Методическая разработка открытого урока "Защита прав человека"
учебно-методический материал

Светикова Кристина Викторовна

Методическая разработка открытого урока по  теме «Защита прав человека» содержит материал для подготовки занятия по вышеуказанной теме. Данная тема предусмотрена рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.13 Право и является обязательной для изучения студентами специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2.docx113.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»

Методическая разработка

открытого урока

 «Защита прав человека»

по учебной дисциплине «Право»

для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Хабаровск, 2022

Рассмотрен

на заседании ПЦК

правовых дисциплин

от «____» _____________ 2022 г.

протокол № __________

Председатель ПЦК

______________/ Е.Н. Семкина /

Утвержден

на заседании НМС

КГБ ПОУ ХТЭТ

от «____» _____________2023 г.

протокол № __________

Заместитель директора по НМР

_____________/Т.В. Кириленко/

Организация-разработчик: краевое государственное бюджетное профессиональное учреждение «Хабаровский торгово-экономический техникум»

Разработчик: Светикова К.В., преподаватель правовых дисциплин КГБ ПОУ ХТЭТ

Рецензенты:  

Абабкова К.Р., преподаватель правовых дисциплин КГБ ПОУ ХТЭТ

Макарова Е.А., главный специалист ФБУ Дальневосточный РЦСЭ Минюста России

Урок посвящен изучению защиты прав человека в государстве и судебной системы. Главным направлением урока является изучение нового материала и закрепление практических навыков, планирование и реализация профессионального и личностного развития, а также чувства ответственности за уровень своих профессиональных знаний. Актуальность темы обусловлена необходимостью подготовки специалистов, хорошо ориентирующихся в сфере законодательства Российской Федерации.

Содержание

1.

Пояснительная записка…………………………………………………..

4

2.

Технологическая карта урока……………………………………………

6

3.

Заключение……………………………………………………………….

9

4.

Список использованных источников…………………………………...

10

5.

Приложение………………………………………………………………

11

Пояснительная записка

          Методическая разработка открытого урока по  теме «Защита прав человека» содержит материал для подготовки занятия по вышеуказанной теме. Данная тема предусмотрена рабочей программой общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.13 Право и является обязательной для изучения студентами специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.  

Проведение открытого урока по вышеназванной теме способствует освоению системы знаний обучающимися о судебной системе Российской Федерации, принципах деятельности органов судебной власти и их компетенциях; формированию осознанного поведения обучающихся, гражданской позиции активного и ответственного гражданина, уважающего закон и правопорядок. Главным направлением урока является изучение нового материала и закрепление практических навыков работы с нормативными правовыми актами. Для повышения уровня осмысления учебного материала студентами более целесообразно во время проведения урока применять информационно-коммуникационные технологии, которые позволят не только визуализировать новый учебный материал, но и установить связи данного материала с ранее пройденным. Для успешного закрепления изученного материала и глубины его понимания предполагается самостоятельная работа обучающихся с нормативными правовыми актами, а также решение ситуационных задач. Данная методика позволяет не только обеспечить заинтересованность обучающихся, но также способствует закреплению практических навыков и умений при решении конкретных правовых ситуаций, осознанному пониманию практической значимости изучаемого материала.

Проведение учебного занятия с сочетанием различных методов и приемов способствует формированию общих компетенций, а также нацеливает обучающихся на дальнейшее профессиональное и личностное развитие.

Технологическая карта урока

Дисциплина: ОУД.13 Право

Раздел 5. Правосудие и правоохранительные органы.

Тема учебного занятия: «Защита прав человека».

Содержание учебного материала: «Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды».

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Вид учебного занятия: комбинированный урок.

Формируемые компетенции:

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать  и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 06.   Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

Квалификационные требования к знаниям и умениям. Обучающийся должен:

уметь:

- оперировать юридическими понятиями по теме;

- ориентироваться в судебной системе РФ;

- анализировать нормативные правовые акты в соответствии с поставленными задачами.

знать:

- способы защиты прав человека в российском государстве;

- характеристику судебной системы РФ;

- компетенции различных видов судов.

Цель:

рассмотреть способы защиты прав человека в соответствии с российским законодательством.

Задачи:

Обучающие: изучить судебную систему РФ как основной способ защиты и восстановления прав граждан, определить функции и сферу компетенции различных видов судов.

Развивающие: развитие умений анализировать нормативные правовые акты, а также жизненные ситуации в соответствии с нормами права в российском законодательстве, выделять определенные характеристики данных ситуаций на основе учебного материала;

Воспитательные: формирование юридической грамотности и умений ориентироваться в различных жизненных ситуациях, развитие интереса к учебной дисциплине «Право», воспитание уважительного отношение к своим окружающим, развитие умения работать слаженно в одной команде.

Междисциплинарные связи:

Обществознание, история

ОП.02 Конституционное право

ОП.06. Гражданское право

ОП.08 Гражданский процесс

Методические приемы: словесные, наглядно-демонстрационные, практические, индивидуальная работа, групповая работа, беседа, взаимопроверка.  

Формы активизации учебной деятельности: фронтальная работа по активизации фоновых знаний и знаний по пройденным темам, групповая работа студентов по получению практических навыков работы с нормативными правовыми актами.

Оборудование: технологическая карта урока, проектор, компьютер, раздаточный и наглядный материал, авторская презентация преподавателя.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

3 мин

Приветствует. Проверяет посещаемость в группе. Проверяет готовность обучающихся к работе.

Приветствуют преподавателя. Докладывает староста группы о готовности группы и об отсутствующих.

2.Постановка темы и целей урока

7 мин

На слайде демонстрируется цитата из Конституции РФ статья 45.

Преподаватель просит предположить тему занятия.

Организует постановку целей и задач.

Отвечают на вопросы, самостоятельно определяют тему урока, формулируют цели и задачи.

Слушают информацию для дальнейшей работы.

3. Актуализация знаний

и повторение пройденного материала

7-10 мин

1. Преподаватель задает вопросы аудитории:

На прошлых уроках мы рассмотрели конституционные права человека?

Какими правами обладает гражданин РФ?

Граждане иностранных государств обладают теми же правами что и граждане РФ?

2.Проверка домашнего задания. Преподаватель предлагает нескольким студентам зачитать свои эссе.

Студенты отвечают на вопросы. – Фронтальный опрос, возможна дискуссия.

Студенты зачитывают свои эссе (3-4 человека по желанию), остальные сдают работы в письменном виде.

4.Изучение нового материала

20 м

25 м

Изучение судебной системы РФ.

Преподаватель рассказывает о судебной системе РФ, используя схему.

Запись новых терминов по теме

Преподаватель диктует студентам новые термины:

Судебная система, исковое заявление, подсудность и др.

Углубление знаний по теме

Студенты записывают в тетрадь схему

Студенты записывают новые термины в тетрадь.

5.Физкультминутка

5 мин

Проведение физкультминутки.

Выполняют предложенные упражнения.

6.Закрепление

30-35 мин

Групповое задание. Развитие умений решать ситуационные задачи.

Преподаватель объясняет, как выполнять задания.

Студенты работают в группах по 8-9 человек.

Задание 1. Студенты читают ситуации и определяют, к компетенции какого суда будет относиться данное дело.

Задание 2. Студенты читаю дело, которое рассматривает данный вид суда, затем, изучив НПА, предлагают свое решение дела.

7.Итоги урока

10 мин

1. Комментирует домашнее задание.

2. Оценивает работу студентов на уроке.

3. Проводит рефлексию.

4. Подводит итог занятия.

Проводят самооценку своей деятельности (рефлексия).

Заключение

Целью проведения открытого урока на данную тему является изучение судебной системы как одного из способов защиты прав граждан в Российской Федерации.

Выбранная форма проведения позволяет студентам не терять интерес на протяжении всего урока, активно участвовать на каждом этапе занятия, закреплять и углублять свои знания по учебной дисциплине ОУД.13 Право, а также закрепить навыки работы в группе. Деятельность обучающихся на открытом уроке позволяет развивать коммуникативные и личностные навыки студентов.

Данный урок предназначен для студентов первого курса в соответствии с рабочей программой по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. Использование на уроке таких форм учебной деятельности, как фронтальный опрос по активизации фоновых знаний и знаний по пройденным темам, групповая работа студентов по получению практических навыков работы с нормативными правовыми актами способствует развитию профессиональной направленности личности студентов, изучению нового материала и закреплению практических навыков работы с законодательством Российской Федерации, планированию и реализации профессионального и личностного развития.

Актуальность темы обусловлена тем, что судебная власть в Российской Федерации играет важную роль в развитии государства и общества. Судебная власть осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина посредством особого производства. Изучение судебной системы позволит студентам правильно выбрать способ защиты своего нарушенного права.  

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.11.1993 с изменениями, одобренными в ходе всероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс-студенту и преподавателю [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/edu/
  2. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. От 04.06.2022) // КонсультантПлюс-студенту и преподавателю [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/edu/
  3. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Бозрова. Учебник. М.: Изд-во Паво, 2019.
  4. Пересмотр судебных актов в цивилистическом процессе: учебное пособие / С.К. Загайнова,  М.Л. Скуратовский, Ю.А. Тимофеев. Москва: Издательство Статут, 2018.
  5. Судебное административное право/ Отв. ред. А.Б. Зеленцов. Учебник. М.: Изд-во Статут, 2019.

Интернет-ресурсы

  1. КонсультантПлюс-студенту и преподавателю [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/edu/
  2. ГАРАНТ.RU информационно-правовой портал [Электронный ресурс] – Режим доступа:// https://www.garant.ru/
  3. Электронная библиотечная система IPRbooks [Электронный ресурс] – Режим доступа://  http://www.iprbookshop.ru/

Приложение 1

Схема судебной системы Российской Федерации

https://s1.slide-share.ru/s_slide/5501dcf1fe3752fd9317d146c7f47df9/9302b42c-d845-4542-bcb0-c337819bb7e7.jpeg

Приложение 2

Задача 1

Екатерины Васильевны заключила с ООО «Агентство Финансового контроля» кредитный договор на сумму 30 000 рублей, сроком на шесть месяцев.  Кредитным договором были также предусмотрены проценты за пользования денежными средствами на общую сумму 10 000 рублей. В указанный в кредитном договоре срок Мацишина отказалась платить и основной долг, и проценты, ссылаясь на тяжелое материальное положение.

Вопросы:

1. В какой суд следует обратиться ООО «Агентство Финансового контроля» с исковым заявлением о взыскании денежных средств с Мацишиной по кредитному договору (Конституционный, Арбитражный, Общей юрисдикции)?

2. Кем будет рассматриваться дело районным судьей или мировым?

Задача 2

Супруги заключили брак. Прожив вместе три года, они поняли, что не сошлись характером и решили расторгнуть брак. На момент принятия такого решения у них был один совместный ребенок. Супруги решили, что ребенок будет проживать с матерью, а отец будет навещать ребенка по выходным. Спора об имуществе не возникло.

Вопросы:

1. В какой суд необходимо обратиться супругам для расторжения брака (Конституционный, Арбитражный, Общей юрисдикции)?

2. Кем будет рассматриваться дело районным судьей или мировым?

Задача 3

На автомобиль гражданина Иванова, упал строительный кран, принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью «Сигнал». Стоимость убытков составила 300 тыс. руб., которые гражданин Иванов решил взыскать в судебном порядке.

Вопросы:

1. В какой суд необходимо обратиться Иванову для взыскания убытков (Конституционный, Арбитражный, Общей юрисдикции)?

2. Кем будет рассматриваться дело районным судьей или мировым

Задача 4

Пенсионерка Боброва одолжила своей родственнице 300 тыс. руб. на ремонт ее квартиры.  Ковалева обещала вернуть указанную сумму через три месяца. Однако в указанный срок денежные средства родственница не вернула. На телефонные звонки не отвечала.

Вопросы:

1. В какой суд необходимо обратиться Бобровой для взыскания суммы долга с родственницы (Конституционный, Арбитражный, Общей юрисдикции)?

2. Кем будет рассматриваться дело районным судьей или мировым?

Задача 5

Прожив в браке десять лет супруги Шаровы решили развестись. Но так и не смогли договориться кому достанется дача, а кому квартира. И договориться о том, с кем будет проживать их совместный ребенок Шаровы также не смогли.

Вопросы:

1. В какой суд необходимо обратиться супругам для расторжения брака (Конституционный, Арбитражный, Общей юрисдикции)?

2. Кем будет рассматриваться дело районным судьей или мировым?

Задача 6

Индивидуальный предприниматель Денисов Алексей Петрович занимается перевозкой пассажиров автотранспортным средством. В ходе проверки автотранспорта государственным инспектором были выявлены нарушения условий лицензии. В административный орган для составления протокола об административном правонарушении предприниматель не явился.

Вопрос: Какой суд будет принимать решение о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности (Конституционный, Арбитражный, Общей юрисдикции)?

Задача 7

Между Федеральными министерствами возник спор о разграничении компетенции между этими органами.

Вопросы:

1. Какой суд может разрешить данный спор?

2. Какой суд в РФ может давать официальное толкование конституции РФ?

Задача 8

Военный совершил преступление. Возбуждено уголовное дело, проведено расследование, материалы дела переданы в суд.

Вопрос: Определите в каком суде будет рассмотрено данное уголовное дело?

Задача 9

Желонкин управляя транспортным средством – автомобилем, совершил дорожно-транспортное происшествие, после чего в нарушение Правил дорожного движения оставил место дорожно-транспортного происшествия.

Вопросы:

1. Какой суд будет принимать решение о привлечении Желонкина к административной ответственности (Конституционный, Арбитражный, Общей юрисдикции)?

2.  Кем будет рассматриваться дело районным судьей или мировым?

Задача 10

Корчевников мечтал отдохнуть за границей. Для реализации этой мечты он обратился в туристическое агентство. Купил у туристического агентства путевку в Китай в городе Хайнань. Стоимость путевки составила 118 000 рублей. Однако 28.03.2020 г. был введен запрет на въезд в КНР иностранным гражданам до особого распоряжения. Вернуть денежные средства туристическое агентство отказалось.

Вопросы:

1. В какой суд необходимо обратиться Корчевникову В.Л. о взыскании денежных средств, потраченных на приобретение путевки (Конституционный, Арбитражный, Общей юрисдикции)?

2.  Кем будет рассматриваться дело районным судьей или мировым?      

Приложение 3

Лист самооценивания «Квадрат впечатлений»

НА ЗАНЯТИИ БЫЛО ПОЛЕЗНО и ИНТЕРЕСНО

ЗА ЧТО ВЫ СЕБЯ МОЖЕТЕ ПОХВАЛИТЬ

ХОТЕЛОСЬ БЫ ИЗМЕНИТЬ (можно было бы сделать лучше)

ЧТО ВЫЗВАЛО СЛОЖНОСТИ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока: "Значение витаминов в здоровом питании человека"

Методическая разработка открытого урока: "Значение витаминов в здоровом питании человека"...

Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"

Методическая разработка открытого урока "Влияние человека на окружающую среду"...

Методическая разработка открытого классного часа Любить человечество легко, любить человека трудно

Методическая разработка  открытого  классного часа  "Любить человечество легко, любить человека трудно"  сделана по материалам окрытого классного часа в группе 2 курса по специальн...

Методическая разработка открытого урока "Время отдыха" по предмету ОП.05 «Трудовое право» для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения.»

Методическая разработка открытого урока "Время отдыха" предназначена для преподавателей, работающих по дисциплине ОП.05 "Трудовое право" для специальности 400.02.01 Право и организ...

Методическая разработка открытого урока. Тема: “Человек и его здоровье”

Методическая разработка открытого урока(нестандартный комбинированный бинарный урок с использованием мультимедийных технологий.)Дисциплины: Анатомия и физиологии человека, Гигиена и экология человека....

Методическая разработка открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с синдромом Дауна»

В методической разработке открытого внеаудиторного мероприятия по дисциплине Генетика человека с основами медицинской генетики. Студенческий лекторий «21 марта - Международный день человека с си...

Методическая разработка открытого классного часа "Международный день прав человека"

В группе У -100 прошел открытый классный час посвященный «Международному дню прав человека». Целью является формирование у студентов правовых компетенций, гражданской ответственности, глуб...