея. Тема представляет собой объект изображения в произведении искусства. Она отражает проблемы, возникшие в общественной жизни людей. Идея – это эстетически обобщенная мысль художника, которая отражает определенную концепцию мира и человека.
Виды искусства Виды искусства (их морфология) – это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Условно все виды искусства можно разделить на три большие группы. 1.Пространственные (архитектура, все жанры изобразительного искусства). Отличительной особенностью этой группы является пространственное построение в раскрытии художественного образа. 2.Динамические (литература и музыка). Для них характерна развертывающаяся во времени композиция. 3.Пространственно-временные (театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк). Их часто называют синтетическими, или зрелищными.
Художественное творчество Категория художественного творчества есть категория, в которой раскрывается содержание процесса создания художественного произведения. Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества. Один из них – индивидуально неповторимое отношение к миру, феноменологически характеризуемое как талант. Другой отличительной особенностью художественного творчества является то, что в нем преобладают эмоциональные реакции и эмоциональное отражение мира. Еще одной существенной чертой художественного мышления является ассоциативность
Мотивы и механизмы творчества Мотив творчества художника можно описать через такие понятия как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление Психологические механизмы художественного творчества: память, воображение, вдохновение, сознание и подсознание. Художественное творчество начинается с обостренного внимания к явлениям мира, умение их удержать в памяти и осмыслить. Воображение творчески воспроизводит блоки представлений, впечатлений и образов, хранящиеся в памяти, комбинирует и рисует в сознании художника живые картины, которые он фиксирует в художественном тексте. Вдохновение - специфически-творческое состояние ясности мысли, интенсивности ее работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество, обостренная виртуозность в чувствовании формы. Сознание, определяет многие существенные стороны творчества. Оно контролирует цель, сверхзадачу творчества и основные контуры художественной концепции произведения, высвечивает «светлое пятно» в творческом мышлении художника и организует весь его опыт вокруг этого света, обеспечивает самонаблюдение и самоконтроль художника, помогает ему самокритично проанализировать, оценить черновой вариант и довести его до совершенного осуществления замысла. Подсознание под влиянием различных жизненных впечатлений рождает во всяком творческом процессе (не только художественном) огромное число вариантов решения проблемы, образов, мыслительных связей между явлениями. Интуитивное эстетическое чувство, чувство гармонии и красоты заставляет отобрать из этого огромного числа наиболее красивые решения и образы. Механизм интуиции тесно связан с эстетикой
Художественное произведение Результатом (продуктом) художественного творчества является художественное произведение. Оно в чувственно-материальной форме воплощает духовно-содержательный замысел художника и является основным хранителем и источником информации в сфере художественной культуры. Под предметом искусства понимается то, что воплощается в творческом процессе в образную структуру и содержание художественного произведения. Предмет искусства не сводится ни к объекту отражения, ни к априорному вымыслу души художника, — он есть результат, продукт взаимодействия объективного и субъективного в сознании, переживаниях самого художника. Понятый таким образом предмет искусства обладает эстетической сущностью. Во-первых, художественное творчество в самом деле есть самовыражение внутреннего мира художника ; во-вторых художник действительно не только познает, но и выражает себя, не только отражает, но и созидает ; в-третьих, художник обязан уйти даже от самого себя.
Создание предмета искусства Становление предмета искусства в том или ином содержании определяется такими непременными качествами, как мировоззрение, талант и мастерство. Мировоззрение — это целостная система знаний о мире, месте и роли человека в нем, о ценностях и нормах жизни; это совокупность философских, моральных, религиозных, эстетических идей, которые входят в общую культуру Талант скорее выражает «природное», врожденное начало в художнике, его индивидуально-неповторимые способности, предрасположение к творчеству, обостренное продуктивное воображение, владение своим стилем художественного воплощения предмета творчества. Талант немыслим без мастерства, являющегося продуктом овладения теми или иными средствами, приемами, методами творчества, накопленными развитием художественной культуры общества. Художественный талант есть одновременно и индивидуальное качество художника, и в высшей степени социальная ценность.
ЗАДАНИЕ 1 Прочитайте стихотворение. Опишите художественный образ, воспетый поэтом, обозначьте содержание (идею) и форму, композицию произведения. В чем художественная правда, а в чем условность художественного произведения. Ваши личные ассоциации от стихотворения.
ЗАДАНИЕ 2 Выполните анализ произведения изобразительного искусства (на выбор) по предложенному плану. Ваши личные ассоциации от произведения изобразительного искусства
Василий Максимович Максимов. "Всё в прошлом", 1889 год. Государственная Третьяковская галерея.
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына», 1666—1669 г. Государственный Эрмитаж.
К.Маковский «Дети, бегущие от грозы» Государственная Третьяковская галерея.
Василий Пукирев, 1862 год. «Неравный брак» Государственной Третьяковская галерея
Эдуар Мане "Бар в «Фоли-Бержер», 1882
ПЛАН анализа произведения искусства А) Общие данные - Автор, Название произведения - Дата, место создания - Размеры, Материал и техника Б) Анализ 1. Форма - (цвет, линия, масса, объем, их связь между собой) - композиция и ее особенности 2. Содержание - сюжет, тема (идея, цель) - эмоциональное содержание (настроение, впечатление) - мотивы, символы 3. Стиль, жанр, направление - жанр произведения искусства - характерные черты - почерк художника, своеобразие В) Оценивание (личное мнение) - связь формы и содержания - актуальность темы, новизна - значение произведения, ценность для мировой культуры и искусства
Примерные вопросы для анализа произведения искусства Эмоциональный уровень: Какое впечатление производит произведение? Какое настроение пытается передать автор? Какие ощущения может испытывать зритель? Каков характер произведения? Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, , использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?
Примерные вопросы для анализа произведения искусства Предметный уровень: Что (или кто) изображено на картине? Что видит зритель, стоя перед фасадом? В интерьерах? Кого вы видите в картине, скульптуре? Выделите главное из того, что вы увидели. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным? Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное? Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)? Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)? Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?
Примерные вопросы для анализа произведения искусства Сюжетный уровень: Попробуйте пересказать сюжет картины. Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении. Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет? Символический уровень: Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют? Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.? Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой? Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?
План анализа живописного произведения Сведения об авторе. Какое место занимает это произведение в его творчестве? Принадлежность к художественной эпохе. Смысл названия картины. Жанровая принадлежность. Стиль, направление. Особенности сюжета картины. Причины написания картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя? Особенности композиции картины. Основные средства художественного образа: колорит, рисунок, фактура, светотень, манера письма. Какое впечатление оказало это произведение искусства на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему? Где находится данное произведение искусства?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» преподавателей МКЭиИТ Невзоровой И.Б. и Сипачевой О.И.
Данная работа содержит методику проведения интегрированного урока по учебным дисциплинам «Элементы математической логики» и «Элементы высшей математики» для студентов 2 курса специальности 23011...
Методическая разработка интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара по теме: "Правовое государство: история и современность"
Данная разработка интегрированного урока проводится по дисциплинам "История" и "Обществознание"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»
Содержание учебного материала подбиралось в соответствии с темой занятия и его целью, оно соответствует ФГОС нового поколения. В содержании реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации, связи со спе...
Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Базовые категории эстетики"
Методические материалы (презентация) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Базовые категории эстетики" методиста, преподавателя Тетачко С.И....
Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Античная эстетика"
Методические материалы (лекция и презентация) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Античная эстетика"...
Методические материалы к уроку Эстетики по теме "Эстетика Средневековья"
Методические материалы (лекция) к уроку Эстетики в организациях СПО по теме "Эстетика Средневековья"...