Рабочая программа Деловая риторика (заочное отделение)
рабочая программа

Сведения о разработанных методических материалах, макетах рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей; контрольно-оценочных средств; программ, индивидуальных планов стажировки преподавателей, индивидуальных планов обучения студентов и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_op.07_delovaya_ritorika_122zn_2022.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

Утверждено
приказом от 20.04.2022

№  218-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины   Деловая риторика

по специальности 44.02.02   Преподавание в начальных классах

Год начала действия учебного плана: 2022

наименование цикла   Профильные дисциплины

                                                                                                 (согласно учебному плану)

(согласно учебному плану)

Учебная нагрузка обучающихся (максимальная)

54

      ч

Самостоятельная работа обучающихся

46

      ч

Объем работы во взаимодействии с преподавателем (всего)

6

      ч

в том числе:

      ч

теоретическое обучение

лекции

4

      ч

практическая подготовка

практические занятия

2

      ч

лабораторные занятия

      ч

курсовая работа (проект)

      ч

Консультации

      ч

Промежуточная аттестация

ч

Форма промежуточной аттестации

2 семестр

Итоговая контрольная работа


Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах и на основе Примерной программы учебной дисциплины «Педагогика», рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО),
заключение Экспертного совета №078 от 29.02.12 с учетом  необходимых умений и знаний, заявленных в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)»

Разработчик рабочей программы:

Гаизова Олеся Васильевна


1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО

44.02.02   Преподавание в начальных классах

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании на курсах переподготовки и повышения квалификации.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в Профильные дисциплины.

1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

В результате освоения учебной дисциплины обучающий должен

знать:

 - нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

 - основные понятия риторики, в частности деловой риторики;

 - риторические роды и жанры

 - этапы подготовки выступления;

 - типы ораторов и требования к современному оратору;

 - применять методику риторического анализа

уметь:

 - строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами

 - применять методику риторического анализа;

 - анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

 - пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами;

 - применять методику риторического анализа;

 - готовить публичное выступление в соответствии с видом и жанром;

 - пользоваться основами речевого мастерства в профессионально значимых риторических ситуациях;

 - применять навыки эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях делового общения;

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

 - ОК 3 Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

 - ОК 6 Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

 - ОК 9 Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

 - ПК 3.4 Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

 - ПК 4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Личностные результаты (общие)
- ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
- ЛР 2. Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций.
- ЛР 3. Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
- ЛР 4. Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа».
- ЛР 5. Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.
- ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
- ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
- ЛР 8. Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
- ЛР 9. Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
- ЛР 10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
- ЛР 11. Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
- ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

Личностные результаты (по специальности)


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

122_ЗН_

Раздел 2. Речевая культура делового человека

Тема 2.Основные качества речи

 Самостоятельная работа 2.1.Понятие «культура речи». Качества речи: правильность, чистота, богатство, точность, логичность, выразительность, уместность (5)

5

 Самостоятельная работа 2.2.Изобразительно – выразительные средства языка. Использование фразеологизмов, пословиц и поговорок, тропов, стилистических фигур в устной речи (3)

3

Раздел 3.Деловое общение.

Тема 3.Основные характеристики делового общения.

Самостоятельная работа 3.1.Особенности делового общения: его формы, этапы. (3)

3

Самостоятельная работа 3.2.Виды делового общения: беседа, переговоры, презентация, разговоры по телефону (4)

4

Раздел 4.Мастерство публичного выступления

Тема 4.Ораторское искусство как социальное явление

 Лекция 3 4.1.Ораторское искусство как социальное явление 4.1.Ораторское искусство как социальное явление. Определение понятия, его особенности.

1

Самостоятельная работа 4.2.Овладение ораторским мастерством.  Риторические навыки и умения. (3)

3

Самостоятельная работа 4.3.Подготовка к публичному выступлению. Этапы подготовки ораторской речи (3)

3

Самостоятельная работа 4.4.Оратор и аудитория (3)

3

Практическая 2.Публичное выступление

1

Раздел 5.Искусство спора

Тема 5.Спор, дискуссия, полемика.

Лекция 4 5.1.Спор, дискуссия, полемика: характеристика понятия «спор», классификация споров Спор, дискуссия, полемика: характеристика понятия «спор», классификация споров

1

Самостоятельная работа 5.2.Основные требования культуры спора. (3)

3

Самостоятельная работа 5.3 Основные требования культуры спора: определенность позиций его участников. Поведение участников спора: отношение оппонентов друг к другу.(2)

2

Самостоятельная работа 5.4.Доказательство и аргументация в споре (2)

2

Самостоятельная работа 5.5.Опровержение позиции оппонента (2)

2

Самостоятельная работа 5.6.Уловки в споре(3)

3

Раздел1.Язык, речь, речевая деятельность.

Тема1.Введение.Деловая риторика как наука.

 Самостоятельная работа 1.1.Введение.Деловая риторика как наука. Основные этапы развития.(3)

3

 Лекция 1-2 1.2.Понятие речевой коммуникации, виды речевой деятельности. Специфика публичного выступления: история и современность

2

Самостоятельная работа 1.3.Процесс речевой деятельности. Социальный характер.  Коммуникативное взаимодействие. (3)

3

Самостоятельная работа 1.4.Стилистика. Стили языка. (3)

3

Самостоятельная работа 1.5.Стили языка (Функциональные стили языка. Разговорный стиль. Стиль художественной литературы) (3)

3

Практическая работа 1 Виды общения

1

Тема 1.2.

Всего:

54


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально – гуманитарных дисциплин; лабораторий НЕТ, мастерских НЕТ.

Оборудование учебного кабинета:

1.  Учебники по деловой риторике
2.  Словари русского языка.
3.  Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку).
4.  Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам риторики, культуры речи.
5.  Шторы для затемнения.
6.  Компьютерный стол.

Технические средства обучения:

1.Мультимедийный проектор.
2.Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
3.Интерактивная доска.
4.Мультимедийный компьютер.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: НЕ ТРЕБУЕТСЯ

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

 - Введенская Л.А. Деловая риторика: учебное пособие / Л.А. Введенская, Л.Г.Павлова. - М.:КНОРУС, 2012. - 416 с.

 - Пиотровская, Ефремов, Левина .Деловая риторика. Культура речи и деловое общение. Учебник

 - Деловая риторика , учебное пособие, Мельникова С.В., 1999

 - Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон .Современная деловая риторика: Учебное пособие

 - Дополнительные источники:

 - Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2012.

 - Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2013

 - Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2012.

 - Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2012.

 - Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2012.

 - Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2012.

3.3.Используемые образовательные технологии

Личностно-ориентированные технологии; индивидуализация и дифференциация процесса обучения
Личностно-ориентированные технологии; Технология «Дебаты»
Личностно-ориентированные технологии, Медиаобразовательная технология.
Индивидуализация и дифференциация процесса обучения ,Личностно-ориентированные технологии;
Информационно-развивающие технологии; Личностно-ориентированные технологии; индивидуализация и дифференциация процесса обучения


4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ И ИНВАЛИДОВ

  1. для слепых:

-   письменные задания для выполнения самостоятельной работы, заданий для текущей и промежуточной аттестации оформлены в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

-   письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;
-   обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
-   практические нормативы по элективным курсам адаптивной физической культуры выполняются в связке с наводящим (ассистентом).

  1. ) для слабовидящих:

-   обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
-   обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных

устройств; увеличивающих
-   задания для выполнения, а также методические указания для выполнения аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
-   практические нормативы по элективным курсам адаптивной физической культуры при необходимости выполняются в связке с наводящим (ассистентом).

  1. для глухих и слабослышащих:

-   обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

-   практические нормативы по элективным курсам адаптивной физической культуры выполняются обычные, дифференцированные.

4) для слепоглухих:
-   предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);
-   практические нормативы по элективным курсам адаптивной физической культуры при необходимости выполняются в связке с наводящим (ассистентом).

5) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих занятия проводятся в письменной форме;
-практические нормативы по элективным курсам адаптивной физической культуры выполняются обычные, дифференцированные.

6) для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:
-   письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
-   написание рефератов или подготовка презентаций по разработанной для каждого
студента теме, отражающей оздоровительно-профилактическую направленность физического воспитания, связанные с особенностями использования средств физической культуры с учетом индивидуальных отклонений в состоянии здоровья.

На теоретических занятиях при изучении данной дисциплины используется следующая компьютерная и мультимедийная техника:
Для студентов с нарушениями слуха.
Наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств.
Для слабослышащих студентов заключается договор с сурдопереводчиком.
Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки),
видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы.
Для студентов с нарушениями зрения.
Наличие  программ  невизуального  доступа  к  информации,  программ-синтезаторов
речи.
Компьютерные тифлотехнологии базируются на комплексе аппаратных и программных средств, обеспечивающих преобразование компьютерной информации в доступные для незрячей и слабовидящей формы (звуковое воспроизведение,) и позволяют им самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения. В сети Интернет имеется версия официального сайта филиала для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Тифлотехнические средства, используемые в учебном процессе студентов с нарушениями зрения, условно делятся на две группы: средства для усиления остаточного зрения и средства преобразования визуальной информации в аудио и тактильные сигналы.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Наличие компьютерной техники, адаптированной для инвалидов со специальным программным обеспечением.
Для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются альтернативные устройства ввода информации. Имеются специальные возможности операционной системы Windows, таких как экранная клавиатура, с помощью которой можно вводить текст, настройка действий Windows при вводе с помощью клавиатуры или мыши.
При  проведении  практических  занятий  среди   студентов-инвалидов  и  лиц  с  ОВЗ
созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа в помещения для занятий.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты
(освоенные профессиональные и общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

уметь:

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами

совокупностью понятий и терминов, принятых в современной риторике

Итоговая контрольная работа

применять методику риторического анализа;

Итоговая контрольная работа

анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

Итоговая контрольная работа

пользоваться научной и справочной литературой, библиографическими источниками и современными поисковыми системами;

совокупностью понятий и терминов, принятых в современной риторике

Итоговая контрольная работа

применять методику риторического анализа;

Итоговая контрольная работа

готовить публичное выступление в соответствии с видом и жанром;

Итоговая контрольная работа

пользоваться основами речевого мастерства в профессионально значимых риторических ситуациях;

умениями и навыками подготовки публичного выступления.

Итоговая контрольная работа

применять навыки эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях делового общения;

Итоговая контрольная работа

знать:

нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

Итоговая контрольная работа

основные понятия риторики, в частности деловой риторики;

Итоговая контрольная работа

риторические роды и жанры

применять навыки эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях делового общения.

Итоговая контрольная работа

этапы подготовки выступления;

Итоговая контрольная работа

типы ораторов и требования к современному оратору;

строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами

Итоговая контрольная работа

применять методику риторического анализа

Итоговая контрольная работа

Особенности оценивания результатов образования обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

     При проведении процедуры оценивания результатов образования обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями.
При необходимости обучающимся инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на выполнение заданий.
Инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, устно с использованием услуг сурдопереводчика, ассистента).
Доступная форма предоставления заданий оценочных средств: в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода.
Доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, с использованием услуг ассистента, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.
Проведение процедуры оценивания результатов обучения обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием электронных образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения

Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...

Рабочая программа ОПД.04 "Документационное обеспечение управления" (для заочного отделения)

Рабочая программа по дисциплине "ДОУ" для спецальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учёт" (для заочного отделения)...

рабочая программа "Деловой английский"

Рабочая программа "Деловой английский"...

Рабочая программа ПМ 03. Заочная форма обучения - 2017 г.

ПМ 03. Организация работы первичных трудовых коллективов  1.1. Область применения программыРабочая  программа профессионального модуля  – является частью программы подго...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (заочное отделение)

Данная рабочая программа разработана для студентов заочного отделения специальности 08.02.09. "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий"...

Рабочая программа по практике (Заочное отделение)

Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) ПП.01.01 Выполнение работ по ремонту технического обслуживания автотранспорта. Профессионального модуля ПМ 01. Техническое обслуж...

Рабочая программа "Деловой иностранный язык"

Рабочая программа «Деловой иностранный язык (английский)» разработана для краткосрочного дополнительного общеразвивающего курса в объеме 16 часов. Программа направлена на выработку навыков...