Рабочая программа (родная литература)
рабочая программа
Рабочая программа (родная литература)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_rodnaya_liter_russkayadoc.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6 г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 от 30.08.2022 | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР | УТВЕРЖДЕНО приказом директора от 31.08.2022 №262/01-10 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
Предметная область: «Русский язык и литература»
Учебный предмет: «Родная литература (русская)»
Класс: 9
Учителя:
Кузнецова О.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы под ред.В.Я. Коровиной, М., «Просвещение» (3 - е издание. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации -Москва: «Просвещение», 2016 г.); Приказа МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России от 28.12.2018 г. № 345 «О Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», учебного плана.
Цели и задачи обучения предмету «Родная литература (русская)»
Цель: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Белгородской области;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.
Общая характеристика учебного предмета «Родная литература (русская)»
Изучение предмета «Русская родная литература» опирается на историко-литературный принцип. Активизируется связь курса литературы с курсами отечественной истории, МХК, идет углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активно привлекается критическая, справочная литература.
Русская родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирование их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Освоение учебного предмета возможно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Место предмета в учебном плане
Настоящая программа рассчитана на 0,5 часа в неделю (17 часов в год)
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1 | Из древнерусской литературы | 2 |
2 | Из литературы 19 века. | 5 |
3 | Из литературы 20 века. | 10 |
Итого | 17 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
-формирование общей культуры и мировоззрения;
-осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
-формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
-формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты:
-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать
материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
-осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития;
-формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
-понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
Ученик научится:
-понимать ключевые проблемы произведений,
-понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные непреходящие нравственные ценности и их современное звучание,
-анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.
Ученик получит возможность научиться:
-видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на свой литературный опыт;
-обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
-видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
-сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие авторской позиции;
-выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
-осмысливать роль художественной детали, ее роль с другими деталями и текстом в целом;
-находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
-сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
-редактировать сочинение.
Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
Из древнерусской литературы (2 ч)
Жанрово-тематическое своеобразие произведений древнерусской литературы. Реальное и «чудесное» в «Повести о Меркурии Смоленском».
Смоляне в «Слове о полку Игореве» - сравнительный анализ в переводов Н.И. Рыленкова и Ф.Глинки.
Из литературы 19 века. (5 ч.)
Времена года в стихотворениях русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, Е.Баратынский)
Глубокий интерес к человеку в рассказе Тургенева «Певцы»
Великая сила искусства (по сказке Вересаев «Состязание»)
Основные темы рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце»
Пародия как жанр литературы. Чехов «Страшная ночь»
Из литературы 20 века. (10 ч.)
Поэтический мир Серебряного века.
Наше тайное «Я» (изображение человека в рассказе А.Грина «14 футов»)
Нравственные уроки рассказа А.Грина «Зеленая лампа»
Врач и пациенты в «Записках юного врача» Булгакова
Судьба человека в гражданской войне ( рассказ М. А. Шолохова «Родинка»).
В.Высоцкий. "А он не вернулся из боя", "Братские могилы" - изображение трагедии людей в военные годы.
Роль детали в рассказе. Паустовский «Старик в станционном буфете»
Гармония человека и природы (по повести К. Паустовского «Мещерская сторона»)
Смоленская поэтическая школа: М.Исаковский, А.Твардовский, Н. Рыленков
Перечень учебно-методического обеспечения
Интернет-ресурсы, рекомендуемые для использования в работе
http://obrnadzor.gov.ru/ – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ);
http://ege.edu.ru/ – официальный информационный портал ЕГЭ;
http://gia.edu.ru/ – официальный информационный портал ОГЭ;
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; http://eng.1september.ru/ – издательский дом «Первое сентября», издания «Русский язык», «Литература»;
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»; http://pedsovet.org/forum/forum21.html – портал «Всероссийский педсовет»
Интернет-ресурсы по литературе:
http://www.philologia.ru/ – учебный филологический ресурс, обучающий читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач;
http://www.filobraz.ru – «Школа юного филолога»;
http://lit.1september.ru/index.htm – электронная версия газеты «Литература»; http://www.prosv.ru/– издательство «Просвещение»;
https://drofa-ventana.ru/ – корпорация «Российский учебник».
Методическая литература для учителя
1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] /А. Г. Асмолов — М.: Просвещение, 2020. — 25–142 с.: ил. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978–5-09–020588–7. / 2.Семененко, Н. М. Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения [Текст] / Н. М. Семененко // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 840-843.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела программы, темы урока | Кол-во часов | Программное содержание | Дата | |
по плану (неделя) | факт | ||||
Из древнерусской литературы | 2 | ||||
1 | Жанрово-тематическое своеобразие произведений древнерусской литературы. Реальное и «чудесное» в «Повести о Меркурии Смоленском». | 1 | Жанрово-тематическое своеобразие произведений древнерусской литературы. Реальное и «чудесное» в «Повести о Меркурии Смоленском». | 18 | |
2 | Смоляне в «Слове о полку Игореве» - сравнительный анализ в переводов Н. Рыленкова и Ф.Глинки. | 1 | Смоляне в «Слове о полку Игореве» - сравнительный анализ в переводов Н. Рыленкова и Ф.Глинки. | 19 | |
Из литературы 19 века | 5 | ||||
3 | Времена года в стихотворениях русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, Е.Баратынский) . | 1 | Времена года в стихотворениях русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, Ф. И.Тютчев, Е.Баратынский). | 20 | |
4 | Глубокий интерес к человеку в рассказе Тургенева «Певцы». | 1 | Глубокий интерес к человеку в рассказе Тургенева «Певцы». | 21 | |
5 | Великая сила искусства (по сказке Вересаева «Состязание»). | 1 | Великая сила искусства (по сказке Вересаева «Состязание»). | 22 | |
6 | Основные темы рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце». | 1 | Основные темы рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце». | 23 | |
7 | Пародия как жанр литературы. Чехов «Страшная ночь». | 1 | Пародия как жанр литературы. Чехов «Страшная ночь». | 24 | |
Из литературы 20 века | 10 | ||||
8 | Поэтический мир Серебряного века. | 1 | Поэтический мир Серебряного века. | 25 | |
9 | Наше тайное «Я» (изображение человека в рассказе А.Грина «14 футов»). | 1 | Наше тайное «Я» (изображение человека в рассказе А.Грина «14 футов»). | 26 | |
10 | Нравственные уроки рассказа А.Грина «Зеленая лампа». | 1 | Нравственные уроки рассказа А.Грина «Зеленая лампа». | 27 | |
11 | Врач и пациенты в «Записках юного врача» М. Булгакова. | 1 | Врач и пациенты в «Записках юного врача» М. Булгакова. | 28 | |
12 | Судьба человека в гражданской войне ( рассказ М. А. Шолохова «Родинка»). | 1 | Судьба человека в гражданской войне ( рассказ М. А. Шолохова «Родинка»). | 39 | |
13 | В.Высоцкий. "А он не вернулся из боя", "Братские могилы" - изображение трагедии людей в военные годы. | 1 | В.Высоцкий. "А он не вернулся из боя", "Братские могилы" - изображение трагедии людей в военные годы. | 30 | |
14 | Роль детали в рассказе. К. Паустовский «Старик в станционном буфете». | 1 | Роль детали в рассказе. К. Паустовский «Старик в станционном буфете». | 31 | |
15 | Гармония человека и природы (по повести К. Паустовского «Мещерская сторона»). | 1 | Гармония человека и природы (по повести К. Паустовского «Мещерская сторона»). | 32 | |
16 | Смоленская поэтическая школа: М.Исаковский, А.Твардовский, Н. Рыленков. | 1 | Смоленская поэтическая школа: М.Исаковский, А.Твардовский, Н. Рыленков. | 33 | |
17 | Промежуточная аттестация (контрольная работа). | 1 | Промежуточная аттестация (контрольная работа). | 34 |
Приложение 2
Лист внесения изменений
Дата внесения изменений | Раздел, тема | Содержание изменений | Подпись | Согласовано с зам. директора |
Приложение 3.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
промежуточной аттестационной работы по родной литературе (русской) в 9-х классах
1.Назначение промежуточной аттестационной работы
Цель работы: выявить сформированность базовых умений по родной литературе (русской).
Форма контроля – контрольная работа.
2.Документы, определяющие содержание и параметры работы
Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
– Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897";
– Примерные программы основного общего образования.
- Рабочие программы. Литература 5 – 11 классы под редакцией В.Я. Коровиной (3-е издание. Допущено Министерством образования и науки РФ) М., «Просвещение» ,2016г. (- - Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. В.я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2016 г.
3.Структура работы:
Контрольная работа представляет собой творческую работу (отзыв о книге) Объем – не менее 90 слов.
4.Время проведения работы 45 минут.
5.Оценивание работы.
Критерии оценивания ответа части 3. | Баллы |
1.Содержание ответа (сочинения) Работа соответствует теме и заданию. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием задания. Допущено 2 фактических ошибки, связанных с пониманием задания. Допущено 3 фактических ошибки, связанных с пониманием задания Допущено более 3-х фактических ошибок. | 4 3 2 1 0 |
2.Речевое оформление ответа (сочинения) Соблюдены смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Допущены 1-2 логических ошибки. Допущено 3-4 логических ошибки. Допущено более 4-х логических ошибок. Точность и выразительность речи. Прослеживается однообразие грамматического строя речи. Работа отличается бедностью словаря, однообразием грамматического строя речи. | 3 2 1 0 2 1 0 |
3.Грамотность Соблюдены орфографические нормы (или 1 негрубая ошибка). Допущены 1-2 ошибки. Допущено 3-4 ошибки. Допущено более 4-х ошибок. Соблюдены пунктуационные нормы (или 1 негрубая ошибка). Допущены 1-2 ошибки. Допущены 3-4 ошибки. Допущено более 4 ошибок. Соблюдены языковые нормы (грамматических ошибок нет) Допущены 1-2 ошибки. Допущено более 2 ошибок. Соблюдены речевые нормы (речевых ошибок нет/1-2 ошибки). Допущены 3-4 ошибки. Допущено более 4 ошибок. | 3 2 1 0 3 2 1 0 2 1 0 2 1 0 |
Максимальное количество баллов за письменную работу | 19 |
Общее количество баллов – 19.
Оценка | Кол-во баллов | % выполнения работы |
5 | 17-19 | 90-100% |
4 | 13-16 | 70-89% |
3 | 9-12 | 45-69% |
2 | 0-8 | 0-44% |
Справочный материал
Отзыв о книге – это передача впечатлений о ней, выражения своего отношения к прочитанному (к содержанию, героями их поступкам, событиям, языку и стилю автора).
Отзыв может включать элементы анализа литературного произведения (то есть элементы рецензии), тогда стиль речи будет близок к научному. Если цель отзыва – привлечь внимание к книге, вызвать дискуссию, уместен будет публицистический стиль. Если автор отзыва делится впечатлениями о прочитанном в непринужденной форме, используется разговорный стиль.
Текст отзыва может соединить в себе разные типы речи (повествование, рассуждение, описание) в зависимости от поставленной автором цели.
Примерный план отзыва о прочитанной книге
- Автор, название книги, история создания (если известны какие-то факты)
- О чем книга (ее тема, основная мысль)
- Где и когда происходит действие (возможен краткий пересказ сюжета)
- Наиболее яркие, интересные эпизоды.
- Герои книги, кого из них хотелось бы выделить и почему.
- Язык и стиль автора.
- Что дала вам эта книга ( о чем заставила задуматься, в чем разобраться, на какие вопросы помогла ответить).
- Оформление книги.
- Кому бы вы посоветовали прочитать эту книгу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературе и русскому языку в СПО и НПО.
Рабочие программы по русскому языку и литературе составлены в соответствии с Учебным планом, стандартами по предметам и программе Лебедева....
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 1)...
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования
Рабочая программа по литературе для учреждений среднего профессионального образования (часть 2)...
Рабочая программа по литературе для СПО
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального ...
Рабочая программа по литературе для СПО
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионал...
Рабочая программа по литературе (10 класс)
Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...
Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"
Рабочая программа по литературе для обучающихся "Мастер по цифровой обработке информации"...