В.Ю.Драгунский "Тайное становится явным".
план-конспект урока
Краткая аннотация к рассказу
В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Мальчик Дениска услышал, как мама кому-то сказала: "Тайное становится явным". Его очень заинтересовала эта фраза.
Дениска ужасно не любил манную кашу. Но мама пообещала ему взять его с собой в Кремль, если он съест всю до капельки кашу. Мальчик и посолил, и подсластил кашу, но она так и не стала вкуснее. Тогда он вылил всю баночку хрена в неё. От такой каши у него глаза на лоб полезли. Тогда мальчик вывернул кашу за окно. Вошла мама и очень обрадовалась, увидев пустую тарелку. Но тут приходит милиционер и вводит пострадавшего мужчину, у которого вся шляпа и плечи были в каше. Вот так Дениска понял, как все тайное становится явным и что обманывать нельзя!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.ur_._na_seminar.doc | 63 КБ |
dragunskiy.ppt | 1.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».
Цели:
1. Образовательная: ознакомить детей с рассказом «Тайное становится явным».
2. Развивающая: развивать навыки беглого выразительного чтения, развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст.
3. Воспитывающая: воспитывать честность, правдивость.
Оборудование для учащихся: учебник «Родная речь» (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий.), 2 класс
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, презентации, мультфильм, карточки с заданиями, выставка книг В.Драгунского, портрет писателя.
Ход урока:
1. Организационный момент (мотивация)
Ты улыбкой как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Сегодня на уроке у нас гости, а гости это всегда радость, хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, партнёров по плечу, партнёров по лицу, мысленно пожелаем себе удачи и тихонечко сядем за парты.
2. Разминка.
- Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Мигеля де Сервантеса. Прочитайте их.
«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». ( Запись на доске.)
- Прочитайте про себя;
- Прочитайте медленно вслух;
- Прочитайте с утвердительной интонацией;
- Прочитайте с вопросительной интонацией;
- Прочитайте с восклицательной интонацией.
- Как вы понимаете смысл данного высказывания? (О правде всегда узнают)
- Правда иной раз гнётся, но никогда не ломается и всплывает поверх лжи, как масло - поверх воды. Так ли это? Нам сегодня на уроке и предстоит разобраться.
3. Постановка темы и цели урока.
- И снова посмотрите очень внимательно на слайд и попробуйте найти неповторяющиеся буквы и сложить из них фамилию.
- Какая фамилия у вас получилась? (Слайд 1)
- Совершенно верно, сегодня мы поговорим именно о Викторе Драгунском. (Слайд 2)
- Скажите что пишет Виктор Драгунский ? В каком литературном жанре? (Дети встают, выходят из-за парт и подходят к выбранной табличке с названием литературного жанра.)
- Верно Драгунский пишет рассказы.
- Какие рассказы Виктора Драгунского вы читали?
- А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные?
- Давайте рассмотрим иллюстрации к рассказу Виктора Драгунского и определим из какого произведения эта иллюстрация. ( Слайд 3.)
“Друг детства”, “Что я люблю”, “Он живой и светится”, “Англичанин Павля”, “Девочка на шаре”, “Что любит Мишка”.
- Также, предлагаю вашему вниманию выставку книг В.Драгунского. Надеюсь на переменах вы с удовольствием познакомитесь с этими рассказами. (Знакомство с выставкой книг.)
4. Слово о писателе.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с фактами из жизни Виктора Драгунского и сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм. Прошу вашего внимания. (слайд 4)
Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Во время войны отец Виктора умер от тифа. В 1925 году семья переехала в Москву.
Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание.
В 16 лет он уже работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада.
Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.
Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки.
В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером.
Виктор Драгунский признавался, что, глядя, как зрители, особенно дети, получают удовольствие от клоунов, ему больше всего хотелось быть КЛОУНОМ.
Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят...
Самое главное придумывать веселый и умный текст для клоунов. Вот этим-то и занимался Виктор Драгунский. Он писал репризы (так называется текст для клоунов), эстрадные сценки, песни.
В 1930 году Драгунский стал посещать “Литературно-театральные мастерские”. В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя). Впоследствии руководил ансамблем литературно-театральной пародии “Синяя птичка” (1948—1958).
По субботам в квартире В.Драгунского собирались друзья - артисты, художники, поэты, писатели. Читали стихи, спорили о новых книгах, пели... Здесь было шумно, людно, интересно и весело.
С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием “Денискины рассказы”.
Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. Всем очень нравились эти безудержно веселые книги. Когда читаешь их, чувствуешь себя как в цирке.
Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми.
Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев. ()
- Итак , расскажите ребята каким был человеком Виктор Драгунский. (Он был весёлым человеком и очень любил детей)
- Верно ребята, поэтому множество своих рассказов он посвятил детям.
#1056;абота с текстом до чтения. Целеполагание.
- И сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов, который называется «Тайное становится явным». (Сдайд 5.)
-Что бы вы хотели узнать на уроке?
«Хотим узнать» (Слайд 6.)
- О чём может идти речь в этом произведении?
- Что значит «тайное становится явным»?
- Чему учит произведение?
- В конце урока проверим наши предположения.
Проблемная ситуация. Работа над заголовком: (по щелчку раскрываются понятия)
- Что такое тайна? (дети высказывают мнения) (Слайд 7. )
- А какое определение этому слову даётся в словаре Ожёгова? Нам расскажет Далер..
1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;
2. Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
3. Скрытая причина чего-нибудь;
- Назовите синоним к слову тайна (секрет).
- Что значит «тайное»? Подбери синонимы.
Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.
- Как Вы понимаете слово явным? Подберите синонимы.(Известный, всем доступный, очевидный)
- Откройте учебник литературного чтения, страница161.
- О чем может идти речь в этом произведении, судя по названию? (ответы детей)
- Так ли это, мы сможем узнать, познакомившись с текстом.
Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе.
6. Словарная работа.
- Прочитайте первое выражение: ( “Грановитая палата”)
- Кто знает, что такое Грановитая палата? (слад 8)
Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы
- Как вы думаете, какого человека называют интеллигентным ? (Слайд 9)
Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
- Следующее слово клевета – что оно обозначает? (Слайд 10)
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
- Какие слова мы называем синонимами? (Близкие по значению слова.)
- Подберите синонимы к этому слову. (Ложь, враньё, выдумка, наговор.)
- И последнее слово Язвительный – что это значит? (Слай 11) (Злобно-насмешливый, стремящийся досадить другим.)
Подберём синонимы. (Злой, обидный, ядовитый, резкий, колкий.)
7. Физминутка.
8. Работа с текстом.
1). Первичное восприятие текста- просмотр видеоматериала. (Дети смотрят мультфильм «Тайное становится явным».) ()
- А сейчас, я предлагаю посмотреть мультфильм «Тайное становится явным» по мотивам рассказа Драгунского.
-Понравился вам фильм?
- Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»? С чего вы это взяли?
2). Составление цитатного плана рассказа. Работа в парах.
- Давайте в парах составим цитатный план этого рассказа. У вас на столах лежат листочки с цитатами из текста под №1. Расставьте их по порядку происходящих в тексте действий.
- “Видеть не могу манную кашу!”(1)
- “Вы выливаете разную гадость за окно!” (4)
- “Ты должен съесть все до конца!” (2)
- “Ты это запомнил на всю жизнь?” (5)
- “А я остался с кашей наедине” (3)
- Давайте проверим. (Слайд 12.)
- Чья пара справилась с заданием без ошибок? Молодцы!
3). Повторное чтение рассказа вслух по частям. Беседа после чтения каждой части.
- Теперь прочитаем рассказ еще раз и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».
После 1 части: (чтение до слов «Ложись – ка ты спать!»)
- Что однажды услышал Денис от мамы?
- Как мама объяснила слова «тайное становится явным»? Прочитайте.
После 2 части:(чтение до слов «..я ей давлюсь!..»)
- Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской?
- Объясните позицию мамы. (Надо утром кушать каши- это полезно.)
- Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?
Объясните позицию Дениски ( не любит, невкусно)
- Как вообще можно разрешить конфликт ( уступить, договориться)
- Как решили конфликт мама и Дениска мы узнаем, если прочитаем дальше.
После 3 части: («И мама ушла на кухню»)
- Как решили конфликт мама и Дениска? (договорились)
- Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).
- Для Дениски это было важно?
-Как должен был поступить Денис? ( Съесть кашу.)
Чтение 4 части: (читает подготовленный ученик до слов «Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!»)
- Так как поступил Дениска? (Выплеснул кашу в окно.)
- Как же получилось, что он выбросил кашу в окно? Задумал ли он это с самого начала? Что об этом в тексте говорится? Прочитайте. (с.164,вверху.)
- Как вы думаете, Дениска баловался или действительно пытался выполнить мамино условие?
- Что знаете ВЫ и чего не знал Дениска?( Мнения детей.)
Работа в группах.
- Ребята, сейчас вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? Я даю вам время, чтобы вы подготовились. (1 минута.)
(Пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена)
-Ответит участник, который живёт ближе к школе, у кого длиннее волосы и т.д.
- Почему Дениска чуть не потерял сознание? Что с ним произошло и из-за чего?
- Дениска хорошо подумал прежде, чем выплеснуть кашу на улицу? Почему? (Он не думал, ему было плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки).
- Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).
- Почему мама решила, что Дениска съел кашу?
- Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?
- Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).
- Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь отворилась….»)
Чтение 5 части (чтение рассказа до конца)
- Дверь отворилась и какие новые герои появились? (милиционер и пострадавший).
- Объясните значение слов "милиционер и пострадавший". (Следящий за порядком; тот кому нанесли вред, оскорбили.)
-Рассмотрите иллюстрацию на с.166.
-Какой момент изобразил художник? Кто расскажет?
- Когда Дениска понял, что в Кремль он не пойдет?
- Почему мальчику было страшно взглянуть на маму?
- Как вы думаете, почему мама «долго-долго смотрела на сына»? (хотела понять, что чувствует Денис)
- Почему мама не наказала сына? ( поняла, что он раскаивается)
- Каким человеком вырастет Денис? ( честным, совестливым)
9. Тест.
- А сейчас, я дам вам время на выполнение тестовых заданий к рассказу. Проверим как вы усвоили материал. Участник №1 каждого стола раздаст карточки под №2.
1. В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего действующих лиц?
А) 3;
Б) 4;
В) 5.
2. Что сначала съел Дениска?
А) яйцо;
Б) творог;
В) булочку.
3. Какая была каша?
А) пшённая;
Б) рисовая;
В) манная.
4. Куда обещала мама пойти с сыном?
А) в зоопарк;
Б) в цирк;
В) в Кремль.
5. Что Денис добавил в кашу сначала?
А) соль;
Б) перец;
В) сахар.
6. У мальчика «глаза на лоб полезли и остановилось дыхание» потому, что добавил много чего?
А) масла;
Б) хрена;
В) горького перца.
7. Когда Дениска понял, что в Кремль он не пойдёт?
А) когда вошёл милиционер;
Б) когда взглянул на дяденьку;
В) когда милиционер поглядел из окна вниз.
8. Куда шёл пострадавший?
А) фотографироваться;
Б) на работу;
В) гулял.
(Слайд 13.) Проверка по «ключу».
- Кто выполнил тест без ошибки? Поднимите руки. Кто допустил одну ошибку? Две? Молодцы!
10. Работа с пословицей.
-Теперь я предлагаю вам ещё одну работу. Можно ли назвать рассказ по-другому? Поработайте в парах и подумайте, какая пословица ещё могла бы быть заголовком к рассказу? Возьмите карточки под №3. (30 секунд.)
- Никто так детям не верит как мать родная
- Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
- Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.
Проверка.
- Ребята, обратите внимание, этой пословицей мы снова вернулись к эпиграфу урока: «Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой.»
- Вы согласны с этим?
-Чему учит нас это произведение? (Нужно всегда говорить правду. Не совершать таких поступков, за которые было бы очень стыдно. Ну, а если поступил нечестно, нужно признаться, потому что когда то об этом узнают.)
- Иногда в жизни бывают ситуации, когда мы поступаем плохо, обманываем. Но главное, чтобы было раскаяние, тогда урок запомниться на всю жизнь.
11. Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку, подготовить пересказ от лица Дениски.
12. Итог урока. (рефлексия)
- Закончите одно из предложений. (Слайд 14)
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
- Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал:
«Юному человеку нужны витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский.»
- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.
- Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д Б Р А В Г Е У Н С К Ж Е И В Й Ж З Б З Драгунский Найти неповторяющиеся буквы, сложить из них фамилию
Драгунский Виктор Юзефович 17 ноября 1913г. - 6 мая 1972г.
Узнай произведение
«Тайное становится явным». -Что бы вы хотели узнать на уроке? «Хотим узнать »
Что такое тайна? 1. Нечто скрываемое от других, известное не всем 2. Нечто неразгаданное, ещё не познанное; 3. Скрытая причина чего-нибудь;
Словарная работа Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.
“ Интеллигентный человек – образованный, культурный, вежливый, воспитанный, опрятно одетый Интеллигентный человек
порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Клевета́ Синонимы ложь, враньё, выдумка, наговор
злобно-насмешливый, стремящийся досадить Язвительный злой, обидный, резкий, ядовитый, колкий. Синонимы
«Тайное становится явным».)
Расставьте их по порядку происходящих в тексте действий . “ Видеть не могу манную кашу!” “ Вы выливаете разную гадость за окно!” “ Ты должен съесть все до конца!” “ Ты это запомнил на всю жизнь?” “ А я остался с кашей наедине”
“ Видеть не могу манную кашу!” “ Ты должен съесть все до конца!” “ А я остался с кашей наедине” “ Вы выливаете разную гадость за окно!” “ Ты это запомнил на всю жизнь?”
Тест. 1. В рассказе «Тайное становится явным» сколько всего действующих лиц? А) 3; Б) 4; В) 5. 2. Что сначала съел Дениска? А) яйцо; Б) творог; В) булочку. 3. Какая была каша? А) пшённая; Б) рисовая; В) манная. 4. Куда обещала мама пойти с сыном? А) в зоопарк; Б) в цирк; В) в Кремль. 5. Что Денис добавил в кашу сначала? А) соль; Б) перец; В) сахар . 6. У мальчика «глаза на лоб полезли и остановилось дыхание» потому, что добавил много чего? А) масла; Б) хрена; В) горького перца. 7. Когда Дениска понял, что в Кремль он не пойдёт? А) когда вошёл милиционер; Б) когда взглянул на дяденьку; В) когда милиционер поглядел из окна вниз. 8. Куда шёл пострадавший? А) фотографироваться; Б) на работу; В) гулял.
Ответы 1 2 3 4 5 6 7 8 Б А В В А Б Б А
Закончите одно из предложений. На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел…
Домашнее задание: Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку, подготовить пересказ от лица Дениски.
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Стань успешным"
Презентацию можно использовать на групповых и индивидуальных занятия по повывшению самооценки учащихся...
Стихотворение студентки Чеботаревой Анастасии "Профессия, которой я учусь!"для Московского городского конкурса "Стань поэтом"
Авторское стихотворение студентки ГБОУ СПО "МГКМОМ" Чеботаревой Анастасии, написанное для Московского городского конкурса "Стань поэтом". Студентка посвятила эти строки своей будущ...
Российский парадокс: дороги становятся лучше, а аварийность …растет
Вопросы безопасности дорожного движения стоят сейчас как никогда остро. И это несмотря на значительные усилия дорожников по качественному улучшению автомобильных дорог общего пользования....
Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» проект «БУДЕМ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ – СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ!» (Подготовили: Морозов Вадим-ученик 5«А» класса, Савочкина Дина Владимировна-воспитатель)
Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» проект «БУДЕМ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ – СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ!» (Подготовили: Морозов Вадим-учени...
Қазақстанның тамақ өнеркәсібі
Сабақ соңында оқушы тамақ өнеркәсібінің салаларын ажырата алады. Қазақтың ұлттық тағамдарыЖайлы білімдерін жаңа ұғымдармен толықтырады.Топтық жұмыс жасау дағдылары қалыптасады....
Открытый классный час, посвященный Дню Защитника Отечества «Героями не рождаются, героями становятся»
Сценарий, посвященный Дню Защитника Отечества....
Эссе по теме "ВОЙНА ОЖИВАЕТ В НАШЕЙ ПАМЯТИ ТАК ЯВНО, ЧТО НЕ СДЕРЖАТЬ СЛЕЗ…"
Эссе-размышление о судьбе солдата, погибшего во время Великой Отечественной войны и документы которого были потеряны во время ссылки калмыков. Семья погибшего в течение десятков лет занималась поиском...