Паронимы в аспекте речевой культуры
презентация к уроку

Указать различие паронимов. Привести примеры употребления паронимов в речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Паронимы в аспекте речевой культуры

Слайд 2

Вопросы: Понятие «паронимы» Роль паронимов в речи Виды паронимов Примеры Речевые ошибки, вызванные смешением паронимов Выводы

Слайд 3

Паронимы Паро́нимы - это слова, близкие по звучанию и морфемному составу, но различающиеся в значениях . Примеры паронимов: затруднительное положение - затрудненные условия работы; эффектный вид – эффективный результат; представить справку - предоставить путевку.

Слайд 4

Роль паронимов в речи Паронимы, наряду с другими лексическими единицами, обладают огромными выразительными возможностями, реализация которых позволяет создавать запоминающийся образ, придавать речи особые выразительные оттенки, служить средством юмора, иронии, сатиры. Например: Классиков д о лжно не только почитать , но и почитывать (Э.Кроткий).

Слайд 5

Основные виды паронимов : однокоренные слова ( оговорка – отговорка; чужо й - чужды й ) и словообразовательные паронимы (шум н ы й – шум ов о й –шум лив ы й )

Слайд 6

Паронимы - однокоренные и разнокорневые слова 1. Паронимы имеют в своем морфологическом составе одинаковые корни . Примеры: адресат — адресант; желанный – желательный; советник – советчик. 2. Также в составе паронимов используются разные корни . Примеры: неве́жа – неве́жда.

Слайд 7

Суффиксальные паронимы Общий корень, но разные созвучные аффиксы (приставки, суффиксы). Пример: изобретательный - изобретательский; зрительный - зрительский; экономичный - экономный; цветастый - цветистый.

Слайд 8

Префиксальные паронимы Образуются за счёт присоединения к корню созвучных префиксов: о-/от-, по-/про- . Примеры: опеча́тать - отпеча́тать, поглоти́ть - проглоти́ть, одеть - надеть.

Слайд 9

Этимологические паронимы В таких паронимах разграничивается происхождение слов. Примеры: ординарный – одинарный.

Слайд 10

Речевые ошибки при смешении паронимов ОШИБКА: «Мама надела пальто на ребенка» Правильное употребление: « Мама одела пальто на ребенка» Первое написание ошибочно, т.к глаголы «надевать» - «одевать» различаются по смыслу: надевают что-то ( на себя), одевают кого-то

Слайд 11

ОШИБКА: «Трибуну представили гостям». Правильное употребление: «Трибуну предоставили гостям». Первое написание неверно, т.к представить - это значит “ познакомить ” , а предоставить - это “ дать возможность пользоваться, обладать ” .

Слайд 12

В рекламном проекте парикмахерской можно прочитать: «Мы создадим вам эффективную внешность» – ОШИБКА. «Мы создадим вам эффектную внешность» - ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ.

Слайд 13

Подпись – это: 1. Фамилия, написанная собственной рукой на чем-либо, рукописный индивидуально подобранный набор символов, включающих обычно часть имени или фамилии человека. Ставиться она может на официальном документе, письме, рисунке. 2. Надпись на каком-либо предмете или под ним . Роспись – это: 1. Различная живопись на стенах, зданиях, колоннах. 2.Какой-либо письменный перечень или список предметов, дел или других объектов.

Слайд 14

Выводы Таким образом, паронимы, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое общение как аспект психологической культуры педагога

Профессиональное-педагогическое  общение  -  значимая составляющая культуры педагога, которая является основой взаимодействия со студентами, определ...

Речевая культура делового человека

В данном докладе определены основные требования к деловой речи: правильность, точность, ясность, краткость. Данная работа будет интересна и полезна как учащимся, так и преподавателям....

Речевая культура медицинской сестры: секреты стилистики

Данная статья посвящена вопросу особенностям обучения студентов теме "Стилистика". В ней предлагаются новые виды работ по теме, позволяющие заинтересовать учащихся....

Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Формирование речевой культуры студентов ( по посредством обучения работе со словарями разных типов: методические рекомендации

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ( ПОПОСРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ СО СЛОВАРЯМИ РАЗНЫХ ТИПОВ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...

Рабочая программа и КОСЫ Современная речевая культура

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Современная речевая культураРабочая программа содержит:- общую характеристику учебной дисциплины;- структуру и содержание учебной дисциплины;- условия реал...

Паронимы в аспекте речевой культуры

Ознакомление с содержанием аспектов изучения русского языка и культуры речи....