Философия эпохи Возрождения
план-конспект занятия

Глазырина Наталья Александровна

Философия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Философия эпохи Возрождения24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Философия эпохи Возрождения.

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

- совершенствование орудий труда и производственных отношений;

- кризис феодализма;

- развитие ремесла и торговли;

- усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

- укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

- появление первых парламентов;

- отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

- повышение уровня образованности в Европе в целом;

- великие географические открытия (КолумбаВаско да ГамыМагеллана);

- научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения);

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

гуманистическое (XIV –XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Вала и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV – XVI вв., представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.) – пыталось познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма (филос. утверждение – идеи первичны по отношению к материи);

натурфилософское (XVI – нач. XVII вв., представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.) – представители этого направления пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI – XVII вв., представители: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др.) – его представители стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношения между верующими и Церковью;

политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

- утопически-социалистическое (XV – XVII вв., представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства. Основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Характерными чертами философии эпохи Возрождения были:

антропоцентризм (человек центр вселенной) и гуманизм (высшая ценность –чел. жизнь и нужно сделать её максимально комфортной)– преобладание интереса к человеку. Вера в его безграничные возможности;

- оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики);

- научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знании и т. д.);

- социальная ориентированность (большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству);

- торжество индивидуализма;

- широкое распространение идей социального равенства.

Гуманизм как направление получил распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия. Гуманизм обладал антицерковной и антисхоластической направленностью, стремился уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека. Главная черта - антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей. Этому направлению свойственны жизнеутверждающий характер и оптимизм. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные гуманисты были одновременно и писателями.

Данте Алигьери (1265 – 1321) – автор «Божественной комедии» (в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении мыслитель воспевает христианство, но, одновременно, между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения. Данте восхваляет человека, верит в его счастливое будущее и его изначально добрую природу. Он отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания, признавая за ним наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом.

Франческо Петрарка (1304 – 1374) – автор «Книги песен», трактата «О презрении к миру». Гуманист воспевает прекрасное в облике человека и в его внутреннем мире. Петрарка считает, что человеческая жизнь дается один раз и уникальна, поэтому человек должен жить не для Бога, а для самого себя. Он считал, что человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно. Человек должен обладать свободой выбора и право выражать себя в соответствии с этим. Мыслитель считал, что человек может добиться счастья, опираясь только себя и свои силы, и он имеет для этого достаточный потенциал. Он думал, что бессмертия, скорее всего, не существует, поэтому бессмертия можно добиться только в памяти людей. Поэтому человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить.

Социально-политическая философия эпохи Возрождения включала в себя философию Реформации, политическую философию, философию социалистов-утопистов.

Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление отношений между Церковью, Богом и верующими.

Предпосылками возникновения данного направления были:

- кризис феодализма;

- укрепления класса торгово-промышленной буржуазии;

- ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

- незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, надго- сударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

- кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни;

- распространение в Европе идей гуманизма;

- рост самосознания личности, индивидуализм;

- рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое (Лютер, Цвингли, Кальвин) и народное (Мюнцер, анабаптисты, диггеры и др.).

Мартин Лютер выступал за общение между Богом и верующими напрямую, считая, что между Богом и верующими не должно быть Церкви. Сама Церковь, по мнению реформатора, должна стать демократичной, ее обряды необходимо упростить и они должны быть понятными людям. Он считал, что необходимо уменьшить влияние на политику государств Папы Римского и католического духовенства. Дело служения Богу – не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан. Мыслитель считал, что необходимо запретить индульгенции. Он считал, что должен быть восстановлен авторитет государственных институтов, культура и образование должны быть освобождены от засилья католических догм.

Жан Кальвин (1509 – 1564) считал, что ключевая идея протестантизма – идея предопределения: людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Реформатор считал, что выражение смысла жизни человека на Земле – профессия, которая является не только средством зарабатывания денег, но и местом служения Богу. Добросовестное отношение к делу – путь к спасению, успех в работе – признак богоизбранности. Вне работы человеку необходимо быть скромным и аскетичным.

Идеи протестантизма Кальвин воплотил на практике, возглавив реформационное движение в Женеве. Он добился признания реформированной Церкви в качестве официальной, упразднил католическую Церковь и власть Папы Римского, провел реформы как внутри Церкви, так и в городе. Благодаря Кальвину. Реформация превратилась в международное явление.

Реформация послужила идеологическим обоснованием политической вооруженной борьбы против католицизма. Результатом чего стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: торжество различных направлений протестантизма в Северной и Центральной Европе – Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии; сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы – Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эпоха Возрождения

Культурное течение Возрождение противопоставило церковной идеологии культ Человека, отсюда название:а) реформация;        б) гуманизм...

Философия эпохи Просвещения

Данная статья представляет собой обзор моделей идеального государственно-политического устроства в эпоху Просвещения. Материал может быть использован для подготовк к занятиям по истории, обществознани...

Методическая разработка интеллектуального турнира "Прекрасный мир Эпохи Возрождения"

Интеллектуальный турнир "Прекрасный мир Эпохи Возрождения" проводился как зачетное занятие по Мировой художественной культуре. Состязание двух групп в поединке на лучшее знание Эпохи,творчества Велики...

Философия эпохи Возрождения. Лекция

Философия эпохи Возрождения. Лекция. Занятие расчитано как на очную так и на дистанционную форму обучения студентов СПО. В лекции дан материал в форме конспекта  занятия, а также просмотра видеоу...

Презентация к уроку Костюм эпохи Возрождения

Презентация к уроку Костюм эпохи Ворождения.Включает в себя развитие мужского и женского костюма, особенности причесок и аксессуаров эпохи Ренессанса. Особую ценность представляет то, что иллюстративн...

Костюм эпохи Возрождения(Ренессанс) 14-16 века в Италии

В материале "Костюм эпохи Возрожения" описывается мужской и женский костюм, головные уборы и обувь. Также отличительные черты исторического стиля....