День Конституции России.
классный час
Предварительный просмотр:
Конституция Российской Федерации - основной закон государства
Цели
- Способствование формированию понимания важности Основного Закона государства, структуры и основных положений Конституции Российской Федерации;
- Воспитание активной гражданской позиции и правового сознания
- Формирование представления о важности соблюдения законов государства;
- Формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры;
- Развитие гражданско-правового образования подростков;
- Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Ход и содержание урока
Слово учителя:
Сегодня на календаре 12 декабря. Для нашей страны это праздничный день – день, когда была принята Конституция нашего государства - России. Конституция – это основной закон, по которому живут все цивилизованные государства. Конституция является главной книгой страны. Наш единый урок приурочен к этой дате.
Программа нашего мероприятия будет состоять из выступлений наших учащихся, просмотра презентации о Конституции и небольшого соревнования между 3-я командами: ЗАКОН, ПОРЯДОК, СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Курсант 1.
Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна, А вместе с ней и весь наш путь!
Курсант 2
Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Скажите, а зачем нужны законы? (Чтобы был порядок.Не будет закона, будет много преступлений.)
Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам…
Курсант 3
Среди множества законов и иных правовых актов есть один, роль и значение которого трудно переоценить. Иногда его так и называют основным законом, чаще Конституция. Конституция – это главный закон государства, определяющий как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн, флаг государства, его столица.
Основным законом нашей страны Конституция называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям.
Слово конституция – латинского происхождения означает «установление, устроение». Конституции имеют все демократические государства современности.
Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российской Федерации. Принята народом России 12 декабря 1993 года. Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.
Курсант 4
В Преамбуле (вводной части) Конституции РФ сказано
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Курсант 6
Главный Закон страны,
Отмечает сегодня свой день!
Его изучили мы,
И было совсем не лень!
Законы нужно знать,
Уважать, почитать!
И детям любовь прививать,
Главное — соблюдать!
Чтобы порядок царил,
Должен каждый понять,
Конституции важный смысл,
И законы не нарушать.
УЧИТЕЛЬ: а сейчас проверим знания Конституции с помощью викторины.
- Конкурс: «Блиц - вопросы по Конституции РФ»
- Что такое референдум? (Всенародное обсуждение и ответ на вопрос)
- Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)
- Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)
- Кто несёт ответственность за получение образования ребёнком? (Родители)
- Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)
- Когда была принята Конституция? (12 декабря 1993)
- С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)
- Символом чего является белый цвет флага? (чистота, мир, непорочность, совершенство).
- Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство, верность).
- Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила, кровь пролитая за Отечество).
- Кто является главой Российского государства? (президент).
- Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
- Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
- Назовите денежную единицу России. (Рубль).
- Назовите столицу России. (Москва).
- Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).
- Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
- Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).
- Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).
- Сколько разделов в КРФ? (два)
- Сколько статей? (137)
- Сколько глав? (девять)
- С какого возраста можно привлекать к административной ответственности? (К административной ответственности можно привлекать с 16 лет.)
- С какого возраста можно привлекать к уголовной ответственности? (К уголовной ответственности можно привлекать с 14 лет.)
- Может ли в Российской Федерации вся полнота власти принадлежать одному лицу? (нет ,т.к государственная власть осуществляется на основе разделения.
- Какую ветвь власти представляет парламент? (законодательная)
- Кому принадлежит исполнительная власть РФ? (Правительство РФ)
2. Конкурс «Мы знаем Конституцию»
УЧИТЕЛЬ:
Глава 1Конституции Российской Федерации называется
«Основы конституционного строя». В ней дается всесторонняя характеристика нашего государства как демократического, правового, федеративного, с республиканской формой правления. Вопросы каждой команде. Команды вытаскивают карточки с номером главы КРФ
Вам будет предложено 6 вопросов:
- Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации согласно Конституции?
( народ);
- Что является высшим непосредственным выражением власти нарда.
( референдум и свободные выборы );
- Перечислите кто и что осуществляет государственную власть в Российской Федерации?
(Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации );
- Что обозначает провозглашенный в ст. 14 Конституции Российской Федерации светский характер государства ?
( это значит, что никакая религияне может быть установлена в
качестве единственной религии.Религиозные объединения отделены
от государства и равны передзаконом.);
- Что по Конституции Российской Федерации является высшей ценностью государства?
( человек, его права и свободы )
- Могут ли в России применяться неопубликованные законы и другие нормативно – правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина?
( нет)
Вторая глава Конституции посвящена правам и свободам человека и гражданина
- Почему основные права и свободы человека неотчуждаемы.
(потому, что принадлежат ему от рождения);
- Какие три основных естественных права человека изложены в ст.20, 22, 23 Конституции Российской Федерации
(право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность)
- Какое из естественных прав граждан касается религии?
(право на свободу вероисповедания)
- Перечислите политические права граждан Российской Федерации?
(участвовать в управлении делами государства,
право на объединение в партии профессиональные союзы,
право собираться мирно без оружия на митинги,
демонстрации, право обращаться в государственные
учреждения);
- Согласно Конституции Российской Федерации может ли кто- то из граждан быть принужден к выражению своих мыслей или отказу от них ?
( нет )
- Статья 43 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на образование. Чем гарантируется это право для каждого.
(общедоступностью и бесплатностью основного
общего, среднего образования);
Глава третьяКонституции посвящена территориальному устройству нашего государства и называется «Федеративное устройство»
- Сколько субъектов находится в составе Российской Федерации ?
( 85 субъектов)
- Территория Российской Федерации включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
На каких условиях могут быть изменены границы между субъектами Российской Федерации?
( только с их взаимного согласия)
- Возможно ли установление таможенных границ, пошлин, сборов на территории Российской Федерации между субъектами?
( нет)
- Могут ли законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации противоречить федеральным законам .
( нет );
- Какие три города Российской Федерации имеют федеральное значение и являются самостоятельными субъектами?
( Москва, Санкт – Петербург, Севастополь)
- Какой язык считается государственным на всей ее территории?
( русский )
Следующая четвертая главаКонституции Российской Федерации называется Президент Российской Федерации и в ней записаны порядок избрания президента, его полномочия и порядок отрешения от должности.
- Кто может быть избран Президентом Российской Федерации?
( гражданин Российской Федерации не моложе
35 лет, проживающий в России не менее 10 лет);
- Сколько раз одно и тоже лицо может занимать должность Президента Российской Федерации?
( два );
- С какого момента, вновь избранный, Президент может приступить к исполнению своих обязанностей ( с момента когда объявят результаты выборов и вручат мандат или с момента принесения присяги?
( с момента принесения им присяги );
- Кто является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации?
( Президент);
- Какой властный орган страны может отрешить Президента от власти?
( Совет Федерации - высшая палата парламента);
- На какой срок избирается Президент Российской Федерации?
( на 6 лет)
Дополнительный вопрос команде:
Кто является Президентом нашего государства в настоящее время?
( Путин )
Глава 5Конституции Российской Федерации называется:
«Федеральное Собрание»
- Какое название носит парламент Российской Федерации ?
( Федеральное Собрание );
- Из каких двух палат состоит Российский парламент Федеральное Собрание:
(Совет Федерации и Государственная Дума )
- С какого возраста гражданин Российской Федерации может избираться в Государственную Думу ?
( С 21 года )
- Как совместно или раздельно проходят заседания Совета Федерации и Государственной Думы?
( раздельно )
- Из какого количества депутатов состоит Государственная Дума?
( 450 депутатов )
- Кем может быть распущена Государственная Дума?
( президентом )
Глава 6Конституции, которая называется
« Правительство Российской Федерации»
- Какую власть в Российском государстве осуществляет правительство?
( исполнительную )
- Кем назначается Председатель Правительства Российской Федерации?
( Президентом с согласия Государственной Думы )
- Если избран новый президент Российского государства, что должно сделать Правительство?
( сложить свои полномочия );
- Кто является Председателем Правительства Российской Федерации в настоящее время?
( Медведев)
- Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению на какой части территории Российской Федерации?
( на всей территории );
- Кто может принять решение об отставке Правительства?
( Президент или само Правительство)
Для всех команд: Глава 7под таким номером в Конституции Российской Федерации называется « Судебная власть и прокуратура»
- Кем осуществляется правосудие в Российском государстве ?
( только судом );
- Разбирательство в суде согласно Конституции Российской Федерации открытое или закрытое?
( открытое, слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.);
- Из какого количества судей состоит Конституционный Суд?
( из 19 судей)
- Прокуроры городов, районов назначаются на должность и освобождаются от должности кем?
(Генеральным прокурором Российской Федерации)
- Какой суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам?
(Верховный Суд Российской Федерации);
- Кем назначается и освобождается от должности Генеральный прокурор Российской Федерации?
(Советом Федерации по представлению Президента)
Учитель:А напоследок хочется сказать,
Что Родина - это как вторая мать.
Ее не выбирают и не губят,
А просто берегут и любят.
Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории, соблюдайте законы. Одним словом, будьте патриотами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День Конституции
Как провести День Конституции в учебном заведении...
Методическая разработка Проведение тематического открытого классного часа Тема: ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ «Перед балом»
На тематический открытый классный час по теме: ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ. Название мероприятия «Перед балом» для группы Ю-12к, подготовленный преподавателями юр. дисциплин Лебедевой Н.Ф. и...
Сценарий мероприятия «День Конституции»
Сценарий мероприятия «День Конституции»...
Классный час: "День Конституции"
Класный час проводился для первого курса.В качестве ведущих выступали студенты второго курса....
Презентация к открытому уроку "День Конституции"
Презентация к открытому уроку посвященному 20-летию Конституции России....
Методическая разработка классного часа по теме: «12 декабря – День Конституции РФ (Конституционные права гражданина России)»
Для проведения классного часа составлены вопросы на знание конституционных прав гражданина России, предложено решение анаграмм, знакомство с некоторыми статьями Конституции РФ, решение правовых ситуац...
Методическая разработка классного часа по теме: «12 декабря – День Конституции РФ (Конституционные права гражданина России)» для студентов 1 курса
Для проведения классного часа составлены вопросы на знание конституционных прав гражданина России, предложено решение анаграмм, знакомство с некоторыми статьями Конституции РФ, решение правовых ситуац...