Конспект лекций по теме Система информации и информационное обеспечение управления в правоохранительных органах
план-конспект занятия

Светлана Суркова

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по _МДК Основы управления в правоохранительных органах___

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. ______ курс 2,

специальность Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану 10) __ _______202_г.

преподаватель Суркова С.Н.

Тема Система информации и информационное обеспечение управления в правоохранительных органах

Понятие, виды информации, используемой в управленческой деятельности правоохранительных органов

Цель занятия: овладение и закрепление теоретических знаний обучающихся по определению понятия информации, видам и функциям информации в правоохранительных органах

Задачи занятия:

Обучающая: формировать у обучающихся знания в области понятия информации, основных ее видов и функций в правоохранительных органах, а также использование норм ведомственных актов РФ, предусматривающих регулирование сбора, анализа и использования различных видов информации в правоохранительных органах с целью применения их в правоохранительной деятельности.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся ответственность, нравственные основы профессиональной деятельности; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы для применения норм ведомственных актов РФ. Совершенствование ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы. ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность. ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности. ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий. ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими. ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности. ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета. ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону. ОК 14. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности; совершенствование ПК Осуществлять организационно-управленческие функции в рамках малых групп, как в условиях повседневной служебной деятельности, так и в нестандартных условиях, экстремальных ситуациях. ПК Осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, развивать умение анализировать. Вырабатывать навыки работы с информацией, совершенствование умений применять на практике ведомственные нормативные акты при разрешении практических ситуаций; делать обоснованные выводы о совершенствовании конкретных направлений правоохранительной деятельности по результатам контроля и учета деятельности исполнителей; анализировать и решать юридические проблемы в сфере управления правоохранительной деятельности; логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по методам проведения проблемного и сравнительного анализа в границах функционирования основных подразделений ОВД; знать: понятие и основные виды, функции информации в правоохранительных органах.

Междисциплинарные связи: ПМ.01 Оперативно-служебная деятельность

Внутридисциплинарные связи: Раздел 1 Тема Организация системы управления в правоохранительных органах.

Источники (НПА, основная/дополнительная литература, интернет-ресурсы):

1. А.Г. Маркушин, В.В. Казаков Основы управления в ОВД Москва, Юрайт, 2020

2. В.Я. Кикоть, С.С. Маилян, Д.И. Грядовой. Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020.

3. А.П. Камышников, В.И. Махинин. Основы управления в правоохранительных органах. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2020.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

  1. Перечислите формы распределения функций в правоохранительных органах
  1. Охарактеризуйте зональную форму распределения функциональных обязанностей между сотрудниками ОВД
  1. Охарактеризуйте линейную форму распределения функциональных обязанностей между сотрудниками ОВД
  1. Охарактеризуйте смешанную форму распределения функциональных обязанностей между сотрудниками ОВД

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Понятие, виды информации, используемой в управленческой деятельности правоохранительных органов

Вопрос 1. Понятие информации

Общеизвестно, что эффективность управления любой социальной системой, включая правоохранительную, в основе своей предопределяется познанием объективных закономерностей в этой сфере и их правильным использованием в принятии решений для достижения целей. Результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки.

Информация (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение) — понятие многозначное, имеющее различные толкования: философское, социальное, математическое и т.д. Оно исследовалось многими отечественными и зарубежными учеными.

Большинство определений освещает те или иные грани, характеризуют различные свойства этого многозначного понятия.

Приведем суть некоторых из них. Информация — коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность. Информация — передача разнообразия. Информация — вероятность выбора и т.д. Есть и законодательный подход к определению информации. Информация — это сведения (сообщения, данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления[1].

В теории управления современное понимание информации интерпретируется как совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей среде, которая уменьшает степень неопределенности наших знаний о конкретном объекте. Это обмен данными между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. Информация уменьшает степень неопределенности знаний о ходе процесса управления.

Можно назвать две ведущие концепции понятия информации: «атрибутивидную», в которой информация рассматривается неотрывно от физического носителя, дискретна и непрерывна, и «функциональную», где информация представляется как отражательные процессы в результате взаимодействия объектов, т.е. информация рассматривается как действующая часть отражения. Второй подход к пониманию информации наиболее важен для деятельности ОВД как самоуправляемой системы. Например, для принятия оптимального решения сотрудниками полиции существенное значение имеет информация о следах отражения механизма совершения правонарушения.

В отношении понятия и сущности информации заслуживает внимания суждение известного отечественного ученого в теории управления В. И. Кнорринга. Он отмечает, что сама по себе информация является столь же абстрактным понятием, как и понятие математики, но вместе с тем она отражает свойства материального объекта и не может возникнуть из ничего. Ее можно получить, запасти (записать, накопить), уничтожить (стереть), передать. Однако при передаче информации ее количество в передающей системе остается неизменным, а в принимающей она обычно увеличивается. Информация является единственным видом ресурсов, который в ходе исторического развития человечества не только не истощается, а постоянно увеличивается, совершенствуется, способствует эффективному использованию других ресурсов, а иногда и создает новые. «Информация есть предмет, средство и продукт управленческого труда»[2].

Вопрос 2. Задачи информации

Таким образом, она решает три основных класса задач:

  • - является специфической формой взаимосвязи, взаимодействия элементов системы, а также взаимосвязи системы с окружающей средой;
  • — обслуживает все уровни, функции управления — от подготовки и принятия решения до подведения результатов его выполнения;
  • - является непосредственной причиной, определяющей выбор того или иного варианта управленческого поведения, перевода системы в новое состояние, обеспечивающее ее движение к заданной цели.

В управленческой деятельности информация — эго совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой систем, а также внешней среды[3]. Без информации невозможно представить деятельность системы управления. В этом ее зависимость от самого управления. Это позволяет в общем виде представить процесс производства и воспроизводства социальной информации:

  • — накопление и сохранение информации, созданной предыдущими поколениями;
  • - усвоение настоящими поколениями накопленной информации (обучение, образование);
  • — прогнозирование, планирование производства информации (научные исследования, обобщение практического опыта и т.д.);
  • - сбор и отбор информации, нужной для управления, ее оценка;
  • - аналитическая переработка информации (описание, классификация, аннотирование, реферирование, перевод, кодирование);
  • — хранение и поиск информации, распространение, передача информации потребителю; использование информации;
  • — контроль за эффективностью ее использования.

Все эти свойства полностью присущи и процессу информационного обеспечения системы управления ОВД. К понятию информации применительно к деятельности ОВД следует отнести также сведения, которые по форме и содержанию отвечают требованиям самой системы правоохранительных органов и необходимы для решения задач в сфере обеспечения правопорядка. В данной системе циркулируют большие объемы разнообразной информации, имеющей непосредственное отношение к правопорядку, которые должны обрабатываться в строго определенные сроки с выполнением четких предписаний законодательных и ведомственных нормативных правовых актов. Результаты обработки прямо отражаются на решениях в отношении прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов. Назначение информационного обеспечения управления лучше всего, на наш взгляд, показать через функции управления.

Вопрос 3. Функции информации

Функции информации чрезвычайно широкие. Назовем основные:

  • 1) играет роль средства общения между субъектом и объектом управления (руководителем и исполнителями);
  • 2) выступает основой принятия управленческих решений;
  • 3) выполняет функцию контроля за реализацией принятых управленческих решений;
  • 4) является средством доведения управленческого решения до исполнения;
  • 5) выступает средством связи ОВД с внешней средой и др.

В связи с этим организация информационного обеспечения управления включает в себя:

  • — определение перечня источников и объема информации, ее сбор;
  • — разработку форм накопления, хранения и систематизации информации;
  • — регламентированный порядок получения и системный анализ собранной информации;
  • — реализацию результатов анализа, т.е. целевое ее использование.

Вопрос 4. Виды информации, используемой в управленческой деятельности правоохранительных органов

Виды информации, представляющей интерес для ОВД: правовая, уголовно-процессуальная, экономическая, социальная, научно-техническая, оперативно-розыскная, криминалистическая, криминологическая. Совокупность всех видов информации (системы информации) и их целенаправленный системный анализ служат эффективному осуществлению функций внешнего и внутреннего управления, в первую очередь, оценивают состояние преступности и общественного порядка, позитивные и отрицательные факторы внешней среды, готовность органа и подразделений выполнить свои профессиональные обязанности.

Структуру системы информации можно представить путем ее классификации на основные подсистемы: по функциям управления, типу информации, этапам ее прохождения. По функциям: информация для руководства территориальными органами, информация для управления основными (отраслевыми) подразделениями, информация для управления обеспечивающими (функциональными) подразделениями. По типу информации'. статистическая информация, подсистема учетов оперативно-розыскной и оперативно-справочной информации, прогнозная информация, плановая, аналитическая, контрольная, регулирующая и др. По этапам прохождения. подсистема сбора и передачи данных, хранения и поиска данных, обработки данных, выдачи данных.

Можно также классифицировать информацию по периодичности поступления: регулярная, разовая (эпизодическая), внеочередная; по способу изложения, текстовая, цифровая, смешанная; по способу сбора: гласные и негласные средства получения; по способу фиксации', первичные и вторичные документы.

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

1.Понятие информации

1. Дате определение понятия информации и информации в правоохранительных органах

2. Объясните социально-юридическое понимание информации и ее роль в решении социальных и правоохранительных задач

Источники

Основная литература

А.Г. Маркушин, В.В. Казаков Основы управления в ОВД Москва Юрайт, 2020с.50-54

Дополнительная литература 1.В.Я. Кикоть, С.С. Маилян, Д.И. Грядовой Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020 (электронная версия)

2. А. П. Камышников, В.И. Махинин Основы управления в правоохранительных органах (М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2020.

Интернет ресурсы #1054;снУпрПО.pdf

2. Задачи информации

1. Перечислите основные классы задач, решаемых информацией

#1060;ункции информации

#1055;еречислите основные функции информации

4. Виды информации, используемой в управленческой деятельности правоохранительных органов

#1057;оставить схемы видов информации

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

Под информацией применительно к деятельности органов внутренних дел можно понимать сведения, сообщения, данные характеризующие состояние и развитие субъекта и объекта управления (с учетом воздействия вышестоящих субъектов управления и внешней среды) т.е. результаты управляющих воздействий на объект управления. Отсюда следует, что специфическое содержание социальной информации, используемой в органах внутренних дел, составляют "сведения, которые отражают состояние преступности и охраны общественного порядка, характеризуют силы и средства органов внутренних дел, способы и методы воздействия на управляемую систему и результаты управляющих воздействий, условия и проявления внешней среды, влияющие на состояние сферы управления и эффективность органов внутренних дел.

Сказанное позволяет прийти к выводу, что процесс управления неосуществим без соответствующего информационного обеспечения как всего управленческого цикла, так и отельных его стадий.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать материал занятия.

2. Учебник под ред. А.Г. Маркушин, В.В. Казаков Основы управления в ОВД Москва Юрайт, 2017 с.50-54. Прочитать и ответить на вопрос 1 на стр.69

Преподаватель Суркова С.Н.

подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПИМ по ПМ.02. МДК 02.01.Основы управления в Правоохранительных органах

Целью изучения дисциплины «Основы управления в правоохранительных органах» является получение обучающимися качественных теоретических знаний, развитие и закрепление практических умений и навыков, необ...

Календарно-тематический план МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах

Календарно-тематический план МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах на 2016-2017 уч.год...

Методические рекомендации выполнения ВСР по МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах

Методические рекомендации выполнения внеаудиторной самостоятельной работы судентов по МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах для специальности 40.02.02 Правоохранительная деятел...

план -конспект учебного занятия по МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах

план-конспект к занятию по теме "Аналитическая работа в правоохранительных органах"...