Развитие устной монологической речи у студентов СПО на уроках русского языка.
статья

Развитие устной монологической речи у студентов СПО  на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_monologicheskoy_rechi.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие устной монологической речи у студентов СПО

 на уроках русского языка.

     

      Слово и язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывает человеку окружающий мир. Русский язык необычайно богат. Наш язык вобрал в себя всё то, что создано фольклором и наукой.  Д.С. Лихачёв считал, что самая большая ценность народа — это язык — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Важнейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

      Итак, мир русской культуры, благодаря её восприимчивости, необычайно богат. Однако мир этот может не только обогащаться, но и катастрофически быстро беднеть. А вот что по этому поводу писал Д.С. Лихачёв: «Обеднение может происходить не только потому, что многие явления мы просто перестали «творить» и видеть (например, исчезло из активного употребления слово «учтивость» — его поймут, но сейчас его почти никто не произносит), но потому, что сегодня мы всё чаще прибегаем к словам пошлым, пустым, стёртым, не укоренённым в традиции культуры, легкомысленно и без видимой надобности заимствованным на стороне.»

      «А язык всё беднеет…» — именно этими словами Дмитрий Сергеевич заканчивает свои труды по языкознанию.

     Улучшение связной устной речи - одна из целей обучения русскому языку в системе школьного и среднего профессионального образования.

      В словаре-справочнике по методике обучения русскому языку Львов М.Р., педагог, методист по русскому языку, доктор педагогических наук, профессор, так описывает развитие речи учащихся: «Развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развития протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого».

      Речь - это один из способов вербального общения, без которого немыслима совместная работа или передача информации, она просто необходима в познании, образовании, она развивает человека духовно, используется в искусстве и культуре.

      «Внешняя речь есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация», - писал Выготский Л.С., известный советский психолог.  Таким образом, психологической основой речи служит мысль, и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на основе развитой системы понятий, на основе овладения системой умственных действий возможно успешное развитие речи.

      Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую. Диалог является наиболее простым видом устной речи. По сути — это разговор, поддерживаемый собеседником в процессе совместного обсуждения каких-либо вопросов. Особенности диалога зависят от взаимоотношения собеседников, их взаимопонимания. Разговор в семейном кругу отличается от разговора в техникуме. А разговор между студентами отличается от общения с преподавателем. Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений. Большое значение имеет степень эмоционального возбуждения при разговоре. Смущенный, удивленный, обрадованный, испуганный, разгневанный человек говорит не так, как в спокойном состоянии.

      Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его: это рассказ преподавателя, развернутый ответ студента, доклад и т. п. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности. Монологическая речь представляет большие трудности по сравнению с диалогической речью. Очень часто встречаются студенты, умеющие  свободно, без затруднений беседовать, но затрудняющиеся выступить с устным сообщением (докладом, публичным выступлением и т. п.), имеющим  монологический характер.

      Для отработки навыков монологической речи на уроках необходимо систематически предлагать задания, позволяющие развить эти навыки у студентов. Для построения монолога необходимо совершить некоторые последовательные действия. Первым этапом является программирование речи — построение смыслового костяка речевого высказывания того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная. В качестве учебных заданий на этом этапе  предлагается создать монологическое высказывание по элементарным вопросам (на свободную тему или по какой-либо учебной дисциплине), например: Ваше любимое время года? Что такое дружба? Какое качество Вы цените в людях? От какого качества Вашего характера Вы бы избавились?  Какая часть речи обозначает предмет? Как называется словарный запас человека? И т.д.

      Второй этап — разбирается построение синтаксической структуры предложения, рассматривается общая конструкция фразы, ее грамматическая форма. Наконец, осуществляется проговаривание, реальное звучание речи. Таким образом, осуществляется процесс «говорения», в ходе которого студент осваивает структуру предложения, текста, подлежащего передаче. В качестве завершающего этапа студентам предлагаются темы для составления устного монологического высказывания по темам, требующим достаточно свободного владения материалом. Данная система позволяет развивать навыки монологической речи, снимая реальные или мнимые психологические барьеры.

      Предмет развития речи часто дополняют методикой развития умений навыков правописания. Культурная речь -  это такое понятие, которое в различных источниках и справочниках характеризуется  как речь богатая, выразительная, точная, правильная и т.д. В письменной форме культурная речь должна соответствовать стандартам орфографии и пунктуации, а устная форма – стандартам орфоэпии, поэтому  достаточно важно уделять достаточное внимание на уроках пунктуации, орфографии, орфоэпии.

      Овладение грамотной и красивой речью необходимо для формирования социально активной личности. Речь - важное звено духовной культуры и жизни любого человека. Преподавателю русского языка следует  повышать интерес к звучащему слову.

На уроках надо учить не только правильно пользоваться словом, но и учить понимать и «почувствовать» каждое слово, воспитывать стремление развивать свой словарный запас, совершенствовать свое речевое творчество...

      Закончить своё сообщение хотелось бы словами Д.С. Лихачева, советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа, доктора филологических наук, профессора:  «Haш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности...

      Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума...»

Литература:

  1. Д.С. Лихачёв. «О языке устном и письменном, старом и новом». Москва, Русская культура, 1998 г.
  2. Практический курс русского языка. (Под редакцией  Г. И. Володиной). Издательство МГУ, 1970 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Диссертационная работа на тему "Развитие письменной монологической речи в процессе обучения текстам разных функционально-смысловых типов речи в основной школе"

Оригинальность и глубина исследования. В диссертационной работе Желчуряновой Д.А. достаточно глубоко изучены  теоретические основы исследования проблемы, корректно разработан понятийный аппарат и...

Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка

Статья «Метод проектов как средство формирования и развития коммуникативной и информационной компетенций студентов на уроках русского языка»...

Изобразительно-выразительные средства на уроках русского языка и литературы как способ развития речи

Использование изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка и литературы способствует развитию речи обучающихся.На уроках ученики анализируют тексты, составляют предложения, подбирают ...