Синтаксис и пунктуация
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложносочинённое предложение — это предложение, состоящее из равноправных частей, связанных между собой по смыслу, интонацией и сочинительными союзами («и», «но», «а »). Пример: Ночь наступила, и мы уснули . !!! Если возникают трудности в распознавании сложносочинённого предложения, стоит обратить внимание на то, что части сложносочинённого предложения равноправны, их можно без потери смысла разделить точкой на самостоятельные простые предложения . Н аступила зима, и дни стали совсем короткими. — Наступила зима. Дни стали совсем короткими.
Сложноподчинённое предложение — это предложение, в котором от одной части [главной] можно задать вопрос к другой части (зависимой ). Пример: мама переживала, как я доберусь. Первая часть предложения [ мама переживала ] является главной. От неё зависит вторая часть предложения, к которой можно задать вопрос «о чём?» ( как я доберусь ). Связь между частями сложноподчинённых предложений осуществляется при помощи подчинительных союзов и союзных слов (« что » , « когда » , « потому что » , « как » , « где » , « чтобы » , « если »).
Предложения простые и сложные
Пришла осень. Пришла осень и позолотила листья на деревьях. Пришла осень, и лес надел золотой наряд(1).
1. Заспались рыбаки рассолодели от безделья даже шутить перестали. 2. Кедровка перестала кричать неторопливо ощипалась задрала голову и по лесу снова понеслось её скрипучее « кра !» 3. От птицы шёл пар и аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку. 4. Облака спрессованной ватой ложились на тайгу и она растворялась в них. 5. Васютка выбрал посуше место натаскал дров развёл огонь.
1. Рыбаки ужинали курили щёлкали орехи рассказывали были и небылицы. 2. Он много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу. 3. Из уголков мешка он выковырял щепотку грязных кристалликов раздавил их на прикладе ружья и через силу улыбнулся. 4. Туман росою пал на деревья на землю мелкая пыль искрилась всюду. 5. Наконец он заскочил в бурелом и начал с треском продираться сквозь сухие колючие ветви.
Спишите, вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу 1. Солнце св .. тило ярко, и снег быстро растаял. 2. Вода поднялась и зат ..пила бобровую хатку. 3. Бобры перет … щили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше. 4. Бобрята ок … зались в воде и поплыли в разные стороны. 5. Самый маленький бобренок выб … лся из сил и стал тонуть. 6. Я заметил это, выт… щил его из воды и принес к себе домой. 7. Утром вода спала, и я пос … дил бобренка в мешок и поск …рее отнес к реке
Обращение
Прочитайте предложения, найдите обращения А) Свети нам, солнышко, свети. Б)Сергей Сергеевич, разрешите мне завтра поехать с вами. В)Чем вы, гости, торг ведѐте ? Г)Здравствуйте , дорогой Иван Федорович!
Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями 1. Ветер споет нам про дикие горы. 2. Мой друг настойчиво добивается цели. 3. Бабушка рассказывает сказку на ночь. 4. Ребята пошли на речку. 5. Мама купила мне книгу. 6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.
Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. 1) Мой друг отчизн... посвятим души пр...красные порывы! 2 ) От меня отцу брат милый поклони ... ся не забудь. 3 ) Покажи мне шлем Иван. 4 ) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5 ) Играйте, пойте о друзья! 6 ) Где был ты сын? 7 ) Последи...я туча рассе ... нной бури одна ты несё ... ся по ясной лазури. 8 ) Звезда печальная вечерн ...я звезда твой луч осеребрил увядшие р... внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)
Выполните разбор Розы з.. глядывали в окна и спл .. тались ветвями.(4)
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Графически обобщающее слово обозначается … 1. Двоеточие ставится перед однородными членами предложения , если обобщающее слово стоит впереди однородных членов. [ О : 0, 0, 0 ]. 2. Тире ставится после однородных членов предложения , если обобщающее слово стоит после однородных членов. [ 0, 0, 0 – О ]. 3. Местоимение всё, все, это все, никто, ничто и наречия везде , всегда, повсюду, нигде, никогда могут выступать в роли обобщающего слова. Пример: Всё залито солнцем : лес, поле и цветущий луг. В саду, в доме, на улице – всюд у чувствовался запах черемухи.
Прочитайте предложения. Составьте схемы к предложениям. Объясните расстановку знаков препинания. 1) Всё было мокро от тумана: палуба, чемоданы, перила. 2) Всегда популярны настольные игры: и шахматы, и шашки, и домино. 3) В степи, за рекой, по дорогам – повсюду было пусто.
Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные знаки препинания. Укажите, какими членами предложения являются однородные члены и обобщающие слова. На фабриках на заводах везде происходили митинги. И лицо и походка и взгляд всё изменилось в Наташе. Егорушка отдыхал на берегу реки лежал на спине нежился на солнышке брызгался кувыркался плавал. Белка собрала грибы маслята и подберёзовики.
Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы Яблоки были крупные сочные вкусные . Щенок посмотрел на него и побежал.
Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы Снег ложился на поляны на кусты на деревья. Подарила яблонька людям крупные сладкие плоды. Хорошие книги любят все взрослые старики и дети. Тотошка беспокойно бегал и задорно лаял на тучи.
Спишите, расставьте знаки препинания, составьте схемы Дядя никогда не кричал на ребят и не мешал играть и не запрещал вечерние костры. Не гордись а учись. Осенью солнце не греет но блестит ярче летнего. Он и его помощники не только стучали молотками но и пилили напильниками паяли полировали.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
Выполните синтаксический разбор предложения Ты приходиш ь (2 ) в лес (не) наруша .. ш ь тиш .. ны .(4)
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения (связаны с одним и тем же словом в предложении), являются одним и тем же членом предложения, произносятся с перечислительной интонацией, связаны интонацией или союзами (и, а, но).
Запятая Ставится Если однородные члены не соединены союзами (связаны бессоюзной связью ). Весной на севере теплые дни часто сменяются морозами, снежными вьюгами . Если однородные члены соединены союзами А, НО. Мальчик меня слушал, но не слышал . Он не шёл, а бежал домой. Не ставится Если союз И соединяет два члена предложения . Метели и вьюги заметают дороги. Если однородные члены предложения соединяются одиночным союзом И, то запятая не ставится.
1) В октябре потускнели и цветы и травы и листья(1) на деревьях. 2) Ни брат ни отец ни друзья не могли помочь ему.
1) В голосе её звучали удивление нежность сострадание. 2) На траве на листочках на соломинках блестели нити осенней паутины.
На проталинах расцвели голубые, белые, бледно-розовые первоцветы . В зоопарке мы видели носорога, медведя, жирафа . Незнайка вскочил с кровати, выпрыгнул в открытое окно и убежал к своему другу Гуньке . Эти книги лежали у него на столе, под столом, на кровати, под кроватью.
Дополните предложения однородными членами Мы знаем о … Никогда не ходите в … На стройке рабочие … Я мечтаю о … На полках лежали … Нам хотелось …
Повторение и обобщение по теме «Синтаксис»
Спиши, укажи однородные члены, поставь пропущенные запятые Утром … хотники начинают разбирать заячий след путают… ся по двойным следам и далеким пры … кам и уд… вляют … ся хитрост … зайца.
Проверяем Утром о хотники начинают разбирать заячий след путаю тс я по двойным следам и далеким пры ж кам и уд и вляю тс я хитрост и зайца.
Признаки однородных членов 1. Отвечают на один и тот же вопрос 2. Являются одним и тем же членом предложения 3. Относятся к одному и тому же слову 4. Выражены одной и той же частью речи 5. Произносятся с перечислительной интонацией
1) В голосе её звучали удивление, нежность, сострадание. 2) На траве, на листочках, на соломинках блестели нити осенней паутины.
1) Жук несколько раз падал но камня из лапок своих не выпускал. 2) Неправдой свет пройдёшь а назад не воротишься.
Найди «третье лишнее». Расставь знаки препинания. А.1.В лесу девочка собирала грибы и ягоды. 2. Мальчик купил хлеб баранки и молоко. 3. Берёза тополь и липа растут в нашем саду. Б . 1. Илья делает уроки громко читает задание. 2. Старик шел усталый но радостно улыбался. 3. Жаворонок спел свою песню и улетел в сторону леса.
Однородные члены предложения
Выполните синтаксический разбор П.. бедитель радос ..но чирика ..т и скрыва ..т.. ся в сквореч .. нике .(4)
Слова есть в русской речи, Не очень-то внешне похожие, Но, полномочия на них Поровну возложены. И подчеркнуть в строке их нужно одинаково, И между ними правильно Должны расставить знаки мы. Шагают вереницею они за словом главным, Оно ими командует и за собой их тянет. Наверное, вы поняли, Слова те благородные Все называют в языке, Конечно,…
Слова есть в русской речи, Не очень-то внешне похожие, Но, полномочия на них Поровну возложены. И подчеркнуть в строке их нужно одинаково, И между ними правильно Должны расставить знаки мы. Шагают вереницею они за словом главным, Оно ими командует и за собой их тянет. Наверное, вы поняли, Слова те благородные Все называют в языке, Конечно, однородными.
Осень Осень пришла и завладела садами, лесами, полями, птицами. В саду бегали синицы и искали еду. Они висели вниз головой на ветках и заглядывали в окно днём и ночью. Листья падали днём и ночью. Ветер бросал их на стол, на пол, на книги. Мы находили листья в карманах, в кепке, в волосах. На дорожках сада лежали жёлтые и красные листья.
Обстоятельство
Выбери верные утверждения Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое. - Подлежащее – это второстепенный член пр -я. - Сказуемое – это главный член пр -я, который отвечает на вопросы косвенных падежей. - Дополнение и определение - это второстепенные члены пр -я. - Распространенные предложения состоят только из главных членов. - Дополнение обозначает признак предмета. - Определение отвечает на вопросы какой? Чей? Который?
Распределите слова на 2 группы. Дайте каждой группе название. Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.
Задайте вопросы к выделенным словам. Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи. Осенью тундра удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил разноцветный ковёр, причудливо разукрасил все кустики и деревца. Осенний лес радушно приглашает нас в гости. На полянках рассыпаны пурпурные ягоды брусники. Из-под кустиков осторожно выглядывают подосиновики и белые грибы.
Проверяем Изменилась (когда?) осенью, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, разукрасил (как?) причудливо, приглашает (как?) радушно, рассыпаны (где?) на полянках, выглядывают (где?) из-под кустиков, (как?) осторожно.
Когда? осенью время Как? удивительно способ действия Где? здесь место Как? заботливо способ действия Как? причудливо способ действия Как? радушно способ действия Где? на полянках место Откуда? из-под кустиков место
Дополнение
Выполнить синтаксический разбор Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы.
Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж. Пришла снежная зима. Одела д.. ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л.. са . М.. хнула гостья крылом и посыпались сн ..жинки. Ребята лепят сн .. говика , играют в сн .. жки , катаются на санках.
Подчеркните в каждом предложении дополнения 1. Грибник нашел на опушке леса птичье гнездо. 2. Капли дождя непрерывно барабанили по железной крыше. 3. Мы приближаемся к подножию лесистого холма. 4. Дятел цепляется за ствол острыми коготками. 5. В пирамиде древние египтяне возводили ложные галереи, переходы. 6. Утром ветер разогнал густой туман, оживил потухающий костёр. 7. Воздух пахнет смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой. 8. На перемене учитель принес в класс географическую карту. 9. Прилетели птицы и наполнили лес своим пением. 10. Девочка сняла серебряные башмачки, смахнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку.
Второстепенные члены предложения. Определение
Выполните синтаксический разбор предложения Золотая осень поражает нас обилием плодов, тишиной, спокойствием, красотой пёстрого леса.
Предложение. Словосочетание Чем выражено определение? Наш новый дом стоит в сосновом бору Дом (какой?) новый, бревенчатый Дом (чей?) наш Бревенчатый дом стоит на берегу моря. На берегу (каком?) моря, берег (какой) морской. В эту ночь ударили первые морозы. Морозы (какие?) первые
Можно ли эту запись назвать текстом? Как его можно озаглавить? Чего не хватает в данном тексте? Подберите подходящие по смыслу определения и запишите Наступила осень. Вчера подул ветер. Кружатся в воздухе и летят листья. На дорожке лежат листья осинки, листья ольхи. Улетают птицы.
Прогулка в осенний лес Тихо в ………. лесу. Только ………… листья шуршат под ногами и закрывают ……. землю ………… ковром. Последние …………. лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к ……….. отлёту в ………..страны. Проходя по ………… тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает ……… белка. В зубах она держит ………….. гриб. Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно ……………… кузнечиков, не видно …………… муравьёв. Сорван ……………….. грибок. Таинственный лес затих до ………….. весны . Осеннем; золотым; теплые; южные; юркая; стрекочущих; дальнему ; белый; последний; таинственный ; будущей; трудолюбивых ; влажную ; разноцветные ; по узкой
Тихо в осеннем лесу. Только разноцветные листья шуршат под ногами и закрывают влажную землю золотым ковром. Последние тёплые лучи солнца пробираются сквозь ветви деревьев. Птицы готовятся к дальнему отлёту в южные страны. Проходя по узкой тропинке, я увидела, как с ветки на ветку прыгает юркая белка. В зубах она держит белый гриб. Хорошо гулять в лесу осенью! Не слышно стрекочущих кузнечиков, не видно трудолюбивых муравьёв. Сорван последний грибок. Таинственный лес затих до будущей весны.
По тополям и клёнам холодный вихорь пролетел.
Выполнить синтаксический разбор В син ..м неб.. нос.. тся стр .. жи и ласточ .. ки .(4 ) Под соснами ви .. ит .. ся сле (д/т) рыж.. лисиц .., серого волка .(4) Обыч ..но я над.. ваю тёплый плащ.. и шапку.(4)
Главные члены предложения
Перед вами слова из стихотворения А.С.Пушкина . Составьте с ними стихотворную фразу и запишите её. Н аступил , уж, октябрь, отряхает , роща, уж, с ветвей, нагих, своих, листы, последние
Проверяем Октябрь уж наступил. Уж роща отряхает Последние листы С нагих своих ветвей.
Ученика 5 класса попросили выписать из нашего предложения словосочетания. Ваша задача: найти ошибку, если она есть. Роща отряхает ; Последние листы; С нагих ветвей; Своих ветвей.
Грамматическая основа предложения
Ранн ..м утром в л..су на п..лях сверкают алмазы.(4)
Выделите грамматические основы. Долго боролась зима с ненастной осенью. В ноябре снег покрыл промёрзшую землю. Мороз сковал льдом речку. Оделся в шубку и огромный дуб. Его густые кроны продержатся всю зиму, а их мощь не сломить даже злому урагану. Ивы, берёзки, рябинки утонули в дремучих сугробах.
Смелость города… . Правда в огне не горит и в воде… . Долг платежом… . Цыплят по осени … . Много будешь знать, скоро … . Слезами … не поможешь. Слова для справок: красен, берёт, считают, состаришься, не тонет, горю, полнится.
Смысловые и интонационные особенности предложений
Выполнить синтаксический разбор Ветер ре(з/с)ко сотр .. сает ветки, срывает последн .. л.. ству . (4 ) Густо зараста ..т чистый ручей смородинов ..м кустом.(4 ) Скоро из дома выгл .. н..т бабушка, поглад ..т внука по г..лове .(4)
Предложение - основная единица речевого общения
Со следующими словами образовать словосочетания, раскрывая скобки. ( Чистый) голосом; зайти в (квартира); вписать в (список ), речка в (лес); на (нижний) этаж; цветы (ландыш).
«Найти третье лишнее». Записать только словосочетания, объяснить, почему «третье – лишнее». Раскрытая книга; тетрадь на столе; брат пишет. Вечер стих ; сильный ветер; следы на снегу. Говорю с тобой; короткая беседа; звенит звонок.
Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложения Работа с текстом. Чуть брезжит рассвет . На листьях блестят капли р.. сы . Туманное летн .. утро об… щает теплый день. Поселок еще не проснулся. Я вых … жу на крыльцо и вдыхаю свеж…й воздух утра. Мир вокруг свеж и умыт.
Выполните синтаксический разбор предложения Под..брался он тихо к небольш ..й туч..к .. , дунул.(4)
Словосочетание
Чем отличаются слова в 1 , 2 и 3 колонке Весна ранняя Ранняя весна Веселый друг Веселый друг Первый урок Первый урок
Под, дома , ласточка, гнёздышко , крышей, свила, уютно
Как называется данный набор предложений Под крышей дома ласточка свила уютное гнёздышко. Местный воробей решил занять его и влетел туда. Ласточка подняла шум, стала гнать воробья. Воробей раскрыл крылья, резко закричал. Бедняжка в испуге отлетела. Воробей успокоился.
Стол Кухонный стол Я подошел к кухонному столу Аккуратно Писать аккуратно В тетрадях мы будем писать аккуратно Спишите предложения. Обозначьте главные члены предложения. Выпишите словосочетание (Внимание! Подлежащие и сказуемое не могут быть словосочетанием) Как узнать, какое слово в них главное? (задать от него вопрос) Кухонный стол –словосочетание, в котором главное слово –«стол», зависимое –«кухонный». Обратите внимание, что ударение в слове «кухонный» падает на букву «у»
Запишите только словосочетание Белый шарф, дети поют, красиво писать, бежать быстро, маленький котенок, самый умный.
Образуйте словосочетания с данными словами, вместо точек подберите зависимые слова. Образец : 1. Хмурый день. 2. Улетать на юг. 3. Расти одиноко. А) … день, … солнце, … ночь, … река, … поле, … картофель, … птицы. Б) Улетать … , смотреть … , видеть … , присматриваться … , перейти … . В) Расти … , говорить … , сказать … , читать … , думать … .
Определите род имён существительных, допишите окончания имён прилагательных. Остр .. боль, осенн … грязь, открыт… дверь, счастлив… жизнь, снежн … метель, грозн … вихрь, могуч… корабль, интересн … спектакль, вкусн … щавель, нов… фильм, кожан… портфель, пёстр… ткань.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пунктуация в предложении. Разноуровневые тестовые задания
Предлагаются разноуровневые тестовые задания. Данные тестовые задания помогут обучающимся закрепить знания по теме Пунктуация в предложении"...
Конспект урока "Синтаксис и пунктуация"
Вводный урок "Синтаксис и пунктуация" для учащихся 5 классов....
Конспект открытого занятия по русскому языку. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи.
Конспект открытого занятия по русскому языку для студентов 1 курса СПО на тему: " Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи."...
конспект урока в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
полный развёрнутый конспект по русскому языку...
Практическая работа по теме " комплексная проверка синтаксиса, пунктуации и орфографии"
Комплексное задание поможет проверить имеющиеся знания и выявить "пробелы" ....
Практическая работа по теме " комплексная проверка синтаксиса, пунктуации и орфографии"
В статье даны практические советы по подготовке и проведении урока...
Презентация на тему: "Синтаксис и пунктуация"
Где ставить запятую?...