РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Теория государства и права 40.02.04 Юриспруденция
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Теория государства и права 40.02.04 Юриспруденция (на базе основного общего образования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_op_01_tgp_ooo.docx | 59.19 КБ |
rp_op_01_tgp_soo.docx | 63.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования "Псковский государственный университет"
в г. Великие Луки Псковской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-методической работе _____________ А.Э. Калиновская «19» марта 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор филиала _____________ С.А. Катченков «19» марта 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 Теория государства и права»
40.02.04 Юриспруденция
(на базе основного общего образования)
Форма обучения очная
Квалификация выпускника – Юрист
Великие Луки
2024
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии гуманитарных правовых и экономических дисциплин
Протокол №___ от «19» марта 2024 г.
Председатель цикловой комиссии __________________ С.В. Иванова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Теория государства и права 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина Теория государства и права является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.04 Юриспруденция.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.2 | применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин; оперировать юридическими понятиями и категориями; применять на практике нормы различных отраслей права; работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой на государственном и иностранном языках; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по правовым отношениям | понятие, типы и формы государства и права; роль государства в политической системе общества; систему права Российской Федерации и ее элементы; формы реализации права; понятие и виды правоотношений; виды правонарушений и юридической ответственности; основы правового государства и гражданского общества; основные типы современных правовых систем; классификация социальных норм современного общества; структуру и классификацию норм права. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 136 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 40 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 84 |
практические занятия | 40 |
Самостоятельная работа | 12 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | - |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Теория государства и права
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ВОЗНИКНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА | 10/2 | ||
Тема 1.1 Теория государства и права как наука и учебная дисциплина | Содержание учебного материала | 2/0 | ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 |
Лекция 1.1. Понятие Теории государства и права как науки и ее признаки. Место Теории государства и права в системе наук. Виды и функции юридических наук. Теория государства и права как учебная дисциплина. Предмет Теории государства и права. Система методов теории государства и права: всеобщие (философские), общенаучные и частнонаучные. | 2 | ||
Тема 1.2. Происхождение государства | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ПК 1.1 |
Лекция 1.2.1. Первобытное общество и его организация. Социальная власть в первобытном обществе. Неолитическая революция как фактор социального расслоения классовых обществ. Причины и этапы возникновения государства. Лекция 1.2.2. Основные теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, материалистическая, психологическая, ирригационная. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 1 по теме «Происхождение государства». Сравнительный анализ теорий происхождения государства. | 2 | ||
Тема 1.3. Происхождение права | Содержание учебного материала | 2/0 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 |
Лекция 1.3. Нормативное регулирование общественных отношений в условиях первобытного строя. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества. Пути формирования права. Основные теории происхождения права: теологическая, естественного права, материалистическая, историческая, регулятивная, теория примирения | 2 | ||
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА | 38/12 | ||
Тема 2.1. Понятие, признаки и сущность государства. Типология государства | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 |
Лекция 2.1.1 Понятие государства: различные подходы к определению. Признаки государства. Социальное назначение государства. Сущность государства. Классовое и общесоциальное, в сущности, государства Лекция 2.1.2 Понятие типа государства. Формационный и цивилизационный подход к типологии государства, их критерии, достоинства и недостатки. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 2 по теме «Понятие, признаки и сущность государства. Типология государства». Сравнительный анализ основных концепций понимания государства | 2 | ||
Тема 2.2. Функции государства | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 06 ПК 1.1 |
Лекция 2.2.1. Понятие и классификация функций государства. Виды функций: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и неосновные. Зависимость функций государства от целей и задач, стоящих перед государством на различных этапах его развития. Лекция 2.2.2. Содержание основных внутренних и внешних функций государства. Правовые и организационные формы реализации функций государства. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 3 по теме «Функции государства». Реализация основных функций современного государства. | 2 | ||
Тема 2.3 Механизм государства | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 06 ПК 1.1 |
Лекция 2.3.1. Понятие и структура механизма государства. Соотношение понятий «механизм государства» и «аппарат государства». Принципы деятельности государственного механизма. Понятие и признаки государственных органов и их классификация. | 4 | ||
Лекция 2.3.2. Сущность и основные положения теории разделения властей. Система сдержек и противовесов. Законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть: функции и принципы организации. | |||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 4 (семинар) по теме «Механизм государства». Определение вида конкретных государственных органов по всем изученным классификациям. Изучение системы «сдержек и противовесов» на примере российского государственного механизма. | 2 | ||
Тема 2.4. Формы государства | Содержание учебного материала | 8/4 | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 06 ПК 1.1
|
Лекция 2.4.1. Понятие формы государства и ее элементы. Соотношение типа и формы государства. Форма правления. Понятие и признаки монархии. Абсолютная и ограниченная монархии. Разновидности ограниченной монархии: дуалистическая и конституционная (парламентская). Понятие и признаки республиканской формы правления. Президентская, парламентская, смешенная республики. | 4 | ||
Лекция 2.4.2. Форма государственного устройства. Унитарное государство: понятие и признаки. Централизованные и децентрализованные унитарные государства. Федерация: понятие и признаки. Федерации, построенные на многонациональной и территориальной основе. Право сецессии. Конфедерация: понятие и признаки. Нетипичные формы государственного устройства: союзы, содружества. Политический режим: тоталитарный, авторитарный, демократический. Разновидности авторитарного режима: деспотический, тиранический, военный. | |||
В том числе практических занятий | 4 | ||
1. Практическое занятие № 5 по теме «Формы государства». | 2 | ||
2. Практическое занятие № 6. Определение форм правления, государственного устройства и политических режимов, исходя из описания конкретных государств. | 2 | ||
Тема 2.5. Государство в политической системе общества | Содержание учебного материала | 4/0 | ОК 01, ОК 02, ОК 06 ПК 1.1 |
Лекция 2.5.1. Понятие и структура политической системы, ее основные субъекты: государство, политические партии, движения и т.д. Место государства в политической системе общества. Лекция 2.5.2. Взаимодействие государства с политическими партиями и общественными объединениями. Государство и церковь. Светские и теократические государства. | 4 | ||
Тема 2.6. Правовое государство и гражданское общество | Содержание учебного материала | 4/0 | ОК 01, ОК 02, ОК 06 ПК 1.1 |
Лекция 2.6.1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Понятие, признаки и сущность правового государства. Предпосылки и практика формирования правового государства в Российской Федерации. Лекция 2.6.2. Гражданское общество: его понятие и структура. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. | 4 | ||
Тема 2.7. Государство и личность | Содержание учебного материала | 4/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 06 ПК 1.1 |
Лекция 2.7 Правовой статус личности: его понятие и структура. Гражданство как предпосылка полного объема прав, свобод и обязанностей человека. Права и свободы человека и гражданина, их виды. Поколения прав человека. Механизмы защиты прав человека. Международная защита прав человека. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
1. Практическое занятие № 7 по теме «Права и свободы человека и гражданина, их виды. Поколения прав человека» | 2 | ||
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ПРАВА | 76/26 | ||
Тема 3.1. Право в системе социального регулирования. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 |
Лекция 3.1 Социальные и технические нормы, их понятие, особенности и взаимосвязь. Виды социальных норм: правовые, моральные, корпоративные, обычаи, эстетические нормы и религиозные нормы. Общие признаки социальных норм. Отличие норм права от других социальных норм. Соотношение норм права и моральных норм, корпоративных норм, обычаев. | 2 | ||
Тема 3.2. Понятие и сущность права | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 |
Лекция 3.2.1 Понятие права. Объективное и субъективное право. Основные концепции правопонимания: психологическая, естественно-правовая, социологическая, нормативистская. Признаки права. Сущность и социальное назначение права. Лекция 3.2.2 Функции права: понятие и виды. Специально-юридические (регулятивная и охранительная) и общественные функции права. Понятие принципа права. Общие, межотраслевые и отраслевые принципы права. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 8 по темам «Право в системе социального регулирования» и «Понятие и сущность права» Определение функций права на конкретных примерах правового воздействия на общественные отношения | 2 | ||
Тема 3.3. Источники и формы права | Содержание учебного материала | 10/4 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.2 |
Лекция 3.3.1. Понятие источника и формы права. Виды форм права. Правовой обычай. Судебный прецедент. Правовой акт. Правовой договор. Правовая доктрина. Религиозные тексты. Лекция 3.3.2 Правовой акт как результат правотворчества. Конституция РФ как вид правового акта. Закон и его виды. Подзаконный правовой акт и его виды. | 6 | ||
Лекция 3.3.3. Действие правовых актов во времени. Обратная сила закона. «Переживание» закона. Действие правовых актов в пространстве и по кругу лиц. | |||
В том числе практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие № 9 по теме «Источники и формы права». Работа со справочно-правовыми системами: подбор правовых актов и иных источников права по заданным параметрам | 2 | ||
Практическое занятие № 10 по теме «Источники и формы права». Определение степени юридической силы правовых актов, решение задач на пределы действия правовых актов | 2 | ||
Тема 3.4. Правотворчество | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 ПК 1.2 |
Лекция 3.4.1. Понятие правотворчества. Принципы и виды правотворчества. Лекция 3.4.2. Законодательная инициатива. Стадии законотворческой деятельности. Порядок опубликования правовых актов. Лекция 3.4.3. Юридическая техника и ее значение для правотворчества. | 6 | ||
Тема 3.5. Систематизация законодательства | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 |
Лекция 3.5. Понятие систематизации законодательства. Инкорпорация и ее разновидности. Кодификация законодательства и ее виды: общая, отраслевая, специальная. Консолидация законодательства и ее отличие от других форм систематизации | 2 | ||
Тема 3.6. Норма права | Содержание учебного материала | 8/4 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.2 |
Лекция 3.6.1. Понятие нормы права и ее признаки. Общий характер правовых норм. Формальная определенность норм права, общеобязательность, системность, неоднократность действия. Классификация норм права. | 4 | ||
Лекция 3.6.2. Структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция и их виды. Соотношение нормы права и статьи правового акта. Способы изложения норм права в статье правового акта. | |||
В том числе практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие № 11 по теме «Норма права». Работа с правовыми актами: определение видов правовых норм по каждой изученной классификации. | 2 | ||
Практическое занятие № 12 по теме «Норма права». Работа с правовыми актами: нахождение структурных элементов норм права и определение способов изложения нормы права в статье правового акта. | 2 | ||
Тема 3.7. Система права | Содержание учебного материала | 8/4 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 |
Лекция 3.7.1 Понятие и элементы системы права. Отрасль права: понятие и виды (базовые, специальные и комплексные отрасли права). Подотрасль и институт права. Норма права как базовый элемент системы права. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли. Лекция 3.7.2. Частное и публичное право. Общая характеристика отраслей российского права. Международное право. Система законодательства: понятие и соотношение с системой права | 4 | ||
В том числе практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие № 13 по теме «Общая характеристика отраслей российского права» | 2 | ||
Практическое занятие № 14 по теме «Система права». Работа с правовыми актами: нахождение структурных элементов системы законодательства и соотнесение их с элементами системы права | 2 | ||
Тема 3.8. Типы права и основные правовые семьи мира | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 |
Лекция 3.8.1. Понятие типа права. Формационный и цивилизационный подход к типологии права. Характеристика исторических типов права. Понятие правовой системы общества. Правовая система и правовая семья, их соотношение. Лекция 3.8.2. Характеристика основных правовых семей современности: романская, англосаксонская, религиозная, традиционная. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 15 по теме «Типы права и основные правовые семьи мира». Сравнительный анализ правовых семей современности. | 2 | ||
Тема 3.9. Правоотношения | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.2 |
Лекция 3.9.1. Понятие и признаки правоотношений как особой формы общественных отношений. Виды правоотношений. Состав (элементы) правоотношений. Понятие субъектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений. Правовой статус граждан и юридических лиц. Государство как субъект правоотношений. | 4 | ||
Лекция 3.9.2. Понятие и виды объектов правоотношений. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Понятие юридических фактов, их классификация. Действия и события. Фактический состав. Правовые презумпции и правовые фикции | |||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 16 по теме «Правоотношения». Нахождение структурных элементов (субъекты, объекты, содержание) правоотношения, определение вида правоотношения по всем известным классификациям. | 2 | ||
Тема 3.10. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | Содержание учебного материала | 8/4 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.2 |
Лекция 3.10.1. Понятие и виды правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушения. Виды правонарушений: преступления и проступки. Состав правонарушения. Субъект, объект правонарушения, причинная связь в праве, формы вины. | 4 | ||
Лекция 3.10.2. Понятие юридической ответственности. Отличие юридической ответственности от других мер государственного принуждения. Цели и функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная. Обстоятельства, исключающие применение юридической ответственности. | |||
В том числе практических занятий | 4 | ||
1. Практическое занятие № 17 по теме «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность». Решение задач на определение состава правонарушения. | 2 | ||
2.Практическое занятие № 18 по теме «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность». Решение практических ситуаций на определение вида юридической ответственности и возможности ее применения. | 2 | ||
Тема 3.11. Реализация права | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.2 |
Лекция 3.11.1. Понятие и формы реализации права. Соблюдение, исполнение, использование права. Применение как особая форма реализации права. Субъекты применения права. Стадии процесса применения норм права. Основные требования, предъявляемые к применению права. Лекция 3.11.2. Акты применения права, их структура, виды и отличие от нормативно-правовых актов. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 19 по теме «Реализация права». Работа с актами применения права. Определение их видов и структурных элементов. | 2 | ||
Тема 3.12. Толкование права. Пробелы в праве | Содержание учебного материала | 4/2 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1,5 ПК 1.2 |
Лекция 3.12. Понятие и цели толкования права. Виды толкования по субъектам. Официальное и неофициальное толкование. Нормативное и казуальное толкование. Способы толкования правовых норм: грамматический, систематический, исторический и др. Результаты толкования. Буквальное, распространительное и ограничительное толкование. Понятие пробела в праве. Способы восполнения пробелов. Аналогия закона и аналогия права. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 20 по теме «Толкование права». Работа с правовыми актами: толкование правовых норм и определение результата толкования | 2 | ||
Тема 3.13. Правосознание и правовая культура | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 |
Лекция 3.13 Понятие, структура и виды правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Взаимодействие права и правосознания. Правовая культура и ее элементы. Значение правовой культуры в формировании правового государства, современного юриста. Правовое воспитание и его формы. | 2 | ||
Тема 3.14. Законность, правопорядок и дисциплина | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 06 ПК 1.1 |
Лекция 3.14. Понятие законности, ее сущность и основные принципы. Гарантии законности: общие и специальные. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка и общественного порядка. Понятие дисциплины и ее виды. Основные средства обеспечения дисциплины. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | ||
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | - | ||
Всего: | 136 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Теории государства и права», пом. № 209 - проведение уроков, лекций, практических занятий:
Демонстрационное оборудование: мобильное мультимедийное оборудование (ноутбук ACER, мультимедиапроектор, проекционный экран), учебно-наглядные пособия (в электронном виде). Перечень лицензионного программного обеспечения: Windows 7 (лицензия 46702513 выдана 26.03.2010 г.); Open Office (лицензия LGPI), STDU Viewer (лицензия GPL), Adobe Reader (EULA), 7-Zip (лицензия GPL), MyTestX (лицензия Freeware). Специализированная (учебная) мебель, доска. Комплект демонстрационных плакатов и стендов.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен другими изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Гавриков В. П. Теория государства и права : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. П. Гавриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 461 с. — (Профессиональное образование) — ISBN 978-5-534-16820-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531775.
2. Ромашов, Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. А. Ромашов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16838-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531869.
3. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права : учебник для среднего профессионального образования / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 585 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17485-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/533183.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Власова, Т. В. Теория государства и права : учебник / Т. В. Власова, В. М. Дуэль. — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2019. — 352 c. — ISBN 978-5-93916-626-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/74185.
2. Осипов, М. Ю. Теория государства и права : учебник для СПО / М. Ю. Осипов. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 318 c. — ISBN 978-5-4488-1126-5, 978-5-4497-1007-9. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/105666.
3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебное пособие для колледжей / А. Б. Венгеров. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2019. — 238 c. — ISBN 978-5-394-03363-6. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/85460.
3. Малько, А. А. Теория государства и права: учебник для среднего профессионального образования / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. — 432 с. — (Ab ovo). - ISBN 978-5-91768-425-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1855780.
4. Смоленский, М. Б. Теория государства и Смоленский, М. Б. Теория государства и права: учебник / М.Б. Смоленский. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 272 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-014006-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1864209.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Бялт, В. С. Теория государства и права в схемах : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Бялт. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 447 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07844-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516174
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины | ||
Знает: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить, основные источники информации и ресурсы для решения задач в профессиональном и/или социальном контексте, номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности, правила оформления документов и построения устных сообщений, значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия их нарушения. | - демонстрация навыков работы с нормативными правовыми актами, в т.ч. с использованием информационно-компьютерных технологий. - решение практических ситуаций с нормативным правовым обоснованием; - обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиа ресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по специальности для решения профессиональных задач;
-соблюдение норм профессиональной этики; – построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации; - грамотность устной и письменной речи; - ясность формулирования и изложения мыслей; - проявление толерантности в процессе общения; - соблюдение норм поведения во время учебных занятий; - соблюдение стандартов антикоррупционного поведения. | - оценка по итогам устного опроса студентов, - оценка по итогам выполнения индивидуальных письменных заданий, - наблюдение по итогам тестирования и выполнения контрольной работы, практических заданий; - оценка в процессе проведения экзамена |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины | ||
Умеет: анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; характеризовать, интерпретировать, анализировать, сопоставлять и исследовать особенности правового статуса субъектов правоотношений; оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; разграничивать правовые нормы и правоотношения в зависимости от отраслей права; распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежной сферах, определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности; грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения. | - демонстрация навыков работы с нормативными правовыми актами, в т.ч. с использованием информационно-компьютерных технологий. - решение практических ситуаций с нормативным правовым обоснованием; - обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиа ресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по специальности для решения профессиональных задач;
-соблюдение норм профессиональной этики; – построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации; - грамотность устной и письменной речи; - ясность формулирования и изложения мыслей; - проявление толерантности в процессе общения; - соблюдение норм поведения во время учебных занятий; - соблюдение стандартов антикоррупционного поведения. | - оценка по итогам устного опроса студентов, - оценка по итогам выполнения индивидуальных письменных заданий, - наблюдение по итогам тестирования и выполнения контрольной работы, практических заданий; - оценка в процессе проведения дифференцированного зачета |
Разработчик:
Филиал ПсковГУ в г. Великие Луки, преподаватель Лягина Е.В.
Эксперты:
Филиал ПсковГУ г. Великие Луки, методист Сафонова Л.Ю.
Филиал ПсковГУ г. Великие Луки,
председатель цикловой комиссии Иванова С.В.
Предварительный просмотр:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования "Псковский государственный университет"
в г. Великие Луки Псковской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-методической работе _____________ А.Э. Калиновская «19» марта 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор филиала _____________ С.А. Катченков «19» марта 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Теория государства и права
40.02.04 Юриспруденция
(на базе среднего общего образования)
Форма обучения - очная, заочная
Квалификация выпускника – юрист
Великие Луки
2024
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии гуманитарных правовых и экономических дисциплин
Протокол №___ от «19» марта 2024 г.
Председатель цикловой комиссии __________________ С.В. Иванова
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина Теория государства и права является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.04 Юриспруденция.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ПК 1.1, ПК 1.2 | применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин; оперировать юридическими понятиями и категориями; применять на практике нормы различных отраслей права; работать с законодательными и иными нормативными правовыми актами, специальной литературой на государственном и иностранном языках; анализировать, делать выводы и обосновывать свою точку зрения по правовым отношениям | понятие, типы и формы государства и права; роль государства в политической системе общества; систему права Российской Федерации и ее элементы; формы реализации права; понятие и виды правоотношений; виды правонарушений и юридической ответственности; основы правового государства и гражданского общества; основные типы современных правовых систем; классификация социальных норм современного общества; структуру и классификацию норм права. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины, в т.ч. в форме практической подготовки | 136/40 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 84 |
практические занятия | 40 |
Самостоятельная работа | 12 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | - |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины, в т.ч. в форме практической подготовки | 136/8 |
в т. ч.: | |
теоретическое обучение | 16 |
практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа | 112 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | - |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Очная форма обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ВОЗНИКНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА | 10/2 | ||
Тема 1.1 Теория государства и права как наука и учебная дисциплина | Содержание учебного материала | 2/0 | ОК 01, ОК 02, ПК 1.1 |
Лекция 1.1. Понятие Теории государства и права как науки и ее признаки. Место Теории государства и права в системе наук. Виды и функции юридических наук. Теория государства и права как учебная дисциплина. Предмет Теории государства и права. Система методов теории государства и права: всеобщие (философские), общенаучные и частнонаучные. | 2 | ||
Тема 1.2. Происхождение государства | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ПК 1.1 |
Лекция 1.2.1. Первобытное общество и его организация. Социальная власть в первобытном обществе. Неолитическая революция как фактор социального расслоения классовых обществ. Причины и этапы возникновения государства. Лекция 1.2.2. Основные теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, материалистическая, психологическая, ирригационная. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 1 по теме «Происхождение государства». Сравнительный анализ теорий происхождения государства. | 2 | ||
Тема 1.3. Происхождение права | Содержание учебного материала | 2/0 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 |
Лекция 1.3. Нормативное регулирование общественных отношений в условиях первобытного строя. Признаки, отличающие право от социальных норм первобытного общества. Пути формирования права. Основные теории происхождения права: теологическая, естественного права, материалистическая, историческая, регулятивная, теория примирения | 2 | ||
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА | 38/12 | ||
Тема 2.1. Понятие, признаки и сущность государства. Типология государства | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 |
Лекция 2.1.1 Понятие государства: различные подходы к определению. Признаки государства. Социальное назначение государства. Сущность государства. Классовое и общесоциальное, в сущности, государства Лекция 2.1.2 Понятие типа государства. Формационный и цивилизационный подход к типологии государства, их критерии, достоинства и недостатки. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 2 по теме «Понятие, признаки и сущность государства. Типология государства». Сравнительный анализ основных концепций понимания государства | 2 | ||
Тема 2.2. Функции государства | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 06 ПК 1.1 |
Лекция 2.2.1. Понятие и классификация функций государства. Виды функций: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и неосновные. Зависимость функций государства от целей и задач, стоящих перед государством на различных этапах его развития. Лекция 2.2.2. Содержание основных внутренних и внешних функций государства. Правовые и организационные формы реализации функций государства. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 3 по теме «Функции государства». Реализация основных функций современного государства. | 2 | ||
Тема 2.3 Механизм государства | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 06 ПК 1.1 |
Лекция 2.3.1. Понятие и структура механизма государства. Соотношение понятий «механизм государства» и «аппарат государства». Принципы деятельности государственного механизма. Понятие и признаки государственных органов и их классификация. | 4 | ||
Лекция 2.3.2. Сущность и основные положения теории разделения властей. Система сдержек и противовесов. Законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть: функции и принципы организации. | |||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 4 (семинар) по теме «Механизм государства». Определение вида конкретных государственных органов по всем изученным классификациям. Изучение системы «сдержек и противовесов» на примере российского государственного механизма. | 2 | ||
Тема 2.4. Формы государства | Содержание учебного материала | 8/4 | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 06 ПК 1.1
|
Лекция 2.4.1. Понятие формы государства и ее элементы. Соотношение типа и формы государства. Форма правления. Понятие и признаки монархии. Абсолютная и ограниченная монархии. Разновидности ограниченной монархии: дуалистическая и конституционная (парламентская). Понятие и признаки республиканской формы правления. Президентская, парламентская, смешенная республики. | 4 | ||
Лекция 2.4.2. Форма государственного устройства. Унитарное государство: понятие и признаки. Централизованные и децентрализованные унитарные государства. Федерация: понятие и признаки. Федерации, построенные на многонациональной и территориальной основе. Право сецессии. Конфедерация: понятие и признаки. Нетипичные формы государственного устройства: союзы, содружества. Политический режим: тоталитарный, авторитарный, демократический. Разновидности авторитарного режима: деспотический, тиранический, военный. | |||
В том числе практических занятий | 4 | ||
1. Практическое занятие № 5 по теме «Формы государства». | 2 | ||
2. Практическое занятие № 6. Определение форм правления, государственного устройства и политических режимов, исходя из описания конкретных государств. | 2 | ||
Тема 2.5. Государство в политической системе общества | Содержание учебного материала | 4/0 | ОК 01, ОК 02, ОК 06 ПК 1.1 |
Лекция 2.5.1. Понятие и структура политической системы, ее основные субъекты: государство, политические партии, движения и т.д. Место государства в политической системе общества. Лекция 2.5.2. Взаимодействие государства с политическими партиями и общественными объединениями. Государство и церковь. Светские и теократические государства. | 4 | ||
Тема 2.6. Правовое государство и гражданское общество | Содержание учебного материала | 4/0 | ОК 01, ОК 02, ОК 06 ПК 1.1 |
Лекция 2.6.1. Возникновение и развитие учения о правовом государстве. Понятие, признаки и сущность правового государства. Предпосылки и практика формирования правового государства в Российской Федерации. Лекция 2.6.2. Гражданское общество: его понятие и структура. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. | 4 | ||
Тема 2.7. Государство и личность | Содержание учебного материала | 4/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 06 ПК 1.1 |
Лекция 2.7 Правовой статус личности: его понятие и структура. Гражданство как предпосылка полного объема прав, свобод и обязанностей человека. Права и свободы человека и гражданина, их виды. Поколения прав человека. Механизмы защиты прав человека. Международная защита прав человека. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
1. Практическое занятие № 7 по теме «Права и свободы человека и гражданина, их виды. Поколения прав человека» | 2 | ||
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ПРАВА | 76/26 | ||
Тема 3.1. Право в системе социального регулирования. | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 |
Лекция 3.1 Социальные и технические нормы, их понятие, особенности и взаимосвязь. Виды социальных норм: правовые, моральные, корпоративные, обычаи, эстетические нормы и религиозные нормы. Общие признаки социальных норм. Отличие норм права от других социальных норм. Соотношение норм права и моральных норм, корпоративных норм, обычаев. | 2 | ||
Тема 3.2. Понятие и сущность права | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 |
Лекция 3.2.1 Понятие права. Объективное и субъективное право. Основные концепции правопонимания: психологическая, естественно-правовая, социологическая, нормативистская. Признаки права. Сущность и социальное назначение права. Лекция 3.2.2 Функции права: понятие и виды. Специально-юридические (регулятивная и охранительная) и общественные функции права. Понятие принципа права. Общие, межотраслевые и отраслевые принципы права. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 8 по темам «Право в системе социального регулирования» и «Понятие и сущность права» Определение функций права на конкретных примерах правового воздействия на общественные отношения | 2 | ||
Тема 3.3. Источники и формы права | Содержание учебного материала | 10/4 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.2 |
Лекция 3.3.1. Понятие источника и формы права. Виды форм права. Правовой обычай. Судебный прецедент. Правовой акт. Правовой договор. Правовая доктрина. Религиозные тексты. Лекция 3.3.2 Правовой акт как результат правотворчества. Конституция РФ как вид правового акта. Закон и его виды. Подзаконный правовой акт и его виды. | 6 | ||
Лекция 3.3.3. Действие правовых актов во времени. Обратная сила закона. «Переживание» закона. Действие правовых актов в пространстве и по кругу лиц. | |||
В том числе практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие № 9 по теме «Источники и формы права». Работа со справочно-правовыми системами: подбор правовых актов и иных источников права по заданным параметрам | 2 | ||
Практическое занятие № 10 по теме «Источники и формы права». Определение степени юридической силы правовых актов, решение задач на пределы действия правовых актов | 2 | ||
Тема 3.4. Правотворчество | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 ПК 1.2 |
Лекция 3.4.1. Понятие правотворчества. Принципы и виды правотворчества. Лекция 3.4.2. Законодательная инициатива. Стадии законотворческой деятельности. Порядок опубликования правовых актов. Лекция 3.4.3. Юридическая техника и ее значение для правотворчества. | 6 | ||
Тема 3.5. Систематизация законодательства | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 |
Лекция 3.5. Понятие систематизации законодательства. Инкорпорация и ее разновидности. Кодификация законодательства и ее виды: общая, отраслевая, специальная. Консолидация законодательства и ее отличие от других форм систематизации | 2 | ||
Тема 3.6. Норма права | Содержание учебного материала | 8/4 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.2 |
Лекция 3.6.1. Понятие нормы права и ее признаки. Общий характер правовых норм. Формальная определенность норм права, общеобязательность, системность, неоднократность действия. Классификация норм права. | 4 | ||
Лекция 3.6.2. Структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция и их виды. Соотношение нормы права и статьи правового акта. Способы изложения норм права в статье правового акта. | |||
В том числе практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие № 11 по теме «Норма права». Работа с правовыми актами: определение видов правовых норм по каждой изученной классификации. | 2 | ||
Практическое занятие № 12 по теме «Норма права». Работа с правовыми актами: нахождение структурных элементов норм права и определение способов изложения нормы права в статье правового акта. | 2 | ||
Тема 3.7. Система права | Содержание учебного материала | 8/4 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 |
Лекция 3.7.1 Понятие и элементы системы права. Отрасль права: понятие и виды (базовые, специальные и комплексные отрасли права). Подотрасль и институт права. Норма права как базовый элемент системы права. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли. Лекция 3.7.2. Частное и публичное право. Общая характеристика отраслей российского права. Международное право. Система законодательства: понятие и соотношение с системой права | 4 | ||
В том числе практических занятий | 4 | ||
Практическое занятие № 13 по теме «Общая характеристика отраслей российского права» | 2 | ||
Практическое занятие № 14 по теме «Система права». Работа с правовыми актами: нахождение структурных элементов системы законодательства и соотнесение их с элементами системы права | 2 | ||
Тема 3.8. Типы права и основные правовые семьи мира | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 |
Лекция 3.8.1. Понятие типа права. Формационный и цивилизационный подход к типологии права. Характеристика исторических типов права. Понятие правовой системы общества. Правовая система и правовая семья, их соотношение. Лекция 3.8.2. Характеристика основных правовых семей современности: романская, англосаксонская, религиозная, традиционная. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 15 по теме «Типы права и основные правовые семьи мира». Сравнительный анализ правовых семей современности. | 2 | ||
Тема 3.9. Правоотношения | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.2 |
Лекция 3.9.1. Понятие и признаки правоотношений как особой формы общественных отношений. Виды правоотношений. Состав (элементы) правоотношений. Понятие субъектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений. Правовой статус граждан и юридических лиц. Государство как субъект правоотношений. | 4 | ||
Лекция 3.9.2. Понятие и виды объектов правоотношений. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Понятие юридических фактов, их классификация. Действия и события. Фактический состав. Правовые презумпции и правовые фикции | |||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 16 по теме «Правоотношения». Нахождение структурных элементов (субъекты, объекты, содержание) правоотношения, определение вида правоотношения по всем известным классификациям. | 2 | ||
Тема 3.10. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность | Содержание учебного материала | 8/4 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.2 |
Лекция 3.10.1. Понятие и виды правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушения. Виды правонарушений: преступления и проступки. Состав правонарушения. Субъект, объект правонарушения, причинная связь в праве, формы вины. | 4 | ||
Лекция 3.10.2. Понятие юридической ответственности. Отличие юридической ответственности от других мер государственного принуждения. Цели и функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная. Обстоятельства, исключающие применение юридической ответственности. | |||
В том числе практических занятий | 4 | ||
1. Практическое занятие № 17 по теме «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность». Решение задач на определение состава правонарушения. | 2 | ||
2.Практическое занятие № 18 по теме «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность». Решение практических ситуаций на определение вида юридической ответственности и возможности ее применения. | 2 | ||
Тема 3.11. Реализация права | Содержание учебного материала | 6/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05 ПК 1.1 ПК 1.2 |
Лекция 3.11.1. Понятие и формы реализации права. Соблюдение, исполнение, использование права. Применение как особая форма реализации права. Субъекты применения права. Стадии процесса применения норм права. Основные требования, предъявляемые к применению права. Лекция 3.11.2. Акты применения права, их структура, виды и отличие от нормативно-правовых актов. | 4 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 19 по теме «Реализация права». Работа с актами применения права. Определение их видов и структурных элементов. | 2 | ||
Тема 3.12. Толкование права. Пробелы в праве | Содержание учебного материала | 4/2 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1,5 ПК 1.2 |
Лекция 3.12. Понятие и цели толкования права. Виды толкования по субъектам. Официальное и неофициальное толкование. Нормативное и казуальное толкование. Способы толкования правовых норм: грамматический, систематический, исторический и др. Результаты толкования. Буквальное, распространительное и ограничительное толкование. Понятие пробела в праве. Способы восполнения пробелов. Аналогия закона и аналогия права. | 2 | ||
В том числе практических занятий | 2 | ||
Практическое занятие № 20 по теме «Толкование права». Работа с правовыми актами: толкование правовых норм и определение результата толкования | 2 | ||
Тема 3.13. Правосознание и правовая культура | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02 ПК 1.1 |
Лекция 3.13 Понятие, структура и виды правосознания. Правовая идеология и правовая психология. Взаимодействие права и правосознания. Правовая культура и ее элементы. Значение правовой культуры в формировании правового государства, современного юриста. Правовое воспитание и его формы. | 2 | ||
Тема 3.14. Законность, правопорядок и дисциплина | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01, ОК 02, ОК 06 ПК 1.1 |
Лекция 3.14. Понятие законности, ее сущность и основные принципы. Гарантии законности: общие и специальные. Понятие правопорядка. Соотношение правопорядка и общественного порядка. Понятие дисциплины и ее виды. Основные средства обеспечения дисциплины. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | ||
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | - | ||
Всего: | 136 |
Заочная форма обучения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ВОЗНИКНОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА | 3/0 | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ПК 1.1 | |
РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА | 7/2 | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ПК 1.1 | |
РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ПРАВА | 8/6 | ОК 01, ОК 02, ОК 05, ПК 1.1 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 112 | ||
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) | - | ||
Всего: | 136 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Теории государства и права», пом. № 209 - проведение уроков, лекций, практических занятий:
Демонстрационное оборудование: мобильное мультимедийное оборудование (ноутбук ACER, мультимедиапроектор, проекционный экран), учебно-наглядные пособия (в электронном виде). Перечень лицензионного программного обеспечения: Windows 7 (лицензия 46702513 выдана 26.03.2010 г.); Open Office (лицензия LGPI), STDU Viewer (лицензия GPL), Adobe Reader (EULA), 7-Zip (лицензия GPL), MyTestX (лицензия Freeware). Специализированная (учебная) мебель, доска. Комплект демонстрационных плакатов и стендов.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен другими изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Гавриков В. П. Теория государства и права : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. П. Гавриков. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 461 с. — (Профессиональное образование) — ISBN 978-5-534-16820-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531775.
2. Ромашов, Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Р. А. Ромашов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16838-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531869.
3. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права : учебник для среднего профессионального образования / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 585 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17485-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/533183.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Власова, Т. В. Теория государства и права : учебник / Т. В. Власова, В. М. Дуэль. — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2019. — 352 c. — ISBN 978-5-93916-626-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/74185.
2. Осипов, М. Ю. Теория государства и права : учебник для СПО / М. Ю. Осипов. — Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 318 c. — ISBN 978-5-4488-1126-5, 978-5-4497-1007-9. — Текст : электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/105666.
3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебное пособие для колледжей / А. Б. Венгеров. — 3-е изд. — Москва : Дашков и К, 2019. — 238 c. — ISBN 978-5-394-03363-6. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/85460.
3. Малько, А. А. Теория государства и права: учебник для среднего профессионального образования / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2022. — 432 с. — (Ab ovo). - ISBN 978-5-91768-425-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1855780.
4. Смоленский, М. Б. Теория государства и Смоленский, М. Б. Теория государства и права: учебник / М.Б. Смоленский. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 272 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-014006-3. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1864209.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Бялт, В. С. Теория государства и права в схемах : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Бялт. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 447 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07844-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516174
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины | ||
актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить, основные источники информации и ресурсы для решения задач в профессиональном и/или социальном контексте, номенклатуру информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности, правила оформления документов и построения устных сообщений, значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия их нарушения. | - демонстрация навыков работы с нормативными правовыми актами, в т.ч. с использованием информационно-компьютерных технологий. - решение практических ситуаций с нормативным правовым обоснованием; - обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиа ресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по специальности для решения профессиональных задач;
-соблюдение норм профессиональной этики; – построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации; - грамотность устной и письменной речи; - ясность формулирования и изложения мыслей; - проявление толерантности в процессе общения; - соблюдение норм поведения во время учебных занятий; - соблюдение стандартов антикоррупционного поведения. | - оценка по итогам устного опроса студентов, - оценка по итогам выполнения индивидуальных письменных заданий, - наблюдение по итогам тестирования и выполнения контрольной работы, практических заданий; - оценка в процессе проведения экзамена |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины | ||
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; -характеризовать, интерпретировать, анализировать, сопоставлять и исследовать особенности правового статуса субъектов правоотношений; - оперировать юридическими понятиями и категориями; - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правоотношения; - разграничивать правовые нормы и правоотношения в зависимости от отраслей права; -распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежной сферах, определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; -структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности; - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; - описывать значимость своей специальности; - применять стандарты антикоррупционного поведения. | - демонстрация навыков работы с нормативными правовыми актами, в т.ч. с использованием информационно-компьютерных технологий. - решение практических ситуаций с нормативным правовым обоснованием; - обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач; - использование различных источников, включая электронные ресурсы, медиа ресурсы, Интернет-ресурсы, периодические издания по специальности для решения профессиональных задач;
-соблюдение норм профессиональной этики; – построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения, особенностей группы и индивидуальных особенностей участников коммуникации; - грамотность устной и письменной речи; - ясность формулирования и изложения мыслей; - проявление толерантности в процессе общения; - соблюдение норм поведения во время учебных занятий; - соблюдение стандартов антикоррупционного поведения. | - оценка по итогам устного опроса студентов, - оценка по итогам выполнения индивидуальных письменных заданий, - наблюдение по итогам тестирования и выполнения контрольной работы, практических заданий; - оценка в процессе проведения дифференцированного зачета |
Разработчик:
Филиал ПсковГУ в г. Великие Луки, преподаватель Лягина Е.В.
Эксперты:
Филиал ПсковГУ г. Великие Луки, методист Сафонова Л.Ю.
Филиал ПсковГУ г. Великие Луки,
председатель цикловой комиссии Иванова С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. Теория государства и права
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10242653","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"113","width":"84"}}]]для специальности СПО:40.02.02 Правоохранительная деятель...
Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки
Рабочая программа учебной дисциплины оп.11. теория алгоритмов специальность 090905 организация и технология защиты информации по программе базовой подготовки...
ТЕСТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Теория государства и права для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения базовая подготовка
ТЕСТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Теория государства и права...
Рабочая программа по дисциплине ОП.01 Теория государства и права ПД (набор 2022 года)
Рабочая программа по дисциплине ОП.01 Теория государства и права для специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность (набор 2022 года)...
Рабочая программа по дисциплине ОП.01 Теория государства и права ПСО (набор 2022 года)
Рабочая программа по дисциплине ОП.01 Теория государства и права для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (набор 2022 года)...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01 Теория государства и права
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 01 Теория государства и права разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по...